Вы здесь

На торжище...

Пусть снаружи мороз – орхидея сокрыта в дыханьи...
Разве ты уже не умеешь сжать зубы? 

Игумен Паисий (Савосин), «Камень для одного»

Скрипеть зубами — стёрлись зубы,
мой «камень» превращён в песок,
и кровь моя — берёзы сок —
струится в теле слишком быстро.
Пою — песком наполнен рот,
слова цежу сквозь Слово — губы
пустыня сушит; режет искры
на медь для торжища высот.

koppel.pro

Комментарии

Марина Алёшина

Много думала о нашем последнем разговоре, который прервался (прости).
Тема в тебе болит.
И вот  — стихотворение о том же.
В целом соглашаюсь с тобой, а в чем-то спорю.
1. Все так, но что же делать? Только взирать ко Христу и Его заповедям, что возвращает каждого к внутреннему деланию. Вне его невозможно предписывать никаких внешних путей. Какое бы ни было время. Ты говоришь о внутреннем сне или внешнем?  Может казаться, что многие спят, а это не так.
2. Можно ли здесь вообще обобщать? Каждый творит жизнь вместе с Богом. Вопрошает Бога, молчать ли ему или говорить, ищет волю Божию. Или не ищет. Не зная, каким его задумал Господь, невозможно сказать, куда ему идти, или что он спит, или что он бездействует. Тут обобщение не работает.
3. Я во многом согласна с о. Паисием. Последний день мира или нет — трудимся над собой. Большего мы изменить не в силах.
Думала, стоит ли говорить об этом?
Прости, если задела.

Очень нравится, как ты отвечаешь стихами душам тех, чьи произведения читаешь.

Открыла твой отзыв, а наш цитатник выдал хорошую цитатку

Все мы благочестивы единственно потому, что осуждаем нечестие других.

Свт. Григорий Богослов

Не совсем понимаю о чём ты. Под этим стихотворением...

Отвечаю на твоё вопрошание: Есть  общие тенденции, а есть частные, личные - это разное, не надо путать.

Я говорю о совершенно других вещах.

Водицей стала кровь человеческая, легко льется. Не боятся люди дырявить ближнего, сверлят, ковыряют чужие раны, сердца, как березки по весне. Пойте, Светланушка! Читателям дороги Ваши песни, особенно спетые с песком во рту, сквозь горе. Сытый голодному не бывает товарищем, каждый день в этом убеждаюсь.
Понравился образ искр, порезанных на медь. Так всю нашу прошлую жизнь на металлолом порезали, а теперь души режут, с согласия, с миром. Не знаешь куда с этой бедой податься. Низкий поклон за всегдашний набат, за то, что не даете спать.
Храни Вас Бог!

«Миром доллару помолимся» - пела лет 15 назад одна сибирская группа. Вот плоды этого мы теперь и пожинаем. Всё в угоду кошельку, а Иуда не зря назван сребролюбцем. Сегодня клянут советский строй, когда люди тянулись к великим свершениям и достигли многих побед, главная из которых - труднейшая победа над фашизмом. Но имеют ли моральное право нынешние поклонники Маммоне критиковать тех, кто был на голову выше?

Торгаши воцарились в мире с благодушного согласия большинства, так что кровь польется рекой ещё в большей мере, чем сейчас. Всё только начинается, увы.

СпасиБо Вам, Татьяна!

Радости!

Да Боже ж ты мой, как печально!) А прп. Серафим советовал приобретать мирный дух. И ещё говорил, что радость - не грех. Даже дивеевским монахиням, жившим тогда в очень тяжёлых условиях и беспрестанном труде. А как ещё выжить?

А зубы - они не для скрипа, а для стискивания)) Для укрывания то бишь. Бывают такие жизненные моменты, которые минуешь лишь стиснув зубы. Что называется, "на зубах") Но они ведь всё же минуют!

Надежда, Светлана! Надежда!) Делание надежды очень важно к освоению))

Мир Вам без числа!)

У меня есть и печальнее. Гораздо печальнее...

