Вы здесь

Перед рассветом

Отец Андрей медленно шел по безлюдному двору Н-ского женского монастыря и вслушивался в царящую вокруг тишину. Хотя это была отнюдь не полная тишина. Ее нарушали щебетание ранних птиц и шум деревьев, что росли возле храмов и монастырских корпусов. А вот в пруду, который он только что миновал, вдруг плеснула вода… Наверное, это рыба, которой наскучило шумное общество ей подобных, решила хоть миг, да побыть в одиночестве, глотнуть еще по-ночному прохладного воздуха, посмотреть на небо и тоже послушать тишину…

Впрочем, отец Андрей вовремя пресек полет своей разыгравшейся фантазии. В самом деле — что за нелепость: разве какая-то там рыба может страдать от невозможности побыть одной? Это удел лишь людей. Пусть другие твердят о пресловутой «роскоши человеческого общения». А ему сия роскошь опостылела. Потому-то он так рад сейчас идти по двору еще погруженной в сон обители. Можно было уехать отсюда еще вчера вечером. Ведь монастырский священник, отец Стефан, попросивший отца Андрея заменить его на день, уже вернулся из города, куда ездил по каким-то неотложным делам. И сегодняшнюю Литургию он будет служить сам. Так что отца Андрея ничто тут не задерживало. Но все-таки он решил повременить с возвращением домой и остался в монастыре на ночь. Именно ради возможности насладиться предрассветной тишиной и одиночеством. Такого счастья ему не выпадало давным-давно…

Отец Андрей служил священником уже почти четверть века. Он пришел в Церковь в тот переломный 1988 год, когда казалось, будто вернулись времена князя Владимира Святого, тысячу лет тому назад крестившего Русь. Тогда многие люди, отродясь не слышавшие ни о Боге, ни о вере, вдруг с изумлением узнали, что рядом с ними существует целый мир, о существовании которого они даже не подозревали — мир Православия. И, что таить, многие из нас в те годы впервые ступили на пресловутую дорогу к храму просто из желания поглядеть — каков он, этот загадочный мир? Именно так и произошло с врачом Андреем С-вым, ныне — иереем Андреем. Впервые придя в церковь из любопытства, он остался в Церкви навсегда.

Надо сказать, что тогда в провинциальных храмах было еще не так много молодежи. Поэтому в Христорождественском соборе, куда повадился ходить Андрей, его появление не прошло незамеченным. Вдобавок, настоятель, отец Максим, сразу узнал в юном прихожанине врача из того самого терапевтического отделения, где он два раза в год, а в последнее время и чаще, лечил свою стенокардию. Кто из пациентов не любил интеллигентного, участливого молодого доктора, лишь год назад окончившего мединститут и еще не успевшего озлобиться и заменить служение больным на обслуживание оных? Но отец Максим не зря слыл человеком дальновидным. И орлиным оком умудренного житейским и духовным опытом протоиерея он прозревал за шумихой юбилейных торжеств по случаю 1000-летия Крещения Руси открытие новых приходов, возвращение когда-то отнятых храмов и постройку новых…иначе говоря, то обилие жатвы при малочисленности делателей, о котором некогда говорил Своим ученикам Спаситель (Мф. 9, 37)… Неудивительно, что приложил все усилия, дабы убедить врача Андрея Ивановича С-ва стать из врача телесного — врачом духовным. То есть, священником.

Отец Максим добился своего. Спустя три года после прихода Андрея в Христорождественский собор тамошний хор пропел ему «аксиос»1. Возможно, его рукоположили бы и раньше. Если бы не проблема выбора спутницы жизни, которая встает перед многими будущими батюшками. Ведь не зря говорится: жениться — раз, а после плакаться — век… Увы, скромность Андрея сыграла с ним дурную шутку: за два с лишним года пребывания в Церкви он так и не успел приглядеть себе невесту среди молоденьких прихожанок. Но в то же время наотрез отказывался от монашеского пострига и заманчивой перспективы отправиться возрождать недавно открытый в двух днях езды от города мужской монастырь, а впоследствии — и возглавить его. Оставался еще целибат… Однако отец Максим при одном упоминании о нем презрительно фыркал и ехидно шипел: «целибат — цель на баб»2… В итоге старому протоиерею пришлось не только воцерковлять, но еще и женить свое по-интеллигентски робкое и нерешительное духовное чадо. После долгих поисков на соседних приходах он нашел Андрею невесту: набожную, хозяйственную девицу, которая просто горела желанием выйти замуж за будущего батюшку. А затем сам обвенчал их. Потом Андрея рукоположили: сперва во диакона, а через три месяца — во иерея. И оставили служить в городе, в кладбищенском Ильинском храме, где как раз в это время освободилось место второго священника.

