Вы здесь

Иван

Мы познакомились с ним в глухой живописной деревушке, стоящей на берегу извилистой Вязьмы. Летнее солнышко только взошло и несмело продиралось сквозь липкий утренний туман, как мы с сыном были уже на ногах. Нам предстояло закончить работу как можно скорей: только половина крыши купленного нами деревенского дома находилась под шифером, а в ближайшие дни по прогнозам синоптиков, зарядят дожди, проливные, затяжные.

Успеть бы!

Зашуршал шифер, с помощью льняной веревки втягиваемый на крышу, застучали по гвоздям молотки.

Время до обеда пробежало быстро, солнышко, приблизившись к зениту, палило спину.

— Не успеем до темноты,- покачал головой сын, взглянув на проделанную работу. — Может, врут синоптики, как всегда, смотри, как жарит, — прищурившись, посмотрел он на солнце, одиноко повисшее в безоблачной синеве.

— Может, и врут, — неспешно согласился я. И подумал: «Только не Капитолина, её пяткам любой барометр позавидует». Капитолину Андреевну, шуструю старушку, в нашем дворе знал каждый, она безошибочно могла определять погоду на ближайшие несколько дней, чем и пользовались рыбаки да огородники. Когда её спрашивали, как она это делает, Капитолина, тяжело вздыхая, отвечала: «Пяточки мои больные сыночки, ничего от меня не утаят».

— Бог в помощь соседи, — раздался незнакомый голос.

Деревенька — маленькая, тупиковая, всего с десяток домов — была почти пустой. Если не считать дачников, которые приезжали на выходные дни, в ней проживали всего две бабушки, перешагнувшие восьмидесятилетний рубеж

и сын одной из них, который всегда молча сторонился нас.

— Здра — а — асте, — протянул от неожиданности мой сын Артём. Внизу стоял смуглолицый, с выступающими скулами человек и приветливо улыбался ровными рядами белых зубов. Спустившись с крыши дома, мы подошли к нему.

-Ваня,- просто представился он и первый протянул руку для приветствия. Мы познакомились.

— К вечеру тучи соберутся, — кивнул он на небо. — Пришёл помочь вам, — не говоря больше ни слова, Ваня молча стал стаскивать с себя рубаху. На смуглой груди его блестел простой алюминиевый крестик. Мы недоумённо уставились на него. Как мог этот человек, не спросив даже нашего согласия, принять такое решение?

— Почему? — наконец, выдавил я.

На этот раз, как я понял, пришла очередь удивляться новому знакомому. Какое — то время он тихо стоял, словно прислушиваясь к чему — то внутри самого себя, покуда взгляд его, несмелый и застенчивый, не остановился на мне.

— Но мы же Христиане, — еле слышно проговорил он.

— Ну что ж, добро пожаловать в нашу команду, — явно озадаченный этой ситуацией, я, тем не менее, не стал возражать. Третий человек был для нас совсем нелишним.

Работа спорилась. Иван оказался очень умелым, работящим, так что крышу

успели покрыть до сумерек. От предложенных денег он отказался, робко попросив лишь, помолится о нём и его семье.

За дачный сезон мы с ним очень сдружились.

Он приехал к нам из далёкой страны, влюбился в русскую девушку, полюбил и русскую природу. Окрестился, приняв православную веру и новое имя Иоанн. Повенчавшись со своей возлюбленной, они создали крепкую дружную семью.

Мы познакомились и с женой Ивана Надеждой Вячеславовной, очень доброй приветливой женщиной, которая работала на ферме дояркой, и с двумя такими же смуглыми как и он, ребятишками шести и двенадцати лет.

Проживало Иваново семейство на той стороне реки в соседней деревне.

Иногда он приходил ко мне ранним утром стучал тонкой веточкой в окно; если в руках у него была корзина — то мы шли по грибы. А если на плече держал косу — то начинался процесс забавной учёбы и падали росные сонные травы деревенских лугов под ноги городского жителя толи плача от неумелой руки горе — косильщика, толи рыдая о том что так и не дождались теплоты рассветного солнышка.

В лесу он ориентировался безо всякого компаса. Казалось, будто каждый

бугорок или прогалинка были ему знакомы. Хорошо разбирался Ваня в растениях и следах диких животных, как будто провёл в этой местности всю свою жизнь

— Смотри, Алёса, — так он произносил моё имя.

