Вы здесь

Племянничек

Практика у Вани – студента педагогического факультета – закончилась досрочно. В летнем оздоровительном лагере он, работая вожатым, особо не надрывался. Поэтому начальник лагеря пообещал Ивану троечку за практику и тактично попросил ехать домой.
Домой Ваня не поехал – ему хотелось отдохнуть от ежедневных домашних скандалов, а отправился в гости к тетке, которая была младшей сестрой его матери. Позвонив, он предупредил о своем приезде, а часа через три был уже на месте. Светлана, так звали тетю, племяннику сначала обрадовалась. Но через два дня она и вся ее семья уже стали тяготиться незваным гостем, который только и делал, что смотрел телевизор, сидел за общим компьютером или с плеером лежал на диване. Да еще выходил покурить каждые полчаса. Чтобы хоть как-то его растормошить, Света решила съездить с племянником на дачу. Тем более, что уже созрела малина и ее срочно нужно было собирать.

Веселым июльским утром Светлана и Ваня сели в старенькую «Деу-Нексию».
- Хорошая машина, теть Свет, - похвалил Ваня «старушку» «Нексию».
- Я не разбираюсь в них. Главное, чтоб ездила, - равнодушно ответила тетка.
- Я себе тачку типа такой хочу. И ездит хорошо, и в глаза не бросается.
- Да уж, не бросается. На эдакую и воры не позарятся, и гаишники лишний раз не станут тормозить.
Автомобиль тронулся с места.
- Теть Свет, зачем кондиционер включили? Выключите Вы эту гадость! От него и заболеть недолго. Окна все откройте – вот и не будет жарко. Выключайте!
Светлана про себя умилилась бесцеремонности племянника. Спорить с ним не стала – все равно жары еще не было, кондиционер выключила.
- Вы правильно, теть Свет, делаете, что пристегиваетесь. Я – тоже, и маме говорю, что ремни безопасности – не только для гаишников.
- После того, как посмотрела краш тесты – я теперь всегда пристегиваюсь.
- Вот-вот. А мать не думает об этом. И машину разбила, и сама пострадала.
- Настя в аварию попала? – с ужасом спросила тетка. – Я ничего не знала. Что с ней?
- Сотрясение мозга. В больнице была, уже выписали. Нет, вот как, спрашивается, можно такому безответственному человеку садиться за руль?!
- А виноват кто?
- Да, оба виноваты. Только зеленый включился – и мама поехала, а тот козел думал на красный успеть проскочить... Мать его поздно заметила. Вот и остались теперь без машины. А отец свою мне не дает.
- А зачем тебе машина?
– Как зачем? В институт ездить!
Тетка удивилась его словам, но промолчала. Ване от дома до института – не больше получаса пешком, вполне можно обойтись и без машины.
– А отцу-то она не нужна! – продолжал племянник. – Он на ней почти никуда не ездит. Только к матери своей в Рязань, да на огороды... А я без машины не могу. У пацанов, вон, у всех свои тачки...
- Закрой окно, выхлопными газами воняет, – попросила тетка. – Машин много на шоссе... Чуть-чуть все-таки включу кондиционер. Жарковато уже. А ты, если боишься, направь поток в сторону, поверни вон ту штучку справа.
- Нет, зря Вы этим кондиционером увлекаетесь, теть Свет! Говорю же – опасно! Лучше выключить.
- Я его на минимум обычно ставлю. Пока еще никто не заболел. – Ответила тетка внешне спокойно, но внутренне уже начав раздражаться.