Вскоре прихожане полюбили отца Андрея так же, как когда-то пациенты. Тем более, что, надев вместо белого халата черную рясу и сменив больницу на «духовную врачебницу» — Церковь, в душе он оставался все тем же добрым, участливым доктором Андреем С-вым. Цветы тянутся к солнцу, а люди — друг к другу. Вот и к отцу Андрею за советом, за беседой, да и просто за добрым словом, потянулись, пошли, повалили прихожане, а особенно — прихожанки Ильинского храма: от старушек до юных девушек. А со временем по всему городу прошла молва об обходительном, участливом батюшке…мог ли он знать, какой бедой все это кончится для него? Однако именно так и случилось.

Сперва отца Андрея вдруг возненавидел настоятель Ильинской церкви, отец Петр. Не проходило и дня, чтобы он чем-нибудь не обидел молодого священника. Он изводил его выговорами и оскорблениями. Причем делал это не с глазу на глаз, а прилюдно. Казалось, ему доставляло особое удовольствие распекать своего младшего собрата по сану именно при свидетелях. Конечно, отец Андрей хорошо знал — его настоятель слывет человеком «ндравным». И ему не раз доводилось утешать прихожанок, которые плакались на суровость, а подчас даже грубость отца Петра. Но одно дело — слышать о чьих-то грубых выходках. И совсем другое — терпеть их самому… Разумеется, он помнил заповедь Спасителя: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас…» (Мф. 5, 44). Вдобавок, знал многочисленные примеры из патериков и житий святых, когда подобное поведение смягчало сердца даже самых жестоких людей. Но, чем больше добра он старался делать отцу Петру, тем сильнее ярился настоятель. И отец Андрей никак не мог понять — почему?

А потом в епархиальное управление поступил донос на него. После чего — еще и еще один… Затем матушка начала устраивать ему скандалы, обвиняя в том, что он будто бы тайно изменяет ей с молодыми прихожанками,…да только шила в мешке не утаишь, люди-то все примечают и потом ей рассказывают… Отцу Андрею приходилось оправдываться и объясняться перед супругой и перед епископом, и ломать голову над тем, кому и зачем вздумалось клеветать на него. Как же тяжело было ему тогда! Каким одиноким и беспомощным он чувствовал себя в ту пору! Тем более, что именно в это время внезапно умер его духовный отец, старый мудрый протоиерей Максим. И теперь некому было поддержать и утешить несчастного и осиротевшего отца Андрея… Разумеется, он молился Господу о помощи и укреплении. Но его молитвы отчего-то оставались неуслышанными. Так что ему не раз казалось — Бог оставил его. И у него просто не было, не оставалось иного выхода…

Отец Андрей мотнул седеющей головой, словно силясь отогнать от себя горькие воспоминания. Пожалуй, ему все-таки пора возвращаться в город. Сейчас он подойдет к дверям монастырского храма, помолится и поедет домой. Ведь там, как говорится, и стены греют. Только эта поговорка сложена не про его дом… Потому что все двадцать пять лет, что он прожил со своей матушкой Ольгой, между ними не было ни любви, ни согласия. Впрочем, разве их соединила любовь? Ему перед рукоположением требовалось жениться. А ей хотелось непременно стать женой батюшки. Стерпится — слюбится — убеждал его отец Максим перед венчанием. Да, со временем они с матушкой и впрямь притерпелись друг к другу. Но все же так и не смогли друг друга полюбить. А что может быть горше и постылее жизни без любви? Почему-то отцу Андрею пришли на ум читанные где-то строки: «…горше смерть лишь мало»3. Увы, это было правдой…

