Вы здесь

Руки грешников

— Ой, Яков Иванович, какие у вас картины красивые!

Старик, сидевший в дубовом кресле, ручки которого были украшены искусно вырезанными львиными головами, отложил в сторону монографию, посвященную творчеству иконописца Федора Зубова1 и поднял глаза на миловидную девушку, из уст которой только что вырвался этот по-детски восторженный возглас:

— Это, дорогая Людочка, не картины. — добродушно-снисходительным тоном учителя, объясняющего ребенку азы грамоты, произнес он. — Это иконы.

— А они старинные?

— Да… — Старик говорил с такой теплотой, словно речь шла о любимых им людях. — Вот, например, эта икона Преображения Господня — середины семнадцатого века. И как вы думаете, где она была написана?

— Не знаю… — замялась Людочка. — Откуда мне знать? Это вы, Яков Иванович, все знаете… А где ее нарисовали?

— Иконы не рисуют. — ласково поправил старик. — Их пишут. А эту икону написали у нас на Севере, в городе Наволоке. Нет, я не оговорился: это сейчас Наволок — село. Но в старину он был крупным городом. И в нем, при архиерейском подворье, имелась своя иконописная школа. Ее основал монах Савва, ученик так называемых царских изографов из Московской Оружейной Палаты. К сожалению, когда при Петре Первом была образована Михайловская губерния с центром в Михайловске, город Наволок пришел в упадок, и тамошняя иконописная школа прекратила свое существование. Кроме того, сказалось влияние входившей в моду западной живописи… Так что икон наволоцкого письма сохранилось очень мало. Даже в нашем краеведческом музее их всего лишь десять, да и то по времени написания они уже поздние — начала 18 века. Но та икона, что хранится у меня, принадлежит кисти самого Саввы Наволоцкого. Видите вот эту виноградную лозу в нижнем углу справа? Это — своеобразная подпись художника. Ведь еврейское имя Савва в переводе на русский язык означает «вино». Надо сказать, что это — редчайший случай: обычно иконописцы не ставили автографов на своих произведениях. Даже великий Андрей Рублев…

Старик говорил с поистине юношеским воодушевлением. Еще бы! Ведь древнерусская живопись была любимым коньком Якова Ивановича Ефимовского, бывшего сотрудника михайловского музея изобразительных искусств. Мало того: старейшего и авторитетнейшего тамошнего сотрудника. Лишь в самом конце восьмидесятых годов, после того, как Ефимовский, отличавшийся прямотой и бескомпромиссностью, в чем-то не поладил с новым руководством музея, он ушел оттуда и открыл первую в Михайловске антикварную лавку. Это позволило ему не только жить безбедно, но и пополнять свою личную коллекцию икон, по слухам, способную соперничать с соответствующей музейной экспозицией. Впрочем, сейчас Ефимовский редко наведывался в свою лавку — старика донимали то высокое давление, то больное сердце, то застуженная в экспедициях по северным деревням поясница. А несколько дней назад на фоне очередного гипертонического криза у него чуть не развился инсульт. Однако Ефимовский повел себя с присущей ему бескомпромиссностью, подчас граничившей с упрямством, и наотрез отказался лечь в больницу.

— Дома и стены лечат. — заявил он врачам. — А таблетки пить и уколы делать я и дома могу.

Тем не менее, предписание врачей повременить с выходами на улицу старик соблюдал неукоснительно. Ведь за что-что, а за свою лавку он был спокоен. Вместо него там сейчас работал Борис Жохов. Ефимовский не прогадал, что в свое время принял к себе на работу этого молодого человека: тот стал для него незаменимым помощником. Он прямо-таки на лету схватывал знания, которыми щедро делился с ним старый антиквар. Правда, Ефимовского несколько коробило то, что Жохова интересовала прежде всего цена того или иного предмета старины. Зато торговать он умел куда лучше, чем сам хозяин лавки. Мало того: за годы работы в ней не присвоил себе ни рубля сверх положенной зарплаты. Мог ли после этого Ефимовский не доверять Борису Жохову?! Между прочим, именно Жохов порекомендовал (или, как шутливо выражался Ефимовский — сосватал) ему Людочку, скромную, улыбчивую девушку-медсестру, которая делала старому антиквару назначенные врачом инъекции. А между делом болтала с ним о том, о сем, умиляя его своей трогательной наивностью в сочетании с присущим женщинам любопытством. Милое дитя…

Мог ли Ефимовский знать, что умение Людочки находить психологический подход к людям дорого обошлось уже многим одиноким старикам и старухам! И те, что имели несчастье довериться этой, на первый взгляд, такой доброй и участливой девушке, вскоре с ее помощью до срока переселились в мир иной. А принадлежавшие им антикварные вещи пополнили ассортимент лавки Ефимовского, не подозревавшего о тайных проделках своего помощника Бореньки Жохова, более известного под прозвищем Жох. А также о том, что он отнюдь не случайно порекомендовал Ефимовскому в качестве медсестры именно Людочку…

* * *

…Тем временем Людочка внимательно разглядывала висящие на стене иконы:

— Наверное, они очень дорогие? — предположила она.

