Вы здесь

Хищная самость — царица в королевстве кривых зеркал

Люди в разговорах показывают друг к другу любовь; но в сердце питают друг к другу ненависть. Везде видно коварство и злоба, везде господствует обман. Никто не думает о Боге, никто не представляет себе, что по смерти должен отдать Богу отчет в своей жизни. От забвения Бога умножается между нами зло. Бог дал нам разум, чтобы мы, узнавши волю Его, делали добро; но мы знаем волю Его и делаем зло. (Преподобный Антоний Великий)

Хищная самость — норма для выживания

Сущность хищника такова, что в условиях дикой природы он не может выжить без совершенно естественного способа существования — охоты на более слабых особей. Нравится нам это или нет, но преобразуя внутренний потенциал в нечто конкретное, опредмеченное, человек формирует настоящее, при этом созидая или разрушая будущее. («Старинная мысль, что мы пассивно отпечатлеваем на себе реальность какова она есть, совершенно не соответствует действительности. Наши доминанты, наше поведение стоят между нами и миром, между нашими мыслями и действительностью». Академик А.Ухтомский)

Сегодня из неповторимой личности, призванной созидать, создаётся иное существо — внушаемое и управляемое извне, нормой для такого существа становится уничтожение себе подобных. Человечество погружается в чудовищные джунгли, порабощающие волю. Нижний предел достиг своего апогея — человек-хищник убивает своих жертв физически (или в помыслах) только для того, чтобы возвысить свою самость и создать новую реальность — стихийную и непредсказуемую. Таким образом, хищная самость становится царицей в королевстве кривых зеркал, тайно управляя психическими и духовными процессами человека.

«Каждый сам за себя»

«...личность, преодолевающая рабство своей природы, личность, которая не держится за нее как за единственный источник существования, личность, которая свободно отдает, дарит свою природу другому, — осуществляет свое предназначение, достигает единения с Богом.» (о.Михаил Дронов)

Нас к этому готовили — планомерно и старательно внушая что в мире «каждый сам за себя». Кривые зеркала — многомиллионные телеэкраны, транслирующие образы-смыслы прямиком в подсознание человека. Стоит только проанализировать сюжетную линию несколько американских блокбастеров, с практически идентичным смысловым зерном: «Голодные игры» (2013 г), «Человеческий род» (2013 г), «Бегущий человек» (1987 г). Человечеству внушили новый образ-штамп: жизнь — это вынужденный марафон, в котором каждый игрок должен добиться конечной цели — суперприза (часто — ценой жизни других игроков). Это воспринимается вполне нормально и зритель даже начинает ловить себя на мысли, что все побочные жертвы — это неизбежность, главное чтобы герой вышел победителем! Так, совершенно незаметно, человечеству внушали и продолжают внушать «естественный отбор» в человеческом социуме. Бытие человека низведено до примитивного хищного уровня — жить возможно только за счёт жизни другого. Это негласное правило успешно внедрено, к примеру, на западе — в подростковой среде. Само понятие дружбы искажено и уже не соответствует тому критерию, который определён в Евангелии: «Нет больше любви той, как если кто положит душу за други своя». Некоторое подобие конечно существует. В тех же «Голодных играх» главная героиня решается спасти своего друга ценой собственной жизни. Но сюжет разворачивается таким образом, что это не происходит (и подсознательно зритель знает, что это не произойдёт). А знает потому, что цель марафона — выигрыш, победа. Поэтому все вкрапления в сюжетную линию, его коллизии — всего лишь иллюзии по поводу того, что человек способен на подвиг ради ближнего.

