Вы здесь

Жизнь и творчество Джона Голсуорси

Джон Голсуорси

Джон Голсуорси (Galsworthy) (1867-1933) — английский писатель. Первый президент Пен-клуба (1921), международной ассоциации литераторов. Награжден орденом «За заслуги» (1929), Нобелевская премия (1932). Социально-бытовые романы «Остров фарисеев» (1904), «Петриций» (1911), «Фриленды» (1915) и другие. В трилогиях о судьбах одной семьи «Сага о Форсайтах» (1906-1921) и «Современная комедия» (1924-1928) дал эпическую картину нравов буржуазной Англии конца 19 — 1-й трети 20 века в трилогии «Конец главы» (1931-1933) проявились консервативные тенденции. Драмы. В литературной публицистике отстаивал принципы реализма.

Джон Голсуорси родился 14 августа 1867 года, в Кингстон-Хилл, графство Суррей, в семье состоятельного юриста. Окончил привилегированную школу в Хэрроу, изучал юриспруденцию в Оксфордском университете, но вопреки воле семьи не стал заниматься адвокатской практикой. Решение воспротивиться семейным традициям отчасти было подсказано пережитой будущим писателем личной драмой, которая нашла отголоски во многих его произведениях: романом с женой его двоюродного брата Адой, после долгих злоключений и страданий оставившей своего мужа и вышедшей замуж за Голсуорси. По окончании университета (1867) он в течение двух лет путешествовал. В 1890 году, совершая морское путешествие, познакомился с писателем Джозефом Конрадом, с которым сохранил дружеские отношения на долгие годы.

Литературный дебют Джона Голсуорси

Дебют Голсуорси, сборник рассказов «Четыре ветра» («From the Four Winds»), состоялся в 1897 году, но впоследствии писатель, недовольный этой книгой, скупал и сжигал ее нераспроданные экземпляры. Настоящим началом своей литературной деятельности он считал книгу рассказов «Человек из Девона» («Man from Devon», 1901), в котором впервые появился один из представителей семейства Форсайтов, ставших основными героями зрелого творчества писателя. Его новеллистика отмечена глубоким психологизмом, лиричностью, нередко острой гротескностью, и представляет собой, как правило, этюды к масштабному полотну социальной жизни. Писатель создавал его, строго следуя традициям классического реализма, сыгравшим решающую роль в становлении его таланта.

Ранние произведения Голсуорси

Среди ранних произведений Джона выделяется роман-памфлет «Остров фарисеев» («The Island Pharisee», 1904, русский перевод — 1926), опубликованный под его настоящим именем (предыдущие четыре книги выходили под псевдонимом Джон Синджон — John Sinjohn). В романе поднималась одна из главенствующих тем всего его творчества: моральная черствость, которая приводит к деградации личности. Еще раньше, в 1900 году, был опубликован роман «Вилла Рубейн» («Villa Rubain», русский перевод — 1908), книга о жестокой судьбе художника, которого не понимает и не принимает буржуазное общество, — сюжет также имеющий в творчестве Голсуорси многочисленные творческие версии. Признание пришло к писателю в 1906 году, когда была поставлена его драма «Серебряная шкатулка» («The Silver Box», русский перевод — 1925).

Драматургия

Драматургия Голсуорси (свыше 30 пьес, собранных в издании «Collected Plays», 1930) в основном затрагивает социальную проблематику и нередко носит иллюстративный характер. Пьеса «Борьба» («Strife», 1909) непосредственно затрагивает классовые антагонизмы и проникнута сочувствием писателя к обездоленным и угнетенным. Постановка драмы «Справедливость» («Justice», 1910) вызвала бурную полемику, увенчанную парламентским актом, который способствовал улучшению содержания арестантов в тюрьмах. Его драмы, имевшие большой успех при первых постановках, были слишком тесно связаны со злобой дня и большей частью не пережили своего времени. Однако именно они принесли Голсуорси славу, упроченную его романами.

Литературное кредо Джон Голсуорси

Джон ГолсуорсиСобственное понимание писательского призвания Голсуорси изложил в ряде статей, среди которых особенно важны «Литература и жизнь» («Literature and Life», 1930) и «Создание характера в литературе» («Creation of Character in Literature», 1931). Задачей писателя он называет «стремление к правде». Отвергая веяния авангардистского и экспериментального искусства, Голсуорси назвал себя «безнадежно старомодным», так как по-прежнему дорожил уроками реалистической классики, прежде всего исключительно высоко ценимых им русских писателей Ивана Сергеевича Тургенева и Льва Николаевича Толстого. В литературе его приоритетами оставались «стройность, отбор, форма и извлечение из жизни некой морали». В то же время ему были чужды влиятельные в его эпоху доктрины натурализма: творчество он понимал не как стремление к «научности» и достоверности, что сродни документу, но как способность создавать жизненно убедительные характеры и прослеживать всю сложную гамму отношений в обществе: частная судьба выявляется в соприкосновении с «огромным, бурлящим действом» действительности.