зубы - они не для скрипа, а для стискивания

Если очень сильно стискивать - скрипят, проверено girl_crazy

Да, ад. Мир невыносимо гадок и становится всё гаже. Раньше дельцы портили мир внешний, а теперь занялись внутренним. И люди совершенно не готовы к тому, что с ними делают. От равнодушия сводит зубы, именно оно - причина того ада, который всё больше и больше воцаряется. Пока лично не коснется, никто не шевелится, увы. А мне деваться некуда - меня уже коснулось. И это - вряд ли уже минует, разве только в самом последнем смысле слова - со смертью.

Какой мир мы оставляем в наследство детям? Это же преступление перед ними, то что творится. И перед дедами - преступление. 

Ну... что сказать... Всё верно. И всё же - надежда!

Как вел себя глинский о.Андроник в лагерях? Как владыка Иосиф Алмаатинский? Как о.Павел Груздев? Ряд можно продолжать...

Они были радостны, благонадёжны и... не оставляли юмора!

Да, трудно. Да, невозможно. Но есть ли другой путь? Душа человеческая проста - что пристально рассматривает, тем духом пропитывается. Так вот, ели хотим оставить хоть что-то чистое, станем это чистое и возделывать. Дурное же... ну, вот пошёл человек на прогулку в парк весной. А там - мусор, собачьи... гм... кучки и прочее. И что? Всё это анализировать и восклицать по поводу?

Верю, что возможно ещё сохранять и в наше время то чистое, что и нам драгоценно, и всем утешительно. А мрачный дух без тени надежды... Ну Вы же Светлана! По имени Вашему и житие да будет!

Мир Вам!

У меня в 2012 году был разговор с одним архимандритом, очень интересным и умным человеком. Мы тогда обсуждали мою статью, где  речь шла о том, что скоро рванет - социальное, что чаша переполнена. На примерах всё.  И он хвалил статью, но говорил примерно как Вы, говорил, что на его взгляд всё не так плохо. Майдан рванул через год. Так уж вышло, что если бы мы поспорили, я бы выиграла спор. Так что, простите о. Паисий, Ваше благодушие во многом от незнания темы, которая во мне кровит. Вы читаете меня не тем оком. То, что касается социального - а именно оно во мне болит, многим пока не очевидно. Но близок час, увы, близок. Я не могу сделать правильное лицо и согласиться с Вами, ибо знаю, что это не так. Причём, у Церкви тоже есть  социальное измерение, и оно тоже под ударом. Быть равнодушной, глядя на то, как калечат жизнь и будущность ближних - невозможно. Можно, только если не знать, не видеть. Но в том и дело, что если бы видели, многое можно было бы изменить или отодвинуть. 

Вы говорите об этом, как о чём-то внешнем, а для меня беда моего народа - внутренняя. Это не то, что можно отодвинуть и на что можно не глядеть. Мой народ - это я сама. Это меня рвали на части на Донбассе, это моих детей там убили - понимаете? И это не риторика, а самая простая жизнь. Когда сдирают с тебя кожу, это больно. И Христос молился до кровавого пота «Да минует чаша сия». Есть боль, которую нельзя отодвинуть, потому что это происходят с тобой. Но Донбасс - это только проба пера... Всё уже пришло, простите...

 

 

Это понятно. Речь не о том, чтобы не свидетельствовать об опасности. Речь о том, в каком мы духе, когда совершаем это свидетельство. Какое оно тогда выходит. Не может дерево недоброе добрые плоды приносить. Вот о чём я хотел сказать. И потом, у каждого своя мера, свой диапазон голоса, можно так сказать. Я - на маленьком своём месте пытаюсь делать, что могу. Вы - на своём.

Важно давать надежду, куда мы могли бы двинуться. А чтобы дать, её нужно иметь) Вот о чём я

Мир Вам!

Надежда - в пребывании с Богом, в истине, а не в благодушном сне и галюцинациях. Вот с истиной как раз у многих проблемы. Своё благополучие многие принимают за благодатность (не помню кто сказал, искать не буду), и спят в этом благодушии и равнодушии. Какая же тут надежда? Никакой! Такой сон приводит к предательству и Христа, и ближних - видела уже плоды этой спячки на Украине, когда пастыри предавали паству в угоду олигархату.

