Вы здесь

«Нужным быть кому-то в трудную минуту…»

В детской песенке (слова из которой вынесены в заголовок) речь шла о настоящем друге. Именно в таком человеке, особенно в трудную минуту, нуждаются те, кто одинок, немощен или брошен с первых дней жизни. С некоторых пор в прессе то и дело появляются материалы о волонтерской деятельности, а в магазинах можно увидеть молодых людей, проводящих акции по сбору средств или товаров народного потребления на разного рода социальные нужды.

Кто эти люди? Чем они занимаются и, главное, зачем они это делают? С такими вопросами мы обратились к священнику Георгию Казанцеву, духовнику Калужского православного миссионерского общества, администратору Калужской добровольческой службы «Милосердие», секретарю Миссионеркой комиссии Калужской епархии.

Отец Георгий, кто такие волонтеры, с точки зрения православия?

— Думаю, что «волонтерство» (или «добровольческая деятельность») — понятие светское, возникшее как антипод профессионального оплачиваемого труда. Волонтеры — это люди, трудящиеся безвозмездно, по велению сердца, руководствуясь морально-нравственными убеждениями. От волонтера, в первую очередь, требуется не профессионализм как таковой, а готовность трудиться бесплатно. Если человек хочет делать добрые дела, то он берется за любую доступную ему работу, даже самую простую, вне зависимости от своей профессии.

В церковном смысле «волонтерство» больше всего соответствует понятию «служение милосердия». Служение — это необходимая часть жизни каждого человека, именующего себя христианином. Волонтерство (или добровольчество) — светское понятие, но, взяв его за основу, мы в своей деятельности стараемся подойти к христианской добродетели милосердия.

— Как возникло калужское православное добровольческое движение?

— Примерно четыре года назад по долгу службы мне пришлось заняться работой с молодежью. Первоначально наши встречи с молодыми людьми были ориентированы лишь на досуговую деятельность. Но не прошло и двух месяцев, как мы встретили представителей московского фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», которые и помогли нам организовать служение милосердия.
Не все поначалу давалось легко. В нашем обществе еще нет того, что можно было бы назвать «культурой благотворительности». Часто люди жертвуют нуждающимся деньги, но не умеют жертвовать им свои силы и время, а уж тем более частичку души, душевного тепла.

Первыми нашими подопечными стали дети-сироты. В 2009 году мы наладили регулярное дежурство волонтеров в областной больнице, систематически проводили благотворительные акции и, в том же году, мы взяли еще направление — «Помощь престарелым и инвалидам». После гибели священника Евгения Голубкова (он служил в храме при Калужском Доме-интернате для престарелых и инвалидов) мы вместе с ребятами решили присоединиться к Свято-Елисаветинскому сестричеству, которое уже много лет совершает свое служение в этом Доме-интернате. По просьбе администрации Дома престарелых я был закреплен за храмом в честь Калужской иконы Божией Матери, организованным в стенах интерната. Одновременно с этим мы стали работать по новым направлениям, которые теперь называются «Профилактика абортов» и «Профилактика социального сиротства».

— Расскажите подробнее о направлениях вашей деятельности.

Калужская служба добровольцев «Милосердие» действует по пяти направлениям:

  • Помощь детям-сиротам и детям-инвалидам, проживающим в сиротских учреждениях Калужской области и находящимся на лечении в больницах.
  • Помощь пожилым людям и инвалидам, проживающим в Калужском доме-интернате для престарелых и инвалидов и других подобных учреждениях Калужской области, а также пожилым людям на дому.
  • «Профилактика абортов» — пропаганда традиционных семейных ценностей, распространение правдивой информации об абортах и их последствиях. Мы проводим лекции, уличные акции, пишем статьи, организуем индивидуальное консультирование.
  • «Профилактика социального сиротства». В рамках данного направления нами оказывается помощь кризисным семьям, а также семьям, находящимся в тяжелом материальном положении. Начиналась эта работа с женщинами, собиравшимися идти на аборт. Позже мы стали стараться помогать всем, кому мы имели возможность помочь материально.

Однако не стоит думать, что наша деятельность сосредоточена исключительно на социальной работе. На базе калужского храма вмч. Георгия организовано практическое изучение знаменного пения, церковного чтения и богослужебного устава. Любой православный христианин может приходить на богослужение в храм и постигать все это, непосредственно участвуя в богослужебном чтении и пении. Еще при храме действует библейский кружок, где наши слушатели изучают: Священное Писание, аскетику, литургику, сравнительное богословие, патрологию. Вообще значение библейских кружков сложно переоценить, ведь для того, чтобы идти к людям не только как социальный работник, но в первую очередь как христианин, надо, помимо знания основ веры, еще изучать Писание и творения святых Отцов. Также у нас проводятся миссионерские курсы, где обучаются будущие миссионеры.

