Вы здесь

Современная русская поэзия

Современная поэзия многогранна: массовая и элитная; виртуальная и традиционная; нормативная и ненормативная; религиозная и антирелигиозная; поэзия российская и зарубежного «русского мира». И отдельно — православная, отдельно — детская.

Почему отдельно — православная? На этот вопрос мне очень легко ответить. Это есть факт состоявшийся и объективно существующий в сущем мире, и от констатации такого факта никуда не уйдешь: приходится принимать такую ситуацию, как не зависящую ни от чьей воли. Разве что от воли Господа. И обсуждать, почему именно православная поэзия выделяется, а не исламская, или иудейская, или поэзия ответвлений христианства. Искать тому причины совершенно нет желания. Но не могу не обратить внимание, что первые известные литературные источники поэтики выявлены на исторической родине возникновения Православия. Это Греция. Православие в Россию пришло из Греции в результате общения народов. И наша классическая поэзия, российская поэзия на русском языке, даже в безбожное время — а оно выходит за рамки советского периода истории, всегда отображала первоискание, и была явно не лишена постулатов, утверждающих основные христианские истины и заповеди.

После 30-х годов XX века следует упомянуть — и это очень важно, получила развитие поэзия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. С.Маршак и К.Чуковский, С.Михалков и А.Барто,... Кто не читал «Мистера Твистера», «Тараканище», «Доктора Айболита», «Федорино горе», «Дядю Степу» «Фому», «Нашу Таню» и другие стихи-«малышки»? Можно или нельзя считать это поэзией? Но как же нельзя, если именно на стихах этих детских поэтов на планете выросло несколько поколений русскоговорящих людей? Для детей в этот период писали так много, потому что в стране шла борьба за всеобщую грамотность населения, книга входила в дома и становилась неотъемлемой частью жизни любого советского человека. Отдельно стоящее нестареющее поэтическое творчество — творения для детей. На этой детской классике продолжается воспитание новых членов общества до сих пор. Не могу не затронуть этот феномен — ибо ищу причины тех явлений в поэзии, которые наблюдаю в настоящее время.

Чтобы понять, что же происходит в современной поэзии, что это за явление такое — современная поэзия, и есть ли такое явление вообще, необходимо помнить о преемственности поколений в истории поэтического творчества. Итак, первая и основная черта современной русской поэзии — преемственность.

Расцветом классической поэзии считается начало XIX века — Золотой век поэзии. Исследователи относят к поэтам Золотого века разных поэтов. Но бесспорно в этом списке есть Пушкин, В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, К.Н. Батюшков, Д.В. Давыдов, Ф.Н. Глинка, В.Ф. Раевский, К.Ф. Рылеев, А.А. Бестужев, В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский, П.А. Вяземский, А.А. Дельвиг, Е.А. Баратынский, Д.В. Венедиктов, И.И. Козлов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет и др.

Можно долго и безрезультатно спорить, чье творчество качественнее, интереснее и полезнее для читателя, кто «более классик» — к общему мнению прийти невозможно. Если мы с именем Пушкина произносим свои первые слова на русской языке — вне зависимости родной это язык или нет для малыша, — что значат размышления о его рифме? В первую очередь, в его произведениях вижу переплетения рифмованных строчек и такую звукопись в стихе (как в отдельной строчке), которая волей или не волей, но притягивает и остается с тобой, запоминается легко и свободно, главное, раз — и навсегда. Поэзии Золотого века присущ патриотизм.

Начало следующего века — XX, обозначено как Серебряный век поэзии. Говорят, если бы не было Золотого века — не было бы и Серебряного. Преемственность поколений русских поэтов имеет место, и, прежде всего, в своем патриотическом настрое. Тема родины — важнейшая для русской поэзии. Принято считать, что Серебряный век окончился в 1930 году. Исследователи относят к поэтам Серебряного века около 40 авторов. Мы знаем, что в начале века они «кучковались» вокруг М.Волошина в его крымской вотчине — Коктебеле. Кто из поэтов того периода там только не побывал... Не обмен ли информацией, взаимное общение на базе волошинского Коктебеля и позволило образоваться такому важному костяку поэтов Серебряного века?