…Подходя к храму, отец Андрей увидел, как навстречу ему от келейного корпуса идет какая-то женщина в черном платке и выцветшем подряснике с надетой поверх него серой стеганой безрукавкой. Судя по всему, то была одна из здешних послушниц. В руке у нее позвякивала связка ключей. Поравнявшись с отцом Андреем, послушница низко поклонилась священнику:

— Благословите, батюшка! — смиренно произнесла она.

— Бог благословит. — безучастным тоном ответствовал отец Андрей.

Женщина вздрогнула и подняла на него глаза…

— Ой, батюшка, неужели это Вы?! — в ее голосе слышалась нескрываемая радость. — Вы меня помните, батюшка?

Отец Андрей с недоумением смотрел на послушницу. Она была ему совершенно незнакома. Впрочем, даже если они и впрямь где-то и встречались, с какой стати он должен ее помнить? Как говорится, всех не упомнишь… Тогда почему же она запомнила его? Хотя не все ли равно? Это всего лишь случайная, ничего не значащая встреча. По крайней мере — для него.

Однако послушница, похоже, считала иначе.

— Вот ведь чудо-то! — ликовала она. — Сподобил Господь с Вами встретиться! Ведь я так Вас хотела видеть, батюшка, так хотела! Я же Вам так благодарна!

— Простите, матушка. — оборвал ее священник, которого начинала раздражать навязчивость послушницы. — Но Вы, наверное, принимаете меня за кого-то другого. Я Вас впервые вижу.

— Так я ж у Вас, батюшка, всего один раз и была! — согласилась та. — Да только Вы мне такой совет дали…такой совет…спаси Вас Господь!

— Какой такой совет? — удивился отец Андрей. Ибо он уже почти четверть века не давал никому советов. По крайней мере, таких, за которые его стоило бы благодарить. Или эта женщина знала его в ту невозвратную пору, когда он был еще молодым, участливым священником, искренне болевшим душой за своих духовных чад? Но ведь это было так давно, так давно…

— Да разве Вы не помните, батюшка? — удивилась послушница. — Я еще тогда к Вам пришла… муж у меня попивать начал. Вот я и надумала спросить у Вас совета, что мне делать. А Вы и говорите, мол, терпи и молись. Вот я все и терпела, и молилась… спаси Вас Господь, батюшка!

Лишь теперь отец Андрей понял, откуда эта женщина знает его, и кто она сама. Судя по всему, то была одна из тех бесчисленных прихожанок и «захожанок», что ходят из храма в храм не столько ради того, чтобы помолиться, сколько для того, чтобы поплакаться очередному батюшке на свои семейные проблемы, в которых по большей части виноваты они сами. И чают получить от него такой совет, от которого их жизнь, словно по волшебству, сразу изменится к лучшему. Так что их мужья с сыновьями сразу же бросят пить, невестки станут ласковыми и почтительными, дочери не будут чураться матери, а все они вместе начнут жить в любви и счастье, во благочестии и чистоте… Когда-то отец Андрей и впрямь пытался разобраться в этих запутанных житейских историях. Но потом махнул рукой на чужие проблемы. Не до них — решить бы свои! Его стало раздражать нытье женщин, никак не желающих понять: веди они себя хоть немного добрее и смиреннее по отношению своим домашним, в их семьях давно бы царили мир и согласие. И, стремясь отвадить от себя всех этих плакальщиц и жалобщиц, он, не вдаваясь в лишние разговоры и рассуждения, давал всем им один и тот же совет: «терпи и молись». Впрочем, это было как раз то, что им требовалось: терпеть и молиться, молиться и терпеливо нести дальше крест семейной жизни. А там — как Господь даст…