Игрушечная боль

«...Итак, человек видит реальность такою, каковы его доминанты, т.е. главенствующие направления его деятельности» (академик А.А.Ухтомский)

Но технологии идут дальше, гораздо глубже примитивного одурачивания — «каждый сам за себя»! В последнее время появилась новая тенденция как в кинотворчестве, так и в литературе, живописи и т.д., я бы назвала это навязчивым состоянием — сопереживание злу. Это игра на высших духовных чувствах, на самом важном и определяющем внутреннее направление развития личности человека. Добродетели теперь играют роль транквилизаторов для простаков — этакий душевный релакс. В недавно вышедшем на экраны фильме «Малефисента» с Анжелиной Джоли в главной роли как раз явно прослеживается подобное манипулирование. Зрителям (а основная масса зрителей — это подростки) предлагается просто напросто оправдать зло, сопереживать фее — обратите внимание, что обычную колдунью уже не называют колдуньей. Конечно, фея — звучит волшебно и вполне безобидно. И словно нет никакого ужаса в том, что так называемая фея призывает тёмные силы для защиты своего Болота. Акцент ставится на то, что она ЗАЩИЩАЕТ! То есть, перевёртыши действительно работают, и пройдёт совсем немного времени как молодое поколение приучат к мысли что для защиты своего комфорта любые способы хороши — даже заключение сделки с тёмными силами. Мало того, что зло оправдано, но этой рогатой фее ещё и сопереживают! Кстати, а внешность ведь тоже несёт скрытый смысл (рога — это красиво!) Кстати, говоря о внешности не могу не вспомнить супер популярный мультсериал среди подростков «Монстер Хай». Обратите внимание на внешний вид «забавных» школьниц-монстров. А ведь именно это сегодня преподносится в качестве эталона красоты. Когда я проводила исследование на предмет соответствия внешнего вида этих мульт-героинь с реальностью, то оакзалось, что именно так одевались проститутки в начале двадцатого века! А сегодня монстрам-школьницам хочет подражать чуть ли не каждая поклонница этого сериала.

Либеральный стиль воспитания предполагает предоставление полной свободы во всех направлениях жизнедеятельности ребёнка — вплоть до раннего сексуального опыта, при этом родители не смеют вмешиваться и запрещать «получать удовольствие» своему ребёнку.

Очевидно, что на сегодняшний день современным либеральным обществом определён цензор — человеческая самость. Именно она является критерием для человека-хищника. Но даже в природе мы можем наблюдать тот факт, что хищник наделён неким «кодексом чести», в случае когда, к примеру, жертва и хищник находятся в равных условиях перед лицом опасности (пожар, наводнение, землятресение и т.д.). Человеческая самость идёт дальше, — истребление себе подобных когда угодно и где угодно. Поколение, выращенное в условиях игрушечных битв, стратегий и компьютерного моделирования семейной жизни, воспринимает чужую боль игрушечной, ненастоящей. Поэтому при любых достоверных видеокадрах с ужасами войны можно услышать: «Это постановка!» Что же тут удивительного, ведь такие люди сами живут в постановочном мире, среди игрушечных героев!

Падение в «минус бесконечность»

Человек уже однажды пал, последствия этого страшного падения явно или косвенно каждый ощущает внутри себя, если конечно способен ещё что-то чувствовать и анализировать. Когда я слышу фразу: «Нет предела совершенству», то мне сразу же хочется добавить в ответ: «безумию тоже нет предела». И чем дальше человек погружается в «минус бесконечность», тем больше повреждается его суть, искажая собственно само бытие.

Найдётся ли ещё один виток во времени для нас, стремительно летящих в бездну, и светлый образ Христа восторжествует над хищным подобием человеческой самости? Ответ находится внутри каждого из нас.

«Все множество человеческих ипостасей имеют общую природу, точно так же как имеют Свою общую природу Три Ипостаси Святой Троицы. Однако люди, в отличие от Лиц Святой Троицы, не чувствуют природного единения со всем человечеством — каждый ощущает свою индивидуальную природу независимой от всех остальных. Это результат грехопадения. Воссоединение людей на основе общей природы, возвращение к единому телу Адама осуществляется в Церкви. Но возвращение это возможно только через Нового Адама — Христа» (о. Михаил Дронов)

Комментарии

Марина Алёшина

Думается, таких материалов должно быть больше. Татьяна, пожалуйста, пишите об этом еще!

