Вы здесь

Большие

Люди
с большими головами,
подобные многоэтажным домам,
ходят по миру,
боясь расплескать свои сокровища.
Они задевают макушками облака,
колышут ветви деревьев,
и тащат на себе одеяла и шубы
в зимнюю стужу
и даже летом,
стараясь согреть
свои огромные лбы.
Люди
с большими сердцами,
подобно величественным замкам
добрых правителей,
дают приют
в непогоду
карликам и великанам,
близким и далеким.
Их величие не задевает деревьев,
не колышет трав, не беспокоит небеса.
Их величие неприметно
и уязвимо,
но неодолимо.

Комментарии

Наталья Трясцина

 Технократические аристократы важно вышагивают и несут свою огромную голову, похожую на монитор и системный блок, они кичатся своим интеллектом и спотыкаются о друхих, похожих на муравьев. А люди с большими сердцами находятся поблизости водоемов, как маяки, и сами источники - воды, тепла и света, к которым все приходят напитаться мудростью исчастьем, получить добрый совет.

Блажен, кому повстречался на пути человек большого сердца! А если  его большое сердце было в соединении с большой головой - то вообще повезло несказанно. Ведь мы перенимаем опыт бытия непосредственно, из рук в руки. Трудно тому, кто вынужден сам "изобретать велосипед".

СпасиБо Вам, Наташа! Я очень рада Вашему отзыву

Людмила Громова

Спаси Господи, Светлана. Действительно, "сюрная" картинка. И наглядная.

Не совсем согласна, что величие людей с большими сердцами уязвимо, тем более, что неприметно. Скорее, сами люди уязвимы, но не их величие.  

Интересно Вы, Люда, поставили вопрос. Уязвимо, в том смысле, что не защищено, открыто. И нередки случаи попыток надругаться над такими, "опустить" их .  Неприметно - это о невыпячивании внешнем и внутреннем, но есть сила, которая реально ощутима, есть бытие, которое ЕСТЬ и не может не быть. Но я поразмышляю над сказанным Вами, прощупаю смыслы.

СпасиБо за отзыв!

Людмила Громова

Светлана, я двусмысленно сформулировала мысль, простите. "Не совсем согласна, что величие людей с большими сердцами уязвимо, тем более, что неприметно" - это я имела в виду, что несогласна с тем, что величие уязвимо.  А с тем, что оно неприметно внешне (особенно, для праздных наблюдателей) - однозначно согласна.  А кто будет пытаться уязвить то, что неприметно?

То есть, и в высшем, духовном смысле оно неуязвимо (и непреодолимо), и в земном смысле "неинтересно" для уязвления, т.к. неприметно. Но, с другой стороны, для духов злобы это величие очень даже заметно и неприятно, поэтому  людей с большими сердцами все-таки пытаются уязвить те, кто одержим страстями и дурными помыслами, независимо от размера головы.

Судя по вышенаписанному  , мне пора спать... 

Эх,спатьпора, спатьпора!

поэтому людей с большими сердцами все-таки пытаются уязвить те, кто одержим страстями и дурными помыслами, независимо от размера головы

Стоит добавить, что к таковым - одержимым страстями - относится большинство из нас.
Мне кажется, Люда, мы поняли друг друга, и можно спокойно идти спать.

Людмила Громова

Стоит добавить, что к таковым - одержимым страстями - относится большинство из нас.

Увы, это так. И если мы не обижаем великих людей (можно ведь и так назвать людей с большими сердцами) попытками надругаться над ними, то уязвляем их своей греховностью. Может быть, для них это еще больнее, чем личная обида.

Еще вспомнилось, может быть и не кстати, но по теме. Наш батюшка (о. Валериан Кречетов) на проповеди часто любит повторять чье-то изречение: "Человек живет сердцем, а не умом. Ум - рабочая сила сердца."