На первый взгляд, это не связано с социальной работой. Однако на самом деле православная социальная работа без миссионерства и катехизации, на мой взгляд, не имеет смысла. Иначе, с одной стороны, получается дублирование функций светских социальных организаций, а с другой — думаю, не правильно человеку давать земное и совсем не давать Небесное. Опасность в том, что при этом мы подсовываем людям лишь сиюминутное материальное вспомоществование, вместо того, чтобы в первую очередь помочь страждущим обрести смысл жизни, ее прочную основу. Получается, мы сами то и дело повторяем слова Писания: «Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что нам пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники… Ищите прежде Царствия Божия правды Его, и все это приложится вам» (Мф.6: 31–33), — и тут же научаем людей абсолютно противоположному: концентрироваться на материальном, на текущих нуждах и проблемах. И это притом, что ситуации, требующие участия служб милосердия, являются самыми благоприятными именно для миссионерской деятельности.

Проводя социальную работу, я понял: когда разговариваешь с теми, кто пришел в храм лишь по бытовым нуждам (машину освятить, квартиру, крестить ребенка), то миссионерский «эффект» намного меньше, чем когда ты беседуешь с людьми, находящимися в сложной жизненной ситуации, ведь они более расположены к восприятию духовных вопросов. Социальная работа в таких случаях приводит к глубокому личному контакту с собеседником. С духовной точки зрения, социальная работа без воцерковления бессмысленна.

Теперь у нас, как два крыла: с одной стороны — катехизация, возможность поговорить с человеком индивидуально, а с другой — социальная работа, помогающая выявить тех людей, кто нуждается не только в материальной, но и прежде всего в духовной помощи.

— А как вы пришли к выводу, что надо быть миссионером?

— Я никогда не формулировал для себя такой задачи. Просто всегда пытаюсь находиться в состоянии настроенности на принятие того, что Господь в моей жизни устраивает. К примеру, я совсем не собирался заниматься социальной работой. Меня назначили в отдел по работе с молодежью, и я начал ходить на встречи с молодыми людьми. Нас было всего несколько человек, и мы, фактически, не знали, чем заняться. Потом появилась идея заниматься социальной работой. В то время я сдержанно относился ко всем социальным проектам, хотя и не отрицал необходимость такой работы. Но рядом были ребята, которые начали этим заниматься, и понемногу я их поддерживал. А со временем понял, что это весьма серьезное и нужное дело. Так постепенно пришел к убеждению: социальной работой заниматься необходимо. А миссия, оказывается, ближе к нам, чем мы думаем: жизнь христианина сама по себе и есть миссионерство. Именно глядя на нас, на наше поведение, неверующие или иноверцы судят о православной вере. Любой христианин, а тем более священник, должен решать какие-то миссионерские задачи. При этом самое главное, чтобы христианин ощущал себя орудием Божиим. Настоящий верующий всегда говорит: «Господи, как Тебе угодно, воля Твоя на все да будет!» Он готов проявить себя именно как христианин перед человеком, которого Господь к нему направил.

Читал, что один бывший протестант, став православным священником, развернул кипучую миссионерскую деятельность, за что имеет даже церковные награды. Например, сейчас они стали и на улицах подходить к прохожим с миссионерской целью.

— Мы сейчас тоже осваиваем уличную миссию, потихонечку, правда. У нас только два человека, которые с этой целью ходят по улицам. Ожидали, что на нас будут реагировать, как на сектантов. Однако негативная реакция со стороны прохожих встречается лишь в десяти процентах случаев. 90% людей, когда встречают на улице ребят-миссионеров, раздающих листовки и приглашения на беседу в православный храм, воспринимают это хорошо. Уличная миссия сама по себе, то есть в отрыве от более осмысленного и комплексного общения, бессмысленна. Поэтому мы проводим специальное мероприятие, которое называется «Час о православии», куда приглашаем всех желающих на катехизическую беседу.

Каково основное качество волонтера, без которого невозможно это служение? Как ему избежать профессионального «выгорания»?

— Наверное, прежде всего это стремление выразить благодарность Богу за то, что, когда помогаем ближним, нам, грешным и немощным, Господь дарует ощутить полноту радости жизни. Когда начинаешь заниматься социальным служением, то видишь: очень многим людям недоступно то, что для обычного человека элементарно и естественно. Именно эта благодарность Богу и позволяет избежать выгорания. Занимаясь добрыми делами, светский человек, как правило, ожидает какой-то отдачи, благодарности, а волонтеров чаще всего никто не благодарит… От этого у неверующих добровольцев опускаются руки. Православные же помогают ближним ради Христа, помня Его слова: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Они не зависят от людской похвалы.

