Вы здесь

Колыбельная Христу

Рассказ врача

Это произошло в 1986 году, в доме престарелых, где я тогда работала терапевтом. Жила там тогда на третьем этаже одна старушка… Что значит – «жила на третьем этаже», для вас, конечно, непонятно – разве это так важно, на каком именно этаже жил человек?.. А вот для сотрудников этого дома престарелых, а особенно – для его обитателей, слово «третий этаж» имело вполне определенный, зловещий смысл. На третьем этаже было два отделения. Одно – для лежачих и умирающих больных. Другое – для больных с психическими нарушениями. Вход на третий этаж запирался на ключ. Поэтому даже не всякий работник дома престарелых мог попасть туда. О других больных или родственниках – и говорить нечего. Если человек по той или иной причине попадал на третий этаж, он как бы уже исчезал из мира живых. Даже если и продолжал еще существовать где-то там, за закрытыми дверями третьего этажа…

Так вот, на этом самом третьем этаже и жила старушка, о которой пойдет сейчас речь. Фамилия ее была Макаренко. К сожалению, я забыла, как ее звали. То ли Евдокией, то ли Параскевой. Зато хорошо помню ее прозвище, которым ее за глаза называли все сотрудники – «бандеровка».

В наш дом престарелых ее привезли из какого-то отдаленного лесопункта. Хотя родом она была не из наших северных мест, а откуда-то с Украины. Из родных у нее не было никого. А «бандеровкой» ее прозвали вот по какой причине. Дело в том, что, при виде кого-либо из людей в белых халатах, она начинала испуганно, умоляюще лепетать:
-Я вкраинка. Я не бандэровка, ни, я вкраинка… Спасить мэнэ… Я робыты можу. Корову доиты можу, шиты можу, праты можу… Спасить мэнэ…

Для нее не существовало настоящего. Оставалось лишь страшное прошлое, о котором можно было только догадываться. И в котором она жила и поныне. Она постоянно стремилась куда-то убежать, скрыться. Поэтому-то ее и поселили на третьем этаже. Впрочем, когда по недосмотру медперсонала дверь на третий этаж оказывалась незапертой, она убегала и оттуда. Все ее побеги кончались одним и тем же – ее ловили где-нибудь в закутке под лестницей, или в парке возле дома, или даже в соседнем поселке, и водворяли назад, на третий этаж. Опять под замок.
Ее заболевание было неизлечимо. И не было никакой надежды, что разум когда-нибудь вернется к ней. А теперь расскажу о дальнейшем.

Итак, в 1986 году, спустя несколько дней после новогоднего праздника, а именно 7 января, обитатели дома престарелых устроили в холле второго этажа, возле библиотеки, импровизированный концерт. И сейчас эта сцена стоит перед моими глазами. В холле собралось человек 15-20 стариков и старушек. Кто-то устроился рядком на стульях с откидными сиденьями, те же, кому не хватило мест, стоят, придерживаясь за спинки кресел или оперевшись о подоконник. В кресле с протертой зеленой обивкой сидит седой худощавый старик с орденскими планками на пиджаке и уже плохо слушающимися пальцами играет на старинной гармошке со звонком и цветными мехами что-то веселое, плясовое. Поступавшим на житье в дом престарелых разрешалось взять с собой самое необходимое и ценное из вещей. Кто вез подушки, кто – пропахшие нафталином отрезы из заветного сундука. А этот вот старик привез с собой гармошку...
Возле старика – сгорбленная старушка в цветном платочке, из-под которого выбиваются пряди седых волос, уперев руки в бока, притопывает ногами в фетровых бурочках. Наверное, кажется ей, что ей снова шестнадцать. И что несется она в вихревом танце. А за нею летит, развеваясь по ветру, ее густая темно-русая коса…

И вдруг откуда-то появилась та старушка – «бандеровка» с третьего этажа. Видимо, тамошние медсестры и санитарки все еще продолжали праздновать Новый год и поэтому оставили дверь незапертой… Когда старик кончил играть, она подошла к собравшимся и сказала, что хочет «заспиваты. Тому що сегодни Риздво Христовэ». И, не дожидаясь ответа, запела дребезжащим, старческим, но чистым голоском какую-то песенку.