Не случайно в наши дни проходят и волошинские чтения, и ежегодный волошинский поэтический конкурс. Есть волошинская тропа с различными маршрутами к ней — можно выбрать более простой и прийти к конечной точке пути даже с малышами. Можно выбрать более сложный, романтический путь — и определиться со своим спутником жизни: а тот ли он друг, который «оказался вдруг».

Для меня из поэтов Серебряного века наиболее значимо творчество Н.С.Гумилева, по разным причинам, но главное — в его творчестве на первом плане Свет, Любовь, вечные истины. Поэты Серебряного века: И.Ф. Анненский, А.А. Ахматова (Горенко), А.Белый (Б.Н. Бугаев), А.А. Блок, В.Я. Брюсов, И.А.Бунин, М.А. Волошин, С.А.Есенин, В.В. Маяковский, В.И. Иванов, Б.Л. Пастернак, И.В. Северянин, Д.С. Мережковский, М.И. Цветаева, Черный (А.М. Гликберг) и др.

Именно в этот исторический период времени поэты либо стали приверженцами социалистического реализма в полной или не в полной мере. В любом случае, они стали советскими поэтами. Либо не стали советскими поэтами, а выбрали иную судьбу: творчество в эмиграции. И еще. Были поэты, которые не стали ни советскими, ни эмигрантскими. Но они есть — поэты русского слова. Это те, кто был репрессирован. Бесспорно, среди них самая яркая фигура в поэзии — О.Мандельштам.

Многие относят весь этот период развития поэзии — от 1930 года и до 2000 года — к современной поэзии. Это далеко не так. Это вовсе не так. Не отношусь к лицам, отрицающим свою собственную историю, историю своего государства, историю нашей русской поэзии, которую выделяла в литературном творчестве и любила. Любила читать стихи вслух и «про себя», публично со сцены, и в узком кругу единомышленников. Читать все, что попадалось под руку в стихотворном варианте: и сейчас люблю читать стихи. И мне не важно, кем они написаны. Никогда не смотрю на фамилию — кто автор. Важно — почувствовать ритм, музыку стиха, «поймать волну» автора и вознестись душою вместе с ним на его волне, как это делают на водной доске спортсмены-серфингисты. Не приемлю грубое стихосложение, ненормативную лексику в творчестве поэтов.

Советский период поэзии должен иметь свои характеристики: временные и территориальные, качественные и количественные, идеологические и еще какие-то важные, имеющие значение в целом, как характеристика определенного периода исторического развития человечества, попытки — уйти от Бога, свернуть в сторону с предначертанного пути, стать самостоятельными в этом огромном информационно-волновом пространстве. По этой теме надо писать отдельные и обширные исследования со взглядом современного человека, прожившего начало нового тысячелетия, ощутившего новизну современной поэзии, и ее высочайший олимпийский уровень. Многие поэты привлекали мое внимание в советский период — это период моей юности и моего взросления. И там — в юности, было все хорошо, светло и чисто. Особенным для меня является творчество К.Симонова — воплощение человеколюбия и веры. Симоновские чтения проходят в память об этом поэте с 80-х годов прошлого века.

Особая страница — известные поэты советской поры: А.Твардовский, Я.Смеляков, О.Бергольц, В.Инбер, С.Кирсанов, Э.Асадов, Э.Багрицкий, Ю.Друнина, К.Паустовский, И.Бродский, А.Яшин, Арсений Тарковский, Ю.Левитанский, П.Комаров, Р.Казакова и др.

Стоит выделить отдельной строкой творчество поэтов-бардов, как значимых для всех любителей авторской песни (Б.Окуджава, В.Высоцкий, В.Цой), так и тех, кто творил на своем местном уровне, но запомнился и оставил определенный след в душе простого человека (в Кургане на Урале — такие, как Л.Туманова, в Хабаровске на Дальнем Востоке такие, как — М.Журавлев). Но это все, хоть и хорошее и светлое — безвозвратно ушедшее прошлое.

