Вы здесь

О травле о. Андрея Ткачёва (Протоиерей Владимир Вигилянский)

Протоиерей Андрей Ткачёв

Взгляд журналиста.

1 февраля 2016 года на сайте «Православие и мир» вышла статья священника Александра Пикалева «Ломать жену об колено», в которой он обсуждает магнитофонную запись выступления отца Андрея Ткачева. Выводы автора статьи о своем собрате-священнике:

  • 1. «Священник призывает к тоталитарному строю в отдельно взятой семье, где не нужны двое любящих, уважающих друг друга людей, а нужен насилующий сильный и насилуемый слабый, которому отбивают ломом рога».
  • 2. «Это неизбежное зло, и таких людей нужно уметь распознавать и держаться от них подальше, а когда они пытаются протащить свои фантазии в реальность — ловить и изолировать от потенциальных жертв в специально отведенных местах с очень строгим распорядком дня».
  • 3. «Когда человек говорит подобные вещи, не имеет никакого значения, священник он или алкаш из соседнего подъезда. Ради себя, ради вашей семьи и детей — не пускайте таких людей ни в свой мозг, ни в свое жилище».

Публикация этого милого и рассудительного отзыва дала толчок к появлению других выступлений, требующих расправы с протоиереем Андреем Ткачевым.

Я не знаю, заказала ли редакция эту статью или сам автор ее прислал в Правмир, но профессиональная обязанность редактора обязывает узнать источник магнитофонной записи, когда она была сделана, где и к кому обращался о. Андрей, кто были его слушатели. Если у редактора не было для этого 15 минут (именно столько потребовалось мне, чтобы узнать эти ответы), он мог бы обратиться к самому проповеднику — тем более, что он является многолетним автором Правмира.

Ну, хорошо, неохота было обращаться к отцу Андрею Ткачеву, которого по духу и некоторым взглядам на современные события вряд ли можно назвать единомышленником редактора, но тогда можно было бы посмотреть в поисковике, согласуется ли магнитофонная запись с другими высказываниями священника о браке, семье, насилии, роли женщины. У него в ютубе опубликованы десятки проповедей на эту тему, статьи, многочисленные интервью в СМИ (в том числе, и об этой магнитофонной записи 19.11.2010 г.), выпущена целая книга «Первое чудо, Беседы о браке и семье», Киев, 2012, в которой аж 222 страницы. Добросовестный редактор был бы удивлен, что в этом массиве материалов он бы не нашел никакого подкрепления для выводов священника Александра Пикалева.

Ладно, поверю, что и на это у редактора почему-то не было времени. Но тогда можно было бы посмотреть на страницы собственного издания, в котором есть, например, статья о. Андрея «Главное сокровище мужчины и женщины» от 30 августа 2013 г. Кстати, в этой статье есть такое рассуждение:

«И если слово твое, вовсе не ему предназначенное (т.е. подслушивающему чужой разговор — ПВВ), подхватил обиженный недоброжелатель, оправдываться тоже бесполезно. Визгливый голос разнесет по джунглям весть о том, что Акела промахнулся».

Жаль, что редактор оказался пусть не в роли тигра Шерхана, но в роли тех, кто рад найти повод, чтобы не просто унизить своего оппонента, но донести до общественного мнения призывы к реальной расправе над ним.

Послесловие к посту «Травля отца Андрея Ткачева»

Если кто не заметил, подзаголовок публикации гласит: «Взгляд журналиста».

Пост посвящен не столько статье священника Александра Пикалева, сколько поступку редакции Правмира. 

  1. Автор, а главное — Редакция, намеренно скрыли то, что обсуждается сомнительная, вырванная из контекста запись беседы о. Андрея 6-летней давности. Если бы этот факт был упомянут, актуальность и пафос статьи были бы поставлены читателем под сомнение. 
  2. Редакция «не заметила», что автор по сути призывает изолировать отца Андрея от общества («Не пускайте таких людей ни в свой мозг, ни в свое жилище»), клевещет на него («Священник призывает к тоталитарному строю в отдельно взятой семье, где не нужны двое любящих, уважающих друг друга людей»), и даже намекает, что его надо посадить то ли в сумасшедший дом, то ли в тюрьму («Таких людей нужно... ловить и изолировать от потенциальных жертв в специально отведенных местах с очень строгим распорядком дня»).
  3. Редакция не попыталась нейтрализовать эту «пятиминутку ненависти» со стороны автора статьи ссылками на некоторые из сотен высказываний о. Андрея против насилия в семье, призывы бережного отношения к женщинам и женам, которые легко найти в его книгах и проповедях, в том числе статьях, опубликованных в Правмире.

Никаких других выводов я не делал. А мог бы. Например, сказать о том, что Редакция не в первый раз намеренно сталкивает лбами священнослужителей, чтобы посеять смуту в священнической среде, чтобы перенести в церковное общество, где царствует дух любви и взаимоподдержки, дух противостояния мирских амбиций.

Я люблю отца Андрея Ткачева, знаю его и его семью очень хорошо. Это настоящий пастырь и пламенный проповедник. Способы донести до своих слушателей и читателей евангельскую истину у него разные — иногда мягкие, иногда рассудительные, иногда очень жесткие. Нередко его метафоры, которые глупо воспринимать буквально, на грани фола. В устных беседах, в ответах на «живые» вопросы он изредка использует метод холодного душа — использует грубую лексику, доводит до вопрошающего конкретную ситуацию до нелепости, изнанки. Нравится ли мне это метод? Нет, не всегда. Нравятся ли мне его грубости? Нет, не нравятся. Но я знаю точно, что в расшифровке устной речи в письменную речь отец Андрей всегда убирает и редактирует эти места — то, что предназначено для одного человека, не может быть распространено для всех.

Так можно «поймать» любого человека и дискредитировать его подслушанными словами. Когда-то Правмир опубликовал и мое выступление, не отдав мне на редактуру буквально записанный устный текст — с оговорками, грамматическими несогласованиями, с эмоциональной лексикой. Такие же жалобы на Редакцию я слышал от других авторов.

То же самое сделал и тот, кто выложил в интернете часть его беседы. То же самое сделала Редакция.
Честно ли это? Нет, не честно.

ФБ

Комментарии

О. Андрей Ткачёв предложил "ломать об колено" лишь тех, жён, которые РЕГУЛЯРНО бьют мужу в лицо и царапают ему глаза.
Что-то не так?