Садилось солнце. Здесь среди гор и песков оно казалось особенно близким. Его огненный диск плавно уходил за горизонт, приковывая к себе взгляды горстки людей, сидящих возле каменной каливы на вершине горы Арион.
Вдалеке прямо по краю солнца вереницей шли верблюды. Навьюченные животные двигались не спеша, покачиваясь из стороны в сторону. Казалось, они также любуются закатом, как и неподвижные люди на горе.
— Торговый караван. — наконец, заметил кто-то из сидящих. Это был небольшого роста старик, с выжженной солнцем бородой, и впалыми щеками.
Его спутники — оба по виду монахи — один лет сорока с рыжеватыми волосами и тревожным лицом, второй значительно моложе, с черной короткой бородкой — оживились, они подняли свои лица и с любопытством посмотрели на старика.
Уже более часа, как они пришли к авве Парду за назиданием, старец ласково встретил их возле своей каливы, вынес глиняную чашу с прохладной родниковой водой, присел на камень, но не промолвил ни слова.
Монахи, полагая, что авва занят молитвой, не нарушили тишину, и так же сели рядом.
Все это время авва кротко улыбался, глядя то на солнце, то на своих гостей, то на верблюдов. Монахи напряженно молчали. Рыжий теребил длинные кожаные четки, а молодой опустил голову и разглядывал свои поношенные сандалии.
— Когда-то и у меня был торговый караван. — заговорил авва, прищурив глаза. — три дюжины верблюдов. Это удивительные животные. У них есть чему поучиться.
У местных жителей существует легенда, что Господь особенно возлюбил верблюда за его смирение и трудолюбие. Оттого Он среди всех животных дал верблюду самую мягкую и густую шерсть и самую чуткую душу.
Молодой монах невольно усмехнулся. Старец внимательно взглянул на него, а затем повернул своё лицо к уходящему каравану. Снова стало тихо.
Нить каравана была уже еле видна среди песчаных дюн.
— Да, Господь дал верблюду чуткую душу. — когда она совсем исчезла, продолжил отец Пард. — Вы видели когда-нибудь плачущего верблюда? Эти животные плачут, когда у них болит душа.
Старик обернулся к монахам. В его глазах сверкали слезы.
— У меня было много верблюдов. Я возил на них товары для продажи. Давно это было. — авва вздохнул. — Однажды одной верблюдице пришло время разрешиться от бремени. Это были её первые роды, и она долго не могла разродиться. Когда же жеребёнок вышел, верблюдица отказалась его кормить. Так случается, и среди людей. Боль часто делает наше сердце черствым.
Авва Пард снова бросил взгляд на молодого монаха. Тот отвел глаза и густо покраснел.
— Верблюжонок без материнского молока и ласки стал быстро слабеть. И хоть мы и подкармливали его из козьего рога, мы знали — тоска по матери не даст ему окрепнуть. Он хирел на глазах. Тогда, мой помощник, мудрый человек, водивший верблюдов сызмала, заметил: «Надо смягчить ожесточенное сердце верблюдицы слезами.»
Рыжий монах уронил четки и неловко потянулся за ними. Старец продолжал:
— С нами был мальчик — лет десяти-одиннадцати. У него был чудесный тоненький голосок. Мы привели к нему верблюдицу с верблюжонком и наказали ему петь грустную песню. Он запел о своей матери.
Солнце село. По горам поползли сумерки. Но лицо аввы Парда было хорошо видно — оно само словно светилось в темноте.
— Мальчик пел с таким искренним чувством и болью, что даже мы, мужчины, затосковали. Верблюдица же опустила голову и в её больших глазах появились слезы. Они капали с длинных ресниц на жеребёнка, который стоял рядом с матерью и тыкался ей мордой в бок. Она притихла и подпустила его. Слезы растопили её черствость.
Авва снова замолчал. Казалось, он снова возвращается к тому времени, когда лилась песня мальчика и плакал верблюд.
На небе засверкали первые звезды, старец промолвил:
— А затем, тот мальчик умер. Он видимо заснул во время длительного перехода и упал с верблюда. В караване животные идут цепочкой — один за другим. Мальчика растоптали.
Монах постарше широко перекрестился. Стало холодно.
— Я был виноват в этой смерти, потому что это были мои верблюды, я вовремя не остановил их. Я не должен был позволить мальчику ехать одному… я…- голос старца осекся, но он совладал с собой.
