Вы здесь

Другая история

История, если к ней относиться вдумчиво, если рассматривать даты и события не просто как повод  делать «шпоры» к сдаче очередного экзамена, есть Божественная скрижаль, данная нам для научения впрок, для сдачи самого главного экзамена на право не просто жить на этой земле, а на Право Бытия. В этом смысле история есть тот же самый урок Закона Божия…

Вот, например, дата: 31 мая 1223 года. Историк скажет: битва на Калке, первое военное столкновение русских с монголами, увы, проигранное нашими соотечественниками. А теперь другая дата: 1220 год. 30 мая по старому стилю, 12 июня по новому.  Русский историк хлопнет себя по лбу и скажет: родился Александр Невский! Да, конечно… в Переславле-Залесском родился будущий Великий князь… Хотя есть предположение, что он родился годом позже… Да, вот здесь у нас, в Переславле, где мы так обыденно живем… Где-то тут неподалеку находились княжеские палаты. Тут прошли детские годы князя. Здесь, когда ему исполнилось 3 года, над ним был совершен обряд «посвящения в воины»: его посадили на коня и его, вцепившегося в гриву, провезли  вокруг Спасо-Преображенского собора. Затем ему дали для целования меч… Стало быть, это значимое для начинающего только жить Великого князя событие произошло практически во время битвы на Калке…

Кто-то относится к Александру Невскому однозначно положительно. Их большинство, как на референдуме за Крым. Тому в подтверждение является избрание Святого Благоверного Великого князя Александра Невского «именем России» «референдумом души русской». Чуть ниже по рейтингу оказался Пушкин, родственник, между прочим, Александра Невского… Но слышны и другие голоса: а не было ли с его стороны предательством Отечества сотрудничество с ордынцами? Может, лучше было бы не бить крестоносцев, а, объединившись с ними как с единоверцами, сокрушить грозного «восточного тирана». И другой была бы история нашего Отечества?! Давайте поразмыслим…

 Одним из участников битвы на Калке был князь Галицкий и Волынский Даниил, сражавшийся мужественно и отважно, получивший там ранения… Посмотрите в интернете на портреты его… Красив, как карточный король любой масти. Фигура знаковая и величественная для современной нам Украины. Сопоставим этих двух князей, поставленных вместе в одно и то же время, чтобы методом «от противного» увидеть истину.

Итак, 1240 год. Александр Ярославович наголову разбивает на Неве своей малой дружиной войско ярла (князя), зятя шведского короля, Биргера, дерзнувшего пленить Новгородские земли юного князя. За эту победу князь Александр именуется с тех пор Невским. А что же князь Галицкий и Волынский Даниил? В 1240 году Батый, разоривший до этого Рязань, Владимир, Переславль, Суздаль, Ростов, движется на Киев… А Великий князь Киевский Даниил покидает город, оставляя защиту его на тысячника своего Димитрия. Даниил едет заключать династический брак в Венгрию. Затем он поедет в Польшу, в то время, когда великий город, центр исторической Руси, падает под натиском кочевников. И велико было падение его. Никогда больше Киев не станет тем градом великим, каким он был до нашествия Батыя…

В 1245- 1246 годах, чтобы получить ярлык на княжение, князь Даниил совершает вынужденную поезду в Великую Орду. «Злее зла честь татарская!»- пишет сопровождающий его летописец… явно со слов самого князя. Хан Батый принимает великого князя с честью, оказывая ему всякое внимание и почести. Тем не менее, именно тогда Даниил Романович утверждается в мысли объединиться с «просвещенным Западом» против «варварского Востока».

В 1247 году Великий князь Александр Ярославович едет в Великую Орду к Батыю. Из Золотой Орды Благоверный князь Александр, в сопровождении своего брата Андрея, должен был ехать еще в Большую Орду, к великому хану, повелителю самого Батыя. А кто над тем ханом? Может быть, еще один хан?! А может, сам Бог?! Степь длинна, дорога бесконечна… Утомительный путь предстоял князьям через необозримые степные пространства Средней Азии. Их сопровождали ханские чиновники и организовывали доставку переменных лошадей. И делали это исправно. Во время поездок в Орду князя Александра поражала строжайшая дисциплина кочевников, подчинение всех воле одного. Как это диссонировало со своевольной и раздробленной в то время Русью! Особенно- с сумасбродным и прозападным Великим Новгородом, который столько же раз слезно просил князя Александра о помощи, сколько и предавал его, и изгонял восвояси…«По грехам нашим попустил Господь нам это зло,- вероятно, думал долгой дорогой Великий князь,- за гордыню нашу, за войну, где брат идет на брата. Вон и битву на Калке проиграли из-за этого. Русские сражались (каждый князь за себя) против единой воли монголов, направляемой единым разумом!... Без внутреннего единения Руси ордынцев нам не одолеть. А для объединения нужно, чтобы кто-то кому-то уступил, нужно смирение. Оно противостоит гордыне… Был велик и непобедим Рим, но пал. Кто его победил? Христос своим смирением…»  «Царь, я поклоняюсь тебе, потому что Бог почтил тебя царством!»- говорил князь Александр, представ перед Батыем и преклоняя колени… Колени преклонял воин, которого никто и никогда не побеждал ни в одном бою… И в сердце ордынца что-то происходит и меняется, когда он видит истину… «Не в силе Бог… Он в Правде…»