Сейчас я знаю, что это была не песенка, а украинская рождественская колядка. Обычно колядки веселые. А та колядка, которую пела старушка, была грустная. Пожалуй, даже трагическая. Это была колыбельная Богомладенцу - Христу – «спи, Иисусе, спи…» И в ней Младенец-Христос прозывался и «Малэньким», и «Лилэйком», и даже «Сэрдэньком», короче, всеми теми ласковыми словами, которыми темпераментные украинцы называют тех, кого любят больше всего на свете.
Мне сразу запомнились несколько строчек из этой колядки. Правда, вполне может быть, что я не совсем правильно их поняла, потому что я не знаю украинского языка. Но, если перевести их на русский язык, то смысл их, наверное, будет таким:

Не пытай, что вскоре будет –
Крест Тебе готовят люди…

Страшно, не правда ли? Ведь вот Он, этот беззащитный Младенец, это «лилейко», это «серденько», лежа в яслях, улыбается и доверчиво протягивает ручки к Деве Марии, Иосифу и всем, кого видит перед Собою. А злые люди уже «ищут Его души», готовят Ему, безвинному, страшную Крестную смерть…

Колядка была довольно длинной. Но удивительно – никто не прервал пения старушки. Все молча стояли и слушали. Даже те, у кого в комнате на стене или на подоконнике красовалась открытка или газетная вырезка с портретом Ленина… Даже мы, медики, позабывшие в эту минуту о пройденном нами когда-то предмете под названием «научный атеизм»…

Старушка допела колядку, а потом молча, ни говоря никому ни слова, поклонилась всем в пояс и медленно пошла к лестнице, ведущей на третий этаж… После ее ухода веселье как-то сразу прекратилось. Все разошлись, думая каждый о чем-то своем.
Тут наступили выходные. Приехав в понедельник на работу, я узнала, что та старушка с третьего этажа умерла вечером в субботу. Таким образом, спетая ею за два дня до смерти колядка стала, как говорится, ее «лебединой песней». Но странное дело. Я уже упоминала, что эта женщина была, как говорим мы, медики, «дезориентирована во времени и в пространстве». Она жила страшными воспоминаниями своего прошлого. Но ведь в тот день, 7 января, она вела себя не как больная, а как здоровая. И сама, по доброй воле, вернулась на свой третий этаж, чтобы умереть там. Но самое главное – в тот день действительно было Рождество Христово. Можно ли считать все происшедшее чудом? Полагаю, что да.

Мне вспоминается при этом одно стихотворение, которое мы когда-то проходили в школе. Даже учили наизусть. Это стихотворение Н. Некрасова о пророке, которого Бог послал, чтобы «рабам земли напомнить о Христе». Думаю, что Господь на краткое время вернул разум этой старушке с третьего этажа, чтобы она напомнила нам, безумным «рабам земли» и греха, не знающим Бога, о самом главном. О том, что в этот день «нас ради и нашего ради спасения» родился Спаситель мира – Христос.

Комментарии

Благодарю Вас, уважаемая Альфия! Ну, с рассказом этим были споры... Пр крайней мере, он не лишен надежды... Чего не скажешь о более новом "святочнике" - "Чудо". Спасибо Вам! И извините, что поздно нашла Вашу комментарию. Проспала...Е.

Мария Коробова

 Вы в ваших расказах и притчах, как тот окуджавский "музыкант, соорудивший из души моей костер". Как Вы умудряетесь при этом быть не сентиментальной в прозе своей - не понимаю. Пишете резко и безжалостно порой. а порой и суховато. А за душу так берет, что днями в голове "прокручиваются" Ваши талантлвые истории. Я думаю, что Вы еще очень историчны. Бедная бабушка - не только трогательна в финале -  это срез, страница нашей трагической истории, которую забывать нельзя. Низкий поклон Вам за это. У меня одного деда репрессировали, втрой погиб в Белоруссии - а будут ли об этом размышлять мои внучки. когда подрастут - честно, не знаю. Для них в первую очередь этот рассказик. рвущий душу (ну, не сейчас - они пока малышки).

Дай Бог Вам здоровья и радости, молитесь за меня, грешную.