Ефимовский поморщился. Разумеется, он знал, за сколько можно продать ту или иную икону из его коллекции. Однако для него, внука священника, в годы гонений на веру погибшего в Соловецком лагере, ценность икон измерялась отнюдь не их рыночной стоимостью. И даже не их древностью. Хотя поймет ли его эта девушка, имеющая совсем иные жизненные ценности? Увы, вот они — плоды безверия многих поколений людей, у которых отняли веру в Бога — место святыни в их душах занял пресловутый золотой телец…

Впрочем, отчего бы не попытаться объяснить ей? Ведь эта девушка явно стремится к вере. Оттого-то ее так заинтересовали его иконы…

— Да, они дорогие. — сухо произнес старый антиквар. — Но, знаете ли, Людочка, у меня хранится вещь, имеющая не меньшую ценность, чем эти иконы. Точнее, реликвия.

— А что это за вещь? — полюбопытствовала Людочка.

— Пояс преподобного Серафима Саровского. Вы слыхали о таком святом? Нет? А ведь это — один из самых известных и почитаемых русских подвижников. Он жил в восемнадцатом веке. За духовным советом к нему в Саровский монастырь приезжали люди со всей России. Некоторых из них он исцелил от неизлечимых болезней. Но это — лишь малая часть его чудес и подвигов. Видите эту икону? На ней изображен преподобный Серафим, молящийся на камне. Это моление продолжалось тысячу дней и ночей. Что до этой иконы, то в нее вставлен кусочек того самого камня… А когда святой Серафим жил отшельником в лесу, к нему приходил медведь. И старец кормил его с рук…это тоже часто изображали на иконах. Так вот, у меня есть пояс, принадлежавший преподобному Серафиму.

— А откуда он у вас? — спросила Людочка, переводя глаза с иконы — на рассказчика.

— Я получил его от одной старушки, тайной монахини. — задумчиво промолвил Яков Ефимовский. Потому что в этот момент он словно воочию видел восьмидесятилетнюю мать Серафиму, хорошо знавшую и помнившую его погибшего деда-священника, к которому она в юные годы ходила на исповедь. Вот старуха бережно извлекла из резной деревянной шкатулки, что стояла у нее на полке рядом с иконами, узкую ленту, сплетенную из грубой черной шерсти. Благоговейно перекрестившись и поцеловав святыню, она уложила ее назад, и со словами: «возьми, Яшенька. У тебя он сохраннее будет…мои-то ведь безбожники после меня все повыбросят» — передала ему шкатулку. Да, мать Серафима как в воду глядела: едва похоронив старуху, родные поспешили избавиться от ее вещей: книг, икон, старых фотографий. Что ж, безразличие к собственному прошлому — тоже плод безверия…

…-Эта святыня передавалась в ее семье из поколения в поколение. — продолжил он свой рассказ. — Причем мать Серафима (эту монахиню в постриге назвали в честь преподобного Серафима Саровского) говорила мне, будто в этом поясе заключена такая благодать, что руки грешников… то есть тех, кто носит в сердце и творит зло, не смогут его коснуться…

— Ой, как интересно! — умилилась девушка. — Яков Михайлович, а вы не могли бы показать мне этот пояс?

— Непременно, Людочка. — улыбнулся старый антиквар. — Только не сейчас. А то мы с вами, похоже, заговорились: вон, за окошком-то уже совсем стемнело. Вам домой пора. А я тем временем этот пояс найду, и завтра вам покажу. Ну, до завтра!

— До завтра, Яков Иванович! — Людочка одарила старика ответной улыбкой и выпорхнула за порог.

Выйдя на улицу, медсестра оглянулась. Окна квартиры антиквара были ярко освещены. Кроме одного… Впрочем, вот и в нем зажегся свет. Что ж, как видно, именно там и находится пресловутый пояс. Людочка извлекла из кармана мобильный телефон и набрала хорошо знакомый ей номер.

— Борис Яковлевич!? Это я, Люда. Мне нужно срочно встретиться с вами. Хорошо. Сейчас приеду.