В литературоведении анализируется бесчисленное множество творческих работ различных авторов и поэтов. К современной поэзии кого только не относят: и И.Бродского, и Ю.Левитанского, и А.Тарковского, и Р.Казакову, других поэтов. Творчество многих не стало широко известным или, по крайней мере, всеми признанным. Но, чтобы анализировать именно современную поэзию и ее современный уровень, необходимо найти тот самый водораздел, от которого она берет свое начало. Как много мы писали во второй половине XXI века о том, что пришел век кибернетики. Можно ли сказать, что век кибернетики особенным образом отобразился на развитии поэтического творчества? Скорее да, чем нет. А вторая мировая война? Сыграла ли она какую-то особенную роль в истории русской (советской) поэзии? Что сейчас важно: российская поэзия, русская поэзия, поэзия на постсоветском пространстве, русский поэтический мир?

Сколько вопросов сразу возникает, если всерьез задумываешься, что же входит в понятие современной русской поэзии, поэзии тех авторов, которые пишут на русском языке.

Полагаю, что поэзия советского периода времени отошла на второй план и утратила свои передовые позиции на том территориальном пространстве, где когда-то царствовала с 30-х годов XX века. Но когда закончился этот ее период? Многие поэты, убеленные сединами, творили в период советской власти и продолжают творит и печатать свои стихи, как образец поэзии, в настояний период. Полагаю, правильнее будет обозначить своеобразный водораздел в поэзии началом 21 века — века всеобщей компьютеризации, изменения характера информационных технологий, появления современных средств связи и информации, в первую очередь, электронных СМИ, развития интернет-технологий, возникновения социальных сетей, упрощения порядка подготовки материалов к изданию, то есть дальнейшего технического развития и уменьшения значимости человеческого фактора в книгоиздательском деле.

С возникновением и развитием новых информационных технологий в начале нового XXI века и обозначился новый период современной поэзии. И возраст авторов, период их интеллектуального становления (в СССР, в РФ или на ином постсоветском пространстве, в русском далеком и близком зарубежье) теперь вообще не имеет значения для развития поэзии на современном этапе. Толстые журналы, печатные книги, литературная периодика — все это лишь догоняет далеко шагнувшие технологии творческой деятельности, возможности авторов реализовать себя и быть услышанными. Последнее не зависит от редактора какого-либо толстого журнала или газеты, субъектного или республиканского издательского дома. Сама верстка материала упростилась в техническом отношении до идеала, когда в минимальный срок: 1-2 месяца, можно сформировать и издать свою книгу. Поэты создают свои сайты, выкладывают к обсуждению свои работы, участвуют в общении через социальные сети, имеют своих сторонников и свою группу поддержки.

Когда-нибудь этот взрыв поэтического дара наших русскоговорящих, по-русски пишущих авторов начала XXI века, их творческую когорту назовут каким-то особым словом, элитой современности, а современный век поэзии поименуют Платиновым или Алмазным. Или совсем просто, скажут, что был век сетевой поэзии. И это слово перестанет иметь негативную, насмешливую окраску. По крайней мере, говорить о современной поэзии сейчас невозможно без характеристики поэтического творчества авторов, имеющих мировую известность, получивших всемирное признание, благодаря сетевым ресурсам. Существуют специальные программы помощи поэту в его творчестве: и рифму подходящую найдут, и слово, синоним или антоним, помогут определить размер стихотворения. Но ни одна программа не заменит души человеческой, не придумает слова яркого, не создаст нужный настрой стихотворному тексту. Поэт — это, прежде всего личность, личность, интересная читателю, личность, интересная в общении своему соратнику.

Кто же выделяется среди поэтов современности с начала этого нового XXI века? И не только начала нового века — начала нового тысячелетия. Не те ли, кто в детстве своем читал и автоматически запоминал: «Муха-муха Цокотуха, позолоченное брюхо, муха по полю пошла, муха денежку нашла», или «Что такое, что случилось, отчего же все кругом завертелось, закружилось и помчалось кувырком»... Доброе советское детство... Мы читали со сцены на конкурсах чтецов стихи К.Симонова, С.Кирсанова, Э.Асадова, Р. Казаковой, О. Бергольц, В.Инбер, Р.Гамзатова, и многих других советских поэтов.