Спасибо Вам, уважаемая Мария! Вот смотрите, раздуюсь от гордыни, как павлин или мобильник из висящей тут сказочки...эх, я иной, я такой, растакой... не такой! Ой! Что до стиля - сама не знаю, что и как пишу. Меня учили не столько люди, сколько книги. Душещипательность все-таки есть. Вот, посмотрите-ка "Храм неразрушимый"... А жалость... Помните, какой персонаж в "Легенде об Уленшпигеле" - так сказать, жалостлив? К сожалению, в этом рассказе реально все, кроме одного - старушка НЕ ПЕЛА колядку.Она ПРОСТО УМЕРЛА ТАМ... Но в таком случае, это был бы реализм, а не мой "реал" - мало-мальски правдоподобная иллюзия, где смешано много реального, с некоей примесью вымысла. Или же... ну вот, висел здесь рассказ "Семерых одним ударом". Я сделала свою версию - "Бургундское вино". Полагаю, она жестче исходного рассказа. И о другом. Что до моего деда - тут висит рассказ "День Победы". К счастью, мой милый дедушка не успел дожить до такого. А бабушка пережила его и погибла так, как Октябрина Васильевна в "Пепле и Кресте". Она тоже БОЯЛАСЬ...чего? этого мы до сих пор не знаем... Спасибо Вам! Е.

Мария Коробова

 Пела она! Пела - и все тут! Литературное пространство живет по своим законам. И я теперь ни за что не поверю, что "бендеровка"  просто умерла. Вы повелели ей петь во имя наших слез и нашей памяти - писатель могущественней короля. Теперь хоть на площади клянитесь, что все было не так. Ах. как было бы интересно пообщаться лично, матушка Евфимия - удивительный Вы человек.

С огромным уважением Нижегородская Омилийка. Молитесь за меня грешную.

Но она НЕ ПЕЛА! НЕ ПЕЛА! И мне это хорошо известно. Ведь ее свидетельство о смерти писала я... Но, слава Богу, если Вы, живые люди, считаете иначе, и не разучились надеяться. Значит, я пишу не зря. А пообщаться...эх, кажется, тут есть функция: послать сообщение автору. Откликнусь! С уважением - Е.

Не умею писать о том, чего не было. Или воображение плохо развито, или же к фэнтези отвращение. Все, о чем писал когда- либо, происходило в действительности. А иначе и не могу. Вот помню девяностолетнего батюшку, что парился в бане так, что после него было невозможно туда зайти: слазила кожа на плечах. А он помылся, пришел домой, позвал собратьев- священников и сказал им: "Дети, завтра я помирать буду". Они его отговаривать, а он и в сам- деле помер. но это правда, а Ваша старушка- украиночка оказалась Федот- да не тот. Разочаровали...

Простите, уважаемый Захар. Просто тут сработал "канон святочного рассказа" - хэппи энд любой ценой. Это не фэнтэзи (вот "Записки нуменорского врача" - там фэнтэзи), это другое. Кстати, если уж про реализм, с годами мое патотворчество - все мрачней и безысходней. Но какой смысл было бы писать о том, как НА САМОМ ДЕЛЕ УМЕРЛА эта женщина? Смерть ее была "обыкновенной" - я видела куда более жуткие смерти. Тогда и незачем было вовсе писать, бессмысленная жизнь, заурядная смерть. Простите, что я написала ложь. К сожалению, не могу иначе. С уважением - Е.

Мария Коробова

 Матушка, Вы вообще могли не сообщать нам об элементах подлинности в этой новелле. Писатель черпает вдохновение и образы из жизни - его святое ПРАВО!

 Ах. Захар. ведь Вы такой тонкий и понимающий. Нехороший я человек - но вот теперь уже я разочарована ужасно. - Вы, простите, как ребенок, которому показали изнанку фокуса. А все ли писатели так открыто расскажут о своих творческих секретах? У меня в повести  "глупенькая" из интерната - тоже поет и обнаруживает контральто. А я просто познакомилась  с девочкой-прототипом в интернате. куда меня поселили (не поместили, а поселили!) - когда читала лекции в Большом Мурашкино три дня. Мы подружились - я играла с ними после работы на курсах, читала им. Но Катенька на самом деле тоже не пела. Бабушка у матушки Евфимии вообще могла быть обобщением, некой абстракцией, но от этого не стала бы менее реалистичной. - Пела она! С уважением Нижегородская Омилийка.                

