Вы здесь

«Входите тесными вратами...»

Давно, лет десять назад, мне попала в руки книга, написанная Наталией Николаевной Соколовой, дочерью известного духовного писателя, профессора Николая Евграфовича Пестова. Это автобиографическая книга называлась «Под кровом Всевышнего». В ней Наталия Николаевна ярко и образно рассказывала о своем нелегком жизненном пути, испытаниях, выпавших на долю жены священника, матери пятерых детей. Помню, как меня тогда поразило описание одного трагического события, а, вернее, отношения к нему самого Пестова. Когда осенью 43-го года семья получила известие о гибели сына Николая, первое, что сказал отец, успокоившись от рыданий: «Как трудно мне было произнести: слава Богу за все!» Но он все же произносит эти слова. Ни горький упрек Богу, ни отчаянное: «За что?» и «Почему?» — не прозвучали из уст отца, узнавшего о страшной потере. Лишь смиренное: «Слава Богу за все!» сорвалось с его губ.

Когда видишь примеры такой глубокой веры, изумляешься и невольно вглядываешься в свою душу. Способен ли ты в час истинной скорби сказать: «Слава Богу за все!», ну или хотя бы молча, но терпеливо, с надеждой на Святой Промысел Божий, переносить попущенные Богом страдания? Обычно мы не любим терпеть, чуть ли не из-за каждого пустяка приходим в отчаяние, ропщем, хнычем: кто-то посмотрел косо, квартирка тесновата, болезни одолели. Мы ищем благоденствия в этой жизни, а скорбей страшимся и стараемся избегать. И, кажется, что это очень хорошо и приятно попасть вот так с мягкой перины да прямо в рай, как-то забывается, что о необходимости христианину страданий и скорбей говорили и Господь: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16:33), — и апостолы: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22).

Терпение скорбей — это путь на Небо. Но терпение должно быть правильным. Вот что говорил на этот счет Митрополит Антоний Сурожский: " Положительную роль страдание имеет для человека только тогда, когда он его принимает, а не тогда, когда это страдание на него наложено, как пытка, которую он не понимает и не принимает. Можно страдать до крика от боли — и говорить: «Да, мне это невыносимо, но я знаю, что это имеет какой-то смысл по отношению к вечности». Но человек может кричать от боли или просто страдать, считая, что это совершенно напрасное, бессмысленное страдание, — потому что он ни во что не верит и, в сущности, хотел бы быть на положении животного, которому дают умереть, когда жизнь уже не в радость».

Хочу привести отрывок из одного интервью с епископом Пантелеимоном (Аркадием Шатовым). Когда его спросили о том, как можно человеку сказать: «Терпи», если он тяжело болен, и нет никакой надежды на его выздоровление, епископ ответил: " Отец Иоанн (Крестьянкин), когда мы начинали заниматься с сестрами милосердия, сказал, что цель сестры милосердия — «научить больных полюбить свою болезнь».

Схиигумен Савва, наш современник, приводит пример такого отношения к болезни. Однажды его попросили причастить больную, сорок лет прикованную к одру болезни. Он причастил женщину, а затем стал ее утешать, на что та ответила: «Дорогой батюшка, хотите верьте, хотите не верьте, но я говорю истину: я так рада и довольна своей жизнью! Мне тяжело бывает, когда меня называют скорбящей, а то и несчастной. Если бы Господь мне повелел и три века лежать на этом одре и терпеть мою болезнь, я бы с радостью и благодарностью это повеление с Божией помощью исполнила бы». Тогда отец Савва спросил болящую, почему она избрала болезнь и не просит исцеления у Бога? Женщина ответила: «Я не просила у Бога болезни, а когда заболела, не прошу исцеления. Он лучше знает, что для меня полезнее: здоровье или болезнь. Если бы Господь исцелил меня, я благодарила бы Его так же, как благодарю сейчас за болезнь, но душа моя более располагает нести болезни и скорби, чем жить без них в полном благополучии. Через болезни и скорби душа быстро приобретает добродетели и благодать и становиться такой богатой, что можно поделиться с другими, как преподобный Василий Новый поделился своей келейницей Феодорой. А у меня так много родственников духовно нуждающихся!» Схиигумен Савва говорил, что насладился беседой с этой рабой Божией, а также заметил: «Одно дело читать поучения святых отцов, а другое дело в самой жизни встретить живое воплощение их учения… Господь, любя нас, посылает скорби, болезни и напраслины — этот крест внутренний, и мы должны нести его благодушно, потому что Господь сказал: „Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной“ (Мф. 16, 25). И еще: „Кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня“ (Мф. 10, 38).
Телесные немощи служат неизреченному промыслу любви Божией. Здесь уместно вспомнить примитивное простонародное мнение, что болезнь — это наказание Божие за грехи, а здоровье — награда за добродетели. Но в действительности может быть совсем наоборот. Так, весьма многие святые бывают отягчены многими телесными недугами, а многие люди, живущие во грехе и далекие от покаяния, никогда не болеют. Конечно, никто не отрицает, что разбитая греховными страстями душа является плодородной почвой для развития многих телесных недугов. И наоборот, умиротворенная, преисполненная Божественным умилением душа создает необходимые предпосылки как для своего собственного исцеления, так и для исцеления тела. Однако, в конечном счете, здоровье каждого человека, которое, как морская волна, то приходит, то уходит, служит педагогическим целям Божиим, скрытым от нас, но открытым святым Его.

