На чем делать акцент в преподавании Закона Божия (христианской этики, основ православной культуры, занятий воскресной школы) детям четырех-шести лет, дошкольникам? Какое средство взять в помощь преподавателю детсада, воскресной школы? Обычно называют игру, танец, музыку, песню, рисование, устный рассказ.
Важнее не сам метод работы с детьми, а то, ради чего это делается, что ставится во главу угла. Ведь «насыщение ума христианскими знаниями автоматически человека лучше не делает. Необходимо воздействие на все стороны личности» (1); святитель Феофан Затворник писал, что главной задачей «в воспитании должно быть Богоугождение, спасение души» (2).
Попытка зародить «искорку веры», дать нравственное воспитание по преимуществу, не гонясь за результатом, предпочтительнее достижения набора знаний детей в области христианского вероучения. «Смысл воспитания, — пишет С. Ю. Дивногорцева, — православная педагогика видит в том, чтобы развить и укрепить находящиеся в душе ребенка силы: душу освободить от страстей, помочь ребенку в раскрытии образа Божия в нем и устранить все то, что замедляет это раскрытие» (3). Отсюда, как полагал протоиерей Глеб Каледа, церковная школа должны быть, прежде всего, школой воспитания благоговения и христианской нравственности (4), соответственно, и занятия на воскресной школе, в детсаде и доме творчества главным образом призваны не к передаче «информации о Священной и Церковной истории» (5), но к воспитанию благоговения и любви к Богу и к людям, «связыванию» детской души с Церковью.
В раннем возрасте, по мнению протоиерея Василия Зеньковского, педагогически целесообразно «давать не религиозные идеи, а связывать душу с религиозными образами» (6). Они, религиозные образы, как и любые образы, передаются через рисунок, музыку, театрализованное действие, через рассказ. Изначальные образы рассказа используются игровыми методиками, песней, танцами, сценическими постановками, в которых детская душа живо воспринимает их, переживает, легко прокладывая путь к горячей христианской вере. Именно рассказ стоит в основе любой методики преподавания; игра, рисунок и песня ведут к своему истоку — рассказу. Рассказ соединяет в себе элементарное знание о вероучении Церкви и дает нравственный пример. Христианский рассказ — это слово Божие, а что может быть сильнее, красивее и жизненней, чем слово Божие?!
К условиям, сопутствующим эффективному применению рассказа, И. П. Подласый относит 1) соответствие социальному опыту, 2) сопровождение его иллюстрациями или музыкой, 3) умение рассказчика говорить доступно и увлекательно, 4) отделение рассказа в педагогическом процессе от деятельности, контрастирующей по содержанию и настроению (7). Потому многое в проведении уроков зависит от условий, создаваемых педагогическим учреждением, воскресной школой, семьей, и от личности преподавателя, его умения вести уроки, его желания возиться с малышами и его воцерковленности.
Особенно важен третий пункт условий эффективного рассказа в изложении И. П. Подласого. Говорить «увлекательно», означает, прежде всего, любить предмет, то есть Священное Писание и Священное Предание Церкви, любить Подателя всяческих благ Творца Неба и земли, Христа Спасителя и святых угодников, наконец, любить тех, кому рассказываешь, малых деток, не осквернивших себя осознанным личным грехом. Принцип «без любви в воспитание лучше не соваться» (8), сформулированный протоиереем Андреем Ткачевым в книжке «Дохристианское воспитание», во многом обусловливает удачи и неудачи таких уроков.
Рассказывать «доступно», означает достигнуть соответствия рассказа физическому возрасту ребенка и его подготовленности к той или иной теме. В идеальном случае, когда семьи церковные и дети регулярно посещают богослужения, оформление религиозного чувства происходит через Таинства, через прикосновение к живой жизни Церкви, через веру родителей (9). Маленькие ученики, «знакомясь с религиозным материалом, доступным для восприятия в этом возрасте» (10), с радостью узнают то, что они увидели и услышали в храме, что чувствовали в семье, что им открыло их доверчивое сердце и чистая душа, еще не разучившаяся «быть христианкой».
Если же дети лишены общения с Богом в Церкви и православного воспитания в семье, рассказ в церковном или дошкольном учреждении посеет семя, которое в свое время даст плод (Мф. 13, 3–23). Какой плод, добрый или дурной, во многом зависит от воспитателей и преподавателей ребенка, и не в последнюю очередь от человека, раскрывающего перед дитем тайны Царства Божия.
Литература:
1. Ткачев А., прот. Дохристианское воспитание. — К.: Изд-во Свято-Троицкого Ионинского монастыря, 2008. — С. 3–4.
2. Цит. по: Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2004. — С. 44.
3. Там же. — С. 43.
4. Цит. по: Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2004. — С. 182.
5. Там же. — С. 182.
6. Цит. по: Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2004. — С. 183.
7. Цит. по: Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2004. — С. 73.
8. Ткачев А., прот. Дохристианское воспитание. — К.: Изд-во Свято-Троицкого Ионинского монастыря, 2008. — С. 13.
9. Склярова Т. В. Возрастная психология и педагогика. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. — С. 44.
10. Там же. — С. 44.