* * *

Спустя полчаса она уже пересказывала Жоху свой разговор с Ефимовским:

— Послушайте, Борис Яковлевич, он мне сейчас такое рассказал! Будто бы у него хранится пояс какого-то святого. И что будто бы он стоит столько же, сколько его доски!2

— А что это за пояс? — Жох насторожился, как охотничий пес, почуявший добычу. — Ты его видела?

— Нет. Только, когда он о нем рассказывал, у него глаза так и горели! Он обещал мне его завтра показать.

— Вот как… — задумчиво промолвил Жох. — А где этот пояс у него хранится?

— Видимо, в той комнате. — ответствовала Людочка, и Жох сразу понял, что она имеет в виду. В квартире Ефимовского было три комнаты. Одна, самая просторная, служила гостиной. Именно в ней старый антиквар давеча беседовал с Людочкой. В другой комнате, поменьше, размещалась его библиотека. За семь лет знакомства с Ефимовским Жох не раз бывал в этих комнатах. И хорошо знал, что в них находится, включая содержимое письменного стола в хозяйской библиотеке… Однако в третьей комнате он не бывал ни разу. Потому что ее дверь всегда была заперта. Впрочем, однажды Ефимовский обмолвился, что в этой комнате хранится самое дорогое, что у него есть. Теперь, благодаря Людмиле, Жох знает: там находится вещь, цена которой превышает стоимость коллекции икон, принадлежащей Ефимовскиму. Что ж, в таком случае… Чего бояться? Как говорится, все бывает в первый раз... Да и можно ли назвать это убийством? Ефимовский и так зажился на свете: он стар и болен. Не все ли равно, когда он умрет - сейчас или позже. Вдобавок, его руки останутся чистыми. Все сделает Людочка. А ей не впервой…

— Только он мне про этот пояс сказал…. — донесся до Жоха голос Людочки. — …что он вроде как заклятый. И не каждому в руки дается…

Ну-ну! Поповские сказочки! Впрочем, Ефимовский верит в них, как ребенок. Старый, что малый. Что ж, любопытно будет взглянуть, придет ли Бог Ефимовского к нему на помощь!

Что до пресловутого пояса, то уже завтра он окажется в руках Жоха!

* * *

— Здравствуйте, Людочка! — Ефимовский распахнул перед медсестрой дверь своей квартиры. — Проходите, проходите! Как я себя чувствую? Прекрасно! И все благодаря вам! Между прочим, я выполнил свое обещание. Сейчас вы увидите пояс преподобного Серафима.

— Спасибо, Яков Иванович! — обрадовалась Людочка. — Вы такой заботливый! Только давайте, я вам сначала укольчик сделаю. А потом вы мне этот пояс покажете. Ладно?

Пока Ефимовский закатывал рукав рубашки, Людочка, повернувшись к нему спиной, наполнила шприц. Однако не эуфиллином, прописанным старому антиквару врачами, а клофелином, ампулу которого она незаметно извлекла из своей сумочки. Вчера они с Жоховым обговорили все: вместо эуфиллина Людочка введет Ефимовскому клофелин. Через некоторое время антиквар почувствует себя плохо, и она посоветует ему прилечь. А потом… Мало ли больных стариков умирает во сне?..

— Ну, Людочка, я готов! — улыбнулся Ефимовский, протягивая ей руку. Привычным движением медсестра ввела иглу в голубевшую на локтевом сгибе вену. Разумеется, он не заподозрит неладного… где ему!

— Как вы себя чувствуете, Яков Иванович? — заботливо поинтересовалась она, медленно вводя в вену старика смертельное содержимое. — Все хорошо?

— Просто замечательно! — уверил ее Ефимовский. — Замеча… Что это?! Постойте! Что вы мне вводите?

— Успокойтесь, Яков Иванович! — заворковала Людочка, надавливая на поршень шприца. — Это же ваше лекарство!

— Нет! Это что-то другое… Стойте! Прекратите!

Вырвав из вены полупустой шприц, Ефимовский вскочил на ноги. Впрочем, он тут же зашатался и, пытаясь удержать равновесие, схватился за спинку своего резного кресла…

— Что это?! — хрипел он. — Людочка, вызовите «Скорую»! Господи, да что с вами! Вам плохо? Ничего, я сам… Алло! Это «Скорая»? Приезжайте… (он назвал адрес). Что? Не знаю… Сердце… и голова кружится… Хорошо… Людочка! Вы меня слышите? Где вы, Людочка?!

