Стена... Я всё время вижу её, ощущаю... Сколько ни пыталась пройти мимо неё, уйти от неё или, наконец, пролезть сквозь неё — ничего не получалось. Стену можно только преодолеть, но как? Сквозь стены живые люди не ходят, а призраки — это слишком безрадостно.
Мне казалось, что стену можно просто отодвинуть: когда-то мне удалось это. Наткнувшись на стену, я просто толкнула её и куда-то вытолкнула. Наружу, наверное. Правда, позже эта же стена рухнула где-то позади и, кажется, внутри.
На самом деле она — не одна: таких стен много, у каждого есть своя. Из множества внутренних стен состоит одна общая — Великая. Огромная и непреодолимая...
Великая стена — это множество наглухо закрытых дверей, словно веками никто не входил в эти двери, забыв об их существовании. А может, наоборот, эти двери изначально не забыты, а забиты — специально! Чтобы никто туда не вломился. И всё же, они существуют! Стена — это дверь, а дверь — это стена. Вот какая ерунда получается!
Никогда я не умела выражать свои ощущения как следует: они у меня какие-то невыразимые. И даже если я умудряюсь подобрать правильные слова, то люди всё равно слышат не мои, а свои слова. Никому нельзя передать свои слова — их никто не услышит. И всё потому, что стена каждого, а тем более общая — Великая стена — обклеена словами, как объявлениями. Это такой ужас!
Вся стена — сплошные наклейки! Немудрено потерять под ними дверь. Все двери! Хотя...
Я знаю одного полоумного мальчишку, который тратит своё время на обдирание стены, на срывание с неё этих глупых бумажек. Он, конечно, слывёт дурачком, но мне — нравится. Как-то я спросила у него:
— Зачем ты это делаешь?
— Не знаю, — ответил он. — Просто интересно наблюдать, как из-под пыльных многослойных бумажек, из-под слоёв клея проявляется что-то свежее, новое.
— Новое, которое — забытое старое, — пошутила я, но он не понял шутки.
И всё же, этот полоумный мальчишка стал мне другом. Очень-очень близким другом: его, как и меня, совершенно не интересовали наклейки. Он искал под ними, искал чего-то иного, хоть и не отдавал себе в том отчёта.
Его внутренняя стена рухнула или просто никогда не существовала — я не знаю. Он чувствовал, понимал, что стена с наклейками — неважна, что за ней есть что-то более важное, более значимое и значительное. Иначе бы не было дверей... Только он ничего не знал про двери, а я не говорила ему. Зачем?
С какого-то времени я вообще перестала видеть стену, даже пыльные бумажки на ней. Стена стала для меня лишь возможностью чего-то нового, непредсказуемого: я обнаружила в ней щели, сквозь которые струился свет. Я видела только эти светящиеся щёлочки. Они всецело поглощали моё внимание — только они! Стена словно исчезла. Даже мальчишка на какое-то время выпал из поля зрения, хотя я чувствовала, что он рядом.
Я была человеком без стены, и он был человеком без стены — мы это слышали друг в друге. Быть может, наше восприятие было более непосредственным, чем у других — мы общались не через стену, а напрямую, и потому не было рикошета. Обычно люди как бы выглядывают из-за угла, косят взглядом, умом и чувствами. Стена всегда мешает общению. Она нужна только, чтобы прятаться...
Я не знаю, почему рухнула моя стена. Случится ли то же самое с Великой стеной? И что будет с нами, если она рухнет? Быть может, эти щёлочки, сквозь которые я вижу странный свет, это признаки её разрушения? А если она всё-таки рухнет, что окажется за ней — новая стена? Или Великая стена — это последняя стена? Тогда стоит ли её рушить? Не опасно ли это?
Размышляя таким образом, я тихонечко ковыряю стену пальцем. После — оказавшимся в руке карандашом. Затем беру в руки какой-то предмет, который уже не могу рассмотреть — свет из щели бьёт в глаза и мешает видеть. Я всецело увлечена светом и ковырянием. Я тону в этом процессе ковыряния в стене навстречу свету.
Так, почти незаметно, появляется небольшое отверстие, которое постепенно растёт, превращаясь в провал. Я могу видеть всё, что находится с той стороны — за стеной. Но не вижу ничего. Инстинктивно пытаюсь пролезть сквозь выковырянное мной окно и проваливаюсь в свет. Куда-то падаю и лечу...
Прихожу в себя и вновь вижу стену. Всё та же огромная стена, снизу доверху обклеенная пыльными бумажками... И всё тот же мальчишка копошится поодаль.
Мимо проносится девушка на велосипеде. Легким и привычным движением она заклеивает щелочки в стене свежими объявлениями-заплатами. Мальчишка восторженно смотрит ей вслед, свежеприклеенная бумажка воздействует на него магически — он заворожен ею. Я же срываю наклейки, чтобы снова видеть свет, бьющий из щёлочек.
