Вы здесь

«Он человек был…» (продолжение)

Сразу после этого разговора Нина Сергеевна села писать статью об отце Николае. Название она придумала сразу: «Несгибаемый исповедник». Первые два абзаца тоже дались ей без труда:

«На старом городском кладбище, в дальнем его углу, среди заброшенных могил похоронен бывший настоятель здешнего Успенского храма, протоиерей Николай Попов. Судьба этого человека — яркое свидетельство непоколебимого стояния за Православную веру.

Я стою перед его могилой. Читаю надпись на надгробии: «…Суди меня не по грехам моим, а по милосердию Твоему». И беседую со старой прихожанкой Успенского храма, которая рассказывает мне о старце Николае…»

Нина перечитала написанное. Казалось бы, все вполне красиво и благочестиво. Но все-таки — почему отец Николай похоронен не возле одной из церковных стен, а где-то на краю кладбища? А ведь перед тем, как отправиться домой, Нина обошла вокруг Успенского храма, и за его алтарем увидела несколько священнических надгробий. В том числе — могилу некоего диакона Исидора М-ского, умершего в том же самом году, что и отец Николай. Почему дьякону нашлось место возле Успенского храма, а вот его настоятелю — нет? Почему?

Похоже, единственными, кто мог бы пролить свет на эту тайну, были лишь родственники покойного протоиерея. Дай Бог, чтобы отец Александр поскорее разыскал их!

* * *

Однако время шло, а отец Александр словно в воду канул. Прождав без толку две недели, Нина сама позвонила ему:

— Здравствуйте, отец Александр! Это я, Нина Сергеевна. Благословите!

— Бог благословит! — послышалось из телефонной трубки. — Ну, что у Вас нового? Написали статью?

Нина опешила. Он что, шутит? Это он должен рассказать ей, что у него нового! Точнее, чем кончились его поиски родственников отца Николая Попова? Хотя, возможно, отец Александр за делами просто-напросто забыл о своем обещании. Что ж, в таком случае стоит напомнить ему об этом. Ведь ей вряд ли удастся написать хорошую статью о старце Николае без воспоминаний его родных.

— Батюшка, а Вам удалось что-нибудь выяснить насчет родственников отца Николая? — вопросом на вопрос ответила Нина Сергеевна.

— А-а, вот Вы о чем… — эхом откликнулся священник. — Да, я их нашел. Хотя, боюсь, от этого не выйдет толку…

— Почему?

— Видите ли, Нина Сергеевна, из детей отца Николая в живых остались двое: сын Владимир и дочь Анна. Мне нашли их адреса и телефоны. Между прочим, Владимир Николаевич — врач, бывший военный. Он заведовал неврологическим отделением в здешней поликлинике, но лет пять тому назад вышел на пенсию. Анна, старшая дочь отца Николая, была портнихой в одном из городских ателье. И вот надумал я с ними сам побеседовать. Думал: не все же Вам поручать, надо и самому что-то сделать. Сначала я позвонил Владимиру Николаевичу. Но, оказалось, что он уехал куда-то в область и вернется только через пару недель. Тогда я позвонил дочери отца Николая. Только разговор наш получился очень странным. Разумеется, я ей представился. Вот, мол, я — настоятель храма, возле которого Ваш отец похоронен. Сейчас мы собираем о нем сведения. И потому не могли бы Вы, уважаемая Анна Николаевна… А она мне в ответ с такой, знаете ли, ледяной вежливостью, под которой лавой ярость клокочет: «Вот, значит, как! Докапываетесь… Только ничего я вам не расскажу. Оставьте хоть мертвого в покое». И бросила трубку. Ну и как Вам это, Нина Сергеевна? После столь суровой отповеди я просто не решился снова позвонить сыну отца Николая. Может, лучше Вы это сделаете? Вы ведь так хорошо умеете находить общий язык с людьми… Вот, запишите-ка его телефон. Записали? Да-да, все правильно. А после того, как поговорите с ним, позвоните мне. Ну, Бог в помощь!