А что, по-вашему, получают волонтеры от этой работы?

— Мне кажется, неправильно говорить о подобной деятельности с позиции: «А что я с этого буду иметь?» Конечно, Господь посылает душевный мир и радость от исполнения Его заповедей. Но дело в том, что не каждый понимает и воспринимает это утешение. Как в Книге Царств сказано, пророку Илии Господь явился в виде тихого ветра. И такая же «тихая» радость и утешение даются в волонтерском служении. Но, повторюсь, их не всякий воспринимает, людям, как правило, хочется чего-то более ощутимого…

Другой вопрос, что когда Господь дает человеку возможность проявить милосердие, оставить добрый след в жизни ближнего, то этот шанс нельзя упускать! В противном случае Бог найдет для нуждающегося другого благодетеля, но получится, что вы уже уклонились от чести, посланной Богом, ведь творить дела милосердия — это именно великая честь. Сам Господь говорит: «…алкал Я, и вы дали Мне есть; …был наг, и вы одели Меня; …был болен, и вы посетили Меня… так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:34–40). Вдумайтесь в эти слова: творим милостыню ближнему, а принимает ее Сам Христос!

Кроме того, хотелось бы особенно подчеркнуть, что смысл работы православного добровольческого движения состоит отнюдь не в деятельности ради деятельности и уж, тем более не в получении каких-то выгод. Конечно, тот, кто оказался в сложной жизненной ситуации, рад любой помощи и вниманию, но и для самого добровольца эта деятельность не проходит бесследно. Творя дела милосердия, человек внутренне эволюционирует, многое переосмысливает и в этом, порой, он получает даже больше, чем тот, кому оказывалась помощь.

В Москве православные соц.фонды в волонтеры приглашают и иноверцев, и совсем неверующих людей.

— Почему всех приглашают? Это одна из возможностей поговорить с инославными. Имея возможность послужить Богу рядом с православными людьми, они могут стать ближе к Православию. Например, знакомые обратившиеся баптисты пришли к православию именно через волонтерскую деятельность. У некоторых протестантов (по сравнению с нами) нет такой возможности реализовать себя на ниве социального служения. Конечно, у многих сект есть свои социальные проекты: помощь детским домам, допустим. Но такого развитого добровольческого движения на системной основе, как у нас, у них я не видел.

А православное добровольческое движение — это необходимая часть нашей жизни. Мы просто занимаемся бескорыстной помощью людям и предлагаем другим неравнодушным согражданам сделать такое служение милосердия частью своей жизни.
Что касается неверующих, то мы приглашаем разных людей, чтобы оказать нуждающимся помощь. В первую очередь смотрим на то, чтобы человек был нормальный, адекватный. Мы сейчас пытаемся реализовать программу обучения волонтеров.

— А православные волонтеры пытаются еще и проповедовать, когда помогают людям?

— Как уже было сказано, без миссии это пустое дело… Однако волонтеры-то бывают разные. Бывают начинающие, а бывают специально подготовленные волонтеры-миссионеры. Если человек далек от Православия, то проповедовать ему никто и не предлагает. Наша система подразумевает, что если мы кого-то опекаем, то со временем предлагаем человеку исповедоваться, причаститься, о смысле жизни задуматься, если он далек от Церкви. В таких ситуациях тот, кто имеет знания и способность, и говорит о вере, проводит катехизические беседы с людьми. Первоначально «простые» добровольцы выявляют тех, кто нуждается в такой миссионерской помощи, а потом к ним уже приглашают ребят, которые знают, как это делать.

Какое добровольческое движение, из существующих ныне, вам особенно близко?

— Московская добровольческая служба «Милосердие», с которой вплотную сотрудничаем. Они нам оказывают методическую поддержку. Опыта, конечно, у них гораздо больше, чем у нас: там работает более 1000 человек добровольцев. Естественно, что мы пользуемся их схемой привлечения добровольцев и даже анкетой. Приглашаем представителей московской службы и Синодального отдела на наши мероприятия. Используем наглядные агитации, которые они изготавливают, и даже, с их разрешения, немного переделали их знак: крест с сердечком у них красненький, у нас — синенький. Москвичи разрешили нам пользоваться их статьями, публиковать их на нашем сайте.