Но медсестра уже не слышала его крика. Насмерть перепуганная, она стремглав неслась вниз по лестнице, схватив в охапку жакет и сумочку. Только бы ноги унести! Но что могло случиться? Они же с Жоховым предусмотрели и рассчитали все до мелочей! Тогда что же свело на нет их расчеты? Не иначе, как заклятие, лежащее на том поясе! Что же еще?!

Приехавшая «Скорая» обнаружила Ефимовского лежащим без сознания на лестничной площадке. Той же ночью он умер в реанимационном отделении городской больницы, так и не придя в себя.

* * *

А спустя полгода после похорон старого антиквара в подъезд дома, где он жил, вошла троюродная племянница покойного — Анна Витальевна Завьялова, старая дева-пенсионерка, которой, согласно завещанию Ефимовского, досталась его квартира. Наследницу сопровождал молодой, чрезвычайно любезный и предупредительный человек, называвший себя давним знакомым и учеником Ефимовского. Как, вероятно, уже догадался читатель, это был ни кто иной, как Жох.

…-А не могли бы вы, Анна Витальевна, уступить мне кое-какие вещи Якова Ивановича? — интересовался он, поднимаясь вместе с ней по крутой, пропахшей кошками лестнице. — Конечно, эти вещи, как говорится, ломаного гроша не стоят. Но для меня они дороги как память о моем незабвенном учителе. Он был человеком редкого ума и порядочности…

— Да уж! — проворчала Анна Витальевна, нашаривая в кармане ключи. — Ума ему было не занимать, это уж как пить дать! Ведь сколько лет он собирал эти свои церковные картины, поди, уйму деньжищ на них ухлопал — и на-ка — все музею завещал! А мне, своей родственнице, только одну квартиру оставил, да в придачу — всякий хлам. Забирайте что хотите: мне оно ни к чему! Все равно выброшу!

Открыв дверь, обитую потертой черной клеенкой, они вошли в квартиру Ефимовского. Жох не раз бывал здесь прежде. И потому все здесь было ему знакомо: вешалка из ветвистых оленьих рогов в прихожей, иконы, висящие на стене в гостиной, резное деревянное кресло возле массивного букового стола с овальной крышкой, стеллажи с книгами в библиотеке. Все было на месте. Вот только старый хозяин этой квартиры теперь спал вечным сном на Маймаксанском кладбище, под дощатой пирамидкой с прибитым к ней жестяным номерком…

Жох ожидал, что третья комната, как всегда, окажется запертой. Однако стоило Анне Витальевне нажать на дверную ручку, как дверь отворилась. Что за чудо? Впрочем, ведь в тот день Ефимовский собирался показать Людочке хранившуюся у него реликвию. Как видно, поэтому он и не запер эту комнату. Что ж, теперь Жох наконец-то увидит пресловутый пояс, которым так дорожил Ефимовский! Мало того - заполучит его в свои руки!

Однако первое, что он увидел, войдя в комнату, была маленькая бабочка кремового цвета. Она запорхала перед Жохом, словно пытаясь остановить его. Поймав назойливое насекомое рукой, Жох раздавил бабочку. Это оказалась обыкновенная моль…

Вслед за тем его глазам предстала… самая настоящая келья.

Стены, наполовину побеленные, наполовину выкрашенные серо-зеленой краской. В левом углу — металлическая койка, застеленная коричневым байковым одеялом. В правом углу, над лампадкой зеленого стекла, висело несколько икон. Но это были не бесценные старинные образа наволоцкого письма, а вставленные в самодельные рамки хромолитографии начала ХХ века с лубочными изображениями святых Михайловской и Наволоцкой епархии. Лишь две иконы — Спасителя и Смоленской Божией Матери, вставленные в резной киот, были писаными. Впрочем, опытным взглядом человека, привыкшего определять ценность вещей — их стоимостью, Жох сразу определил: это — всего-навсего дешевые подокладницы3 начала ХХ века! Из тех икон, которыми во оны времена благословляли новобрачных. Вот и венчальные свечки со следами позолоты за стеклом киота виднеются…

В простенке висело несколько фотографий в рамках. С одной из них, еще дореволюционной, на Жоха строго смотрел священник средних лет, одетый в муаровую рясу. Он сидел в деревянном кресле, держа в руках книгу. Справа, положив руку ему на плечо, стояла женщина в белой блузке с буфами и брошью у ворота, а слева — подросток в гимназической форме. Судя по всему, молодой мужчина с висевшего рядом снимка был этим самым мальчиком лет пятнадцать спустя. Он стоял на крыльце деревянного дома рука об руку с кротко улыбающейся девушкой в пестром цветастом платье, которая, судя по округлившемуся животу, ждала ребенка. Черты этой юной пары угадывались в лице молодого капитана-танкиста с соседней фотографии, грудь которого украшали ордена Красного Знамени и Отечественной войны 1 степени. За спиной у него маячили полуразрушенные Бранденбургские ворота. И в этом юноше-фронтовике, с победой дошедшем до Берлина, Жох узнал Якова Ефимовского…