Век советской поэзии невозможно предать забвению, эта поэзия стоит особняком от всей известной до этого и современной поэзии. Советскую поэзию я бы разделила на три периода: предвоенная лирика, когда стихи создавались под лозунгом: «А если час войны настанет и нас в атаку родина пошлет»; военная поэтика до 1953 года — «Вставай, страна огромная» и «Этот День победы», куда можно включать всю военную тематику и последующих советских лет; поэзия 60-90 лет — расцвета и заката социалистического реализма. В указанные периоды были свои гении, классики соцреализма, гении и классики из числа его противников, существовала всегда и религиозная лирика.

Цель моей работы — дать характеристику современной поэзии. Она правопреемница русской поэзии прошлых лет, в том числе и русской классической поэзии начала XIX века, русского классицизма и модернизма начала XX века, неоднородной поэзии советского периода. Ошибаются те, кто утверждает, что нет классиков в современной поэзии. Классик от поэзии всегда продвигает поэзию по вертикали, к тем ее вершинам, которые ранее казались недостижимыми. Это как на Олимпиаде: с каждым годом достижения в классических видах спорта у человека выше и выше — и откуда только берутся силы? Появляются новые олимпийские виды спорта — тот же сноуборд. Красиво для нас и невероятно для человека «досноубордической эры».

Кто-то утверждает, что все рифмы — разобраны, «любовь-кровь-морковь» — дальше этого человечество и не может идти, и выйти из круга известных, если не сказать, избитых рифм невозможно. Существуют границы, рамки возможного. С одной стороны — так. Но есть фраза, ставшая поговоркой: нет предела совершенству. Эта фраза как раз и характеризует современную русскую поэзии, как в России, так и в целом в русском мире дальнего и ближнего зарубежья. И сблизила нас, дала возможность познакомиться, узнать и прочесть друг друга, поддержать и помочь — эра современных технологий, совершенно новое состояние человека и его информационного поля, которому неведомы такие преграды, как расстояния, другие страны, континенты. Важно для всех лишь одно — владение русским языком. И еще — что-то свыше, что заставляет ежедневно браться не за перо, нет, за очередное великое изобретение человека — «мышку» и стучать по клавишам всеми десятью или лишь только двумя пальцами, но с огромной скоростью. И нельзя не провести аналогию: в Золотой век поэтов сплотило печатное слово, толстые литературные издания, — именно там, в редакциях журналов, они собирались, общались, обменивались информацией. Творили. В век Серебряный таким объединяющим началом стал Крым. И опять поэты общались, информировали друг друга, спорили и восхищались, даже устраивали дуэли... Творили.

В советское время существовали Дома творчества писательских союзов, где возникала совершенно особая творческая атмосфера, поэты устраивали встречи и обсуждения, диспуты и фестивали. Творили. И сейчас на современном этапе именно информационное поле, созданное новыми технологиями — площадка общения всех поэтов мира, владеющих русским словом. Поэтому так обеспокоены толстые журналы за свою судьбу: чтобы быть «на плаву» толстый журнал должен иметь свой электронный аналог, должен создать площадку для обратной связи и общения. Воедино сливаются поэзия и музыка. Распространено создание плейкастов — совершенно новая форма творчества. Поэты к литературным встречам готовят клипы, когда закадровое звучание стиха в исполнении автора ли, артиста ли, сопровождается демонстрацией изображений на интерактивном экране, а, часто, и музыкой. Кроме виртуального общения и в результате такого общения, создаются литературные площадки, в том числе при крупных библиотеках, как новая форма узнавания друг друга современными поэтами и стимул к личному росту в творчестве каждого из них. Тема современной поэзии — неисчерпаема. Но классики и есть классики. Они придерживаются своей особой тематики, сохраняя преемственность поколений, — тематики патриотизма.

Состоявшийся предвестник Золотого века поэзии Г.Державин за три дня до смерти написал свое последнее стихотворение:

Река времен в своем стремленье
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.

А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы!

В современном жерле вечности за несколько часов до того, как быть заживо сожженным в Доме Профсоюзов в городе Одессе 2 мая 2014 года, известный многим сетевой поэт Виктор Гунн (Степанов) написал:

Разверзлись небеса дождями,
Атаки полчищ проливных,
Сквозь пелену перед глазами
Не видно капель дождевых.