— Вот тут лосиха лежала, а тут телёнок, — показывал Иван, обводя пальцем примятое

разнотравье под разросшимся ивняком.

— А тут кабан, видис, земли сколько нарыл, лесную фиалку кусал, — кивал он головой на изрытый лужок уже в другом месте.

С ним мы говорили о многом, вернее, говорил больше я, а он, не перебивая, внимательно слушал, вежливо улыбаясь. О политике, о трудностях нынешней крестьянской жизни и о жизни вообще. О Боге. Слушателем Иван был отменным. Иногда пытаясь философствовать, я напускал на себя мудрый вид и энергично начинал развивать перед ним свои заумные идеи, а он всё так же терпеливо слушал, безропотно снося мои разглагольствования, какими бы они ни были долгими.

Вот и сейчас мы снова шли вместе по старой заросшей просеке, направляясь к клюквенному болоту. Стояла вторая половина сентября, лёгкий ветерок теребил верхушки деревьев, бросая пожелтевшие листья на порыжевшую землю.

Чтобы сократить расстояние, мы свернули на узкую, еле заметную тропу.

Лес быстро редел, появились глубокие колеи от большегрузных машин, и вот показалась обширная, во все стороны расходящаяся вырубка. Везде, куда хватало глаз, валялись груды сучьев, отпиленные верхушки деревьев, заломы из свезённых и брошенных стволов, чёрная искалеченная тракторами земля. Всё перемешано, всё валом, и кругом — пни, пни, пни; бессовестно изнасилованная человеком природа.

Он остановился, присев на корточки, бережно погладил смуглой ладонью свежий спил торчащего из земли пня и, не поднимая глаз, тихо спросил.

— Алёса, почему люди не любят Бога?

Всегда готовый ответить на любой вопрос, я молчал.

Потом он встал и, подняв глаза, долго и задумчиво смотрел на меня. И тут вдруг я понял, что он не видит меня, взгляд его был где-то там, за пределами этой реальности; может, в этот самый момент он пытался найти ответ в лабиринтах своей души.

«Что с тобой — Русь Православная?!» — наконец с горечью выдохнул он. Мне показалось, что тёмно — карие глаза его увлажнились.

Ситуация эта выглядела крайне нелепо. В лесной русской глуши передо мной стоял иноземец, даже языка нашего толком не знающий, который с болью в сердце переживал о моей родине, о моём народе, и о вере православной моей. Я изумлённо глядел на него. Да кто он такой?! Почему-то захотелось вдруг рассмеяться и в тоже время заплакать, покуда не пришла мысль:

«А если место для такой же боли, только в моём сердце?»

Я прислушался, но шелохнувшееся было сердце, опять забилось ровно, спокойно.

— Как твоё настоящее имя? — не зная почему, устало спросил я.

— Иван,- ответил он.

— Нет, я хочу знать, как тебя звали там, на родине, во Вьетнаме. Какое имя дала тебе мать?

— Ван Мьен, — застенчиво улыбнулся он.

Комментарии

Олег Данилов

 

 Я, чуть не лопнул как новая звезда, так вдруг
распёрло! Так что, Наталья, в следующий раз будьте поосторожней – позаботитесь о
моём здоровье – не погубите юного «Тургенева» раньше времени.

Спасибо за
искренность.  

Олег, спаси Бог за теплую, добрую и щедрую прозу! СпасиБо за знакомство с Иваном! Пишите, пишите и еще раз пишите! Вам  дан талант от Бога. Только одну бяку заметила:

Алеша, почему люди не любят Бога?

Видимо, надо исправить на "Алёса"

Олег Данилов

Спасибо, Светлана.  Вы, очень наблюдательный Критик.  Но взгляд профессионала часто бывает слишком рациональным – и это есть  «Ахиллесова пята» профессионала.

Если анализировать и дальше это произведение,  сточки зрения рационализма то вряд ли вьетнамец мог  сказать такие слова - «Что с тобой - Русь Православная?!» Это больше свойственно русскому менталитету.

Но тут есть одно но – способ восприятия читающего. Который многое воспринимает как бы сквозь строфы и для него важнее является не точность  слова – а «точность» чувств (собственных чувств) – которые передают эти связки слов.