я и в самом деле тонкий- тонкий (и как Вы угадали?) и понимающий тоже. Вся эта требовательность у меня- профессиональное качество. Прежде чем проповедовать, я всегда перепроверяю и ссылаюсь только на то, что имело место быть. Это подход проповедника. Может быть, Борис Ганаго пишет вымышленные истории, а, может быть, и настоящие. Иногда, пересказывая его душещипательные истории, рассказывая свои, видел, как плачут люди. И тогда понял: играть человеческими чувствами, видя их слезы и в то же самое время зная, что это- художественный вымысел, я не имею права. Скажу одно: сестра Евфимия должна была взять всю ответственность за вымысел на себя и не рассказывать никому- никому. А перед Богом ответить в частном порядке. Дай Вам Бог, сестра...

Мария Коробова

 Здравствуйте. Захар! Спасибо за отклик на мою сумбурную записку. Я несколько раз делала для журнала "Православное слово в Нижнем Новгороде " обзор книг на православных ярмарках. Книжечки Гонаго помните как выглядят? - картиночки, маленький формат, много доброй и уместной дидактики - большинство книг белорусского автора - детские. Сентиментальность им не вредит.  - Наши детишки не становятся последние годы добрее. Пускай "пробьет" кого-то на православном чтении. И не бойтесь, что люди "вдруг заплачут" на Ваши произведения. Правда с Вами останется, никуда не денется. Ее надо учиться находить и в иносказательной истории. А "играть человеческими чувствами" - это. извините. другое. Ведь Вы не герой киношной мелодрамы, а литератор (тем более. проповедник). Перед Богом отвечать нам придется. но не за это. Помните у Носова рассказ "Фантазеры"? Перечитайте на досуге. Еще раз спасибо за письмо. успехов Вам и здоровья.

Вы правы, уважаемый Захар. Но не мне бояться людей (в том числе - единоверцев). И говорить ПРАВДУ. Как Вы изволили выразиться, пред Богом придется отвечать за большее. Да, она НЕ ПЕЛА! Но в таком случае лгун и Достоевский, ибо Раскольникова не было. Как не было, к примеру, и Сони Мармеладовой, и Льва Мышкина. И Петр Верховенский в его "Бесах" - это вовсе не живший в реальности Сергей Нечаев. Да и большинство православных писателей где-то "привирает" - мир во времена антихриста, например, кто видел? Или - когда православный автор, к примеру, о Французской революции пишет? Он что, жил тогда? Но - Вы первым начали этот разговор...неосторожно. И сейчас я не пожалею Вас. Пропробуйте обвинить во лжи кого-нибудь из крупных православных авторов. Да Вас разорвут в клочья их поклонники. А меня, так сказать, обличать (обычно люди в свое оправдание это так называют... мол, "не в осуждение, а в рассуждение"...) можно...овца безвестная, не заступятся, посмеются разве, вот ведь, экая забава - православный человек православную бабу бьет. Так вот, уважаемый "молодец против овец", не на ту Вы напали. Я, как-никак, с 1885 г. в Церкви, научилась драться. И за себя стоять умею: научили...в том числе такие, как Вы. Вы говорите: "я не имею права играть чувствами". Блаженны Вы, если Вы столь честны и сильны духом, крепки верой. Но скажите, а Вашей душой никто не пробовал поиграть? Вас не предавали, Вас не унижали, Вас не оскорбляли? Единоверцы, любимые люди, близкие? А меня - да. И сильно. Самая "мелочь" - я - основоположник православного краеведения в нашей епархии (вместе с С. Климовым... Вам говорит что-нибудь имя этого человека, писавшего о святых г. Северодвинска в 1997 г.? тогда же я издавала первые свои книги... по церковному краеведнию Архангельска я была первой... первая версия "Архангельского Патерика" была в 2000 г...ну да, "от мертвого осла уши", "на каретах прошлого далеко не уедешь..."). Так вот - потом меня просто оттеснили другие, имевшие сильных покровителей. А я - одиночка. Мне в лицо заявляли заезжие люди, что историю должны писать не врачи, а историки. Попытались украсть авторские права на "Патерик". Затем в Православном Свято-Тихоновском институте, после двух удачных предзащит, "задробили" мою диссертацию по северным женским монастырям... то, что я собирала сама, годами, оказалось не нужно никому, на долю автора достались только проблемы. И это длилось шесть лет, вот, наконец, завершилось ничем. Думаю, вас это развлечет... что ж, и мне смешно. Сейчас, благодаря всему этому, я не занимаюсь больше краеведением - как краеведа меня убили свои же. Забавненько, а? Как видите, меня били не чужаки и враги - свои. Допускаю, что Вам вздумается говорить мне о благом смирении и терпении скорбей! Отвечаю: мой крест да достанется Вам! Понесите, попробуйте! Дай Бог Вам не сломаться, как это произошло со мной, хотя и не до конца. Понимаю, мои слова звучат штамповкой: ах, пуси-муси, вселенская скорбь по поводу порезанного пальчика..."никто меня не понимает, рассудок мой изнемогает..." Я просто не хочу и не буду говорить Вам об этом - не люблю, знаете ли, слезливых откровений и "игры на жалость". Обычно в ответ на чужие слезы люди смеются. О-о, как я это хорошо знаю! Было время - я плакала. Но теперь я бью, и бью жестоко. И ничьими чувствами я играть не намеревалась и не собираюсь. Это, знаете ли, дешевка - "вышибать слезу" и "играть". Если Вы считаете меня такой дешевой актеркой - что ж, после этого не Вам говорить об этике... Но человек обычно судит о других по себе... И, если Вы считаете, что те же "Дом на песке" или "День утраченных надежд", или "Записки нуменорского врача" написаны ради "вышибания слезы" - вы просто слепы (могу выразиться и поделикатнее - у нас разный жизненный опыт). И слава Богу, если так. Потому что... одним словом, не стоит заглядывать в душу человека, пишущего такое. И обличать его во лжи. Этим Вы оскорбили меня...и я Вам никогда не прощу этого. Потому что не забуду этого.  Кстати, Вам не попадался на глаза мой вариант концовки "Эраты" - падшая муза стала Эринией и убила своего творца. А потом - себя. Не правда ли, очень забавненько? Не больше, чем душевная боль другого человека... Но, если Вы оскорбены услышанным - вините прежде всего себя. "Посеявший ветер - пожнет бурю". Не Вам обвинять меня во лжи. Если это и ложь, то только ради того, чтобы не показать мир - адом. Если даже там кромешная тьма (для меня), пусть хоть для других я оставлю иллюзию надежды. Прощайте. Впредь отвечать Вам я не стану. Наши пути разные. Постарайтесь возненавидеть меня. Так Вам будет проще всегда чувствовать себя правым. И, во имя свой правды бестрепетно бить своих собратьев по вере.Тем более, что с Вашей правдой моей лжи не по пути. Е.