Внутри произведения всегда заключена идея, но мало кто задумывается о том, что он принимает в свой ум и сердце. Мерзость, завернутую в красивую обертку, проще взять, не раздумывая, ведь для того, чтобы увидеть стержень истории, нужно воспитывать свой ум, а это - труды.

Может быть, хоть как-то можно помочь, если говорить об этом, "разворачивать" известные произведения почаще и обличать романтизацию греха.

У меня сложилось несколько иное восприятие "Голодных игр". Мне показалось, что тема главной героини - противостояние системе, и эта тема продолжает раскрываться во второй части.

Мерзость, завернутую в красивую обертку, проще взять, не раздумывая, ведь для того, чтобы увидеть стержень истории, нужно воспитывать свой ум, а это - труды.

Всё так, Марина, именно это и называют - критическим восприятием информации в любом её проявлении и формах.

Что же касается "Голодных игр", то я посмотрела на эту трилогию с другого ракурса. Да, безусловно, борьба с системой существует, и главная героиня является неким флагманом сопротивления.

Но тем не менее, главное (на мой взгляд) для достижения победы - это отказ играть по правилам узурпатора. Посмотрите какие внутренние противоречия на протяжении всего фильма испытывает главная героиня. Этот внутренний конфликт ломает человека, не раскрывая его неповторимость, а погружая в лабиринт сомнений и чувственных переживаний. Чтобы долго не распространяться скажу так - в этом сюжете отсутствует духовная составляющая. Её заменила другая ниша (как это характерно для западного психоаналитического восприятия человека) - это душевная основа. 

СпасиБо, Марина, за отзыв и интересные мысли! give_rose

Алла Немцова

Но технологии идут дальше, гораздо глубже примитивного одурачивания — «каждый сам за себя»! В последнее время появилась новая тенденция как в кинотворчестве, так и в литературе, живописи и т.д., я бы назвала это навязчивым состоянием — сопереживание злу. 

У души есть запрос на сопереживание. Это то русло, по которому должен устремиться к ближнему поток человеческого тепла и любви. Если этот поток жив, ну пусть даже не поток, а ручеек - жива и душа. В противном случае истинное заменяется эрзацем не просто сомнительного качества, а вредоносным, разрушающим личность, губящим душу. Самость как губка впитывает отраву. Этому разрушению мы являемся прямыми свидетелями.

"Гордый глух и слеп к миру, мира он не видит, а только свое в нем отражение." (о.Александр Ельчанинов)

СпасиБо, Танюша, с большим интересом читаю Ваши работы, радуюсь единомыслию. rainbow

Храни Господь!

О "двойниках" говорил и Достоевский, и академик Ухтомский, и психолог Тамара Флоренская. До тех пор пока человек видит в другом своё отражение, ищет там двойника, он будет пребывать в самоизоляции, испытывая страшные мучения, разъедающие душу. В конечном счёте мы наблюдаем как эти страдания трансформируются в агрессию, и плата за это - жизнь другого человека. Ужас в том, что пройдена некая точка невозврата и теперь уже подрастающему поколению крайне сложно объяснить тот факт, что зло и добро - абсолютные понятия. Они этого не понимают. А учитывая юношеский максимализм, поколение next оказывается стоящим на тонком стеклянном мостике, перекинутым над бездной ада.

СпасиБо, Аллочка, очень рада общению! Радости и сил духовных! rainbow-smile

Игры эти давние. В свое время их использовали многие другие. Например, те литераторы давнего и недавнего времен, кто объявлял сатану непонятным, страдающим бунтарем против "тирании" Бога. Известнейший роман об Оводе - пример не из самых удачных. Но ведь Овод - "квази-христос". Объявить бунтовщика - "вождем восставших", человека, осмеливающегося иметь свое мнение - "врагом народа", и.т.п. Эти подмены давни, как мир. Правда, тенденция "к худшему", похоже, есть. Раньше, оправдывая зло, по крайней мере, вещали о некиих великих идеях. Сейчас этого уже не надо: "хватай, а то другом достанется"!

А "Малефисента"... Вспоминается песенка Высоцкого "Про несчастных лесных жителей":

"Тоже ведь по-своему несчастная

Эта самая лесная голытьба".