Дорогая Людмила, замечательные слова Вы привели. Кажется о. Алексий Мечев говорил, что ум — рабочая сила сердца.

А что до причинения боли людям с большим сердцем, то нужна лишь подходящая ситуация, чтобы мы явили себя во всей красе. Потенциальная агрессия сидит в каждом, кто не свят. Будет ситуация — будет явление, не будет ситуации — соответственное бытие все равно будет. А важно именно качество бытия.

Для меня "вынуть бревно" означает увидеть, свою полную неспособность к настоящему добру, свое полное бессилие. Единственное, на что способен человек , - "падать головой ко Христу", говоря словами  иеромонаха Романа. Только Христос в нас дает нам силу быть  христовыми. Это важно пережить в личном опыте. Я реально не нашла ничего доброго в человеке, кроме истинной жажды - жажды Бога и божиего. Этот кризис веры в человека, в человеческое добро был труден, а выходом из него стал и есть Христос.

Людмила Громова

Светлана, мне кажется, "вынуть бревно" - не наша мера. Нам хотя бы свое бревно увидеть и осознать, как Вы пишите, "свою полную неспособность к настоящему добру, свое полное бессилие". И, по мере возможности, с Божьей помощью, многочисленные сучки успевать обрубать и у Бога прощения просить. Но это еще не есть "вынуть бревно". Избавиться от своего бревна (с Божией помощью, конечно) - это, думаю, мера святых, но стремиться должны к этому все. А наша мера - "малое доброделание", как учил арх. Иоанн Крестьянкин. И так нас учит на проповедях отец Валериан, по крайней мере - я так это понимаю. Конечно, могу ошибаться. Помоги нам всем Господь!

В том и смысл, что мы не можем сделать ничего доброго. Понять это - наша мера, только понять по-настоящему. Признаюсь, меня настораживают  в этом смысле слова - "не наша мера". Помните, как Саровский ответил на вопрос, чем отличаются святые от нас? Он сказал: решимостью. А какая  решимость может быть в том, кто заранее отказывается от совершенной меры? Чтобы понять чего ты стоишь, надо именно решиться на это и уткнуться в свою меру носом, опытно постичь её.

А малое доброделание труднее великого, оно требует постоянного усилия и соответствующего устроения души. Однажды можно и подвиг совершить. Опять же, в том и смысл, что стать действительно добрым даже в малом куда труднее, чем кажется.

Людмила Громова

В том и смысл, что мы не можем сделать ничего доброго.

Мы сами - не можем, а с Божьей помощью - да.  Так же и избавиться от бревна - можем, но при том же условии (с Божьей помощью, не исключая, конечно, же и собственного желания и труда)

Признаюсь, меня настораживают в этом смысле слова - "не наша мера".

"Не наша мера" не потому, что не сможем, а потому, что еще очень далеки от этой желанной цели. Высшая математика - еще не мера первоклассника, но это не значит, что со временем, он не не станет профессором. И если школьник пока занят правилами сложения и вычитания, еще не значит, что у него нет решимости закончить школу и поступить в вуз.  Меня больше настораживает, когда человек, который в духовном смысле только постигает азбуку, начинает мнить, что, ему пора браться за университетский курс (например, молитвы за весь мир, непосильный пост сверх устава и т.д. и т.п. - ревность не по разуму) или же, что, наверное, еще опаснее, решает, что он понимает все лучше учителей, начинает рассуждать, что важно, что неважно, и искать себе учителей по своим прихотям:

«Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4: 3–4).

А малое доброделание труднее великого, оно требует постоянного усилия и соответствующего устроения души. Однажды можно и подвиг совершить. 

Подвиг и подвижничество разные вещи. Постоянное малое доброделание - это и есть подвижничество для нас, требующее и постоянного усилия, и соответствующего душевного устроения. Наверное, это - начальная школа духовной жизни. А если уж кто ее усвоит, того, думаю, Господь и на более великие дела призовет в свое время. И даст это понять. Когда это бывает и как - судить не могу, сама пока еще азбуку постигаю. А наговорила тут, как профессор богословия. Вот он, еще один сучок и вылез. 

