Из цикла «Земное и Небесное»
Девочка с тройкой воздушных шаров
Смотришь в вечернее синее небо.
Ценишь ли радость Господних даров,
Помнишь ли вкус благодатного хлеба?
Знаешь ли ты, что эта весна
Никогда больше не повторится?
И озаренная солнцем сосна
Будет тебе по ночам только сниться.
Девочка, мир освящен благодатью;
Божьим теплом наполняется вечер.
Если тебя зло встречает ратью, -
Ты за добро поставь в храме свечи.
Девочка в синее небо лети!
Вслед за своими цветными шарами.
Всех, кто обидел тебя, прости.
И помолись за них в Божьем храме.
Пасха 04. 04. 2010
Комментарии
Спасибо всем критикам...
Наталья Трясцина, 09/04/2010 - 06:55
Мне так приятно, что стихи вызвали споры и разногласия. Шлифовать любое стихотворение надо, и Вы мне все в этом помогаете. Самое главное - нет равнодушия!
Стихотворение неудачное.
Николай, 08/04/2010 - 13:04
Стихотворение неудачное. Надуманность какая-то ощущается и даже претенциозность. Не стоит так уж за него цепляться, Наталия.
"Цепляться" может репей...
Мария Коробова, 08/04/2010 - 20:03
Коленька, Вы, наверно, очень юный человек. Ранняя юность (вместе с дошкольным детством - замечу как специалист) - любит яркие и определенные краски и понятные слова. Но есть гениальный Твардовский, и вместе с тем есть и не менее гениальный Брюсов (или А. Тарковский, к примеру). "Надуманность" там, где "думы". А где их нет? - Не знаю. Даже русский шансон бывает осмысленным, а в народной песне -море иносказаний. Ну, может частушки какие-нибудь (вроде "Коля-Николай,сиди дома, не гуляй..." и т.д.) С огромным уважением Нижегородская Омилийка.
Что нужно подправить...
Настя, 08/04/2010 - 08:44
Наталья, "с тройкой воздушых шаров" - это не по-русски. Тройка - это оценка в дневнике или три лошади в одной упряжке. Правильно будет: "с тремя воздушными шарами". Серьёзная ошибка.
"И озаренная солнцем сосна
Будет тебе по ночам только сниться".
Разве сосны озаряются солнцем только один раз в жизни?)
"Девочка в синее небо лети!
Вслед за своими цветными шарами".
Может, я и не права, но в этом двустишии мне видится какой-то суицидальный подтекст. )))
Ну и, конечно, серьёзной коррекции требуют:
рифма
ритм
знаки препинания...
Удачи в работе!
Ещё поредактировать?
Марина Алёшина, 06/04/2010 - 23:10
Наталья, я не знаю, можно ли высказать свое мнение.
Идея понравилась.
Но кажется, нужно бы поработать еще, поредактировать. В последних трех четверостишьях трижды запнулась при чтении в ритме.
Я не знаю, Марина...
Наталья Трясцина, 07/04/2010 - 01:01
Может быть. Но у меня они поются как песня. Я слышу внутренний музыкальный слой, но, к сожалению, не знаю музыкальной грамоты.
Это "шалунья-девочка, душа", не правда ли?
Мария Коробова, 06/04/2010 - 18:51
Здравствуйте. Наташа! Опять я сбежала в "Омилию" и с удовольствием общаюсь с ее удивительными обитателями. Нравится мне девочка Ваша. И устремленность ввысь. и шарики - "движитель" подсказывают. что за внешним смысловым пластом - второй. Это душа? А Ваше авторское повествовательное "я" - это. возможно. та же девочка повзрослевшая, которая уже знает. что ничего не повторится. Мы приходим к себе самим - детям и с доброй грустью наблюдаем, насколько мы бессмертны в эту пору "лета Господня". Если девочка - "девочка из воспоминания" - то она тонкий и мыслящий человечек - она уже догадывается о чем-то сильном и невеселом, тревожном... Не верится как-то, что ее действительно "зло встречает ратью". Впрочем. глубокие и "неодноклеточные" люди становятся мишенью довольно рано. Хорошо. что в таком случае Вы опять-таки указываете путь к спасению - он в храме... Сколько смыслов - а может. я какой-то главный как раз и не прочитала, не увидела - на то и лирика. Наташа, немного снижает общее сильное впечатление. Только не сердитесь, ладно? - Много простых прямых рифм. "Весна" - "сосна", "шаров" - "даров". Заканчиваю, что-то я "расписалась" нынче. Успехов!
Да, правда, это душа...
Наталья Трясцина, 06/04/2010 - 22:12
И Вы отгадали, здесь несколько семантических полей. Вы наверно, лингвистикой занимаетесь, как и я? Да я не сержусь вовсе, а радуюсь за критику, может быть, за счет простых рифм стихи делаются легче по весу, как воздушные шарики.