Опять стена. Или дверь? От неё нельзя сбежать, её нельзя потерять, но можно пробить в ней брешь. И я становлюсь рядом с замершим в изумлении мальчишкой и царапаю ногтем щель, из которой брызжет на меня яркий свет...
Альманах Клуба мастеров современной прозы «Литера К».
Том 1. Октябрь, 2016 год.
Комментарии
Стена
Светлана Коппел-Ковтун, 05/10/2016 - 15:33
А.Платонов. Котлован
И вот она - новая стена, Светлана
Галина Пысина, 01/06/2015 - 19:34
Стена в тяжелой современности - которую возводят между народами, имеющими общую культуру и исторические корни.
Эти стены - "шутейные"
Светлана Коппел-Ковтун, 01/06/2015 - 19:51
Эти стены все же "шутейные", главная стена возвоится между человеком и Истиной, именно это расчеловечивает. А уж потом несутся во мраке человеки и народы - прямо в пропасть, гонимые страстями, бесами и обесовленными человеками.
СпасиБо, что читаете, дорогая Галина!
С праздником!
Эдит Сёдергран о Стене
Светлана Коппел-Ковтун, 09/10/2013 - 14:34
Спасибо!
Галина Ефремова, 10/09/2013 - 16:25
Спасибо, Светлана, что подсказкой отослали меня к своей "Cтене". Прочитывается как пророческий сон.
Может быть, вы его видели когда-нибудь, поскольку сейчас этим и занимаетесь. Успехов Вам и сил!
Нет, это не сон
Светлана Коппел-Ковтун, 10/09/2013 - 16:35
Нет, это не сон, Галинушка. Просто образ. Переживаемое облеклось в такое изображение. Но отражает меня, конечно. Я всё время ковыряю эту стену Мои «Стена» и «Окна» перекликаются по-моему.
Рада, что Вы прочли. СпасиБо!
Вспомнила этот рассказ,
Алла Немцова, 30/11/2012 - 10:19
Вспомнила этот рассказ, Светланочка, благодаря одной фразе, "прозвучавшей" в виртуальном разговоре. И поразилась совпадению образа мысли и, собственно, самого художественного образа. Решила поделиться с тобой прочитанным:
Последствие грехопадение одно, оно же глобальное: между человеком и Богом появилась стена. А пра-пра-память помнит, что было время, когда стены не было, вот и пытается человек вернуть утраченное, но это уже не в человеческой власти. Стену эту разрушил только Христос, а все попытки человеческие - попытки "перелезть инуде", минуя дверь...
Храни Господь!
Да, читая
Светлана Коппел-Ковтун, 30/11/2012 - 15:22
Да, читая "Стену" в контексте приведенных тобой слов, о многом можно поразмышлять...
Спаси Бог, Аллочка
А вот автор так и не сказала
Helga, 04/11/2012 - 02:18
А вот автор так и не сказала о чем она написала, а хотелось бы узнать. Персонажи рассказа - всё это один человек или разные типы?
Мне кажется, я и не должна об
Светлана Коппел-Ковтун, 04/11/2012 - 02:58
Мне кажется, я и не должна об этом говорить Мне нравится, что каждый читает по-своему.
Скажу лишь, что я описала некий феномен жизни, увиденный в образах - описала увиденную мной картинку.
Здесь описан процесс постижения реальности - того что есть на самом деле, как по-разному можно относится к этому процессу. Я себя, безусловно, больше узнаю в героине, ковыряющей стену в том месте, откуда просвечивается свет - свет иной, застенной реальности. Стена - преграда на пути к ней. Но ведь существуют также персонажи, которых нет в рассказе: люди, которые читают все эти объявления, живут согласно им - люди, которые не видят стену, тем более щелочки в ней, люди, которых не волнует стена и то, что за стеной (в их реальности тоже нет стены, но нет совсем иначе, не так, как у гл.героев рассказа, которые разрушили некую преграду, чтобы увидеть стену. Эти люди имеют стену внутри и потому не видят Великую стену - вообще не видят ничего, а потому только читают пыльные бумажки). А ведь они подразумеваются. Всё это - типы, безусловно...
СпасиБо!
Интересная тема
Монахиня Евфимия Пащенко, 28/10/2012 - 20:27
Интересная тема: судя по всему, речь идет о замкнутости, об отчуждении. Человек волен заколотить двери своего сердца, отмежеваться, замкнуться в своем внутреннем мирке. Или попытаться, если не отодвинуть стену, то проковырять дырку. Мальчик - понятное дело - молодежь бунтует... Но этого мало - у ВАс даже идет речь об отчуждении человека от Бога. Самозамкнутый, самодостаточный человек отделяет себя от Бога. Не случайно за стеной - свет. Бог есть Свет. Кстати, подобное встречается и в церковной гимнографии - "средостение вражды разрушися". Стена рухнула...человек вошел в Свет. Е.
