Каждому священнику, настоятелю сельского приходского храма, больно смотреть на детей, обходящих стороной храм Божий. На службе детей – единицы, даже на молебнах перед началом учебного года детей немного, и только в особые дни: Вербное воскресенье, Пасха, Введенье, святителя Николая, окончание школы, отдельные группы детей появляются в храме. А что же школа?
В целом возможности для появления в школе священника многообразны: это материальная помощь школе для приобретения учебников, мебели, топлива, оплаты ремонтов, транспортных расходов и летних лагерей, проведение экскурсий, присутствие на родительских собраниях и педсоветах, работа в школе и вне школы с трудными детьми и подростками, сиротами, бездомными (случается и такое), бесноватыми. Выступления на праздниках Воскресения Христова, Рождества Христова, святителя Николая Чудотворца; окропление святой водой на Богоявление Господне.
Существует множество курсов христианской и христианско-православной этики, региональные основы православной культуры. Но далеко не везде школьные педколлективы и местные отделы народного образования поддерживают введение курсов христианской этики, не взирая даже на внеконфессиональный характер учебников. В таких условиях у пастыря остаются две возможности внебогослужебной систематической проповеди детям: 1) различные формы воскресных школ, клубы, секции, походы, лагеря и 2) проведение уроков в школе по предметам гуманитарного цикла, помощь в подготовке к олимпиадам, конкурсам в рамках Малой академии наук, краеведение.
При благоприятном отношении дирекции и педколлектива школы к участию пастыря в проведении уроков в присутствии педагога, священник может ненавязчиво, в рамках школьной программы, говорить о мире, о человеке, о Церкви и храме, а также, нисколько не отходя от программы, свидетельствовать о вере. В силу невоцерковленности подавляющего числа сельских школьников, факультативное преподавание предмета христианская этика, в особенности учителями невоцерковленными, может оттолкнуть детей, создать устойчивое неприятие христианства, православной веры, тогда как разнообразие предметов, курсов и тем при проведении различных уроков-лекций священником сохраняет ощущение новизны.
Принципы проведения священником уроков в школе
На что следует обратить внимание при выборе предмета, темы, при подготовке урока? Что особенно важно при проведении уроков?
Пастырю важно избегать сенсационности, склонности поразить воображение школьников, добиться миссионерского успеха «здесь и сейчас». Такие эффекты способны пробудить интерес, но действие их недолговечно. Следует также уходить от обсуждения политических вопросов, в оценке политических деятелей прошлого соблюдать умеренность, ссылаться на авторитетные мнения ученых. Важно избегать оценки актуальной политики и политических деятелей современности, особенно в период предвыборных кампаний.
Следовать школьным программам священник должен неукоснительно! Допуская вольности в выборе материала, направляя ход урока в русло, далеко отстоящее от программы, превращая урок-лекцию в проповедь, священник рискует лишиться поддержки дирекции и педколлектива, спровоцировать жалобы учеников, родителей и педагогов в районные и областные отделы народного образования. Даже просьбы дирекции и педагогов допустить вышеуказанные нарушения не могут служить священнику основанием для исполнения таких просьб. Можно ответить на отдельный вопрос педагога или школьника, вставить несколько фраз «не по теме», в остальном следует придерживаться программы и допустимого дополнительного материала.
Очень желательно обращать внимание на язык, терминологию, присутствие в классе воцерковленных детей. Некоторые слова, привычные пастырям и прихожанам его храма, для детей будут звучать диссонансом. В процессе подготовки к уроку пастырю следует учесть возрастные особенности детей, в случае необходимости, почитать пособия по православной педагогике и психологии, методические рекомендации к школьному курсу. Хорошо бы также советоваться с директором школы, завучем и учителями о лучших способах взаимодействия с детьми.
Священник, совершающий Таинство Крещения, нередко сталкивается с полной неспособностью восприемников прочитать Символ веры. Практически в каждом классе сельской школы есть ребенок или несколько детей, не умеющих читать и писать. Таких детей следовало бы окружить пастырской заботой и участием хотя бы на короткое время урока. Именно такие дети, лишенные внимания и социальной адаптации, но часто добрые по характеру, могли бы в церкви помогать в алтаре, петь по памяти церковные песнопения на клиросе. Чувствуя внимание и доброе отношение, ребенок тянется к его Источнику, тем более, что священник и прихожане могут помочь отстающему ребенку научиться считать, читать по слогам, понять принцип работы циферблата.
Священнику необходимо постараться найти контакт с детской аудиторией. При обязательности требования преподавания на украинском языке, можно вставлять отдельные фразы или слова на русском, переводить с русского на украинский и с украинского на русский сложные выражения. Быстро установить контакт помогают вопросы в начале урока, наводящие вопросы, чередование повествовательной и вопросительной интонации, повторение пройденного материала. Вернуть внимание подуставшей аудитории, отвлечься от посторонних мыслей помогает умеренный юмор, использование наглядных пособий, карт и глобусов, написание на доске названий тем, подзаголовков, имен, терминов и дат. При использовании наглядных пособий, указки и доски священник будет немного двигаться по классу с указкой, что поможет некоторым детям отвлечься от изучения смс-сообщений и записок, переданных с соседней парты.
К каждому уроку необходимо готовиться, используя учебники для школы и вузов, методические пособия, статьи, монографии. Отделываться общими фразами еще можно на одном-двух уроках, а плодотворное сотрудничество священника и школы возможно только в случае добросовестного отношения к делу, жертвы со стороны священника или миссионера-мирянина своим временем, знанием, силами.
Какие предметы выбрать для проведения уроков-лекций?