И если эти чувства согласуются с его внутренним камертоном, то вся текстовка становиться как бы вторичной – отступая на второй план.  Он уже не читает а как бы летает, парит над теми просторами который создал для него автор.

Слово Алёша а не Алёса было введено намеренно чтобы внутренне  сориентировать читающего на серьёзный лад размышлений, это есть некая граница – за которой развлекательная часть повествования заметно снижена, где начинает светится совсем другая грань – идея самого произведения.

(хотя я могу ошибаться)

Думаю, что в данном случае Вы, Олег, ошибаетесь. Авторский замысел - вещь хорошая, но если Вы пишете слова на бумаге/экране для других людей, то свой замысел нужно доносить в соответствующей форме. Диалог - это диалог, слова вьетнамца Ивана - это слова вьетнамца Ивана, а не мысли автора или читателя. Можно сказать, что в этом заключается честность отношений с читателем, уважение к читателю и ... литературная норма.

Олег Данилов

Мне кажется если б произведение, не было соткано из мыслей автора – чем бы тогда оно явилось?

Честность отношений с читателем, уважение к читателю это конечно громкие слова  - но вряд ли

они зависят от литературных форм и предписаний если они конечно не являются этическим нормами и правилами.  Для меня  критерием честности и уважение к читателю являются не творческие изыски, и литературные формы которые могут быть абсолютно бесплодны  а желание помочь своим словом людям  - и если читатель чувствует это – то я своего добился.

Огорчил меня Ваш ответ, Олег. Надеялась, что Вы меня поймете, ибо говорю я  об элементарных вещах. Не спешите мнить себя мастером, это вредно.

Профессионал тем и отличается от непрофессионала, прежде всего, что знает меру, знает норму и понимает где можно от нее отступить, а где нельзя. Его свобода отличается от произвола немастера. Желаю Вам учиться, учиться и еще раз учиться. Талант - это лишь начало пути.

А что касается нашего Ивана, то, уж если автор сам сказал, что Иван не мог произнести слово "Алеша", то в диалоге, пожалуйста, исправьте ошибку - это именно ОШИБКА и/или авторская ложь. Разве только ВДРУГ случилось чудо, и он все-таки произнес? Подумайте хорошенько, Олег. Правда, чудо это, на мой взгляд, только испортило бы хороший рассказ...
Но другого оправдания этому нет!

Олег Данилов

Хотите, честно скажу, Вам, Светлана. Я автор однодневка.  Вряд ли я вижу, свою дальнейшую судьбу,  связанную с  писательством??? Во всяком случае я очень сомневаюсь в этом, так как есть и другие интересы.

И в этой роли я себя ни как не ощущаю. У меня нет бессонных ночей и творческих мучений и ноздри я не раздуваю в ширь,  от собственного самомнения.   Желанием  прославиться я  так же не горю – это совершенно искренне.

Знаете, почему я опубликовал свои рассказы и не только у Вас, потому что верю, что мысли заложенные в них – кому то пригодятся и возможно в самую тяжёлую минуту. И поэтому не стал их прятать в тёмный мешок.  Всё довольно  просто. 

Ну  получилось раз, два и получилось ….

 С уважением, Олег.

Олег, мне кажется Вы рано делаете выводы. Вы еще не знаете себя-литератора, и многие процессы, свойственные литераторам, в Вас еще даже не запустились. Обнаружить в себе талант - это здорово, но талант будет требовать от Вас многих усилий. И, прежде всего, ответственности.

А что касается помощи другим людям, то здесь тоже не все однозначно. С одной стороны, практически все пишущие люди считают, что написанное ими кому-то нужно (и/или спасает других людей). Но ведь тут и до миссианства рукой подать. Нет ничего страшнее, чем возомнить (опять это противное словечко) себя спасателем. Один у нас Спаситель - Христос.

Опасностей на пути литератора масса. Первый его враг - самость. Впрочем, он же и первый враг христианина. Дисциплина ума нужна и христианину, и литератору. Нас освобождает истина, а не произвол.

Я от всей души желаю Вам мудрости, смирения и дисциплины, чтобы вложенный в Вас талант спас, прежде всего, Вас. А ведь он может и погубить, и разрушить богоподобную личность. Все мы опасно ходим.

Мы меняемся в процессе творческого делания, открываем себя не только для читателей, но и для самих себя. Так что не спешите, Олег!

Желаю Вам всего самого наилучшего!