Рядом с этим снимком был еще один, с выцветшей траурной ленточкой на уголке. Взглянув на него, Жох отвел глаза. Ему показалась, что пожилая женщина с фотографии глядит на него с укором: «Зачем? За что?»

Но где же пояс, ради которого они с Людочкой убили старого антиквара? Ведь он должен быть где-то здесь… Куда же он мог подеваться?

В этот миг Жох заметил стоявшую на подоконнике резную деревянную шкатулку. Она была раскрыта. А рядом с ней виднелась узкая лента черной шерстяной пыли, сплошь усеянная личинками моли. Это было все, что осталось от реликвии, которой, как верил покойный Яков Ефимовский, не смогут коснуться руки грешников.

___________________________

  1. Речь идет о монографии профессора-искусствоведа В.Г. Брюсовой, посвященной творчеству иконописца 17 в., «царского изографа» Федора Зубова.
  2. Иконы — жарг.
  3. Иконы, на которых выписаны лишь те части изображения, которые не прикрыты окладом — жарг.

Комментарии

... не прикоснется рука грешных! и моль смогла быть продолжением Руки, орудием Десницы Божией, не давшей взять святыню?
Большое спасиБо, м.Евфимия!

Скажу одно: святыня не досталась убийцам Ефимовского. Кстати, в реальности пояс преподобного Серафима и впрямь съела моль. Только из-за этого пояса никто никого не убивал...

А чем в данном случае была моль?.. Этот вопрос оставлю в стороне - Бог весть. Хотя орудием воли (или кары) Божией могут быть весьма отвратительные твари: жабы, саранча, песьи мухи. Так было во время всем известных казней Египетских.

Дело в другом. Жох из рассказа в рассказ пытается перехитрить Господа Бога. Собственно, он в Него не верит, или верит, но смутно. И все время оказывается в дураках, и все удивляется этому. Конечно, на самом деле жохам многое удается. И все-таки - финальное слово и последняя победа - за Богом. В этом суть цикла "про Жоха". "Будь хитер-горазд, летай хоть птицей - все ж суда ты Божия не минешь".

С преподобными Зосимы и Савватия Вас! Наши северные святые...

И спасибо, что прочли сказку! И что задумались... 

Марина Алёшина

Да, именно этот вопрос и остается после прочтения: что побеждает на земле - добро или зло? И в чем художественная правда?
Что ж, человек может восходить до небес и нисходить до бездн, и верю, что с Жохом все было именно так.
Единственное, что удивило - слишком легко он решился на убийство. Мне кажется, если бы это было впервые, он должен был бы преодолеть некий барьер внутри, затем сделать усилие оправдать свой грех. Разве что это не первый раз?
Вот какие у Вас читатели - все придираются. А рассказ хороший.

Читатель умный - все видит (кстати, благодаря одному из читателей я изменила сцену убийства Ефимовского - чуть иначе). А вот почему убил, и первый ли это раз...вопрос интересный. Спрошу его самого...

Возможно, выскочу к вам в выходные. А то там Успенский Пост на носу...а на грядке уже колосятся всходы.

А вопрос насчет того, что побеждает, в моем варианте звучит так: на земле чаще побеждает зло. Точнее, кажется, что оно побеждает. Как говорил Амвросий Оптинский - "зло вперед забегает, но не одолевает". Если бы не было бессмертия, Небесного Царства и вечности, где Господь одержит последнюю победу, которая сведет на нет все завоевания сил зла - страшно было бы жить и умирать. Но Господь бдит над миром, и Промысел Его над всеми нами. Вот и в этом рассказе финальную точку поставил Господь: руки грешничи не коснулись святыни.

Охоньки!welcome

А правку сделала...

Юлия Санникова

Матушка, очень интересный сюжет... Прочитала с огромным удовольствием! Но я заметила, что у Вас в рассказах чаще зло торжествует во времени. Уж очень хочется обратного! Объективность поражения лишь субъективность ощущения победившего...но во времени ведь все читается буквально порой...многие читают по сиюминутности и становится грустно! Хочется победы добра - осязаемой. Но это мое - субъективное... Но.. спасибо Вам за размышления!