Старец Порфирий Кавсокаливит, например, считал болезни великим благословением Божиим. Как известно, он сам был очень болезненным человеком. Бог попустил, чтобы блаженный Старец был испытан многими недугами. Старец говорил: „Не проси Бога облегчить твои страдания от различных болезней, не принуждай Его к этому в своих молитвах. Но с неизменной стойкостью и терпением переноси свои недуги — и увидишь, какую от этого получишь пользу“. Что касается себя самого, то Старец молился только лишь о спасении своей души. И больше ни о чем. Даже когда он был тяжело болен раком, когда многочисленные, неизлечимые, мучительные болезни, годами изнуряющие его тело, ставили Старца на тонкую грань между жизнью и смертью, даже тогда он не отступал от своего правила. Он никогда не молился Богу об исцелении своих собственных недугов. Потому что, как сам отец Порфирий говорил, болезнь — это Божие посещение. И горе тому человеку, которого Бог не посетит.

Один из духовных чад Старца рассказал о том, как испытал благоговейный ужас, когда отец Порфирий поведал ему следующее: „Ты знаешь, рак — это самая лучшая из всех болезней. Другие заболевания ты не принимаешь всерьез, надеешься, что скоро поправишься, и поэтому обычно внутренне ничуть не меняешься. Однако когда ты знаешь, что у тебя рак, тогда ты говоришь сам себе: „Вот и все. Вот и конец. Не надо себя обманывать. Теперь уже я ухожу“. Люди не могут тебе помочь, ты в одиночестве стоишь пред Богом. Единственная твоя надежда — в Нем. Ты хватаешься за эту надежду и спасаешься. После моей неудачной операции на глазу и после применения огромных доз кортизона я ощутил в голове как бы взрыв. Мне показалось, что мой череп разорвало на мелкие части. Боль была страшная. Это было прекрасно“.

Мы часто пытаемся найти причину своих страданий. Так некогда поступал и праведный Иов. Он вопрошал к Богу, и не получая ответа, находился в великой печали. Митрополит Сурожский Антоний, когда его спросили, что нужно делать, если воля Божия от нас сокрыта, одолевает усталость и охватывает отчаяние, привел следующий пример: герой одного из романов Диккенса поинтересовался у кучера, как его худая жалкая лошаденка ухитряется катить огромный фиакр. „Ах, сударь,- ответил возница, дело не в лошади, а в колесах. Они такие огромные, хорошо смазанные: стоит тронуться с места, начинают вращаться, и что же остается лошади? Ей приходится бежать, спасая свою жизнь“. Далее Владыка пояснил смысл приведенного им примера: „Единственное, что можно сделать, — это жить из послушания, уподобившись этой лошади. Повозка все равно висит на нас, и необходимо бежать, устремляться вперед, чтобы повозка не раздавила. Пройдет время, и мы заметим, что бежим уже сами по себе…

Исполняя из послушания непонятную волю Божию, рано или поздно мы с возрастающей радостью начнем прозревать замысел Творца, Его пути и, наконец, войдем в полноту жизни. Ибо „послушание“ не означает положение раба, который покоряется. „Слушаться“ — в первую очередь, означает „слушать, прислушиваться“ — к мудрости Божией“.

А Старец Порфирий Кавсокаливит говорил также: „Ты должен знать, дитя мое, что ничего случайного не бывает. Все имеет какую‑то цель. Без причины ничего не происходит. Без воли Божией не упадет ни одна иголка с сосны. Поэтому ты не должен волноваться из‑за того, что с тобой происходит. Так мы достигаем святости… Жив Бог. Когда ты теряешь всякую надежду, Он посылает тебе нечто такое, чего ты никак не ждешь… надо только верить в Него и любить Его. Так же, как Он нас любит и заботится о нас — как каждый отец о своих детях“.

