Вы здесь

Защищать надо права, а чувства воспитывать

Человек переживает разные чувства: материнство, сочувствие и милосердие, оскудевшие в наши дни. Его радуют любовь, надежда, вера и другие чувства.

В защите нуждается чувство доверия граждан, пострадавших от афер с финансовыми пирамидами или вложивших сбережения в квартиры и оставшихся без крова и средств.

Нуждается в защите семейная любовь, отчаяние покинутых сирот, стариков, жен, мужей. Но из множества оскорблённых сердец и попранных чувств Госдума избрала для защиты «религиозные чувства верующих». Чем определён такой выбор?
В советские времена призывали не оскорблять чувства верующих, но при этом срывали с шеи крест, исключали из школы, увольняли с работы, позорили в газетах за веру в Бога. Бывало и хуже: лагеря и расстрел.
Христиане не унывали. Они знали, что несут свой крест за верность Христу. Суд и прокуратура не защищали чувства и права верующих граждан.

Забота о чувствах верующих, о чувствах одной из всех социальных групп граждан вызывает недоумение. Или верующие, как оранжерейные цветы, в новое время нуждаются в парниковых условиях?

Густав Флобер написал роман «Воспитание чувств». Его герои не состоялись. Один не умел обуздать жажду власти, другой запутался в любовных переживаниях. Каждому приходится воспитывать свои чувства, волю, разум. Воспитывать чувство прекрасного помогают музеи и храмы, картины, иконы, скульптуры и другие произведения искусства.
Януш Корчак написал книгу «Как любить ребёнка». Эта книга о родительских чувствах, которые тоже надо воспитывать. Отношение к ребёнку различается от обожания до неприязни. Любовь к ребёнку, как и любовь к себе самому, бывает правильной или нет.

Любовь к себе, по заповеди Христа, является мерой любви к ближнему. Любить себя можно должным и недолжным образом. Можно любить в себе образ Божий. Можно любить в себе похотливое и жадное животное, недостойное имени человека, услаждать его инстинкты. Чувства можно распустить так, что они выльются в гнев, жадность, зависть, доведут через пороки до беснования. Разумное отношение к человеку требует обуздывать и воспитывать свои чувства.
А.С. Пушкин устами Онегина даёт девушке мудрый совет: «учитесь властвовать собой». Это евангельский и святоотеческий принцип.

Когда говорят о защите религиозных чувств, возникает первый вопрос: как определить и выделить «религиозные чувства»? Едва ли люди вкладывают одинаковый смысл в этот термин.

Второй вопрос: как определить объём понятия однозначно для всех?

Как относится к религиозным чувствам, допускающим агрессию по отношению к чувствам других? Защищать их или защищать от них? Чувства субъективны. Что чувствует человек, знает только сам. Другие вынуждены верить ему или догадываться.
А родительские и художественные чувства нуждаются в защите? Споры о них бывают жаркими. Закон о защите чувств верующих обяжет суд разбираться в нюансах психологии, решать, что можно или нельзя чувствовать; о каких чувствах можно говорить, о каких нельзя. Войдя в интимную область сердца, суд свяжет и поработит совесть человека, оставит беззащитным. Законы защищают права человека, живущего в государстве и обществе.

Право объективно и поддаётся определению. Право влечёт обязанности, различая, как следует и не следует поступать. Нарушение прав и обязанностей доказуемо. Но при всей объективности и доказуемости сегодня права верующих остаются незащищёнными даже в церкви.

Архиерей выгнал из Приходского собрания 20 человек безо всякой вины за то, что голосовали не единогласно, а по совести. Правоохранительные органы и суд не защитили их, хотя нарушен п.3 ст.29 Конституция РФ. Закон оправдал рейдерство в угоду церковной политике. Жаловаться некому.

Когда церковный Главк определит, какие чувства надо защищать, на верующих начнутся гонения за "неправильные" чувства. Гонения будут хуже прежних. Расправу над верующими назовут защитой религиозных чувств. Грядёт инквизиция. Жаловаться будет некому, как всегда.

Комментарии

Как всегда... Запоздало изумляюсь - человек чуял и говорил правду. За разговорами о правах, защите и прочими красивыми фразами - лик "отца лжи". То же во всем мире. Так и вспомнишь Гамлета с его "весь мир - тюрьма". Свобода - на небе.

Простите, отец Павел...вечная Вам память!