Потопы индовых бенгалий,
Бразильи амазонских рек,
В наличье всяческих регалий
Даждь-Бог свершает свой набег.

Не грех куда-нибудь укрыться
И пережить ненастья срок...
Я в дождь иду! Чтоб помолиться!
Как древневарварский пророк! [1]

После тех же событий обожженный в этом Доме православный поэт В.Негатуров погиб с ожогами в муках в реанимации. Готовый отдать и отдавший жизнь за православие и русский мир В.Негатуров, многим известный, как сетевой поэт, писал за четыре года до своей трагической гибели, предрекая события в Украине:

Друг враг
В.Негатуров

Снега, дожди, снега... —
— Печальный круг!...
Страшнее нет врага,
Чем бывший друг...

То плавный ход, то вдруг —
— Рывком зигзаг!
Кто виноват, мой друг,
Что ты мой враг?... [2]

А как ему вторит И.Царев в своем стихотворении «С неба падает злой снег» за несколько лет до событий в Одессе, не спрашивает — констатирует:

И мешает понять мрак,
Очертив на снегу круг,
Кто сегодня кому — враг,
Кто сегодня кому друг.

Под ногой ледяной тьмы
Ненадежный хрустит наст.
И остались одни мы —
Кто еще не забыл нас. [3]

Существует несколько ресурсов, где публикуются стихотворные работы авторов. Самый крупный из них: «Стихи-ру» — где зарегистрировано более 800 тысяч авторов. В начале 2012 года их было — около 500 тысяч, а в 2006 — лишь 100 тысяч. Самый крупный конкурс — «Поэт года» ежегодно проводит именно этот ресурс, начиная с 2011 года. Если проанализировать творчество поэтов, ставших победителями и лауреатами этого конкурса, то бесспорно, их творчество заслуживает высокой оценки и привлекает к себе внимание определенной новизной, глубиной и качеством стихосложения. Не все они публиковались в литературных журналах, но, как правило, к такой вершине приходят постепенно и лишь те поэты, которые прошли определенные рубежи и вехи в своем творчестве.

Особенным явлениям современности в XXI века стала православная поэзия. Стихи православных поэтов глубокие по смыслу и яркие по ощущениям не могут не затронуть самые тонкие струны души человека православного или просто живущего с верой. Наиболее яркой представляется поэзия протоиерея А.Зайцева. С его творчеством можно познакомиться не только на портале «Стихи-ру», но на портале Международного клуба православных литераторов «Омилия».

В чистоте себя не сохранив,
Многие впадают в сеть подлога —
Не приемлют истины от Бога,
Путь порока лаврами покрыв:

Называют «Жизнью» пыл страстей,
«Радостью» — духовное паденье,
«Смелостью» — в словах Творца сомненье,
«Благодатью» — негу праздных дней;

Не стыдятся ложь излить в глаза,
Губят сердце в чарах пышной лести... [4]

К Всевышнему обращаются мирские поэты, с Верой в сердце, Надеждой на понимание:

МОЛЬБА

А.Крючкова

Господь, в неласковой судьбе
Рукою разведу невзгоды,
Не покидай меня в мольбе,
Ведь семена должны дать всходы,
Всё получается вверх дном —
Прости, что в облике телесном
Пишу и плачу о земном,
Душой тоскуя о небесном,
Оставь меня в мирском саду
До часа сбора урожая,
Чтоб в день, когда к Тебе приду,
Плоды преподнести смогла я... [5]

Современная поэзия на пике очередного подъема. Как и следовало ожидать, происходит это в начале очередного века — XXI, более того, что немаловажно — в начале нового тысячелетия. Какое наименование будет дано литературоведами этому новому для нас, современному периоду расцвета поэзии? Информационный век? Виртуальный? Или вот так: Алмазный век поэзии. Почему Алмазный? Не шлифованный, но драгоценный и самый дорогой камень. С одной стороны. С другой — в современной технике века информационных технологий используются и алмазные, и графитовые элементы, без которых невозможно было бы их появление. Именно новые технологии, упростившие процесс работы с текстами, даже очень ленивых, но от природы одаренных людей, подвигли на предание гласности своих не совсем порой отшлифованных стихотворных работ. Но есть же среди вала стихотворных переплетений крупные алмазные камни, почти не требующие шлифовки. Им нужна только огранка — печатные книги, которые сохранят алмазы для будущих поколений. Выявить, поддержать — задача меценатов, неравнодушных общественных деятелей. Какими мерками руководствоваться, чтобы составить список поэтов современности? Что хорошо одним — неприемлемо для других.

