Вы здесь

Образ женщины-матери в современном мире.

«Мама — первое слово, главное слово в каждой судьбе» — так поется в замечательной детской киносказке «Мама». Образ заботливой, нежной матери в этой киноленте воплотила, бесспорно, талантливая актриса Людмила Гурченко. И сколько еще примеров матерей, достойных подражанию, дал нам отечественный кинематограф: это и Наталья Гундарева в роли заботливой и терпеливой многодетной мамы (в фильме «Однажды двадцать лет спустя»), и Татьяна Доронина в роли любящей и по-женски мудрой мачехи ( фильм «Мачеха»). Я не зря перечислила сейчас эти нестареющие и поныне актуальные киноленты. В советское время, когда о Боге и христианстве не принято было говорить вслух, именно они служили женщинам ориентиром, показывающим истину. А истина заключается в том, что предназначение женщины было и осталось одним — давать и сохранять жизнь. Вспомните, как культивировался тогда среди женщин образ строительницы коммунизма. Женщина- активистка, партийный работник, женщина на сложнейшем производстве и даже в космосе. Такая тенденция наблюдалась не только в нашей стране. Во всем мире женщины осваивали новые, безусловно, интересные сферы жизни и...увлекались, постепенно отдаляясь и отдаляясь от главного своего призвания — воспитания детей.

Что мы наблюдаем сейчас? Уже как минимум три поколения женщин выросло, фактически не имея представлений о том, как нужно воспитывать ребенка. Да, существуют хорошие грамотные книги о воспитании (я имею ввиду качественную художественную и специализированную литературу, для христиан — в первую очередь православную), есть неплохие современные фильмы, и опять-таки классика отечественного кинематографа. Но живой пример христианского воспитания, который передается из поколения в поколение, от матери к дочери у многих отсутствует, а именно он является основой. Книги, фильмы, какими бы замечательными они не были, никогда не заменят опыта живого общения. Современная женщина, даже будучи воцерковленной, сталкивается с огромным количеством очень сложных и важных вопросов в области воспитания, которые ей приходиться решать. Конечно, самый первый и мудрый шаг — спросить совета у священника, обратиться в молитве к Богу и начать работу над собой, над своей духовной жизнью.

В качестве помощи матерям я бы также хотела предложить освещать некоторые вопросы, касающиеся семьи и воспитания детей, на страницах этой газеты. И первая тема, которую я постараюсь раскрыть, будет касаться отсутствия терпимости в общении с ребенком. Апостол Павел, обращаясь к Колоссянам, дал следующее наставление: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали». Иеромонах Иов (Гумеров) объясняет эти слова так: «Родители не должны баловать детей. Но строгость должна основываться на любви, а не на злобе, которая часто проявляется во вспышках гнева, когда дети поступают по своеволию. Неразумная строгость, вспыльчивость, оскорбление словами, наказание, превышающее меру проступка, подавляют детей. Они впадают в уныние, которое ведет к отчаянию и апатии. Такое воспитание не только бесплодно. Постепенно между родителями и детьми возникает глубокое отчуждение, которое проявится полной непокорностью, когда ребенок станет подростком». Почему именно эту тему я бы хотела раскрыть первой? Дело в том, что в современном мире все чаще и чаще приходиться сталкиваться с нетерпимым, а иногда откровенно агрессивным отношением матери к своему ребенку. Причем, раздражительность в общении, употребление грубых, а иногда и бранных слов, становятся нормой. Не это ли стало одной из причин все большего и большего искажения образа матери в нашем обществе? Вы, возможно, замечали, что в современной литературе и кинематографе все чаще появляется образ этакой мамы-истерички, психически неуравновешенной женщины. Ребенок не испытывает к ней ни уважения, ни любви. А осуждение таких матерей, высмеивание их недостатков становиться оправданным. Безусловно, такие книги и фильмы не учат добру, а еще больше усугубляют сложившуюся нездоровую духовную атмосферу общества. Но, к сожалению, возникшие прототипы таких матерей реальны. Вот, например, ситуация, которую мне приходится регулярно наблюдать в детском развивающем центре: на занятия приходят мамы с детьми (группа4-5 лет). Мамы на этих занятиях присутствуют, каждая сидит рядом со своим ребенком, они активно сотрудничают. Реплики мам: " Сядь спокойно, я сказала!«, «Положи карандаш на место, бестолочь!», «Не правильно вырезаешь! Почему такая трудная?!». Я уже не говорю о том, что некоторые раздраженные фразы сопровождаются одергиванием и тычками. Да, можно понять, что современным мамам приходится многое успевать, они стараются совмещать и работу, и воспитание, а это трудно. Родители хотят развить детские способности и таланты, стремятся дать как можно больше, подготовить детей к школе, ведь современная система образования требует от дошкольников основательной подготовки. То, что раньше изучалось в первом классе, теперь осваивается детьми в детском саду. Но, в погоне за приобретением знаний и умений, родители часто забывают о главном: общение мамы и дитя должно приносить радость обоим. Если мама не успевает, сильно устает; если дошкольник не проявляет особого желания к обучению, то не лучше ли оставить такие занятия, или пойти на них позднее, через год, например? Сейчас я привела пример общения мам, которые, скорее всего не бывают в храме, и, возможно, даже и в Бога-то не верят. Но, ведь очень многие православные женщины тоже не гнушаются грубостью в общении с детьми. Есть такое понятие как «строгость». Да, православное воспитание не допускает баловства, но и строгость тоже не должна быть чрезмерной. Хмурое лицо, окрики, и опять же раздражительный тон в общении — отталкивают. Такую мать, скорее, ребенок будет бояться, нежели любить. Могу привести еще один пример чрезмерности в православном воспитании. Родители собирают деток в храм. Младший ребенок начинает капризничать, старший слишком медленно одевается. Мама смотрит на часы и понимает, что семья опаздывает. Родители начинают повышать голос и раздражаться на детей. В итоге первоначальное благое желание прийти вовремя на службу сводится к окрикам, недовольствам и испорченному настроению. Опять же, что важнее? Безусловно, хорошо, если семья приходит на службу вовремя. Но для этого необходимо подготовить все с вечера заранее и распределить обязанности, желательно и проснуться пораньше. Если же по каким-то причинам не получилось дружно собраться, и вы опаздываете, то ни в коем случае не обвиняйте близких, не накручивайте себя и детей. Дети должны воспринимать поход в храм, не только как обязанность, но и как праздник. Сделайте для этого все, что возможно. Именно от нас, от родителей, и в первую очередь от матерей, зависит, духовное благосостояние детей.