Поистине, вся эта история со старцем Николаем прямо-таки на глазах обрастала тайнами и загадками. И вот теперь прибавилась еще одна: почему дочь покойного протоиерея наотрез отказалась рассказать о нем? И что скрывается за ее словами: «докапываетесь»? Некое внутреннее чутье подсказывало Нине: именно в этой, сгоряча брошенной фразе, скрыт ключ от всех загадок, связанных с личностью старца Николая.

И все-таки Нине не под силу воспользоваться этим ключом…если только ей не поможет сын отца Николая. Но согласится ли он это сделать?

* * *

Не сразу Нина решилась позвонить Владимиру Попову. Однако присущее ей любопытство все-таки взяло верх. Вдобавок, ожидание «у моря погоды» было совершенно бессмысленным: все зависит не от того, когда она позвонит сыну отца Николая, а от того, согласится ли он говорить с ней. Придя к такому выводу, Нина уселась у телефона, набрала номер и стала с волнением вслушиваться в доносившиеся из трубки длинные гудки.

Здравствуйте, — сказала она, когда на противоположном конце провода кто-по поднял трубку. — Меня зовут Нина Сергеевна Н. Я хотела бы поговорить с Владимиром Николаевичем Поповым.

— Здравствуйте. — послышался в ответ мягкий голос пожилого мужчины. И Нина поняла — сейчас с ней говорит как раз тот человек, который ей нужен. А по какому поводу Вы мне звоните?

Что же ему ответить? Сказать, что она звонит по поручению настоятеля Успенского храма? И, возможно, получить от него в ответ столь же резкую отповедь, как та, которую получил от его старшей сестры отец Александр? Нет, надо попробовать другой подход. А что, если обратиться к нему, как к коллеге? Иначе говоря, как врач к врачу. Может, тогда он согласится поговорить с ней?

— Видите ли, уважаемый Владимир Николаевич, я — врач-невролог… — Нина старалась унять предательскую дрожь в голосе. — Не могли бы Вы помочь мне в одном деле?

— Но чем я могу Вам помочь, коллега? — удивленно спросил старый врач. — Ведь я уже шестой год не работаю. Впрочем, скажите, что Вам нужно? Чем смогу, помогу.

— Вы…не могли бы рассказать мне о Вашем отце, старце Николае Попове! — со смелостью отчаяния выпалила Нина Сергеевна.

Ответом ей было молчание. Нина в растерянности вертела в руках телефонную трубку, из которой не доносилось ни звука. Что случилось? Оборвалась связь? Нет. Тогда почему же этот человек молчит? Что за загадки скрыты в прошлом старца Николая, если его дети упорно отказываются рассказать о нем? Может, они чего-то боятся? Но ведь гонения на веру давным-давно миновали… И сейчас уже незачем опасаться или стыдиться родства со священником. Скорее, им стоило бы гордиться, что их отец был старцем, пострадавшим за Христа. Почему же они молчат?

В этот миг из телефонной трубки раздался спокойный голос Владимира Николаевича:

— Хорошо. Я расскажу Вам о своем отце. Покажу его книги, фотографии — все, что у меня есть. Когда Вы сможете приехать ко мне? Чем раньше, тем лучше? Завтра в пять часов сможете? Что ж, тогда записывайте адрес: улица Логинова, 74, восьмая квартира. Я жду Вас. До свидания, коллега.