Помощи Божьей!

Интересную Вы тему затронули, уважаемая Юлия! Но - Вы правы. Я, действительно, считаю, что во времени чаще побеждает зло. Отчасти - на основании собственного жизненного опыта. То, что в финале побеждает все-таки Бог - очень неявно. Вроде бы, и Ефимовского убили, и Жох с Людочкой остались безнаказанными, но - Бог-то победил. И все планы Жоха пошли прахом.

Знаете, в этом отношении для меня образец - "Русалочка" Андерсена. Вот уж где драма-то! Не принял принц ее жертву, просто не узнал о ней. В советские времена убирали концовку и один-единственный момент в сказке: русалочке не любви принца хотелось: хотелось человеком стать. И, может, потому и не полюбил ее принц, что ответная любовь смертного человека была условием превращения русалки - в девушку с бессмертной душой. Русалочка обретает надежду получить душу: через страдания, жертву собой и смерть. Мне до таких высот не подняться. У меня просто, и из других сказочек: в "великой игре" (одноименный роман Н. Некрасовой я усердно просмотрела, но прочесть не успела) человека (и того, кто за его левым плечом) против Бога - победить во времени может зло. Но в финале...пусть даже в том, о котором повествует Апокалипсис - взовьется над миром победное знамя Господне. 

Правда, один человек заметил, что мои тексты становятся все более безысходными. Но...что вижу, о том и пою.

И, если б Вы знали, как я люблю читать "светлые" вещи! Именно потому, что там есть свет! И есть надежда.

Кстати, на днях впервые в жизни слушала "Иволгу" Заболоцкого (пел Псой Короленко). Плакать хочется над концовкой. А ведь человек прошел и травлю, и лагеря... И такой свет в конце!

Наталья Трясцина

Руки грешников пояса так и не коснулись, моль оказалась Божьей тварью и сделала Богоугодное дело. Несмотря на смерть главного героя - оптимизм. И тема моя любимая касательно старинных икон. Жаль только, что у Ефимовского не нашлось достойных наследников. Вот это грустно. Но зато правдиво. Действительно, много старинных вещей, бумаг и ценностей выброшено теми, кто не хотел хранить историю своего рода и своей страны.

Ну...тут кто как считает. Один давний читатель прочел "Звезду и смерть..." и вот эту сказку, и сказал: надежда исчезла из текстов. Но я согласна с Вами - Бог-то победил. Сколько жохи не пытаются перехитрить Бога - где им!

А Ефимовский - фигура не случайная. Это, так сказать, праведный антиквар. Жох - грешный. Собственно, тема поединка двух мировоззрений - это есть в Вашем романе. Два соперника, сражающиеся - каждый за свою правду. И за руку одной и той же девушки. Тимофей и Дмитрий. А кто прав? Вероятно, лишь Бог. Который побеждает всегда...только эта победа может совершиться не при нашей жизни...или вовсе, когда этот мир изменится и обновится, как описано в Апокалипсисе.

Короче, живем и пишем дальше! Е.pig_ball2

Матушка, как интересно Вы рассказали об иконах Саввы Наволоцкого! Мне даже в какой-то момент показалось будто я реально своими глазами их видела. Однажды я была в Омске на выставке иконописи, удивили самые редкие, древние, и краски... которые сами обновляются... и много всего, что не передать словами.

А Жох он и в Африке Жох crazy. Увы, в последнее время дельцов развелось... жаль стариков, доверчиво попадающих в эти смертельные лапы.

Мне вот только один момент в рассказе показался нелогичным. Ну может у меня сработала какая-то женская логика girl_crazyМне показалось, что можно было бы этой Людочке-людоедочке принести яд уже налитым в шприц, и отвернувшись, она могла подменить просто шприцы, а не выливать жидкость из ампулы на ковёр - это ж какая улика!

Но сцена убиения старика просто жуть... реальная, и главное - он оставил этой убийце-медсестре шанс покаяться, запечатлев в её памяти свой крик о помощи! Здорово!

Матушка, а продолжение будет? readbook

Спаси Господи! give_rose

Пожалуй, Вы правы насчет шприца с клофелином. Хотя, если он наполнен заранее, то содержимое, даже, если на нем надета игла в чехольчике, может вылиться... Вот ведь задача-незадача!

Да и улики от вылитого эуфиллина никакой - пятна не будет...

В общем, посмотрю, как лучше. Эх, мне б таланты миледи Винтер!