Еще несколько мыслей о творчестве И.Царева. Он достиг всемирного признания. Литературные критики и литературоведы обращают внимание на идеальное единство размера, ритма и рифмы в его творчестве. (Л.Сушко) Игорь Царев уверенно пришел в своем творчестве к классической форме стихосложения, при этом он не стал подражателем, а смог продвинуть поэзию по вертикали к более совершенной ее форме, восхитительному индивидуальному стилю и, насыщенному подтекстом и дополнительной информацией, содержанию. Его стихи нельзя просто прочитать — каждое упомянутое в них название, наименование, словосочетание надо переосмыслить, обратиться к энциклопедиям и словарям, чтобы понять и увидеть всю глубину Слова, примененного им на своих внутренних ресурсах и знаниях, благодаря вдохновению и интуиции.

Его поэтическое творчество стало совершенным и значимым именно для современной поэзии. Изучая его стиль, мы с уверенностью можем утверждать: так из современных поэтов сейчас не пишет никто. Литературоведы дружно и единогласно отмечают идеальное единство размера, ритма, рифмы в стихах Царева, музыкальность его творений. Полностью соглашаясь с этими выводами, отметим, что Царев — классик современной поэзии, в целом русской поэзии. Рожденный и воспитанный в семье физика (папа профессор физики) и лирика (мама — профессиональный филолог), поэт уже в юности приобрел энциклопедическую подготовку в различных областях человеческого знания. В купе с огромным жизненным и общественным опытом, профессиональным опытом журналиста крупного и важного официального издания, Царев умеет распознать, увидеть и применить созвучие слов, как части речи, в стихотворной строке, в окончании строки (рифма) настолько в согласии со смыслом и содержанием текста стихотворения, что его поэтическая гармония воспринимается Словом, посланным свыше:

«Во все эпохи поэты слушают только Бога
И ищут Слово, что в этот мир возвратить Начало».[6]

Изумляет, что ни в одном из своих стихотворений поэт не применяет наименования, названия, словосочетания просто так (для ритма, рифмы и соблюдения размера): за каждым употребляемым словом — огромный смысл и содержание, подтекст и особое значение. Самый наглядный пример — стихотворение «Ячменное зернышко». Почему именно ячменное? Как связано это словосочетание с содержанием и подтекстом стихотворения? Когда начинаешь разбираться и вникать в суть — понимаешь все величие его поэтической мысли, значимость личности поэта. Ячмень — самая древняя из растений культура на земле. Пятью хлебами именно из ячменя Христос накормил всю паству. Применил И.Царев в стихотворении «Город Ха» в качестве отправной точки географическое название Становой хребет — в первом катрене, а в предпоследнем катрене у него уже Хехцир и Джугджур. Почему? Что за этим стоит? И когда начинаешь углубляться и понимать подтекст стихотворения — уважение к поэту растет в геометрической прогрессии. И тебе становится близкой далекая история становления русской государственности на Дальнем Востоке, а стихотворение — ясным и доступным по содержанию.

Вернусь к его звукописи стихотворных строк, которые как звукоряд музыкально переливаются от одного слова к другому, к созвучию при использовании им Слова. Пример его рифмы лишь из одного полушутливого стихотворения:

до вечера — доверчивый; меди я — комедия; эмоций-то — Моцарта; Баха я — ахая; Иоганна я — органная; баяна я — обаяния.

Не могу даже применить к характеристикам его звукописи обычные тривиальные оценки, просто он в них не нуждается. Бесспорно — поэт Царев обладает индивидуальным стилем, который отличает его от всех других авторов. Первой внимание на эту сторону поэзии И.Царева обратила лингвист, кандидат филологических наук Е.Крадожён-Мазурова.