-Да, батюшка, я все так и сделала, как Вы мне посоветовали. — продолжала рассказывать послушница. — Как пришла из церкви, первым делом лампадку зажгла и давай молиться. А тут и муж с работы приходит, опять навеселе, и спрашивает меня: «ты это тут такое затеяла?» Я ему и говорю: за тебя, пьяницу, молюсь, как мне батюшка велел. Тут он как закричит: «какой я тебе пьяница? Мало ли что там твои попы говорят! Небось сами, так пьют, а мне, значит, и выпить нельзя?» Вот ведь, батюшка, как враг-то молитве противится! С тех пор и пошло: как увидит, что я молюсь, так сразу давай браниться! Ты, мол, дура богомольная, все шастаешь по своим церквям, а дома дел невпроворот…хоть бы рубашку мне зашила, который день с дыркой на рукаве хожу! А я ему: ты бы не о рубашке рваной, а о своей душе подумал! Душа-то у тебя вся в грехах, как свинья в грязи. Сходил бы в храм, исповедался, причастился, с батюшкой побеседовал, глядишь, и стал бы человеком. Да только он ни в какую. Едва заговорю о Боге да о душе — он только что с кулаками на меня не кидается. А пить еще больше стал. Долго я его терпела…да все-таки не стерпела — подала на развод. И вот уже третий год, как тут живу. А здесь так хорошо, так спокойно, так душеспасительно — прямо как в раю!

— А с мужем Вашим что стало? — отец Андрей и сам не понимал, отчего ему вдруг вздумалось задать этот вопрос.

— Да кто его знает! — ответила женщина. — Я о нем и вспомнить не хочу. Спился, наверное. Что ж, сам и виноват. Не зря говорят: грехи любезны доводят до бездны… Туда ему и дорога, безбожнику! Да какой он мне муж? Мы же с ним не венчаны были, а только в ЗАГС-е расписывались. Разве ж это брак был? Грех один…

— А как звали Вашего мужа? — поинтересовался отец Андрей.

— Васькой… — неохотно произнесла послушница. — Ох, простите, батюшка, мне в храм пора. А то скоро служба начнется, а ничего еще не готово. Помолитесь за грешную инокиню Елизавету. Это меня теперь так зовут. Спаси Вас Господь, батюшка!

Она открыла дверь храма и скрылась внутри. После чего вокруг снова воцарились тишина и спокойствие. Неспокойно было лишь на душе у отца Андрея. Он чувствовал себя виноватым: перед этой женщиной, перед ее мужем, перед Богом.

Господь не только призвал его к Себе. Но и поставил пастырем Своего словесного стада, наделив великой властью связывать и разрешать (Мф. 16, 19). Но одновременно — и великой ответственностью за души своих духовных детей. Увы, затравленный доносами, уставший от скандалов матушки и грубых выходок настоятеля, отец Андрей забыл об этом. Ему хотелось лишь одного — чтобы ЕГО оставили в покое. Ради этого он из доброго, участливого пастыря превратился в равнодушного требоисполнителя. После чего доносы вдруг словно сами собой прекратились, матушка угомонилась, а отец Петр, мало того, что перестал бранить его, но иногда даже похваливал. Он наслаждался обретенным покоем, не задумываясь, какой ценой заплатил за него. Лишь сейчас, в свете занимающейся зари, ему открылась страшная правда… «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12, 21) — заповедал некогда Святой Апостол Павел. Но он смалодушествовал, позволив злу победить себя… И из созидателя и устроителя людских душ и судеб стал их разрушителем. Что же теперь ему делать? Как жить дальше? Как исправить совершенное им зло?

