Вы здесь

Праздник Входа Господня в Иерусалим

У нас — двунадесятый праздник! Странный, конечно, праздник. Христос входит в город, где Его убьют. Толпа, сошедшаяся, по замечанию евангелиста Иоанна, чтобы поглазеть на Воскресившего Лазаря, и есть толпа — отчего же в толпе не поорать «Осанна». Через пять дней та же толпа будет кричать «распни Его». Грустный праздник... Но раз праздник, нам надо ликовать и умиляться.

Вот два повода к умилению. Первый: в наших богослужебных текстах, и сегодняшнего дня, и в продолжение всей Страстной Седмицы, время от времени гимнописцы будут молитвенно радоваться: «злобные иудеи распяли Тебя, Господи — мы же благословим и превозносим Тебя во вся веки». Преп. Исаак Сирин дал как-то практический совет: «если тебе плохо, вспомни, что есть люди, которым ещё хуже — и утешишься». Здесь то же самое: «если ты грешник — вспомни, что есть и погрешнее тебя, и возликуешь».

Но ведь Евангелие — про нас. Ведь каждый из нас может оказаться в такой ситуации, когда сегодня он будет взывать «Осанна» Христу, а завтра распнёт его — своими мыслями, словами, делами, отношением к ближнему... Одно дело — ликовать в толпе. Совсем другое — делать личный осознанный выбор за Христа, особенно когда Его бьют и осуждают на смерть. Тут и верный и горячий Пётр дал слабину... а мы ликуем: «это не мы, это иудеи Тебя распяли, Господи, мы же благословим и превозносим во вся веки». А вот как раз может быть и не нужно «во вся веки». С «во вся веки» Господь Сам разберётся, воздавая каждому по делам его. А нужно нам здесь и сейчас блюсти себя, чтобы быть верным Христу; а если не находим в себе такой уж прочной верности-то, может быть, стоит и потише кричать «Осанну»...

А второй повод к умилению — ну как же, конечно: «неискусозлобные дети». Вчера слышал по «Радонежу» — проповедник весь изликовался: «чистые дети, злобные взрослые». Но вся беда в том, что дети-то вырастают. Сегодня их подносят к причастию — ах, милые крошки, как хороши! Вот семи-десятилетние детки стоят в храме — прямо ангелы, аж светятся! к Чаше подходят, ротик открывают, сердечко чистое... а вот шестнадцать-семнадцать — и те же детки такое вываливают на исповеди, что их по букве канонов лет на двадцать нужно отлучать... и это те ещё, кто до исповеди дошёл, а большинство Церкви ручкой сделали. Злобные взрослые не из кого иного, как из чистых детей получаются. А мы всё ликуем...

Вот и урок нам, и упрёк от сегодняшнего празднуемого события. Поменьше бы нам ликовать, а побольше думать, чтобы со Христом быть. Может, подумав, и к делам перейдём — не только к делам выстаивания величайших служб в году, но и к жизни евангельской.

Чего и, в первую очередь, себе, и всем вам, дорогие братья и сёстры, от души желаю. Аминь.