Не может дерево недоброе добрые плоды приносить

Откуда такая негативисткая установка. В чём недоброе? Боль и сопереживание - это недоброе? Страдать за ближних разве запрещено Евангелием? Или надо примиряться со злом? На Украине видели мы плоды этого.

Надежда в истине, а кому не больно, тот далёк от истины. Живому сегодня не может быть не больно. И чужая боль - это не нечистоты на снегу.

Ещё в 2011 году написала - актуально: Человеки. Созерцания и мысли

Кажется прп. Амвросий Оптинский говорил: На одном конце деревни будут расстреливать, а на другом будут говорить «До нас не дойдёт». Это было всегда, но не в такой мере, как ныне.

Юлия Санникова

Дорогая Светлана, а я Вас понимаю. Благодушие и самогаллюцинации ничего уже не изменят. Точно Вы сказали...свое благополучие многие принимают за благодатность, а то не так. И спят. Более того, это благополучие-комфорт, перепутанное с блаженством подлинным, многие готовы защищать с вилами, палками и гранатами. Такое вот разделение. Накопили комфорт, терять не хочется. А я вот тоже, как Вы, скажу. Потеряют и то, что есть, да возьмут с благодушных еще сверх меры - за комфорствование. Гипнотическая мощь реальности, она и на праведный глаз надевает очки "милейшей самоуспокоенности". А живому не может быть не больно, потому что вся эта реальность - одна сплошная боль и ложь. Просто в одном доме пока юродствуют от достатка, а в другом уже от того, что терять то нечего. Помощи Божьей, Светлана! 

в одном доме пока юродствуют от достатка, а в другом уже от того, что терять то нечего

Интересный образ. Да, наверное так и есть. Но потеряем все и, боюсь, всё. И ладно мы, а что детям оставим? Нам-то достались завоевания дедов, которые мы бездарно растеряли.  

Юлия Санникова

Да, увы, растеряли. Но история имеет очень долгую инерцию, на ней пока и плывем к океаническому забвению истины как таковой. Закончится - и все закончится. Вот буквально в эти выходные мы с мамой ездили на могилу бабушки. Зашли в маршрутку. С нами вместе было 25 человек. Трое зашли пьяных, то ли обкуренных, и начали неспешный диалог о жизни, простите, в физиологических подробностях и с матом описания всех частей тела и множества партнеров. При этом пили и размахивали бутылками, угрожая пассажирам. Мы с мамой попытались их остановить. Я встала и предложила всем пасажирам вместе с водителем просто остановить маршрутку и ссадить буянов. Все молчали. Был один кадет морской, которому, оказывается, даже если мать его будут убивать, никак нельзя вступать ни в какие выяснения отношений даже по правоте с гражданскими. Все молчали. Поразила не троица. Поразило молчание и страх. Мама после этого случая даже заболела. Вот тебе и благодушие. А горько то, что даже поднять уже никак людей нельзя на элементарную вещь - взять и высадить из маршрутки отморозков. Скажут ведь...осуждение, обидели, не захотели выслушать... Но ведь мы не должны все сглатывать "добротолюбно" и самозабвенно в каком-то таком гипнотическом "оправдании зла", уж простите, но иногда нужно и сказать "Стоп!" - это полезно. А кого с собой взять в свидетели?

Поясню, что имел в виду. Недоброе - дух, в котором мы, бывает, действуем. И то, что я написал - не из-за установки какой-то, а по вкусу... Прп. Силуан Афонский: "Благодать распознаётся по вкусу". Так и смятение - тоже.

Страх Божий не приводит человека в смятение, панику. Он мобилизует, собирает, даёт трезвость, даёт понимание, как жить.

И иное - страх демонский (ведь им свойственно паразитировать на обстоятельствах, приводя человека в смятение).

Вот, что я имел в виду. Ведь мы ж не святы, и нас демоны могут ввести в смятение. А это - руль. А если руль неправильно рулит...

Надеюсь, Вы теперь заметили, что нет никакой у меня "негативной установки".