— Мы похоронили его в пустыни. И тогда что-то изменилось во мне. Каждую ночь я слышал его песню — ту самую, что он пел верблюдице… и я рыдал, слезы душили меня... Я оставил караван своему другу. Отказался от всего имущества и пришел сюда, в горы, чтобы здесь умолить Господа о помиловании.
Бледное лицо старшего из монахов исказилось словно от боли. Старец снял с себя теплую мантию и накинул тому на плечи.
— Я долго подвизался в пустыне, иссушая свое тело постом и молитвой. Но слезы не оставляли меня, как не оставляло воспоминание о мальчике и его песне. Терпеть больше у меня не было сил. И я задумал свести счеты с жизнью.
Но как это сделать? Самоубийство — самый тяжкий грех, я осознавал это, и не решался убивать себя сам. Я взмолился к Богу. Я сказал: «Боже, ты видишь смрад моей души. Ты знаешь моё непотребство. Очисти меня тем, что тело моё растерзают звери. И я приму смерть достойную убийце." Так возопил я в своем сумасшествии, не ведая, что Бог не хочет смерти даже грешнику.
Оба монаха внимали старцу, каждый слышал в его рассказе что-то своё.
— Здесь недалеко есть долина. Местные называют её львиной, потому что там обитает дикий лев. Я стал спускаться в эту долину в надежде, что лев набросится на меня и растерзает. Я изучил повадки этого льва и знал, что каждый день он ходит одной тропой к реке, и я разделся и лег на эту тропу, преграждая ему путь.
Где-то внизу закричал шакал. Монахи вздрогнули. Но авва не шелохнулся.
— Я лежал и прощался со своей жизнью. Тут я услышал легкие шаги льва. Ближе. Ближе. Страх объял меня, я зажмурил глаза. Лев подошел, обнюхал меня, перепрыгнул и … был таков.
— Он не тронул тебя, авва! — воскликнул молодой человек.
Отец Пард улыбнулся:
— Нет, лев меня не тронул. Тогда я понял насколько глупо я поступил и как милостив к нам Господь. И я возблагодарил Его. С тех пор моя тоска прошла. Я знаю, Господь принял того мальчика в обители Свои, а мой грех простил, потому как нет такого греха, который Бог нам не простит, если мы искренне в нем сокрушаемся. Сейчас я полагаю, Господь попустил смерть мальчика, чтобы смягчить слезами мою гордую самолюбивую душу, как некогда грустная песня бедняги смягчила ожесточенное сердце верблюдицы.
Из-за гор выплыла луна, окрасив лица беседующих в желтый цвет. Тревожные морщины разгладились на лбу старшего монаха, а в глазах младшего светилась благодарность.
Старец встал с камней, перекрестился, вытер набежавшие слезы и сказал:
— А теперь окажите любовь — разделите со мной молитву.
В ночной тиши огромный лев стоял при свете луны, вслушиваясь в странные звуки, доносящиеся с горы. Там жил Человек. И Человек сейчас пел. Но не один… Наконец, лев мотнул гривой, потянулся и медленно побрел в противоположную сторону.
Память святого преподобного Парда Отшельника празднуется 15 декабря по старому стилю или 28 декабря по новому стилю.
Комментарии
В связи
Елена Шутова, 31/12/2012 - 12:57
с житием Вашего рассказа, Инна, и комментарием Гостя: "Боль часто делает наше сердце черствым." Это цитата из рассказа Вашего и ответ на многие ожесточения сердец, которые иногда ложно и самооправдательно являют себя как трезвый взгляд на жизнь. А нам порой для оздоровления мысли так не хватает детской веры в Бога и любви, о замечательном образе которой есть и такие слова: "С ума схожу иль восхожу к высокой степени безумства..." (неважно, что они в совершенно ином контексте). Говорить можно и красиво, и много, но за словами должно быть житие, и о таком образе жизни во Христе Вы замечательно пишите, Инна, - от сердца к сердцу - спасибо. Божией помощи во всех Ваших трудах и светлой радости предощущения
Рождества Христова.
Еленушка! про черствое сердце
Инна Сапега, 31/12/2012 - 20:26
Еленушка!
про черствое сердце - это я про себя. часто такая бука бываю - ой-ой-ой. и даже не от боли - себя жалею.
а Вам я очень рада. С Новым Годом!