Форсайты Голсуорси

Эти принципы наиболее последовательно воплощены Голсуорси в «Саге о Форсайтах» («The Forsyte Saga», закончена в 1922 году, русский перевод — 1930, телесериал 1967), которая стала делом его жизни. Она включала романы «Собственник» («The Man of Property», 1906), «В петле» («In Chancery», 1920), «Сдается в наем» («То Let», 1921) и две интерлюдии, связывающие эти повествования. Второй цикл романов о Форсайтах носит общее заглавие «Современная комедия» («Modern Comedy») и также включает три романа: «Белая обезьяна» («The White Monkey», 1924). «Серебряная ложка» («The Silver Spoon», 1926), «Лебединая песня» («Swan Song», 1928) и две интерлюдии.

Основной конфликт этого эпического произведения определен в авторском предисловии. Изображая несколько десятилетий семейной хроники, Голсуорси постоянно возвращается к мотивам глубокого духовного разлада, когда на разных этических полюсах оказываются родные братья и дети восстают против отцов. Почва конфликта неизменна: забота о преумножении собственности и о ложно понятом общественном престиже порождает безликость бытия и уродует личность, бунтующую, но чаще всего в итоге смиряющуюся, когда она убеждается, что «удар молнии» — любовь, прикосновение к Красоте, ассоциирующейся с искусством, — не может переменить порядок вещей в мире. «Набеги Красоты и посягательства свободы на мир собственников» — главный сюжетный узел повествования. Действие развернуто на сломе эпох: конец викторианского века, Первая мировая война, пропитанные радикализмом 1920-е годы.

Потомки строителя-подрядчика, Форсайты уверенно завоевывают для себя место в английской социальной иерархии, становясь столпами общества. Но этот успех достигнут ценой невосполнимых потерь. Фарисейство, сухой практицизм, кастовая спесь, рассудочность, убивающая живое чувство, — эти родовые черты передаются из поколения в поколение, пока на смену им не пришло по-своему столь же опустошительное равнодушие к традициям и заветам, жажда сиюминутного наслаждения. Иллюзорность достигнутого общественного положения и растраченная впустую жизнь незаурядных от природы людей, «нетипичных форсайтов» — оба эти мотива прошли через весь многотомный форсайтовский цикл, придавая ему единство тона и настроения. В интерлюдиях лирическая тема звучит особенно настойчиво, окрашивая драматизмом все повествование.

Летопись семьи становится и хроникой эпохи, очерчивается единая тема — банкротство определенного мироощущения, этики, социальной психологии, которое свидетельствует о глубине и значительности исторического перелома. Подобное художественное решение выглядело глубоко старомодным и неубедительным в глазах враждовавших с Голсуорси представителей модернистского направления — Дэвида Герберта Лоренса, Вирджинии Вулф. Однако оно достаточно органично для эстетики реализма 20 века: эпос Голсуорси имеет несомненное сходство с произведениями немецкого писателя Томаса Манна («Будденброки», 1900), Роже Мартена Дю Гара («Семья Ти6о», 1940), с другими книгами, ориентированными преимущественно на развитие традиций Оноре де Бальзака и Толстого, понятых как непревзойденные живописцы социальной жизни.

Объективность Голсуорси в сочетании с тонкостью психологической нюансировки и богатством стилистики помогли ему воплотить в своей главной книге «долгую борьбу чувств, долгое унижение духа, долгую, трудную страсть и долгие усилия приучить себя к отупению и равнодушию», запечатлеть «жизнь со своим жаром, и холодом, и горечью».

В последние годы писатель создал третью трилогию «Конец главы» («End of the Chapter», 1934), включающую романы «Девушка ждет» («Maid in Waiting», 1931), «Цветущая пустыня» («Flowering Wilderness», 1932) и «Через реку» («Over the River», 1933). Будущее страны связывается в ней с другим более старым типом семьи, с «большим чувством традиции и долга, чем Форсайты». Обедневшими наследниками дворянского рода Чэреллов, дальних родственников Форсайтов, движет не инстинкт собственности, а «инстинкт служения» — атрибут сознания традиционного. Героиня трилогии с чисто английским чувством юмора, с прямым, но сдержанным характером приносит любовь в жертву долгу перед семьей, ради возрождения традиционного, укорененного в земле уклада жизни.

Подводя итог своему творческому пути, Голсуорси в лекции, которую готовился произнести при получении Нобелевской премии, задавался вопросом: «Я создал в книгах своего рода мир, но похож ли он на мир, в котором мы живем?»

Джон Голсуорси скончался 31 января 1933 года, в Гроув-Лодж, Хэмпстед.