Безусловно, священник сможет лучше провести урок по тому предмету, которым владеет профессионально, имея светское образование либо духовное образование с тем или иным уклоном – историческим, литературно-журналистским, языковым, искусствоведческим т.д.
з школьных предметов, по которым особенно уместно проведение уроков пастырем, выделим историю Украины, всемирную историю, ОБЖ и ОЗ, украинскую литературу, зарубежную литературу, географию, художественную культуру. В программах истории Украины и всемирной немало тем и уроков посвящено религиозным вопросам. Литературные предметы содержат темы, связанные с изучением литературных произведений, в которых значительное место отводится вопросам веры, богословия, истории Церкви, психологии. Вопросы географии и происхождения религий рассматриваются в программе предмета география. Происхождение иконы, ее эволюция в последние столетия, храмостроительство и архитектурные стили XIX-XX столетий охватывают некоторое число тем предмета художественная культура.
Особенное значение слово священника в школе может иметь на уроках истории и литературы. Темы зарождения христианства, Византии, Крестовых походов, Крещения Руси, Брестской унии, религиозной жизни в украинских землях в различные исторические периоды, основания крупных монастырей, деятельность крупных религиозных и общественных деятелей, гонения на православных в XX веке и возрождения церковной жизнедеятельности в конце прошлого века входят в школьные программы. Некоторые современные учебники по истории Украины написаны тенденциозно, поверхностно, нередко они обнаруживают слабое знакомство их авторов с предметом преподавания. В конце прошлого – начале нынешнего столетия украинские светские историки, краеведы, церковные историки издали сотни фундаментальных монографий по религиозной истории Украины, тысячи статей, и это богатство опубликованных источников и исследований иногда проходит мимо внимания авторов учебников, перегруженных преподавательской работой. Священник при подготовке к проведению урока по истории Украины и всемирной истории может использовать любые отечественные и зарубежные материалы, следует только избегать крайностей, к примеру, теорий заговора, мифотворчества, подменяющих историческое исследование идеологией. Хорошо бы на уроках по истории объяснять элементы источниковедения и демонстрировать различные письменные и неписьменные источники, в особенности связанные с историей родного села, района, области, региона.
Изучение в украинской школе на уроках зарубежной литературы священных книг религий мира, в т.ч. Библии, «Божественной комедии» Данте Алигьери, «Фауста» Гете, творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, М.А. Булгакова представляет возможность говорить о личностном и общественном, добре и зле, падении и взлете, подлости и милосердии, красивом и безобразном, небесном и земном, божественном и инфернальном, изображенном посредством художественных образов в литературных произведениях. Немалое богатство духовных тем содержат и курсы украинской литературы, начиная с древнерусских былин и «Слова о полку Игореве» до современных произведений.
В целом тематика программ украинской школы настолько широко охватывает вопросы этики, психологии человека, истории и географии мировых религий, церковной истории, церковного краеведения, церковного искусства, даже некоторые догматические вопросы, что школьному учителю, священнику и миссионеру для проповеди в рамках школьной программы нет необходимости прибегать к поиску специально-церковных тем, нет нужды превращать школьный урок в церковную проповедь, с ее специфическим пафосом, направленностью и стилистикой.
Появление священника в школе не эпизодически, не только и не столько для вручения подарков, сколько для регулярного общения с детьми, призвано преодолеть пропасть, до сих пор отделяющую Церковь и общество в сельской и городской школе. Вместе с тем, глубокие и разнообразные знания священников, духовный и житейский опыт, высокие нравственные качества священнослужителей, православных катехозаторов и миссионеров должны способствовать повышению уровня образования, преодолению воспитательных провалов, нравственной опустошенности современных школьников.
Комментарии
обсуждение статьи
Наталья, 27/11/2012 - 22:50
А мне идея очень понравилась. Ведь на самом деле, дети могут прийти к Богу, если их кто-то приведет. А невоцерковленных семей очень много, особенно в глубинке. Понятно, что не привитое родителями сложно пополнить вне семьи, но можно. Иначе дети обречены узнать о Боге только повзрослев и начав самостоятельно искать путь к Истине. Но как ценно именно детское восприятие Творца. Как раз к этому призывает статья, и это можно осуществить реально, при условии сотрудничества с педагогическим коллективом школы. Спаси Господи за полезную публикацию.
И раз уж речь зашла о
Иеромонах Иустин Юревич, 28/11/2012 - 01:27
И раз уж речь зашла о воцерковлении детей. В моем селе воцерковленных детей 1-2%. Буду рад, если кто-то по степным, лесостепным и лесным селам (не пригородным) представит иную статистику.
Украинское село умирает.
Иеромонах Иустин Юревич, 28/11/2012 - 00:20
Украинское село умирает. Логика общественной жизни подсказывает не мешать процессу. Легче всего перебраться в город и с жаром заняться всеми родами приходской деятельности. Еще десять лет назад сотни детей были готовы записываться в воскресные школы, а теперь? Сидеть на приходе, возгревать дух молитвой, пока в двух шагах от храма умирает село? Благодарю за отзыв, Наталия. Я и не собирался озвучивать этот опыт, попросили в Киеве провести лекцию, из лекции выросла и публикация.
Какой-то пустой, безжизненный
Андерс, 27/11/2012 - 21:59
Какой-то пустой, безжизненный текст. Много умных слов, а духа - нет.
...
Иеромонах Иустин Юревич, 28/11/2012 - 00:10
Благодарю за отзыв, господин Андерс.
привет от шагомера
Александр, 29/11/2013 - 13:50
нехорошо друзей своих забывать