***

- Вы хорошо машину водите, - вдруг похвалил Иван тоном знатока. - А вот мама – совсем не умеет, нервничает все время за рулем. Я вообще боюсь с ней ездить.
- То же самое говорит обо мне мой сын – буквально слово в слово, - рассмеялась Светлана. – Мужчины вообще – женщин за водителей не считают. А взрослые сыновья своих мам – и подавно.
- Нет, теть Свет, я же вижу, что Вы хорошо ездите, уверенно. – Иван продолжать расхваливать теткины водительские навыки, о которых она сама была невысокого мнения. Покровительственный тон племянника Светлану забавлял, и раздражение на него исчезло. – Вы водите машину примерно как я.
Вероятно, это была высшая степень похвалы.
- Так вот, я отцу говорю, чтоб мне машину отдал – не хочет. – Ваня продолжил больную для него тему. – И мать не покупает – денег пока нет. А ведь без машины сейчас – никуда, сами ведь знаете. И пацаны говорят, что мне тачка нужна. Вот отцу, скажите, зачем она? Он, можно сказать, свое уже пожил.
- А разве он старый? Сколько же лет отцу?
- Не знаю.
- А маме? – тетя решила продолжить «экзамен» на знание элементарной информации о собственных родителях.
- Да, не знаю точно.
- Маме твоей сорок пять, а отец, если не ошибаюсь – на пару лет старше. Не старики, ведь, еще. Да и старикам, как и человеку в любом возрасте, хочется жить хорошо.
- Куда прешь, придурок, - вдруг выругался Иван в адрес «подрезавшего» их «Ниссана». – А, понятно, баба за рулем!.. Ой, теть Свет, знали бы Вы, какая у них жизнь! Отцу кроме огорода да бутылки ничего не надо. А мать меня все у своей юбки держит. Никак не поймет, что мне уже 20 лет, я уже давно сам все могу решать. Вот, жениться собрался – мать, конечно, против.
- Ты познакомь маму с невестой, - может и согласится, - осторожно перебила его тетка. – Но ведь и маму можно понять. Во-первых, она переживает за тебя, хочет, чтобы тебе было хорошо, поэтому боится необдуманных решений. Во-вторых, ты не работаешь, висишь у нее на шее. Мама тебя кормит, а теперь еще и жену твою должна содержать?
- Вот я и говорю, что она за меня все хочет решать. Ведь все равно мне деньги дает, так пусть уж, лучше, моей семье дает!
  Тетка задумалась, пытаясь уловить логику в его словах. Так и не поняв смысла сказанного, решила, что, видимо или она что-то прослушала, или Ваня неточно выразился.
- Да выключите Вы этот кондиционер, теть Свет! Вредно ведь!
- Ладно, пока выключу. Послушай, Вань, ты ведь только что убеждал меня, что сам уже взрослый и самостоятельный человек. Но какая же это самостоятельность, если мама тебя кормит, одевает, на сигареты даже дает? Хочешь независимости – зарабатывай сам себе на жизнь. Тем более, если собрался жениться. Не мать, а ты должен сам обеспечивать твою семью. На работу устраиваться собираешься?
- Да какая работа, я ведь учусь! Где я сейчас найду нормальную работу?! А семью заводить мне уже пора, ведь лучшие годы проходят. Мать никак этого не хочет понять. Вот Вы, теть Свет, меня понимаете, не то, что она... Давайте этого лоха обгоним, тащится на своей консервной банке...
- О, это – вечная тема, которая называется «Нет пророка в своем отечестве». Ты считаешь, что тебя мама не понимает, но и сам ее понять не очень-то хочешь. Мои дети – меня не слушаются, и тоже думают, что я их не понимаю. Это, к сожалению, в большинстве семей так, - умничала Светлана.
У Ивана зазвонил сотовый телефон.
- Привет, Серый!.. Не, я сейчас у тетки... Практика закончилась... Да нет, нормально... Да... Хочешь, приезжай, тетка недалеко от Москвы живет... Дела?.. Ну ладно... Тогда созвонимся. У меня деньги закончились. Но я матери скажу, она положит... Пока!.. 
- Теть Свет, дайте свой мобильник, я маме позвоню.

***

Когда племянник закончил говорить с мамой, Светлана спросила:
- А где ты собираешься жить с женой?
- Не знаю, еще. Может, у нее.
- Она где живет?
- В Москве, с родителями.
- Если жить в Москве, то далековато тебе будет в Дмитров ездить, в институт.
- Вот я и говорю, что машина нужна.
- А зовут как невесту?
- Ксюша.
- Давно вы с ней встречаетесь?
- Не, мы не встречались.
- Как так? А когда познакомились?
- Три года назад, в доме отдыха. Потом «в контакте» общались. Я ей написал, что надо встретиться.
- И что?
- Приехал к ней домой, сказал, что хочу жениться.
- Ну и ну! Три года общались только по Интернету – и решил жениться?!
- Ну, да.
- А почему тогда через три года, а не сразу? – пошутила Света.
- Сразу она мне не нравилась, - на полном серьезе объяснил Иван. - Да и маленькая была, ей тогда всего 15 лет было... А недавно вдруг понравилась. Так что, теперь женюсь.
- А она согласна?
- Еще не решила. Хочет, чтобы как у всех, встречаться сначала, и все такое.
- Ну и правильно. Разве по Интернету можно судить, что за человек?
В ходе разговора, тетка заметила, что племянник не очень-то внимал тому, что она ему говорила, а больше слушал себя. Но для очистки совести все-таки посоветовала:
- Вань, женитьба – дело ответственное, нужно сначала к человеку присмотреться, к его привычкам, характеру. Лучше не торопиться, чтобы потом не жалеть. И маму с невестой обязательно познакомь...
- Теть Свет, остановите вон, у того киоска, я сигарет куплю, - вдруг попросил племянник. Они уже свернули с шоссе и ехали вдоль какого-то поселка. – Дайте, пожалуйста, на две пачки, а то у меня деньги закончились.
Вот, застал же врасплох! Знала бы Света заранее, что на сигареты попросит – совсем бы не дала. А тут она растерялась, т.к. совсем отказать было неудобно:
- На одну пачку так и быть, дам. Но больше не проси – на курево давать не буду.
- Спасибо. Можно я покурю?
- Только не в машине.