Семантические поля
Настя, 08/04/2010 - 08:38
Наталья, Вы только не подумайте, что я придираюсь, но хотелось бы знать, почему Вы уже не единожды используете термин "Семантическое поле", который совершенно не подходит по смыслу. (Пример семантического поля: малахитовый, салатовый, папоротниковый, оливковый, травяной, - прилагательные, объединённые общей семантикой оттенков зелёного цвета). Может, не стоит оперировать словами, значения которых Вы точно не знаете?)
P.S. Я лингвист.))
Извините за критику, за которую Вы радуетесь.))
Настенька, на два слова...
Мария Коробова, 08/04/2010 - 10:57
Это Маша Коробова. И вы, и Наташенька правы! Вы имели в виду, вероятно, лексико-семантические поля, а Наташа - так называемые ассоциативные семантические поля. У Вас много эрудиции и отличный боевой задор, но с некоторыми утверждениями в Вашем литературном анализе я не вполне согласна. Сосна может быть освещена солнцем миллионы миллионов раз, но только один раз наш обостренно-поэтический взор падает на нее так, что вздрагивает сердце от ее неповторимого абриса на фоне сияющего неба, и сжимается сердце от ощущения красоты сущего и от понимания бренности бытия... И устремленность к небу - не всегда "суицидальна" Вот стихи нижегородского талантливого поэта (доктора мед. наук, кстати) Славочки Каурова. "Розовый дым в небе колышится,/Будто за ним / Музыка слышится./То полетел, то недвижим/Розовый дым, розовый дым, розовый дым./Розовый дым - что-то тревожное,/Розовый дым, будто пирожное,/ Я ухожу к небу за ним.../ Розовый дым, розовый дым, розовый дым... /" И т.д. Это вообще-то песня - и будит мысли о хорошем и светлом, но и о надсознательном тоже. А человек прямо вроде говорит: я ухожу... У Наташи стихи значитеьно более тонкие, чем кажутся на первый взгляд. Они МНОГОЗНАЧНЫ. Это великий и самый объективный признак поэзии. С уважением Нижегородская Омилийка.
Опять про семантические поля...)))
Настя, 08/04/2010 - 19:25
Я, конечно, могу ошибаться, но по-моему, ассоциативные семантические поля - это уже что-то из области психологии, а не лингвистики. И я всё-таки никак не могу понять, в каком значении Наталья употребила этот термин. Лингвистика - точная наука, и любое "поле" можно конкретно обозначить по дифференциальным признакам. Мне, кажется, на примере данного стихотворения это почти невозможно сделать...
(Объясню: я ничего не имею конкретно против Натальи, просто мне ещё в вузе надоели требования некоторых преподов вместо полноценного литературоведческого анализа какого-либо произведения делать анализ лингвистический. Ну, как можно с помощью вычленения деривационных и реляционных аффиксов препарировать бессмертные творения Пушкина, Блока, Бродского? Не люблю лингвистические методы в литературоведении, вот и вся причина моих претензий...))
Про сосну: да я поняла, в каком это смысле.) И про "в синее небо лети" - тоже. Просто хороший стихотворец должен всячески избегать появления нежелательных смыслов ( т.е. нежелательных ассоциативных семантических полей))))) там, где их не должно быть. Смешно получается, а в религиозной поэзии как-то совсем неуместно.
Про МНОГОЗНАЧНОСТЬ: если честно, никакой особенной философской глубины не разглядела, никаких скрытых смысловых пластов. "весна не повторится" - банальность, "за добро поставь в храме свечи" - банальность, "прости всех, кто обидел" - ещё одна банальность. Что здесь такого нового, что интересного? Про форму я уж молчу, а ведь в стихотворении форма первична...
В общем, ИМХО, стихотворение очень слабое. Работать над ним ещё и работать. Хотя задумка неплохая, согласна.
Дети просто радуются
Протоиерей Василий Мазур, 06/04/2010 - 10:26
Думаю, девочки и мальчики с воздушными шариками, просто радуются жизни и не задают себе таких вопросов. По-моему, такая беседа более понятна и естественна для взрослого человека, чем для маленького человечика.
Успехов Вам и пасхальной радости, Наталия!
Вам тоже пасхальной радости, мира и света в душе!
Наталья Трясцина, 06/04/2010 - 14:52
Спаси Господи Вас! Странно, что с детства я задавала себе всякие глупые вопросы, которые мешали радоваться, а сейчас, когда я хожу в храм, я научилась просто радоваться, не задумываясь. Но меня сейчас удивляют мои дети, которые задают такие вопросы ( детям 9 лет, 6 лет и 3 года), от которых мы взрослые, пытаемся убежать, отмахнуться, так же, как пытаемся убежать от себя. И лишь тогда мы приходим к себе и находим себя, когда обретаем веру в Бога. Мы свою душу как кусочек вкладываем в единое целое. Как Вы думаете?
Не знаю
Протоиерей Василий Мазур, 06/04/2010 - 20:13
Наталия, не знаю, лишь Бог знает, насколько мне удается достичь того, чтобы детям хотелось приходить в храм, но я стараюсь.