Дорогие мамы! Молитесь за своих деток, улыбайтесь им чаще ( к чему деланно строгие лица?), общайтесь с детьми без спешки, со вниманием. Если вы заметили в себе страсть раздражительности, боритесь, не медля, с этой духовной заразой. Помните, что детки растут очень быстро, и не за горами день, когда они покинут родительский дом. Именно от нас, матерей, зависит, какой образ матери останется в их представлении, и дай Бог, чтобы это была терпеливая, внимательная, спокойная — любящая мама.

Комментарии

Да, безусловно тема серьёзная и её надо обсуждать. Зачастую, некоторые очень ревнивые к службам мамочки, приводят на литургию совсем маленьких детей 3-4 лет. И что же происходит? Ребёнок изнемогает от усталости и спрашивается - кому на пользу такая служба? Малышке? Мамочке? Прихожанам, которым приходиться отвлекаться на громкие капризы ребёнка? Не лучше ли бы было, привести ребёнка ко причастию, а долгое предстояние отодвинуть на более подходящие сроки. Во всё нужна мера и разумение. Спасибо автору за статью и за возможность высказать своё мнение.

Примитивно написано. Автор взялся за тему, которую не знает. Что вы знаете о мире и о женщине в мире? Или Вы думаете что Вы - это и есть женщины мира? Тогда это гордость. Не надо брать такие заголовки, не надо замахиваться на большие темы, если вы не доросли до их понимания.

Анна Четверикова

Меня благословил писать епископ Николай, он же редактор газеты.  В газете есть рубрика для прихожан - это их мысли, их видение проблем, любых, в том числе и на тему воспитания. На научный или богословский труд такие работы не претендуют. В редакции статью одобрили.

Вы считаете благословение автоматом делает текст хорошим? А может быть, получив благословение, нельзя работать недобросовестно? Не прикрывайте халтуру благословением - это грех. Лучше работайте над ошибками, как Вам советуют старшие.

Галина Ефремова

Уважаемый Гость! Непозволительно в таком тоне говорить с молодым автором, у вас нет никаких оснований утверждать, что

автор недобросовестен. Статья актуальная и отражает абсолютно реальную современную картину взаимоотношений детей и родителей. Аня права, ее наблюдения очень точны и своевременно озвучены.

Основание - результат работы. Назвался груздём - полезай в кузовок.
Чрезмерные похвалы - это оскорбление для нормального автора, а здравая критика - помощь ему. Ваши дифирамбы только вредят молодому автору.

Галина Ефремова

Очень актуальная тема. Быть рядом со своим ребенком, любить его, помочь ему состояться - это настоящее счастье.

Когда родители любят свое дитя,  то это  чудным образом   показывает как в какой ситуации поступить, ответить, взглянуть,

ведь  "...любовь есть исполнение закона" ( Римлянам 13:10).  Спасибо, Аня!