Будто в железные тиски оказалась зажатой Русь в середине XIII века. Какая же сила побудила алтайский дикарей двинутся в пределы нашего Отечества в то же самое время, когда ополчился на нас духовным и физическим оружием Запад, если не промысел Божий?! Монгольским игом не отделил ли Он нас надолго от всяких контактов с Западом, не приковал ли нас надолго к Востоку с целью сохранить нашу духовную самостоятельность и народную самобытность? …

 В грозном могуществе монголов не противопоставил ли Господь твердый оплот против широкого разлива «западных ценностей»: «Купите перья из крыльев Архангела Михаила!» «А вот сено из яслей Вифлеемских! Не дорого!» «А вот гвозди, те самые гвозди! Те самые! Почему так много? Запасные! Вот и клеймо римское, вот и кровь еще на них… Не верите?! Напрасно: «по вере вашей будет вам…» «А вот уши осла!»

Но вернемся к нашим князьям. В конце 40-х годов XIII века папа Римский Иннокентий IV отправил на Русь два посольства: к князю Даниилу в Галич и к князю Александру в Новгород с предложением унии с католицизмом…

Итак, представим себе, что накануне приема папского легата князю Александру приснился сон… Стоит перед ним эдакий Павлин, играющий в перьях своего хвоста всеми цветами радуги, и говорит: «Хочешь стать графом, герцогом, королем? Ты получишь при этом от папы ту меру самовластия, которая соразмерна будет твоему иерархическому положению. Это будет служить твоим выгодам, это укрепит твою власть. Ты сможешь безнаказанно угнетать своих подданных, опираясь на высший авторитет.» - Павлин даже зажмурился от удовольствия.- «На Западе это называется: свобода! В этом смысл жизни западного цивилизованного человека! Присоединяйся к нашим ценностям!» Спорит с Павлином во сне Александр: «А разве власть нужна не для того, чтобы служить страдальцу народу, терзаемому со всех сторон Отечеству, попираемой Церкви Христовой?! Мы же за это самовластие титульное и княжеское тяжким бременем ордынским отхлебываемся! Из ушей, из ноздрей уже течет, а мы все хлебаем, хлебаем, хлебаем!!!» Цвет хвоста Павлина померк, став серым: «Какой дикий и необразованный народ! Ты какую дань в Орду платишь, князь?! Не называй. Мне этого и не нужно. Мне вообще от тебя ничего не нужно. Просто ты будешь включен «в систему»… Понимаешь?! Будешь включен! Ты будешь сосчитан. С тобой будут считаться… Если сочтут нужным… Aetate fruere, mobili cursu fugit.»… И наутро, выслушав легата папского, ужасно похожего на павлина, князь сухо ответил ему: «Веру христианскую православную имеем, а от вас учения не приемлем!»

Князь же Даниил Романович в то же самое время коронуется в Дрогичине, получая от папы титул «короля Руси» - «Rex Russiae»… Как величественно! Никто из русских князей не имел такого титула ни до, ни  после… И герб свой Даниил меняет: вместо Архангела Михаила с огненным мечем на синем поле там появляется желтый когтистый лев… Правда, помощи от Запада король Даниил так и не увидит. Крестовый поход против ордынцев, обещанный папой, как-то стыдливо будет забыт, как «лобызания в нощи». И остался Даниил один на один со своими проблемами и мощью ордынской, нешуточно развернувшейся в обозрении очей. Сначала, по повелению Бурундая, наместника хана, он сам отдает приказание стереть с лица земли свои города-крепости, в которые вложил столько сил и надежд, свою гордость: Львов, названный в честь сына, Данилов, названный в честь понятно кого… Кременец, Луцк… И еще, еще, еще. Сделав таким образом свое княжество полностью беззащитным. Затем, тоже по требованию монголов, соглашается передать свои войска под единоначалие  ордынцев для участия в иноземных походах степняков. А тут еще и митрополит Киевский Кирилл уезжает от него в Новгород к Александру. Уезжает навсегда, до самой своей смерти… Они с Александром друзья. Вместе едут к хану и ходатайствуют о создании в Сарае, столице Золотой Орды, епархии Русской Православной Церкви. И хан соглашается. И отпевать Александра будет Кирилл… И больно все это Даниилу…