А продолжение есть. Собственно, про Жоха есть целый цикл. Все висит тут. По хронологии: "Руки грешников", "Возвращение чудотворной (первый рассказ про Жоха по времени написания), "Архиерейский дар", "Жохи и лохи", "А виноват интернет". Все висит тут. К этому циклу примыкают "Легенда о любви..." и "Звезда и смерть отца Александра" (в первом упоминается Жох, во втором - сразу же завоевавший мою любовь журналюга Евфимий...одна из моих сказочных ипостасей, наряду с Ниной Сергеевной).

Кстати, кажется, я Вам рассказывала: меня не раз уговаривали заставить Жоха покаяться и уверовать. Но...ни автор, ни он сам того не хотят. 

Про "наволоцкую школу" - она упоминается в "Жохах и лохах". Но это выдумка. Наволок - отчасти Холмогоры. Собственно, Михайловская и Наволоцкая епархия и все ее сказочные обитатели выдуманы, да не совсем. Где побольше правды, где поменьше, но...что-то где-то откуда-то... Собственно, Михайловск - почти Архангельск - город, названный в честь Архангела Михайла.

Для моих земляков - ребус: "откуда сие?" Для других читателей - просто увлекательные истории.

Так что цикл про Жоха есть, и весь тут!welcome

 

Постскриптум: про клофелин изменила. Все проще...чего мудрить!

Поэтому я и говорю - женская логика (моя) включилась в эпизоде со шприцом. Я ещё подумала про пятно - остаётся или нет, но вам-то, матушка, конечно же всё это известно как медику. Поэтому теперь уже я думаю, что всё правильно Вы написали. СпасиБо за разъяснения. pig_ball2
А про Михайловск я помню, Вы говорили, но всё равно, когда автор пишет правду, приправляя её художественным вымыслом (тоже правдивым), то воспринимается здорово.

Да, я видела всю серию про Жоха, хочу и до остальных добраться.

СпасиБо Вам, дорогая матушка! give_heart

А я там, уважаемая Татьяна, переделала (и кое-где еще). Сообразила, что, если открывать 2 ампулы сразу - мешкотно. Опять же - Ефимовский бы услышал, что открывают две ампулы. А тащить полный шприц... В конце концов, можно было вскрыть ампулу с эуфиллином после...

Эх, гиблое дело - убивать героев!

Кстати, так мешает правду с вымыслом Акунин. По крайней мере, в лучших своих книгах. И читается с интересом. Но то - мастер!

А Жох - да. Там смешнее всего: "Жохи и лохи" и "А виноват интернет".

У Жоха тоже есть прототип. Правда, мы с ним немного по-разному видим Жоха... Но Жох, он и сам еще тот жох...

Ох, матушка, чувствую себя соучастницей mosking Переделанный вариант очень даже хорошо вписался, как мне кажется.

А моя старшенькая всего Акунина перечитала, так ведь он действительно мастер, детей не обманишь wink они ещё те критики.

Я догадывалась, что у Жоха есть прототип, потому что таких персонажей сходу не выдумать. Пойду вот почитаю чего он там вытворял в ваших других произведениях. readbook

Грешна, Акунина читать любила. Понятно, врет, а то и кощунствует. Но сделано мастерски. Особенно мне нравились две первые части "Пелагеи", с колоритной парочкой: Владыка Митрофаний и Пелагея. Там еще секретарь Матвей хорош, который из выкрестов. И "Турецкий гамбит" люблю: Анвара, пожалуй, даже больше, чем Фандорина... Мастер, что говорить!

А насчет соучастия: если призовут к ответу, все возьму на себя. Я придумала - убить, я и убила, с меня и спрос... Вдобавок, мне советовали шприц заранее набрать...а я по-своему сделала! Короче, я - убивица!

И приговорят несчастного автора стать героем одного из собственных рассказов...и убиену быти...cryОхоньки!

Спаси Бог Вас, дорогая мать Евфимия, с нетерпением жду новых произведений. Милости и помощи Вам Божией, Ангела Хранителя и многая и благая лета. С уважением, Гость.

Спасибо Вам! Ужо, Бог даст, еще напишу... Это Вам спасибо - читаете. Автор, ведь он что: не может не писать...потребность такая...сродни хворобе. А Вы - читаете!welcome

С Ильиным днем Вас! На моей родине это был сугубый праздник: до недавнего времени  кафедральным собором Михай...Архангельска была Ильинская кладбищенская церковь со множеством краеведческих могилок вокруг: от монахинь до трех архиереев...

"Илья-пророк час уволок"...