Впрочем…стоит ли это делать? Ведь он уже немолод. В его годы поздно начинать жизнь сначала. Вдобавок, он слишком дорожит своим выстраданным покоем, чтобы по доброй воле расстаться с ним. Да и ради кого? Ради глупых баб, которые, сколько ни учатся благочестию, тем не менее, никак не способны «дойти до познания истины» (2 Тим. 3,7)? Разве они достойны такой жертвы?.. Опять же — Господь Сердцеведец приемлет не только благие дела, но даже благие намерения…

Отец Андрей еще немного постоял на пороге храма, словно раздумывая, не войти ли внутрь. А потом торопливо перекрестился и быстро зашагал, почти побежал к монастырским воротам, словно надеясь убежать от себя самого…

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Аксиос — по-гречески «достоин» — слова, которые архиерей произносит во время совершения Таинства Священства (рукоположения, хиротонии). Их за ним повторяет церковный хор.
  2. Целибат — безбрачие без принятия монашеского пострига. Высказывание о. Максима принадлежит одному покойному северному архиерею.
  3. Такими словами средневековый поэт Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» описывает «лютый и задичалый» лес, в котором он оказался «на полдороге нашей жизни трудной». Цитата дана в дореволюционном переводе, сделанном врачом Дмитрием Мином. В более современном переводе М. Лозинского они звучат так: «…смерть едва ль не слаще».

Комментарии

Матушка, большое спасибо, я себя в этой монахине узнала....
Постараюсь работать над собой с Божьей помощью....
По-моему очень правдиво и честно, да и достаточно талантливо написано на мой взгляд, мне понравилось...

Полноте! Просто...раз уж Бог терпит нашу немощь, как нам самим ее не потерпеть? Думаете, автор лучше? Говорят, у меня здорово получается типаж стервозной бабы (целая клумбочка таких героинек в рассказе "До последнего Суда" - он висит ниже...). А знаете, как они у меня получаются? Беру зеркало, сажусь напротив...ну-ну... А про рассказ? Сама удивляюсь, что столько людей его прочло. Видимо - "это то, что нужно"... Спасибо Вам! Е.

Эх, экой же бальзам на мои душевные раны. Особенно при моей пужливости - а вдруг какая крамола? Спасибо, уважаемый батюшка. Хотя здесь описан "синдром выгорания" врача. Впрочем, не зря говорят: то- врач телесный, а то - врач духовный... А от "выгорания", увы, не застрахованы все. И как раз свидетельством этому является обилие откликов на сей опус... Спасибо Вам! Е.

Выгорание ?
Да - выгорание...
Неудавшаяся любовь ?
Возможно...
Но не только это, не думаю...
Вспоминается многолетний плач прп. Силуана Афонского от богопотери...
Вначале сам Господь поддерживает..
А потом пустыня, которую надобно пройти.
Очень тяжело не сломаться, донести крест...
Многим, здоровым телом, крест заменяется на болезни... Но не всем болеть... особо священникам...
Однако тяжесть креста от этого не становится меньше.
Можно и сломаться.
Хотя...
Хотя - это тоже может послужить для смирения, не осуждения, видения себя, как есть... Если только вообще не выключить/заглушить совесть.
(Не уверен, что это просто тому, кто знал Бога, а потому верю в оптимистический конец истории)

Очень хороший рассказ.. Сижу и задаю сам себе вопросы...и сам же отвечаю... А после ответов - много новых, без ответов :)

Заберу и к себе, если Вы не против.

Забирайте, уважаемый Александр! Равно, и что еще понравится. Мое только авторство. "Проблемников" тут много висит... и реал, и сказки. Вот ниже "Записки врача" - там еще хуже. Хотел герой христианином стать - а, как дошло до заповедей...а кто бы выдержал? Там есть еще страшный "проблемник" - "До Последнего Суда" - человек пожертвовал душой...напрасно. Много чего есть. Пусть люди читают - авось, кого и заденет. "Больно, значит, живой"... Или - пока что живой. Посмеемся вместе! Е.

Юлия Санникова

Матушка Евфимия, прочитала на одном дыхании Вашу историю... А что показалось особенно грустным и что на мой взгляд и привело батюшку к его состоянию - брак без любви... Не знаю, но я как -то всегда считала это одной из причин как и многих грехов, так и многих разочарований. Я не верю во фразу: стерпится - слюбится... Чаще как раз наоборот получается...

СпасиБо!