И, если можно, я бы впредь уклонялся в наших беседах от тем политических. Наш старец архим. Авель учил вере, исполнению заповедей, где бы ты ни находился. А политике он нас не учил. Не учили тому и в семинарии и академии... Простите, буду говорить не о политике, а об исполнении заповедей, о деле Христовом. А оно не было политикой.

Есть на то установленные люди. Если мы имеем возможность, говорим и им о Христовых заповедях. Говорим и всем людям, с какими встречаемся, если есть такая возможность.

Простите, благословите)

Мир Вам!

Ведь мы ж не святы

Да, потому не надо от меня святости требовать. Я лишь стараюсь быть на уровне адекватности той или иной ситуации, чтобы исполнить минимум - не спать, бодрствовать и не позволить втянуть себя в подлость и предательство. Мир изменился до неузнаваемости, а я живу в мире.

Тут скорее разница восприятия от внутреннего, но в другом смысле: из состояния покоя тот, кто бежит длинную дистанцию, кажется неверно дышащим. Но норма у бегущего иная, особенно у бегущего длинную дистанцию. 

Я Вас не хочу огорчать, ибо успела полюбить, но есть нечто чудовищное в нашей современной жизни, которое существует только потому, что христиане спят. При действующем Христе в нас даже постмайданная Украина была бы невозможна. Но когда Правый сектор косвенно воцерковили, то что же было делать бедным людям? Политика ныне влезла на духовный уровень и повреждения наносит пастве Христовой. Противодействовать этому можно только работая на уровне духа - это дело Церкви в первую очередь. Нет другой силы, способной этому противиться. Но не видя опасности как ей можно противиться?

Я с Вами прямодушно говорю, иначе не умею - не сердитесь пожалуйста. Эта тема - кровоточащая рана. Страшная рана, которой нет исцеления. Чужая боль достойна хотя бы снисхождения, если не уважения. Свою боль можно попирать, но чужую, какой бы непонятной она ни казалась, не стоит.

Понимаю... насколько могу, конечно. Приведу пример. Моя мама всю жизнь проработала детским врачом, в самых разных местах. И в поилклинике, и в стационаре, и на детской неотложке. Так вот, она говорила, что если ты хочешь действительно помочь ребёнку, то ни в коем случае не должен поддаваться сильным эмоциям, иначе они не дадут правильно мыслить и оказать помощь. Она ссылалась на учительницу свою в педиатрии, которая, будучи главврачом детского стационара, когда идёт смотреть тяжёлого ребёнка, всегда старалась себя вести так: с улыбкой, всегда старается заметить что-то в ребёнке милое (то кудряшки, то глаза особенные), ободрить мать. Это - мудрость. И на этом стоит помощь.

Что видел в нашем старце, что видел в отцах, каким доверяю. то пытаюсь хранить. И також свидетельствую об опасности)) В смятении плохие из нас деятели выходят))

И ничью боль попирать не научен, хотя, безусловно, и дара любви ещё не имею. Служу в больничном храме. Хожу в тюремную больницу преподавать Таинства тамошним больным. Сам болею. И в Рязани, а не в монастыре нахожусь с такой формулировкой: "по причине болезни матери". Не знаю, говорит это что-то или нет. Во всяком случае, я с этим живу и пытаюсь, насколько могу, отзываться.

Мир Вам!

Пример с мамой врачом не вполне корректен, ибо я сама пациент, мне самой доктора нужны. Я всего лишь один из больных, но бодруствующий, живой и зрячий. Я одна из тех, кого предают и убивают. Я не над ситуацией, а в ситуации. И не считаю, что в моем положении НАД - правильно. Тут другие правила действуют, всё иначе. Знаете, мне нравится байка про свт. Николая. Перевру конечно, но Вы её знаете наверняка. Как шёл он и ещё двое святых на званый ужин к Богу, а по пути встретили крестьянина, у которого телега застряла в грязи. Свт. Николай взялся помогать, испачкался и пришёл к Богу грязный. А друзья его не захотели запачкаться, прошли мимо, зато пришли чистыми. Не помню что именно Бог сказал, суть и так ясна. Нынче особенно это актуально.

Во мне мира больше, чем кажется. просто есть болевые зоны. Без мира - не выжить вообще.