Недавно в одной из телепередач услышала фразу: «Поэт — этот тот, чья личность присутствует в стихах». Личность И.Царева присутствует в каждом его стихотворении: мощная, интеллектуальная с энциклопедическими знаниями, и в то же время — беззащитная, мягкая, ненавязчивая...

Когда в елабужской глуши,
В ее безмолвии обидном,
На тонком пульсе нитевидном
Повисла пуговка души,
Лишь сучий вой по пустырям
Перемежался плачем птичьим...
А мир кичился безразличьем
И был воинственно упрям...
Господь ладонью по ночам
Вслепую проводил по лицам
И не спускал самоубийцам
То, что прощал их палачам...
Зачтет ли он свечу в горсти,
Молитву с каплей стеарина?
Мой Бог, ее зовут Марина,
Прости, бессмертную, прости.

Творчество современных поэтов притягивает к себе своей индивидуальностью, свежестью, совершенством форм, ощущением пульса, ритма современной жизни, насыщенной информационными технологиями. Настоящая поэзия всегда во все века освещена особым Светом и воспевает простой и тяжелый труд творца и простого человека, подчеркивая, как много общего в любой деятельности во благо Миру. Характерной чертой двадцать первого века в поэзии стало объединение творчеств: скульптор передает особенности восприятия своего же творчества через поэзию (И.Лукшт); музыкант стремится соединить поэзию и музыку не только в рамках музыкального произведения, но и совершенно необычайным для прошедших времен образом через плейкаст (А.Истомина); художник придумывает соединить в рисунке стихи и штрихи, открывая для нас стихографику (И.Оркина); стало привычным для слуха и словосочетание дискография, когда соединяется одухотворенным человеком стихи и музыка (Ю.Берёзова).

«Пусть песни, что дороги моей душе, станут светлыми мгновениями для вас, дорогие мои слушатели», — обращается к нам Юлия Берёзова.[7] И ее душа живет с нами Словом и звуками ее духовного пения.

И нет предела совершенству — подтверждает современная поэзия.

________________

[1] Здесь

[2] Здесь

[3] Стр.346 И.Царев, «Любя и веря вопреки...», Авторская книга, Москва, 2014

[4] Здесь

[5] Стр.130 Моя Родина Русь православная, МГО СПР, Москва, 2015.

[6] Стр.212 «В поисках слова» И.Царев «Любя и веря вопреки», Авторская книга, Москва, 2014

[7] Здесь

Комментарии

МОИ СТИХИ
Книг светлых чистых добрых.
Нам освещают путь.
Ведь книга знаний кладезь.
Времен прошедших мудрость.
И щедрость слов хороших.
Чувств выражения.
Да свет стихов духовных.
Времен прошедших тайна.
Да мудрость книг хороших.
В нас вдохновляют веру.
Да в чтение книг хороших.
Надежду обретешь и легче станет путь.
Евангелие тоже книга света.
И книга есть Псалтирь и Тора свиток книге.
Из древних книг мы много узнаем.
Про сад Эдем мы узнаем читая книгу.
И узнаем про Рай мы с книги.
Про Бога даже с книги узнаем.
Да с книги веру обретаем.
Да много книга открывает.
*********************************************
МОИ СТИХИ
Поступки заставляют куда и с кем идти по свету.
И что искать и в чем нуждаться.
Лукавых чувств бессмысленных надежд.
Напрасных встреч и глупой болтовни.
Надежд протест глупца презрения.
Глубоких чувств стремлений заглушает.
Стремления человека знания.
Лишь освещают путь к успеху.
Употребляя слов пустых.
Успеха не увидишь в жизни.
Глупец хорошим людям не пример.
Движенья мира знания и стремления.
Не слов пустых.
********************************************************
МОИ СТИХИ
Хороший слова приятный.
А добрый слова дающие надежду и любовь.
В нас вдохновляют чувства и укрепляют веру.
В доброту.
От щедрых слов становимся мы лучший.
***************************************************
МОИ СТИХИ
Жизнь это чуда а любовь это вечное чувство.
И надо ценить и уважать да быть добрей.
И главное быть честным.
Это главное черта человека.
Дающая Смысл и понимания.
И очень хорошее качество.
И главное человечность.
Достоинство и счастья.

Автор. Байрамов. Руслан. Ренатович.