Вы здесь

Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892-1975)

Иван Сергеевич Соколов-Микитов

Русский писатель Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился 30 (17) мая 1892 года в урочище Осеки недалеко от Калуги в семье Сергея Никитича Соколова (от имени деда вторая часть фамилии: Микитов), управляющего лесным имением. Его детские годы прошли в лесной смоленской деревне Кислово, на родине отца. В 1903 году Соколов-Микитов поступает в Смоленское Александровское реальное училище, откуда исключен в 1910 году из 5 класса «по малоуспеваемости и за дурное поведение» («по подозрению в принадлежности к ученическим революционным организациям»). В том же году переехал в Петербург и поступил на четырехлетние сельскохозяйственные курсы Главного управления землеустройства и земледелия.

Знакомство Соколова-Микитова с писателями А. М. Ремизовым, А. И. Куприным, А. С. Грином, М. М. Пришвиным, В. Я. Шишковым определило его дальнейшую судьбу. В 1911 году он пишет свое первое произведение — сказку «Соль земли», где можно увидеть ту усложненность, которая свойственна сюжетам не фольклорной прозы, а литературной сказке 90-х годов ХIХ века. Молодой автор посвящает свое произведение А. М. Ремизову, который был его читателем и критиком.

В это же время Соколов-Микитов серьезно увлекается авиацией. В годы первой мировой войны вместе со знаменитым летчиком Г. В. Алехновичем совершил боевые вылеты на русском бомбардировщике «Илья Муромец».
Несмотря на первые шаги на литературной ниве, Соколова-Микитова не покидает мечта о странствиях. Он уезжает в Ревель, недолгое время сотрудничает в «Ревельском листке», а с марта 1913 года плавает матросом на различных судах. Через всю жизнь пронесет он светлую, благодарную любовь к морю.

С ноября 1919 г. И. С. Соколов-Микитов — матрос торговой шхуны, с 1920 г. — рулевой на океанском пароходе «Омск». В Гулле (Англия) забастовка докеров надолго задержала судно, которое без ведома матросов было продано с аукциона белогвардейскими властями. В 1921 году, мучительно тоскуя по родине, Соколов-Микитов перебрался в Берлин. В 1921–1922 годах в эмигрантских журналах «Жар-птица», «Современные записки», газетах «Голос России», «Руль», «Накануне» опубликован ряд рассказов, статей и очерков писателя. В Берлине и Париже выходят его книги «Кузовок», «Где птица гнезда не вьет», «Об Афоне, о мире, о Фурсике и о прочем». Соколов-Микиттов переписывается с И. А. Буниным и А. И. Куприным, встречается с М. Горьким, А. Н. Толстым, С. А. Есениным, А. М. Ремизовым, знакомится с Б. Пильняком.

Летом 1922 года писатель из вынужденной эмиграции вернулся в Россию. После скитаний за границей годы жизни на Смоленщине (1922–1929) были наиболее плодотворными. В Кочанах он пишет циклы рассказов «На речке Невестнице», «На теплой земле», «На своей земле», «Морские рассказы», повесть «Чижикова лавра», а также свои лучшие произведения — рассказ «Пыль», повесть «Елень» и многое другое.

В 1929—1930 гг. писатель под руководством О. Ю. Шмидта участвует в арктических экспедициях на ледоколе «Георгий Седов» в Северный Ледовитый океан, на Землю Франца-Иосифа и Северную Землю. В качестве корреспондента газеты «Известия» он включён в состав экспедиции по спасению ледокола «Малыгин».
В 1930–1931 годах выходят циклы «Заморские рассказы», «На Белой Земле» и др., а также повесть «Детство», которую И. С. Соколов-Микитов считал самым дорогим детищем. Именно в ней кроются истоки личности и творчества очень русского национального таланта Ивана Сергеевича Соколова-Микитова.
1 июля 1934 года он был принят в члены Союза советских писателей (билет № 958).