Или та же "Нарния", где гордый дядя Эндрью, вздумав поиграть в колдуна, вызвал настоящее зло...и попал к нему в холуи. Туда и дорога! 

Знаю, матушка, что в общем-то ничто не ново в этом мире. Об этом ясно сказано и в Писании... И всё-таки трансгуманизм, который управляет всеми современными технологиями, выстраивая новый мировой порядок - это нечто иное, скажем так - последняя ступень перед приходом антихриста. Поэтому читала у святых отцов первых веков христианства, что даже они ужасались тому, что предстоит пережить человечеству в последние времена. А значит - эта уничтожающая человека в человеке машина уже работает, увы всем нам.

Овода читала в юности и никак не могла понять почему такой трагический конец. Это теперь становится понятным что не всякая идея должна воплощаться в реальность, существуют идеи на уровне эклектических мировоззрений. Кстати, чем дальше - тем больше.
Да, пассионарность в наши дни приобретает зловещие черты. За идею можно было поднимать ещё вчера... но сегодня уже всё наоборот - поднимают против идеи.

Матушка, всегда интересно с Вами беседовать! Благодарю за отзыв! sun

"Овод" - книжка дельная. Конец понятным: Монтанелли до последнего отказывается понести кару за свой нераскаянный грех. Единственный грех: нарушение обета. Овод (как это ни странно) предалагает ему покаяние: Монтанелли должен признаться в этом грехе, признав его за сына. Ан нет! Фактически Овод умирает в Бразилии, возвращается диавол в его облике...

И потом - сколько у Войнич параллелей с Писанием... 

А тос - "против идей" - звучит трогательно! Почти как то: "сбрать бы книги все да сжечь".

Спасибо Вам: интересная статья!welcome

Матушка, взгляд на литературных героев всегда меняется не только с возрастом. Вот Овода, к примеру, я читала когда у меня было совершенно светское понимание жизненных процессов. Ни о Писании я тогда не знала, да и на всё смотрела плоско, что уж там... И быть может это видение оставило свой след, чтобы потом, спустя годы переосмыслить и понять всё по-новому, опираясь уже на самый главный критерий - веру православную. А вот интересно, я недавно прочитала у игумена Никона (с Афона), что враг никогда не предложит две вещи человеку - это покаяние и молитву.

И Вам, матушка, огромная благодарность за беседу! give_rose

В годы нашего с Вами детства она была включена в школьную программу... Но тогда она меня не впечатлила. Возможно, потому, что героя оной всегда ставили в пример... Перечитала я уже взрослой (дополнив ее "Прерванной дружбой"), и так до сих пор вижу. В сущности, это перепев Проложного сказания о монахе, хвастливо заявившем, что победит сатану. А сатана его вел от падения к падению - до адовой пропасти... Е.

 Когда я слышу фразу: «Нет предела совершенству», то мне сразу же хочется добавить в ответ: «безумию тоже нет предела». И чем дальше человек погружается в «минус бесконечность», тем больше повреждается его суть, искажая собственно само бытие.

«Все множество человеческих ипостасей имеют общую природу, точно так же как имеют Свою общую природу Три Ипостаси Святой Троицы. Однако люди, в отличие от Лиц Святой Троицы, не чувствуют природного единения со всем человечеством — каждый ощущает свою индивидуальную природу независимой от всех остальных. Это результат грехопадения. Воссоединение людей на основе общей природы, возвращение к единому телу Адама осуществляется в Церкви. Но возвращение это возможно только через Нового Адама — Христа» (о. Михаил Дронов)

         Аминь. Танечка, спасиБо за статью.

  Танюша, получился комментарий дважды, плохо работает Киевстар, зависает, замучилась. Надо другого оператора выбирать. Ждём, что в Крыму появятся свои. И с мобилкой та же история.

Танюша, тебе спасиБо за неизменное внимание! Статью писала очень долго, думала уже что никогда не закончу. Надо будет ещё вернутся к ней и дополнить, есть ещё кое-какие мысли.

Радости и мира нашему Крыму! rainbow