Возвращаясь к событиям, описанным в „Книге Иова“, мы можем видеть, что Бог так и не отвечает на вопросы праведника. Он не объясняет ему причину многочисленных страданий, которые ему пришлось претерпеть. Наоборот, Бог сам спрашивает: " Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь», «Можешь ли посылать молнии, и пойдут ли они и скажут ли тебе: вот мы?», подводя праведника к тому, что наши мысли отстают от мыслей Божиих, как небо отстает от земли. Бог не отвечает Иову на вопрос: «Зачем были эти страдания?». Самое главное — чем заканчивается жизнь праведного Иова — он получил больше, чем потерял. Игумен Мелхиседек Артюхин в своей беседе «О смысле страданий» говорит, что эти богатства — прообраз тех райских обителей, которые Бог уготовал любящим Его.

В моей памяти до сих пор звучат слова одного священника, который сказал так об отношении к страданиям: " Все наши земные горести и печали временны. Страдания тоже имеют свой конец. Вспомните Христа: Он страдал и многое претерпел ради нас. Итогом же его страданий стала победа над смертью — Пасха».

А Старец Порфирий Кавсокаливит советовал: " Когда тебя постигнет какая‑либо скорбь или неудача, мысленно соберись и медленно-медленно читай тропарь: «Смерти празднуем умерщвление…" И ты увидишь, что самое великое событие как в твоей жизни, так и в жизни всего мира уже свершилось. Это Воскресение Христа, наше спасение. И ты осознаешь, что случившаяся с тобой неудача слишком мала, чтобы разрушить твое доброе устроение».

«Возлюбленные!- так обращался в своих трудах к христианам схиигумен Савва.- Что бы ни случилось с нами скорбное, всегда будем повторять: «Не от Тебя ли это было?» Будем твердо верить, что Господь Милосердный не попустит нам испытаний выше сил наших. Промыслительная десница Господа ведет нас спасительным путем. Узкий путь сей, тернистый и скорбный, ведет он к вечной радости и блаженству. Поэтому не будем смущаться и роптать, если Господу будет угодно испытать нашу веру и Его Святой Промысел. В трудные минуты обид и огорчений будем с надеждой обращаться к нему: «Верую, Господи, помоги моему неверию!»

От Меня это было (духовное завещание Серафима Вырицкого).

Думал ли ты когда-либо, что всё, касающееся тебя, касается и Меня? Ибо касающееся тебя касается зеницы ока Моего.

Ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, и поэтому для Меня составляет особую отраду воспитывать тебя. Когда искушения восстанут на тебя, и враг придет, как река, Я хочу, чтобы ты знал, что От Меня это было.

Что твоя немощь нуждается в Моей силе и что безопасность твоя заключается в том, чтобы дать Мне возможность бороться за тебя.

Находишься ли ты в трудных обстоятельствах, среди людей, которые тебя не понимают, которые не считаются с тем, что тебе приятно, которые тебя отстраняют, — От Меня это было.

Я — Бог твой, располагающий обстоятельствами.

Ты не случайно оказался на твоем месте, это то самое место, которое Я тебе назначил.

Не просил ли ты, чтобы Я научил тебя смирению, — так вот смотри, Я поставил тебя как раз в ту среду, в ту школу, где этот урок изучается. Твоя среда и живущие с тобою только выполняют Мою волю.

Находишься ли ты в денежном затруднении, тебе трудно сводить концы с концами, знай, что От Меня это было.

Ибо Я располагаю твоими материальными средствами. Я хочу, чтобы Ты прибегал ко Мне и был бы в зависимости от меня. Мои запасы неистощимы. Я хочу, чтобы ты убеждался в верности Моей и Моих обетований. Да не будет того, чтобы тебе могли сказать о нужде твоей: «Вы не верили Господу Богу вашему».

Переживаешь ли ты ночь скорбей, ты разлучен с близкими и дорогими сердцу твоему, — От Меня это было.