Также сотрудничаем с миссионерским центром священника Даниила Сысоева. Два наших миссионера, которые занимаются уличной миссией, серьезно изучают их методику. Неоднократно приезжали к нам представители этого центра, правда, пока системной миссии не получилось. Мы собираемся и дальше работать с ними, привлекать их к нашей работе. Они растут, издают все новую и новую литературу, лекции отца Даниила, его огласительные беседы, недоработанные материалы… У отца Даниила была методологическая определенность в миссионерской работе…

— В Калужской области это единственное добровольческое движение?

— По этой схеме, кроме нас, наверное, никто больше не работает. Вообще социальное служение ведется на разных приходах, и сейчас стоит проблема систематизации и централизации этой деятельности. Как правило, она возникает спонтанно и эпизодично.
Со временем мы поняли степень серьезности того дела, которым занялись, и теперь, несмотря ни на какие трудности, уже просто не можем бросить наших сирот и стариков. Нами движет уже чувство долга и осознание всей полноты ответственности за наших подопечных…
У нас есть желание централизовать деятельность общин-приходов, которые занимаются социальным служением. Скоординированная реализация социально-церковных проектов позволит более эффективно и средства привлекать, и совместные мероприятия проводить.

Расскажите о вашем новом уникальном проекте — строительстве миссионерской часовни.

— Слава Богу, сейчас мы готовим к открытию необычный миссионерский консультационный пункт — часовня на железнодорожном вокзале Калуга-1.

Мы стараемся ничего не делать исключительно в культовых целях. Я как-то обвинил протестантов в религиозном потребительстве. А ведь православные этим тоже страдают, в некоторой степени они также играют на немощи потребительства нашего общества. Думаю, недопустимо создавать храмы, чтобы люди только свечки ставили и деньги жертвовали. Получается: деньги — свечки — деньги… Уж очень это напоминает схему: товар — деньги — товар… По сути, это товарно-денежные отношения.

Мы же в схему работы обязательно закладываем, во-первых, элемент миссии, а во-вторых, благотворительности. Что касается часовни на вокзале, то там планируется помещение разделить на две части: первая часть — небольшой храм, где можно будет помолиться, молебен отслужить, а со временем — и литургию. А второе малое помещение, примерно, 14 кв. метров, будет предназначено для приходского консультирования. Мы собираемся приглашать туда сотрудников, которые не просто могли бы свечку продать, но и поговорить с человеком, помочь советом или подсказать, к кому обратиться с более сложными вопросами, сообщить контактные данные. К тому же, там будет организовано дежурство священника. Кроме того, поскольку вокзал — это место прохода большого потока людей, думаю, там можно будет проводить не только благотворительные акции, но и различные миссионерские мероприятия. Планируем провести там фотовыставку, посвященную нашей деятельности. Эту «миссионерскую точку», мы хотим использовать для просветительской и социальной работы с людьми.

— Вы сказали, что каждый христианин должен, так или иначе, решать миссионерские задачи. Но не каждый же имеет возможность оказывать реальную помощь ближнему.

— Каждый. Абсолютно каждый, если он христианин не только на словах. Иначе, в чем же проявляется его христианская жизнь? Святитель Тихон Задонский говорит: «Какими устами скажешь: „Услыши мя, Господи“, когда сам не слышишь бедного, или, вернее, в бедном — Самого Христа, вопиющего к тебе?».

Другой вопрос, что жизненные обстоятельства у всех разные, и помощь может быть разной. Важно, чтобы помощь была посильной, не превышала возможности человека — ни в коем случае не должно быть так, чтобы человек пожертвовал временем или деньгами, а потом сожалел об этом.

Можно, конечно, оказывать финансовую помощь, она очень нужна. Нет такой возможности — помогите, уделив ближнему немного вашего времени и сил. Нет и этого — помогите искренней молитвой и о тех, кто нуждается, и о добровольцах. Поверьте, эта помощь ничуть не меньше любой другой.

Но только не оставайтесь в стороне, не проходите мимо!

Комментарии

А миссия, оказывается, ближе к нам, чем мы думаем: жизнь христианина сама по себе и есть миссионерство. Именно глядя на нас, на наше поведение, неверующие или иноверцы судят о православной вере. Любой христианин, а тем более священник, должен решать какие-то миссионерские задачи. При этом самое главное, чтобы христианин ощущал себя орудием Божиим.

Жизнь христианина во всех её проявлениях, даже явно не заметная для окружающих, всегда имеет своё влияние на ту среду, в которой христианин живёт. Святитель Иоанн Златоуст писал: "Источники текут, даже если никто не пьёт из них". Незамутнённое течение христианской жизни  созидает нас и делает орудием Божиего созидания.

Очень нужный разговор. Спаси Господи.