Для чего нам бывают нужны поиски виноватых? Вот случилось нечто- и начинаются копания: "Кто виноват?!" Ведь кто- то должен быть виноват?
Вы- одиночка? Я тоже одиночка, что же с того? А, может быть, кому- то всегда свалить вину на одиночку куда проще? Вы об этом тоже думали, я не сомневаюсь. Крест Ваш мне не достанется. Помните, Апостол сказал Гал 6:5 :"Ибо каждый понесет свое бремя". Может быть, в чем- то похожее, но другое, свое.
Вот что нам говорит Евангелие? Чему подобно Царство Небесное?
Мф 13:44
"Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.

45 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,
46 который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее.

47 Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,
48 который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.

Почему я привел цитаты? потому что бисер, село и рыбный улов, как и Царство Небесное, есть ЦЕЛЬ. А усилия по приобретению их- Средства. Может быть цель и оправдывает средства, но, как видите, ЧЕЛОВЕК, НАЙДЯ, УТАИЛ. Чтобы никто не опередил его. А потом купил. И- радость!

Вот как Вы думаете, что испытывал я, когда читал после Вашего вступления: "Это произошло в 1986 году, в доме престарелых, где я тогда работала терапевтом."???
А испытывал я абсолютное доверие к автору, его воспоминаниям, дате события, о котором повествуется. Место- дом престарелых!!! Вот я расскажу о себе: не видел маму долго- долго, география, Север- Юг... Посещая дом инвалидов, а по сути престарелых инвалидов в Бестужево, увидел маленькую сухонькую женщину, так на маму похожую... Да у меня сердце едва не выскочило, я с нею говорил дольше, чем с другими. Она жаловалась на болезни, на обращение, на одиночество, но не на тоску по Бозе. А я просто сидел на краю ее постели и слушал, слушал... Потом ее исповедали, причастили. Но там просто священник взял все на себя, сгладил ее неготовые углы и вменил ее одиночество в подвиг. И он ответит перед Богом, этот священник. Как можно написать про это? Несомненно, как все происходило в действительности, ибо это- ВОСПОМИНАНИЯ. А назовите врача Еленой, поведи повествование не от первого лица- Ваша старушка СПОЕТ, ведь в ее жизни ничего не поменялось, разве что врач стал монахиней или пенсионеркой- неважно.
А там целое воспоминание целой монахини!