***

Купив сигареты и выкурив одну, племянник вернулся в машину. Они поехали дальше.
- Ты надолго к нам? – спросила тетка.
Этот вопрос интересовал не только Светлану, но и всю ее семью. От Ивана, особенно от его бесцеремонности и простоты (той, которая «хуже воровства») все уже устали. Но долг гостеприимства не позволял указать ему на дверь. (Впрочем, в следующий его неожиданный приезд Свете пришлось именно так и сделать – покормить родственничка и выставить за дверь. В конце концов, кроме долга гостеприимства, еще есть долг перед своей семьей.)
- Да, не знаю. У меня каникулы до конца лета... Погощу пока у вас...
Чудом Света не съехала в какую-нибудь канаву... «Обрадовал», ничего не скажешь...
- Вань, но у нас еще свои дела есть. Мы на дачу планировали на недельку съездить, там работы много. - Тетка отчаянно пыталась намекнуть племяннику, что слишком долго ему гостить не стоит.
- Ладно, можно и на дачу съездить. Чего в такую жару в городе делать? У вас неплохо на даче – малины, смородины много. Пруд хороший, чистый. Накупаюсь... В жару – самое то!
- Учти, сигарет покупать не буду.
- Ничего, я у пацанов настреляю.

Никакие намеки на то, что его общество не всегда и не всех радует, Иван не понимал. Настроение у Светланы очень испортилось...

Через пять минут они уже были на месте. Иван, выйдя из машины, сразу закурил. Тетка отошла подальше и позвонила Ольге - самой младшей сестре.
- Привет, Ольчик! У нас Ваня сейчас в гостях, у него каникулы. И у тебя – отпуск. Может, племянничка к тебе отправить на пару деньков? Будет возможность его повоспитывать. Ты же ему крестная мать, все-таки.
- Ну, привози, - грустно вздохнув, ответила сестра.
У Ольги чувство ответственности временами просто зашкаливало, чем старшие сестры иногда беззастенчиво пользовались. Общение с крестником обычно расстраивало младшую, потому что Ваня не особо прислушивался к ее мудрым наставлениям. Но все равно, Оля никогда не отказывалась побыть с ним, так как очень серьезно относилась к своим обязанностям крестной матери. И, конечно же, она усердно молилась за Ивана, не теряя надежды на лучшее.

- Вань, слышь, я с тетей Олей по телефону сейчас говорила, она тебя в гости ждет. Поедешь? До электрички я тебя подброшу.
- Ладно, - ответил племянник, поразмыслив. - Только я у нее растолстею, наверное, опять. Готовит очень вкусно... Когда ехать?
- Да вот, малину соберем и поедем, – ликовала Света. Как мало иногда нужно человеку для счастья...

Надев старенькие дачные панамы в горошек, они отправились собирать урожай малины. Солнце уже сильно припекало. В воздухе гудели шмели и порхали бабочки, стоял потрясающий аромат цветов и ягод. «Жизнь все-таки – прекрасная штука!» - подумала Светлана.

Комментарии

Любовь Кантаржи

Вот такая грустная правда жизни: все мы друг дружке - нули, и кидаемся друг дружкой, как мячиками пинг-понга. Глупый, бесцеремонный и зацикленный на себе племянничек оказался в этой истории самым симпатичным персонажем, поскольку в силу возраста и наива всё ещё доверчиво и просто относится к родственникам, не подозревая о том, что он везде лишний. А его благочестивые тётушки, вынужденные терпеть невыносимого родственничка, почему-то сочувствия не вызывают, - и в чём тут дело, не пойму...wacko2

Людмила Громова

Сочувствие, наверное, все вызывают.  И избалованный инфантильный племянничек, ничего не понимающий в жизни и в свои 20 лет всё ещё считающий себя центром вселенной.  И тетушки, которым не хватает смелости и честности перестать няньчиться с ним, как с дитем малым, а заниматься своими прямыми обязанностями – своей семьей, в первую очередь. Племянничку ведь не 5 лет, да и родители его живы-здоровы. Их-то мне, пожалуй, больше всех жалко.

Но, мне кажется, тут главное не в том, кто большую или меньшую симпатию вызывает, а в том, как правильнее поступить с племянником, чтобы  для него было лучше. Наверное, полезнее всего для него (и для всех) будет, если предоставить ему возможность на деле почувствовать, что такое самостоятельность и мнимая независимость. Хотя для родителей это порою трудно бывает (по себе знаю). Набитые на собственном опыте шишки учат лучше, чем нравоучения. Как хочется ребенка от этих шишек избавить, настелить везде соломки. Но без собственного жизненного опыта ребенок-то и не повзрослеет.

Мне Ваня тоже многим симпатичен. Искренностью, в первую очередь. И еще – своим решением жениться. Пусть  решение наивное, непродуманное. Но все-таки – жениться, взять на себя ответственность за новую семью. И это во времена почти поголовного разврата! Такой шаг о многом говорит.

А вообще интересно, как иногда по-разному воспринимают текст читатель и автор.smile