А сучок-то симпатичный, правильной формы. Загляденье просто
Сложность христианства в том, что за знакомыми словами часто прячется совершенно незнакомая реальность. А дело мы должны иметь с реальностью, а не со словами. Чужие правильные слова должны стать законно нашими. Иначе - беда.

Сила Божия обретается в немощи. То есть, человек должен исчерпать себя, отдать всё своё, стараясь исполнить заповедь Божию о любви, дойти до предела себя, чтобы найти Христа в себе. 

Есть смирение, а есть смиренничанье. Смиренничанье - это нечто противоположное смирению. Важно уметь различать в себе первое и второе.

Храни Вас Господь, Людмила!

 

Людмила Громова

Спаси Господи, Светлана! 

Сила Божия обретается в немощи. То есть, человек должен исчерпать себя, отдать всё своё, стараясь исполнить заповедь Божию о любви, дойти до предела себя, чтобы найти Христа в себе.

Светлана, что значит "исчерпать себя"? Ведь человек ничего своего доброго не имеет, то доброе, что получается отдать, дабы исполнить заповедь, - не его, а данное Богом. "Свои" у человека только грехи. Эти слова (сила Божия в немощи совершается) по другому трактуются. Вот, что пишет об этом архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий):

И вот такими должны быть и нищие духом. Они, подобно нищим телесно, должны сознавать себя не имеющими ничего доброго, от них самих зависящего.

Они себя сознают совершенно нищими в добродетелях.
Они думают искренне и говорят, что все доброе, что совершают они, совершают не своей силой, не своими добродетелями, а по Божьей благодати.
........................
И он совершенно искренне будет считать себя хуже, грешнее всех.
Вот это смирение – основа всякой праведности, ибо без смирения все дела праведные не имеют цены в очах Божиих.
Можно, творя добрые дела, творить их с гордостью и тщеславием. Это не праведность пред Богом – это мерзость пред Ним. Бог ждет только подлинной нищеты духовной, Бог говорит устами св. апостола Павла: "Сила Моя совершается в немощи".
Только в сердцах сокрушенных и смиренных творится великая тайна силы Божией.
Чтобы творить что-либо доброе, подлинно доброе, мы должны быть смиренными. Смирению учит нас Господь и Бог наш Иисус Христос. Разве не помните слов Его: "Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем".

Но, лучше полностью прочитать эту статью, так просто, хорошо написано.

Люда, а что же тут по-другому? Совсем ничего!!!
Слова-слова... Каждый из нас понимает их по-своему. Только реальность делает нас причастниками, способными верно их прочесть.

что значит "исчерпать себя"? Ведь человек ничего своего доброго не имеет, то доброе, что получается отдать, дабы исполнить заповедь, - не его, а данное Богом. "Свои" у человека только грехи.

Свои у человека ещё и силы: физические и душевные, ими и надо работать, напрягаясь предельно ради обретения Христа в себе.

Ну, да ладно. Сказано более, чем достаточно. Пойдем каждый во-свояси

 С праздником Покрова!

Прочитала и почему-то вспомнился Грибоедов со своим незабвенным "Горе от ума".

Да вот только не каждый с "Огромной головой" способен уяснить прописные истины, а ведь он тот самый-самый, аж до облаков.

Спаси, Господи!

 

Алла Немцова

 С Праздником!

Зацепило. Так получилось, только что вспоминали фильм "Форпост", переключилась на Омилию - и стихотворение "Большие" удвительным образом продолжило тему. Совпадений не бывает?

И еще пытаюсь вспомнить автора мысли о том, что мы рискуем вырастить людей с большой головой и маленьким сердцем. Цитирование вольное, поэтому без кавычек.

Храни Господь!

Страницы