Я — муж скорбей, изведавший болезни, Я допустил это, чтобы ты обратился ко Мне и во Мне мог найти утешение вечное. Обманулся ли ты в друге твоем, в ком-нибудь, кому открыл сердце свое, — От Меня это было. Я допустил этому разочарованию коснуться тебя, чтобы ты познал, что лучший друг твой есть Господь. Я хочу, чтобы ты все приносил ко Мне и говорил Мне. Наклеветал ли кто на тебя предоставь это Мне и прильни ближе ко Мне, убежищу твоему, душою твоею, чтобы укрыться от «пререкания языков». Я «изведу, как свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне». Разрушились ли планы твои, поник ли ты душою и устал — От Меня это было. Ты создавал себе свои планы и принес их Мне, чтобы я благословил их. Но я хочу, чтобы ты предоставил Мне распоряжаться обстоятельствами твоей жизни, и тогда ответственность за все будет на Мне, ибо слишком тяжело для тебя это, и ты один не можешь справиться с ними, так как ты только орудие, а не действующее лицо.

Посетили ли тебя неожиданные неудачи житейские и уныние охватило сердце твое, знай — От Меня это было.

Ибо Я хочу, чтобы сердце твое и душа твоя были всегда пламенеющими пред очами Моими и побеждали бы именем Моим всякое малодушие.

Не получаешь ты долго известий от близких и дорогих тебе людей и по малодушию твоему впадаешь в отчаяние и ропот, знай — От Меня это было. Ибо этим томлением твоего духа Я испытываю крепость веры твоей в непреложность обетования, силу дерзновенной твоей молитвы о сих близких тебе. Ибо не ты ли вручил их Покрову Матери Моея Пречистыя, не ты ли некогда возлагал заботу о них Моей промыслительной любви.

Посетила ли тебя тяжкая болезнь, временная или неисцельная, и ты оказался прикованным к одру своему — От Меня это было. Ибо Я хочу, чтобы ты познал Меня еще глубже в немощах своих телесных и не роптал бы за сие ниспосланное тебе испытание, не старался проникнуть в Мои планы спасения душ человеческих различными путями, но безропотно и покорно преклонил бы выю твою под благость Мoю к тебе. Мечтал ли ты сотворить какое-либо особенное дело для Меня и вместо того слег на одр болезни и немощи — От Меня это было.

Ибо тогда ты был бы погружен в дела свои и Я не мог бы привлечь мысли твои к Себе, а Я хочу научить тебя самым глубоким мыслям, что ты на службе у Меня. Я хочу научить тебя сознавать, что ты — ничто. Некоторые из лучших соработников Моих суть те, которые отрезаны от живой деятельности, чтобы им научиться владеть оружием непрестанной молитвы.

Призван ли ты неожиданно занять трудное и ответственное положение, иди полагаясь на Меня. Я вверяю тебе эти трудности, ибо за это благословит тебя Господь Бог твой во всех делах твоих, на всех путях твоих, всем, что будет делаться твоими руками. В сей день даю в руку твою этот сосуд священного елея. Пользуйся им свободно, дитя Мое. Каждое возникающее затруднение, каждое оскорбляющее тебя слово, каждая помеха в твоей работе, которая могла бы вызвать чувство досады и разочарования, каждое откровение твоей немощи и неспособности пусть будут помазаны этим елеем — От Меня это было. Помни, что всякая помеха есть Божие наставление, и потому положи в сердце свое слово, которое Я объявил тебе в сей день, — От Меня это было.

Храни их, знай и помни — всегда, что всякое жало притупится, когда ты научишься во всем видеть Меня. Все послано Мною для совершенствования души твоей, — От Меня это было.

Комментарии

Галина Ефремова

" От Меня это было" - одно из моих любимейших произведений. Мудрость, облеченная в утонченную поэтическую строку,  завораживает, ею невозможно насытиться.  Спасибо, Аня, что разместили это здесь.

Алла Немцова

Сегодня сорок дней, как Наталья Николаевна Соколова отошла в мир иной.

Царствие Небесное ее светлой душе. Вечная память!

Прочитала статью, Анна. Тема высокая, конечно. Мне не хватило в этом материале автора. Ни количественно, ни качественно. Понимаю, что имя преподобного Серафима Вырицкого допустимо давать в скобках. Но если при этом автор свое имя выносит в авторы, то это должно быть хоть чем-нибудь оправдано. Вы говорите о терпении скорбей, но ни словом, ни интонацией не сочувствуете болящему. А ведь это первое, чем должно звучать слово православного писателя, взявшегося за такую тему. Если, конечно, речь не идет о банальной компиляции.

Простите, не стала бы и говорить, если бы не тема. Слишком живая для меня, как и для многих. 

С началом Великого поста!