Инночка, необычный рассказ, в
Татьяна Бобровских, 30/12/2012 - 09:58
Инночка, необычный рассказ, в котором переплелись людские судьбы и верблюжья жизнь. Мы все безусловно связаны друг с другом, только сегодня читала дневники протоиерея Сергия Булгакова, в которых он говорил о переплетении судеб. Но как всё-таки важно не отчаиваться, а надеятся на Божию Милость. Такие рассказы, как этот - как раз укрепляют и дают надежду. Очень поучительно и трогательно!
С наступающим новым годом! Божьего благословения в новом году!
Спасибо, Танечка! Какую
Инна Сапега, 31/12/2012 - 20:21
Спасибо, Танечка!
Какую интересную книгу Вы читаете - возьму на заметку.
И вас поздравляю с наступающим новым годом! Радости!
несколько сентиментально,
Гость, 29/12/2012 - 17:56
несколько сентиментально, простите...к тому же не стоит животным придавать слишком много человеческих качеств, хотя есть слова "блажен, иже и скоты милует"...в случае с верблюдицей - животный мир суров, и самоочевидно, что если роды длятся долго, то детеныш появляется ослабленным и подчас больным и нежизнеспособным, а вовсе не потому, что сердце верблюдицы очерствело от боли....так же нет ничего удивительного в том, что мальчик пел и после этого животное подпустило детеныша к себе - тихое, ласковое слово успокаивает животных - это хорошо знают все люди, имеющие дело со скотиной, в частности с коровами...ну, а там дело уже за малым - почуяв, что детеныш сосет молоко мать уже, как правило, не сопротивляется...это, увы действие интстинктов, но никак не пробуждение "нежной верблюжей души"...
это же относится и ко льву - как правило они, как и медведи не едят умерших, а герой рассказа лег у него на пути...исход был бы иным, если бы человек щелкнул зверя по носу...
ещё раз, простите, но за окном 21 век, когда знания, в том числе и по биологии общедоступны и многие явления нашли вполне естественное объяснение и если ими пренебрегать легко скатиться в мистицизм не очень хорошего свойства...
здорово! искренне рада Вашему
Инна Сапега, 29/12/2012 - 18:10
здорово! искренне рада Вашему комментарию, мой читатель. что же - вы правы! во всей этой истории нет ничего удивительного, кроме того что человек тот стал святым.
а бездарность писавшего - простите.
с уважением,
Инна
С наступающим Вас
Гость, 30/12/2012 - 10:35
С наступающим Вас Новолетием!
Простите, конечно,за критические замечания, не совсем быть может уместные в праздничные дни... но все же, все же...Житие и подвиг св.Парда все ж таки в несколько ином, чем в понимании тонкой верблюжьей души...Она скорее лежит в плане отвественности, ведь он каялся в своем грехе, пусть и невольном, но убийстве по неосторожности и в том, как человек переживет свой грех и свою вину...а если совсем просто, то о том же сказал и Эезюпери - "мы в ответе за тех, кого приручили".
Всех благ Вам и всем Омилийцам, как пишушим, так и читающим!
С наступающим Новым Годом! И
Инна Сапега, 31/12/2012 - 20:19
С наступающим Новым Годом! И грядущим Рождеством Христовым.
Снова соглашусь с тем, что Вы написали. Мне именно и хотелось написать в этом рассказе о том, что порой для того, чтобы смягчилась наша (человеческая душа) Господь нам посылает скорби. Святой Пард своим покаянием заслужил прощение своего греха. А история про верблюдицу - лишь фон, она не выдумана - так действительно верблюдиц, отказавшихся от детенышей, снова примиряют к ним (и в этом нет чуда, есть человеческое понимание животных и ответственность за них).
Я встречала людей, живущих долго одни, в пустыни, где нет других людей. Они очень чутко относятся ко всей твари. Потому так и нарисовала отшельника Парда. Возможно, это только мое видение. Простите.
Желаю Вам радости! Пишите еще!
Инна
Какая трогательная
Светлана Коппел-Ковтун, 29/12/2012 - 17:39
Какая трогательная история, Инна! Так и представила поющего мальчика и верблюдицу плачущую от жалостливой песни.
Какие же они тонкие душой эти верблюды!
Да. Света, эта история с
Инна Сапега, 29/12/2012 - 18:13
Да. Света, эта история с верблюдом - можно сказать - документальна - я взяла её из одного фильма про этих животных. только там дело было в монголиии верблюдице играли на скрипке) а св Пард держал верблюдов и смерть мальчика - это все из его жизнеописания.
спасибо! Инна