Но, постойте, ведь и Александр Невский в 1262 году был вызван в Орду ханом Берке для той же цели: хан готовит поход на Персию и ему нужны храбрые русские воины! Более того, хан разгневан на князя за постоянно вспыхивающие на Руси восстания против ханских сборщиков подати бесерменов, купцов из племени хазар, которые, пользуясь своим положением, не просто обирали народ дочиста, но еще и глумились над верой христианской… И стали их бить. Сначала в Ярославле убили иуду-отступника монаха расстригу Засиму, принявшего ислам и публично глумившегося над верой христианской, а потом понеслось: Владимир, Суздаль, Ростов, Переславль… Более года пробыл Александр Ярославович в Орде, увещевая хана, беседуя с ним. И происходит невозможное: казалось, неминуемая карательная экспедиция на Русь отменена. Русские дружины могут не принимать участие в заграничных походах Орды… Однажды, играя с ханом в шахматы, князь пожертвовал коня и выиграл партию. Хан задумался и сделал свой политический гамбит: ссылаясь на восстания на Руси, он отказался платить дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым, сам того не ведая, заслоном для Руси с Востока… Но за это Великому князю пришлось поплатиться… И не конем… (Совсем не зря около хана крутился тогда папский посланник!) На обратном пути из Орды Александр Ярославович занемог и, приняв монашеский постриг, отошел ко Господу, исполнив главную заповедь Христову, «жизнь положив за други своя»…

А годом позже умирает и князь Галицкий Даниил… Итак, «счета» закрыты…

Итак, подведем итог этому историческому противопоставлению двух князей, двух антиподов… К концу XIV века Галицко-Волынское княжество прекращает свое существование. И не столько по вине столь ненавистных князем Даниилом ордынцев, сколько при активном участии и содействии именно тех, кого князь Даниил считал своими союзниками: княжество было захвачено и разодрано между Польшей, Литвой и Венгрией, как ягненок волчьей стаей. Но и на Руси в те же самые времена происходит судьбоносное событие- Куликовская битва, во время которой русский народ впервые почувствовал свое единство, благодаря которому и победил. К слову говоря, первая, местная, канонизация Святого Благоверного Великого князя Александра Невского произошла именно после Куликовской битвы. Общецерковное прославление же произошло при митрополите Макарии на Московском соборе 1547 года. Следовательно, при первом Русском Государе Иоанне Васильевиче IV, в год его венчания на царство, в год похода на Казань, когда Русь гасила последние очаги ордынского господства, когда Русь, следуя взору Александра Невского, двинулась на Восток, в те пределы, куда когда-то долгими месяцами путешествовал святой князь, предсказавший и географию нашего Отечества, и сам характер русского народа, определенный, по историку Ключевскому, географией, где главной характеристикой вместо юридического европейского слова «свобода» стоит просторное, как степь, как поле, как широкий вдох всей грудью, как размах гармошки до пределов её мехов, слово- «воля»…

Но вот выходит на трибуну вечный российский либерал с глазами свежеразмороженной рыбы, с чисто помытыми ушами и с головой сверху удобно лысой, хоть кол теши… И упрямо твердит: «Лучше было нам тогда объединиться с христианской Европой, под тиарой римского понтифика разгромить азиатских дикарей… И другой была бы наша история. Может, и не было бы тогда ни Наполеона, ни Гитлера, ни санкций… Жили бы сейчас в Евросоюзе, припиваючи шикарное украинское пиво марки «Король Данило»…

И тут на трибуну поднимается смуглый, невысокий, но внушительного вида господин с бакенбардами и львиным ликом, назвавшись родственником Александра Невского. Стукнув своей увесистой тростью об пол, он говорит: «Положа руку на сердце разве не находите вы чего-то значительного в теперешнем положении России, чего-то такого, что поразит будущего историка? Думаете ли вы, что он поставит нас вне Европы? … Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора – меня раздражают, как человек с предрассудками – я оскорблен, – но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал…»

 

     

Комментарии

Отец Андрей, замечательная статья и мысли вечные - не в силе Бог, а в Правде. А Правда такова - ни верой, ни Отечеством не торгуют, каким бы это Отечество ни было. Нам часто хочется, чтобы все чаяния исполнились мгновенно, из-за нетерпения не видим, что стоит за тем или иным событием. Маловеры, желающие земного рая сейчас. История же развёртывается во времени, и не всегда она приносит нам желаемое, но она такова, какой, наверно, мы достойны; такова, какая нужна для спасения души. Такие вот размышления.

  СпасиБо.