Спасибо, что прочли. Равно и за отзыв. Хотя...после "Записок врача" - это промах. Брак без любви...ну, тут не знаю, поскольку семьи не имею. Наверное, проблема и в этом, и еще глубже: слаб был. Хотел, как лучше, но не устоял. В сущности, я описываю свой жизненный и духовный опыт, и опыт людей моего поколения (сер. 80-х). Пришли, горели духом, искали...где все это теперь? Хотя ближайший аналог этой истории - сказка Пола Гэллико "Томасина" - разуверившийся, озлобленный человек, ставший из целителя - убийцей. Но то - вершина! А тут...рыба плеснула. Спасибо Вам! Е.

Бедный-бедный отец Андрей! Я думаю, что это просто пауза - ему так необходим отдых, чтобы восстановить силы. Покой, да, он невозможен в принципе, но ведь и терпеть постоянно невозможно, во всяком случае под силу не всем. Каждому человеку нужен островок не просто покоя, но радости - обычной человеческой, чтобы жить.

Интрижки в церковной среде, наговоры - порой осознанное зло, порой нет - всё это страшно. По своему опыту скажу, что есть одно страшное средство, помогающее забыть свою беду - новая беда, новое зло. И так дубасит, дубасит, пока мозоль на сердце образуется, чтобы не так больно было. А тут, глядишь, и уже сердце в коросте. Новая беда  сдирает ту коросту с кровью. Так, от беды к беде, только бы не умереть от истощения, и можно двигаться, наверное.

Спаси Бог, матушечка, за прекрасный и глубокий рассказ

М-да, эк же читателей за-дело! Видно, один из ранних комментаторов сего опуса малость ошибся - проницательные читатели таки-разглядели: тут не "о батюшках". А обо всех. И Вы правы: больнее душевной боли (а ведь кто бьет-то! кабы чужаки били, так нет же - свои лупят, и "с бо-ольшой любовью"!) может быть только боль. Дай Бог герою отойти душой. Но, увы, он уже мертв. Мой давний друг и консультант по реалу подсказал гениальный ход: "а для кого страдать-то?" Нет, не мертв, но душенька уже умирает, совесть еще просыпается, но скоро почиет вечным сном. И будет второй отец Петр...из таких они обычно и получаются: "и уж куда как становится зол крылья свои опаливший орел". "Записки врача" были лучше, там хоть радостно. Но - о том же: христианами не рождаются...а, если и рождаются, то в муках... Больно - значит живой... Спасибо Вам! Куда я без Вас? Кабы не Вы, оно бы тут не висело... Е.

Всё так. Но, думается мне, видевший Христа в ближнем, не забудет о том никогда (вопрос в том, повезло ли ему настолько, встретились ли ему люди, несущие этот лик?).

Вот только надо найти островок для отдохновения - обязательно! - ибо слаб человек. Как в истории про лук: нельзя его всё время натягивать, надо и послаблять, не то лопнет тетива.

Смирение - это и умение принять нетаковость, несоответствие, а без него - падение вниз (а не вглубь или ввысь)

а для кого страдать-то?

Для Христа в себе, в другом, вообще ради Христа. Христос - Спаситель и здесь, в буквальном смысле. Можно умереть от ужаса, окаменеть, если только позволить ужасу стать выше чем любовь ко Христу.

Нет, не умер ещё о. Андрей! У него есть шанс.Только надо ему отдохнуть, отвлечься от высоких материй, но не в низкие уйти, а в обыденность. Вот только несчастливый брак - большая беда. Что с этим делать? Лечить бы надо и жену,и брак, и себя. Жизнь - это поиск лекарств от обнаруженных недугов. Нельзя сдаваться болезням! Мера несдавания, правда, у каждого своя. Но своей меры, как мне кажется, для спасения достаточно.

Радость нужна о. Андрею, она лечит. А какая радость? - да любая, доступная. По капле её надо собирать, как пчелы мед собирают. Верный способ! Проверено

Ну, дай-то Бог! Просто я обычно воспринимаю проблемы героев более трагично, чем читатели. Так было с "Прощеным Воскресеньем" - люди верили, что героиня успела попросить прощения. Хорошо, если так. А отец Андрей - он же выдуман. Такого человека нет. Поэтому для него нет возможности воспрянуть - автор-злодей загнал в тупик. Да еще и гордыня заела: для кого? Ради этих баб? Ну его, героя... Напишу другое... Е.