Начало войны застало писателя в новгородской деревне. С наступлением весны 1942 года благодаря вмешательству Союза писателей СССР семья И. С. Соколова-Микитова была эвакуирована в Пермь (с 1942 г.- Молотов), где он работает специальным корреспондентом «Известий». Летом 1945 года писатель возвратился в Ленинград.
В 1940–1960-е годы писатель много ездит по стране, встречается с разными людьми, ведет записные книжки, собирает материал для будущих книг («Рассказы охотника», «У синего моря», «Над светлой рекой», «По лесам и полям», «На теплой земле» и др.).

В мае 1952 года Совет Министров РСФСР по ходатайству Калининского облисполкома выделил И. С. Соколову-Микитову земельный участок в Карачарове, где писатель прожил долгие годы. Сюда же неоднократно приезжали к нему в гости писатели К. А. Федин, А. Т. Твардовский, заслуженный артист СССР П. И. Румянцев. Здесь писатель жил с апреля—мая по октябрь—ноябрь и работал над книгами «На теплой земле» (1954), «Звуки земли» (1962), «Карачаровские записи» (1968) и др.
Иван Сергеевич активно сотрудничает с Калининской писательской организацией, переписывается с П. П. Дудочкиным, встречается с калининскими журналистами Н. И Мазуриными, И. В. Разжавиным, выступает по областному радио. В областном литературно-художественном альманахе «Родной край», членом редколлегии которого он состоял, были опубликованы новые главы его повести «Детство». В областном книжном издательстве выходили его книги «Первая охота» (1953), «Листопадничек» (1955), «Рассказы о Родине» (1956) и др. О пребывании писателя на нашей земле был снят любительский кинофильм.

Умер писатель 20 февраля 1975 года. Похоронен в Гатчине под Санкт-Петербургом. После смерти в 1975–1976 годах опубликованы его книги «Дальние берега» и «Давние встречи».
И. С. Соколов-Микитов не любил, когда его называли «путешественником», «землепроходцем», «охотником». Он всегда был писателем — крестьянским по корням; владел всей палитрой русской реалистической прозы, начиная со сказки, притчи, этюда-были («былицы»); писал тонкие по художественному рисунку рассказы и повести, придал очень личное, соколовско-микитовское выражение традиционному жанру путевого очерка.
Творчество И. С. Соколова-Микитова — заметная страница в истории русской литературы ХХ века. Долгие годы его было принято считать лишь «певцом природы». Традиционно его ставили рядом с М. М. Пришвиным, К. Г. Паустовским, В. В. Бианки. Писатель очень тонко чувствовал природу, умел найти краски и тона, чтобы передать подчас неуловимое «дыхание жизни». Но это только одна сторона многогранного таланта автора, далеко не исчерпывающая всей глубины и самобытности писателя. В советские годы его книги широко публиковались, но в основном в издательстве «Детская литература», что свидетельствует об узости подходов к изучению творческого наследия Соколова-Микитова. Большое влияние на формирование молодого писателя оказали писатели-модернисты начала ХХ века, в частности, А. М. Ремизов. На разных этапах творческого пути он опирается на традиции Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горького.
И. С. Соколову-Микитову также присуще христианское понимание мира и человека. Сегодня можно говорить о духовном реализме писателя, что позволяет иначе посмотреть не только на его произведения, но и на личность самого автора.

Е. Н. Васильева, заместитель декана филологического факультета
Тверского государственного университета,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры русской литературы ХХ-ХХI веков

www.tverlib.ru

Комментарии

Мария Коробова

 Понятие "духовного реализма", надо заметить, разработано явно недостаточно. А для меня, дошкольного специалиста - это представитель старой гвардии  литературы для детей.  В 60-х придцут Снегирев, Сахарнов. Сладков... А ранее  царят "экологические лирики" - Паустовский, Пришвин, Соколов-Микитов; чуть позже - Акимушкин... "Домик в лесу" - горсточка драгоценных камешков-миниатюр, к примеру... Я согласна с автором статьи - гуманистическое видение мира природы не может не быть христианским.