Вы здесь

Святой и Рождество

Сегодня день памяти блаженного старца Николаюшки Тотемского. Предлагаю начало сборника рассказов для детей об этом удивительном, добром подвижнике.

Рассказ первый. Рождество на Сондуге. 1903г.

Сондуга –  это и холм и речка[i], затерянные в просторных вологодских землях. А вокруг них семь деревенек[ii].

На сондужском холме стоит и тянется к небу белая Христо-Рождественская Церковь. Почему Христо-Рождественская? А потому, что главный праздник этого храма приходится на Рождество Христово. И сама церковка под стать своему имени  – словно елочная игрушка – маленькая, изящная, украшенная на стенах белыми каменными цветами, будто снежинками, а маковка горит – золотой свечой.

Ночью на Рождество церковь Сондуги полна народа – со всех деревенек приходят сюда и мал и велик. Бабы кутаются в теплые платки – шибко ветер силен на пригорке, везут завернутых в овчину детей на полозьях, а мужики – те уже все на службе. Служба-то на Рождество длинная, с вечера начинается. А закончится под утро.

Зазвонят колокола в предрассветные часы. Бим-бом, били бом. Били-били-бом-бом. И звон их разлетится от пригорка на много-много верст по Вологодским землям. Так что даже заяц в лесу, удивленный, остановится на бегу. Уши поднимет, встанет на задние лапки, прислушается, немного склонив мордочку на бок, носом поведет, да дальше побежит.

Христос родился! Славите! – посыпется народ из церкви – усталый, но радостный. Детки уж спят все на санях, бабы, щеками розовеют на морозе, глазами блестят. Да и мужики хоть и по-северному сдержанные, а сами нет-нет да и покажут улыбки, спрятанные в усах и бороде. Домой все торопятся – разговляться.

Последними из храма обычно выходят седенький батюшка – отец Николай с грузным и добродушным дьячком Феодором, а за ними – мальчонка лет осьми – внучок батюшки, тоже Николай, он у деда в помощниках.

Батюшка с дьячком еще что-то по службе говорят, обсуждают каноны да ирмосы, а Николаюшка позади неспешно ноги перебирает, голову вверх запрокинул – столько звезд кругом!

Удивительно, думает, спать хотелось на Всенощной, аж глаза слеплялись и приходилось головой трясти во все стороны, чтоб не упасть замертво спящим прямо в алтаре, но как запели громогласно: «Рождество Твое Христе Боже наш…»[iii], так сон словно рукой сняло.

И сейчас, глядя на это уже розовеющее в рассвету небо, слушая хрустальную тишину, которая бывает только в Рождественскую ночь, пряча свои щеки от обжигающего холода за воротник шубейки, Николаюшка уже не вспоминает о сне. Счастье – необъятное как это сондужское небо, просторное и высокое, обхватывает его сердце. И кажется, мальчонке – так будет всегда. И этот снег, и эта тишина, и этот храм, и эта ночь, и эта радость.

Но как только они с дедом доходят до дома, где бабушка с мамой уже накрыли на стол, тепло от разогретой печи обхватывает мальчика. И он, сам не помня, как и где, засыпает.

- Намаялся! – накрывает дед внука рогожей. – Пусть выспится. Завтра весь день славить будем!

В Рождественские дни батюшка с дьячком и певчими ходят с иконой праздника по домам сондужских деревень и поздравляют всех жителей с Рождением Христа. Обычно начинают славить в храме. Поют тропарь Рождества и под колокольный звон начинают ход по намеченному маршруту.

Все дома удается обойти дня за три, четыре. А бывает, что славление затягивается и на всю неделю.

Николаюшка ходит с дедушкой. Голосок у него звонкий, приметный, как колокольчик выводит колядки и тропари. Люди его любят, жалеют сиротинку, и в каждом доме дают угощение – то ржаной пряничек, то теплый калач, то моченое яблоко.

Но пройдя пять-шесть домов со славлением, мальчишка начинает тосковать, глядя как резвятся его друзья-товарищи, устроившие рождественские бои а поле.

- Николка! – кричат они ему. – Ай-да к нам!

Он озирается на дедушку. Тот изображает строгое лицо:

- Удрать хочешь?

- Ага. – кивает Николай.

- Отпустим что ль? – полушутя спрашивает у дьячка дедушка.

- А что ж… какой интерес ему с нами, стариками, расхаживать….

И Николаюшка уже мчится по направлению к полю.

- Только картуз не порви! – слышит он вдогонку.

Во время Рождественский боев ему уже случалось прийти домой и с оторванным рукавом, и с разбитым носом.

 

[i] Слово Сондуга значит «песчаная река»

[ii] Заречье, Кузнецово, Шильниково, Конец, Талашово, Угрюмовская, и почти опустевшее Погорильце

[iii] Тропарь Рождества

 

(Продолжение следует....)

Комментарии