Теперь о Колыбельной. Она прекрасна. Пусть не как воспоминание, но прекрасна. Бисер, одним словом. Написали- прочитали. Все, Вам не принадлежит. Это- для вечности. Все поверили, Иван, я, Мария, все. Читатель тоже поверит. И будет Вас спрашивать, и будет благодарить, и будет умиляться и плакать. А Вы ответите. Сначала- читателю, потом и Богу. И Захару ответите, потому что написанное Вами в конце последнего комментария сработает лишь тогда, когда Ваш бисер взметнется над свиньей, но вы никогда не признаете Захара свиньей, поскольку однажды стали христианкой, даже если этот свин- Захар не поймет, что мечут- то бисер...
Прощения просить у автора не буду, вины своей, как читателя, не вижу. Вины Вашей передо мною тоже нет. Все, что произошло- человеческое. Прощения попрошу лишь только за Вашу бессонную ночь и Ваш эмоциональный комментарий, как у живого человека.

Нет, она НЕ ПЕЛА! Для меня это важно. Просто...то было счастливое время, 2005 год, когда я еще считала, что людям надо оставить надежду. Дать иллюзию оной (я делала подобный сюжет на "фэнтэзи" - там герой, заведомо зная, что обречен, делает вид, что верит в победу добра. То же самое в "Свт. Иларионе (Троицком)" - "Память его да будет незабвенна..." - герой рассказа, украинский подросток, подозревает, что Святитель Иларион стремится казаться веселым, зная о своей обреченности). Пусть и читатели верят до конца, что "радость будет". Как говорится, "умрут с надеждой"... Но за 4 года - к 2009 г. взгляды автора претерпели суще-ественную эволюцию. И появились "Записки нуменорского врача", "Мара Лейбман" ("Дом на песке") и характернейший "День утраченных надежд". Последнее название объясняет все. Кстати, тоже выдуманная история. Но здесь надежда летит в тартарары. ЕЕ БОЛЬШЕ НЕТ. Она погибает вместе с глупенькой Таней, еще надеявшейся на чудо. Е.

Я поняла Вас, матушка. Точнее, Вашу боль и Вашу скорбь. В подобной ситуации свт. Николай Сербский говорил:

"Твоя скорбь о неверии некоторых людей выдает твою любовь к Богу. Ты и сам знаешь, что скорбь – одно из наиболее частых проявлений любви".

А митр. Антоний Сурожский говорил, что если бы мы не встретили живых людей, являющих лик Христов на себе, мы бы не смогли уверовать. Без этого и сохранить веру трудно, веру в добро.

Вы знаете, я тоже сильно разочарована в людях. Не так давно (в этом году) был пик моего ужаса. Я поняла что больше не верю в добро человеческое, что даже в человека не верю. Я не могла жить дальше, пока не разобралась в том, КАК мне теперь жить. А ответ прост: Христос в нас! Отныне я верю только во Христа, и считаю это подлинным благом и подлинной верой.

Добро - это подвиг. Без подвига нет ничего, кроме иллюзий. Сохранить веру в добро - тоже подвиг, подвиг веры. И основание этого подвига вера во Христа - Христа в нас. Кто захочет следовать Ему до конца, тот станет христовым. Кто нет - не станет, даже если будет жить в церкви или монастыре.

Думаю, Ваша скорбь пройдет и сменится радостью о Господе. Возможно Вы еще не дошли до конца своего адского туннеля, ибо в конце его - Свет, Христос...

Прочтите, пожалуйста, мою зарисовочку здесь. Может Вам понравиться ...