Наверное
Светлана Коппел-Ковтун, 29/10/2012 - 16:55
Наверное, дверей и стен у каждого из нас очень много, и не над всеми мы вольны делать что хочется, и не все надо открывать. Но разобраться в этом многообразии разнообразий крайне сложно или даже невозможно. Чаще всего всё, что происходит - случайно и непредсказуемо. Однако есть в нас устремления, которые во многом определяют направление и путь.
СпасиБо, м. Евфимия, за отзыв
Сюрно прочиталось в первый
Алла Немцова, 28/10/2012 - 18:02
Сюрно прочиталось в первый раз. Но потом оказалось, что это поверхностное прочтение. Нет, всё реально до чрезвычайности. Даже не рассказ - репортаж изнутри себя. Поэтому нет оценочности, а есть только вИдение и констатация происходящего. Кто воздвиг эти стены, слившиеся воедино? А кто способен построить стены внутри меня? Я и есть строитель. И мальчик, и девушка с велосипедом - это тоже я. И тот, кто читает объявления и заклеивает стены, и тот, кто из любопытства расковыривает их - это тоже я. Мы так просты в своей открытости и так многогранны в закрытости. Меня притягивает сочащийся из щелей свет, но я боюсь потерять зрение от слишком ярких лучей.
Мимолетная встреча собственных ипостасей. Услышанность себя и удивленность незнанием себя. Ипостаси не сходятся. Они наблюдают друг за другом.
А вот и отличие от моего мира, Светланочка. Если рассматривать образ иголки и нитки, я - нитка.
Божией помощи на пути к Свету!
Алла
Сюрно, мурно, только б не гламурно )
Светлана Коппел-Ковтун, 28/10/2012 - 18:17
Сюрно, конечно Но в любом сюре реал найдётся. У каждого свой.
Да и образы нитки и иголки - относительные. Важно в какой системе координат смотреть на них. Есть же и рука, шьющая, и голова, думающая куда шить....
Человеки без стены... - встреча на полпути к целостности? Всё может быть...
СпасиБо, Аллочка
Человеки без стены - святые.
Алла Немцова, 28/10/2012 - 18:29
Человеки без стены - святые. Нам еще крушить и крушить.
Опять же - образ - понятие относительное. И ракурс важен, ведь он у каждого свой.
Многогранная стена
Татьяна Тимошевская, 28/10/2012 - 17:08
Многогранная стена получилась. Столько прочтений! С одной стороны стена закрывает мой внутренний мир, в который не всегда хочется пустить другого, также и кто-то другой ограждает свой мир стеной. С другой стороны - хочется разрушить стену непонимания, но это может быть опасным - стена тебя может и убить. Поэтому лучше аккуратненько поковырять стену пальцем и увидеть свет, который, возможно, и станет "ниточкой" взаимопонимания, а там, глядишь, и стены исчезнут в потоке света. Я так прочла ваш рассказ. СпасиБо, Светлана, глубоко и интересно, как всегда.
Сам образ - многогранен
Светлана Коппел-Ковтун, 28/10/2012 - 17:21
Сам образ - многогранен. Можно столько всего понаписать на эту тему. Думаю, один и тот же человек в разное время совершенно по разному напишет - столько граней у этого образа.
СпасиБо, Татьяна, за прочтение и отзыв
Познание себя
Олег, 28/10/2012 - 00:02
Это внутренний мир одного человека, а все персонажи - он сам в разных ипостасях. Угадал?
Да, человек сложен. Внутри у
Светлана Коппел-Ковтун, 28/10/2012 - 00:09
Да, человек сложен. Внутри у него столько стен и персонажей! Вполне возможный вариант прочтения, Олег. Благодарю
Жажда и глубокое томление,
Татьяна Бобровских, 27/10/2012 - 22:42
Жажда и глубокое томление, стремление превозмочь собственную стену, как преграду на пути к Богу. Преодолевая, вдруг хочется видеть и в других то, что они пока сами ещё не видят. Всё наносное - прочь! Все эти шаблоны, мысли-образы вокруг привычного мирка... Сложно перестроить поток мыслей, сложно преодолеть внутри себя кордон сомнений и ошибок прошлого. Но рядом всегда есть кто-то, тот самый мальчишка, которому ты не безразлична... Просто от присутствия такого же как ты человечка, становится легче "ковырять" стену. А видеть свет - это уже БОЛЬШАЯ награда за труды...
СпасиБо, Светланочка! Какой интересный рассказ получился, я даже представила короткометражный фильм... Здорово!!!
Страницы