И Вас с праздником! У нас в городе тоже Илии Пророка церковь есть. И служил в ней новомученик Елиазар Евпаторийский. А 8 августа будет престол и 150-летие в Свято-Троице-Параскевиевском Топловском женском монастыре. Вот такая вот радость.
А кладбищенские церкви почему-то всегда особенно красивые... И на кладбищах, особенно старых, с заросшими сиренью и прочей зеленью проходами, с неизменным ярким солнцем и чистым небом сверху, с легким, нежным ветерком, благоуханием земли, щебетом птиц, беломраморными и простыми, каменными надгробиями и удивительно сохранившимися табличками на памятниках и крестах, с многоразличными эпитафиями, по-другому, остро ощущаются покой, умиротворение, вечность, время, история, память, сама жизнь. Явственно чувствуется, что все эти люди живы, что они тебя слышат, знают, что ты о них молишься, и помолятся о тебе... Чувствуется единение Церкви земной и Церкви небесной... У Бога все живы.
Да... Значит, прототип Свято-Лазаревской церкви Свято-Ильинская... Нетерпится скорей оказаться в Архангель... Михайловске.
Спаси Вас Бог, матушка! Пишите, пишите! Ждем. И как настоящий писатель не может не писать, так настоящий читатель не может не читать. Так что хвораем с пользой друг для друга!))) Радости Вам.
С уважением, верный читатель - Гость.

Спасибо Вам! Приятно встретить единомышленника, которого восхищает старое кладбище. Там и впрямь - и мир, и жизнь кипит, своя. У нас в Архангельске - птицы, белки... Правда, в последнее время и всякие безобразники водятся...

К сожалению, те кладбища все больше уходят в прошлое.

Кстати, вокруг Ильиинского собора в Архангельске (в моих сказках это, кажется, Преображенская церковь, в память о реально стоявшем на холме за алтарем Ильинской церкви еще одной, Преображенской) много краеведческих могилок. Монахини Сурского монастыря, Владыка Леонтий (в моих сказках - Леонид, с подлинной биографией), священники... Много-кто - вся былая слава старого церковного Архангельска.

И спасибо Вам! Ведь Вы - читаете. И, мало того, имеете свое мнение на счет прочитанного. И высказываете его.

А завтра, вот, память Почаевской иконы Божией Матери. Тоже праздник для Архангельска моих времен, где почти все священники были из тех краев...

Если б только сейчас в тех краях не шла война...rainbow

А все "крае-едение" - в цикле про Жоха. По хронологии: "Руки грешников", "Возвращение чудотворной", "Архиерейский дар", "Жохи и лохи", "Звезда и смерть о. Александра", "А виноват интернет". Да почти все мое - с краеведческим элементом. Ребусы на тему епархиального крае-едения: что - откуда...

Надежда Кушкова

 С днём почитания Почаевской иконы Божией Матери! Читала, что перед Нею молятся об освобождении от плена. А у нас сейчас почти все священники  из тех краёв... Спаси Бог, матушка, наконец-то, мне стало интересно читать детективы.

Да, у нас в Архангельске, сколько помню себя в Церкви, это день праздновали. Еще бы! Ведь священнослужители были: Кузив, Брынзей, Легач, Козарик, Фейер, Яворский...все из тех краев. Легендарные времена и люди. Помню двух протодьяконов: Легача и Брынзея, оба Владимиры. Каждый в своем роде: монументальный, громогласный Легач, который, совершая каждение, басом здоровался со старушками-прихожанками и поздравлял их. И хромой, с дребезжащим тенором о. Владимир Брынзей, на ранни Литургиях совмещавший в одном лице весь клирос. А хромал он из-за трофических язв на ноге... И его матушка Христина, тараторившая по 120 слов в минуту, не иначе, с восхитительным украинским акцентом, и ходившая по дому в затрапезе и босиком, зато в храм надевавшая любимую шаль с блестками...

Почти никого из этих легендарных личностей уже нет в живых. Разве что в памяти помнящих их...

А детективы - мои - это не совсем детективы. И я взяла идею краеведческого детектива у английской писательницы Эллис Питерс, автора этак 20 книжек про монаха (понятно, англичана-католика) Кадфаэля. Часть из них экранизирована. Но там именно детективы, а у меня...так, что-то.

Собственно, детективных серий две - про Нину Сергеевну и, более поздняя, про Жоха. Все висит тут... Кстати, в самом первом рассказе про Жоха ("Возвращение чудотворной") о смерти Ефимовского говорится иначе. Но...обстоятельства убийства со временем прояснились...

Вот такие сказочки! Спасибо, что прочли!clapping

Страницы