Вы здесь

Печальное детство

       Холодный осенний дождь закончился, и озорной ветер стал наводить на небе порядок. Он распахнул тяжелые серые тучи и выпустил на свободу яркие лучи солнца, которые сразу же начали сушить промокшую остывшую землю.

       Десятилетняя Люба с радостью надела свои старенькие ботинки, доставшиеся ей от старшего брата Гриши, взяла сделанную папой деревянную куклу и вышла из дома. Родители уже были во дворе. Стоя у амбара, они советовались, как им лучше сохранить собранный урожай.

       Петр был ветераном Первой мировой войны. Имел редкую по тем временам специальность водителя. За проявленную в боях храбрость получил от государя два Георгиевских Креста. Анастасия, верная спутница жизни, вымолила его у Господа, и с войны он вернулся целым и невредимым. В Гражданскую Петр ни на чьей стороне не участвовал. Трудился на своей земле и в рыбацкой артели, ведь село находилось на берегу полноводного Днепра.

       Неожиданно радостные раздумья супругов прервал раздавшийся на улице шум повозки, на которой ехали три вооруженных сотрудника ОГПУ вместе с двумя сельскими активистами.

       Петр и Анастасия с удивлением посмотрели в их сторону, но удивление это быстро сменилось испугом, когда они увидели, что лошади поворачивают к ним. Сотрудник ОГПУ, видимо старший, громко крикнул хозяевам, чтобы открывали ворота. Спрыгнув на землю, порывшись в кожаной сумке, он с непроницаемым видом достал какую-то бумагу и, размахивая ей, потребовал от Петра сдать государству свой урожай. В ответ на объяснения, что у них нет долгов по налогам, ОГПУшник выхватил из кобуры наган и, угрожая им, потребовал отдать все зерно, которое у них было. Петр обнял Анастасию и молча увел ее в сторону, а активисты, с гримасами радости на неумытых лицах, бросились к амбару и стали вытаскивать мешки. Убедившись, что погрузка закончена, старший взял с собой товарищей и направился в дом. Вслед за ними, бросив куклу, устремилась Люба.

       Пока они обыскивали одну комнату, девочка пробралась в другую и, вынув из шкафа мешочек с пшеном, спрятала его за большой иконой Богородицы.

       Сотрудники ОГПУ, злые, что ничего не нашли, продолжили обыск, и вдруг один из них залился громким смехом и выдернул из-за иконы спрятанную крупу. Люба бросилась к нему и схватила обеими руками мешочек, но мужчина с силой оттолкнул ее. Девочка упала. Мешочек развязался, и пшено рассыпалось по полу. Раздосадованный сотрудник, злобно ругаясь, стал топтать его ногами. А потом, все перевернув в доме и, поняв, что зерна больше нет, довольные своей работой ОГПУшники с тяжело груженной повозкой покинули двор.

       Полностью лишившись зерна и круп, семья какое-то время обходилась небольшими запасами овощей и рыбой, которую иногда удавалось поймать Петру, но зимой намело снега под самую крышу, ударили морозы, и Днепр покрылся таким толстым льдом, что рыбачить стало невозможно.

       В селе достать еду было негде, и Петр с Анастасией, помолившись Богородице, оставили Любу с Гришей дома и отправились в Запорожье, где рабочим выдавали небольшие продуктовые пайки. Нанялись на заготовки речного льда. Холодильников тогда не было, и в теплое время года для хранения продуктов использовали лед, который зимой складывали в специальные хранилища.

       Труд был невероятно тяжелым. Пилить и таскать ледяные глыбы на морозе приходилось целый день, но супруги были рады, что могут получить за это хоть немного крупы. Как-то им удалось наведаться домой. К великой их радости, Люба и Гриша были живы. Рядом же соседские дома уже опустели.

       К концу зимы наступившего 1933 года голод стал особо свирепым. Люба и Гриша спасались уцелевшими ягодами шиповника и боярышника, собирали и рассасывали смолу с фруктовых деревьев. Но сил с каждым днем становилось все меньше.

       От односельчан, которые еще были живы, Люба узнала, что в соседнем селе, где жила ее крестная Матрона, колхозникам за трудодни дают что-то съестное. Девочка решила прийти к ней, надеясь, что она ей чем-то поможет.

       Одев на себя пару кофт и пальтишко, Люба отправилась к Матроне. На ледяном ветру полевыми дорогами прошагала восемь километров, молясь Богородице, чтоб не растерзали голодные волки. Крестная мама вместе с другими женщинами в амбаре шелушила кочаны кукурузы. Вход охранял вооруженный солдат.

       Люба поняла, что охранник ее не пропустит. Тогда она незаметно взяла лежащую у стены половинку кирпича, сняла с головы платок и сделала аккуратный сверток. Решительно подошла к солдату и сказала, что принесла маме обед. Тот разрешил ей войти.

       Матрона, увидев крестницу, подошла к ней, обняла и отвела в сторону. Затем незаметно прорезала карманы пальто Любы и засыпала под подкладку несколько горстей кукурузы. Девочка со спокойным видом вышла из амбара. Охранник ничего не заподозрил. Она благополучно добралась домой и устроила праздничный ужин.

       Пока крестная работала в амбаре, Люба еще несколько раз приходила к ней и выносила в пальто немного кукурузы, но потом Матрону перевели на другую работу, и девочка к ней ходить перестала.

       Весеннее солнце растопило снег. Заготовки льда прекратились, и супруги вернулись домой. Петр снова стал трудиться в рыболовецкой артели. Смерть отступила. В селе выжившие дети, подобно гусям, стали пастись на зеленых лужайках, съедая сочные стебельки травы и первые листочки распускавшихся лип.

       Всю свою жизнь, уцелевшая в голод Люба будет хранить дома запас крупы и никогда не выбросит в мусор даже корочку черствого хлеба.

Комментарии

Девочка рисковала свободой. А то и жизнью. И кто из нас не знает - так и было. Все так и было. Безбожная большевистская власть убивала собственный народ.

Люба прошла страшную школу жизни. Оставшись при этом человеком.

Есть над чем подумать.

Спасибо, о. Василий!

Елена Филипенок

Хорошо,бвтюшка, что Вы написали такой рассказ. Мой папа тоже пережил голодное военное детство. Поэтому в нашем доме хлеб был всега был на первом месте, из остатков сушили сухари, крошки шли на панировку и корм для птиц. Как-то живо все это вспомнилось.  "Нельзя быбрасывать хлеб на помойку", - это папино наставление прочно закрепилось в моей голове. Мы же, живя в изобилии, даже не ценим его и забываем благодарить Бога за все. Спасибо.

Какой хороший добрый рассказ! Страстотерпцы России! Это ведь не выдуманная история? Много читала и слышала таких рассказов от очевидцев и всегда удивлялась доброте и любвеобильности людей, перенёсших страдания, которые нам и не снились. Они как будто отмечены божьей благодатью, не такие как мы - избалованные хорошей жизнью. Спасибо, батюшка.