Радости

Я отвечаю. Ну, во-первых, спасибо Вам. И за это, и за "Елевферию". Кстати, вот ведь тоже - тут мемуар, правда чистейшей воды (человека этого я знала 10 лет). И все же - я создала легендарный образ. Когда эта  статья вышла у нас, ее обсуждали. У м. Елевферии были и враги: ее считали излишне строгой, чуть не ханжой (вот уж чем она не была!). Человек "глазами врага" увидел бы ее иначе. А про "туннель" - ужо пошлю Вам почитать сказочку (не для помещения здесь). О человеке, на миг поверившем в то, что зло может быть добрым... Духовный распад изображать умею. Что до "Колыбельной" - старушка не пела. Прочее реально все. И эти танцы, и время моей работы там. Но, повторюсь, если бы я просто описала ее смерть... Жаль, не помню автора... Книга была издана в Питере (видимо, самиздатом) в начале 90-х и называлась "Земли оставленной бедность". Авторесса (видимо, ныне покойная), пишет рассказ: до революции некоей женщине-аристократке, посетившей буддийский храм, там монах дал три благовонные палочки и велел сберечь. А она их потом выбросила. В итоге страшной смертью погибли три ее сына (подробности приведены: кого расстреляли, кто утонул). Потом умерла страшной смертью она сама, в ссылке, в Казахстане, в сенях чужого дома. Страшно. И мораль есть. Но для меня (хотя меня иные единоверцы чуть не в готы записывают) здесь неприемлемо отсуствие надежды. Если герой умирает, пусть это будет "не зря". Ну вот, как раз пример тому - смерти в "Нуменорском враче" - неравный бой человека с духом зла; или в "Доме на песке" - смерть Мары Лейбман (она не показана) страшна потому, что человек прожил жизнь зря, сгубив всех и вся за лжеидею. В Бога я верю, а потому верю и в победу над адом и смертью. Коллегам по патотворчеству я могу сказать: она не пела. Но я заставила ее петь о Боге. Бог, вера - это и надежда. Без которой нет смысла ни жить, ни писать. Е.

Мария Коробова

 Это, считаю, не узко-смысловая и даже не просто этическая дискуссия. Поднят принципиальный вопрос творчества. - "Над вымыслом слезами обольюсь"... - Именно потому "слезами обольемся" - что полного вымысла в настоящей литературе нет. Бродит по мирам Высекательница искр, и правды жизни в ней не меньше, чем в Касеньке. Мой любимец Валерий Брюсов когда-когда написал стихи-притчу: "Юноша, горбкую правду тебе расскажу я..." Она на античном-языческом материале, и я не буду цирировать оттуда в православной "Омилии". Но смысл в том. что пастух не увидел, а поэт узрел. И правда искусства оказалась выше узкого и косного взгляда. Или еще пример: Дерсу-Узала - мудрый и добрый хранитель тайги - на самом деле был проклятием экспедиции - он был хронически ленив, недобр и эгоистичен. Но писатель поместил в его образ тоску по "счастливым гипербореям", возможно, или хотел устыдить замороченного цивилизацией европейского человека. И для нас уже не важно - какой он был в реальности. Писатель имеет право на свою собственную реальность - лишь бы она отозвалась в сердцах. А Чапаев в книжке и Чапаев в жизни?   - Вот что я делаю... Все, убегаю! (как такая толстая Золушка)

Наверное, я тоже не понимаю чего-то. Просто...если что и было у меня в мыслях, то не "вышибать слезу". Я с душеньками играть не привыкла... о том еще приснопамятный принц Гамлет говаривал: "можете терзать меня, но играть моей душой вам не удастся". Разве что хотела вселить надежду (по канонам "святочного" жанра. Каков бы был сюжет...жила-была эта старушка...слегла...свезли на третий этаж...она там умерла (честно сказать, не помню как, смерть была, что называется, самая обыкновенная...просто умерла)... свезли в мертвецкую... старухи на первом этаже поинтересовались: кого, мол, повезли...закопали в необитом гробу... могила затерялась... Именно так все и было. А смысл всего этого какой? Бессмысленная страдальческая жизнь, кончившаяся помешательством. Да, ложь: НЕ ПЕЛА ОНА. Но хотелось оставить хотя бы иллюзорную надежду на радость, на то, что добро сильнее зла, и не зло правит миром. Так было 5 лет назад. А в 2009 г. появляются "День утраченных надежд" "Дом на песке" и "Записки нуменорского врача". Ага, и еще "Лилофея...", "Свидетели" и "До последнего Суда". Забавно сравнить...эволюция взглядов автора. Там еще жестче и безысходнее. Но еще вопрос: что лучше? То, старое, с "надеждой на надежду"? Или это, более жестокое? Кстати, все эти тексты, кроме "Дома на песке" - ПОЛНЕЙШАЯ ВЫДУМКА. Но смотрится весьма-а реалистично.   Ой-ой-ой! Е.

Страницы