Инна Сапега

Матушка, хороший у Вас рассказ, хоть, правда, и горький. Но все же надежда в нем живет, ведь о. Андрей себя видит и ему от себя грустно. Вижу свет в рассказе вашем, хотя и много одиночества.

спасибо!

Спасибо! Но после Ваших пронзительнейших рассказов этот...видите - иной духовный опыт. Мне не подняться до Вашей гениальной простоты и света: что вижу - о том и пою... Ниже в комментарии пишу, откуда взялся сюжет. Кстати, помянутую "Томасину" (и "Цветы для миссис Харрис") вывозила из Москвы, из "меневских" Космы и Дамиана - вот так северяне "гр-рабят Москву". Света в нем нет...человек слишком дорожил своим покоем. Но - после таких передряг - я его не осуждаю - это врачуется годами, если вообще проходит. Ладно! Сейчас вот буду детективчик делать..., а там и новая книжица родится. Хочу еще "Машу Тамбовцеву" закончить...разболталась. Поклон Анне и Марине! Всегда вас всех помнящая (хотя иногда имена и забывающая) - Е. 

Инна Сапега

Томасина - это кошка! моя любимая в детстве книга. Да я и сейчас её с радостью перечитываю. Только вот оца смутно помню  помню саму кошку замечтелью девочку... А Вас Господь любит! Вы сильная. а меня по моей слабости бережет - розовые очки не снимает, ибо ослепну тогда. вот я, как в Стране Слепых - читали? очень рада вам. пишите! пишите!

А я именно Макдьюи помню... Книгу прочла поздно - года два назад. Тогда же и фильм смотрела - "Безумная Лори". Полноте! Все мы слабы одинаково - каждый "летит" на своем. Может, потому и получается - у всех - свое...своя боль. А "Страна Слепых" - это которая у Уэллса? Или другая? Вашим поклон! И спасибо Вам! Е.

Евгений Боровой

    Матушка, повествование Ваше грустно-правдивое. Батюшкам оно едва ли глянется, но мне понравилось своей искренностью. Иереям, явившимся из сего мира, не всегда удается отряхнуть бренность этого мира. Хоть Ваша история пессимистична, но она реально отображает нашу печальную действительность и заставляет человека, желающего спастись, спасаться самому, уповая на Бога. Без наших усилий и Бог не поможет... Если Вы, матушка, позволите опубликовать "Перед рассветом" в нашем журнале, не возражаете добавить в конце рассказа строку: "В пруду снова плеснула рыба..."? 

Спасибо, что прочли! Кстати, если батюшки-читатели окажутся людьми разумными, они поймут: дело не в некоем батюшке, совсем не в нем даже дело-то: речь идет о пресловутом "синдроме профессионального выгорания". Я, врач, знаю это по себе - проиграла... Думаю, он есть и у педагогов, и много еще у кого. Кстати, этот рассказ - лишь слабый ремейк повести Пола Гэллико "Томасина", где озлобившийся, утративший веру (ну, там есть причина - он не знал правды о Боге) ветеринар превратился в убийцу животных, и чуть не убил собственную, любимую им дочь. Кстати, вещь экранизирована (прекрасно, хотя и немного наивно) и называется "Безумная Лори". Сценарий делал В. Железников... А было еще такое стихотворение у Некрасова - "Рыцарь на час" - "...суждены вам благие порывы..." А насчет публикации - согласна. И "с рыбой". Рыба, кстати, пошла от японского стишка про лягушку, которая прыгнула в пруд...остались круги на воде. И она даже не сказала при этом :"ква-атит!" Да - ведро и вЕдро... Спасибо Вам! Е.

Выздоравливает живой... Но отец Андрей... сложно сказать. Он сам не хочет выздоравливать. Ведь это больно - перешагнуть через свое Я. Но сейчас пишу смешное. Потом опять на "ужасть" замахнусь. Эх, хи-хи, смехи! Спасибо Вам! Е.

Страницы