* * *

Владимир Николаевич Попов жил в самом центре Михайловска, в том районе, который во оны времена назывался «военным городком» или просто «городком». Сейчас это название как нельзя лучше подходило к кучке покосившихся деревянных «двухэтажек», со всех сторон окруженных высотными домами, словно людской городок, осажденный могучими великанами, готовыми вот-вот стереть его с лица земли. Впрочем, в квартире Михаила Попова было настолько спокойно и мирно, словно старый деревянный дом, где он жил, был незыблемой твердыней. Шкаф, битком набитый книгами, в углу — образ Божией Матери Казанской, на стенах — несколько писаных маслом картин с сельскими пейзажами, а также — часы в резном деревянном футляре, показывавшие не только время, но в придачу день, месяц и год. Никогда прежде Нине не доводилось видеть подобных, явно очень старых, часов. Еще был сервант с фарфором, среди которого Нине бросилась в глаза статуэтка крестьянского мальчика в тулупе и шапке-ушанке, с книгами под мышкой. На подоконнике — горшки с цветами, один из которых поднимался вверх по самодельной деревянной лесенке. Нина припомнила его название: «дружная семейка» и улыбнулась: точно такой же цветок когда-то был у ее бабушки…

— Вот так и живем, уважаемая коллега. — промолвил хозяин, высокий старик с военной выправкой и интеллигентным лицом, усаживая Нину за обеденный стол в большой комнате и наливая ей чаю в чашку тонкого до полупрозрачности фарфора с нарисованными внутри гроздьями сирени. — Значит, Вы интересуетесь моим отцом? Что ж, я Вам о нем расскажу. Только прежде позвольте полюбопытствовать: зачем Вы хотите о нем узнать?

Нина растерялась. Что же ему сказать? Признаться в том, что она намерена написать о старце Николае статью или даже целую книгу? Но еще вопрос: как отнесется к этому его сын. Может, он будет против и не расскажет Нине о своем отце? Тогда с мечтами о писательской славе придется расстаться… А что если сказать Владимиру Николаевичу только часть правды? В конце концов, подобное объяснение вряд ли окажется ложью — ведь отец Александр и впрямь интересуется судьбой старца Николая…

— Видите ли, — сказала Нина Сергеевна. — у меня есть знакомый священник. Между прочим, бывший врач. Недавно его назначили настоятелем Успенской церкви. Вот он и интересуется ее историей, судьбами тех, кто в ней служил. А так как сейчас он занят ремонтом церкви, то поручил мне собрать сведения о Вашем отце, старце Николае Попове.

— И что Вы уже успели о нем узнать? — поинтересовался Владимир Николаевич.

— Немного. — честно призналась Нина. — Мне о нем одна старая прихожанка рассказала: как он в лагере сидел, как его за правду гнали, каким он был подвижником…

И Нина Сергеевна с увлечением принялась пересказывать Владимиру Николаевичу все, что услышала от встреченной на кладбище старухи. Увы, увлеченная рассказом, она не замечала, как на лице старого врача приветливая улыбка сменялась настороженным выражением. И как он помрачнел, услышав историю о покупке отцом Николаем стиральной машины и ее последствиях. Увы, слишком часто люди, слушая самих себя, не замечают того, что творится вокруг. А, окажись они немного наблюдательнее… Впрочем, кто из нас может похвалиться этим?

— Это все, что Вам известно о моем отце? — спросил Владимир Николаевич, когда Нина смолкла.

— Да.

— Что ж, теперь я Вам о нем расскажу. — сказал старый врач. — Потому что я хочу, чтобы Вы знали о нем правду.

* * *

— С чего бы начать? — с этими словами Владимир Николаевич огляделся по сторонам. — А вот — видите эту картину? Да-да, где зимняя деревня нарисована. Это у нас, в Л-ском районе, деревня Суземье. Вот там и родился мой отец. Отец его, Иван Попов, мой прадед, был крестьянин, скажем так, зажиточный: имел в селе лавочку, сам в нее товар из города привозил, сам им и торговал, причем, по воспоминаниям старожилов, торговал честно. А сыновей своих: старшего — Алексея и младшего, Николая, себе в помощники готовил. Поэтому отдал их учиться в местную церковную школу: ведь неграмотный торговец — никудышный торговец. В той школе Закон Божий преподавал местный священник. Приметил он, что Коля, младший сынишка лавочника, паренек смышленый, знания на лету схватывает, и посоветовал его отцу:

— А что б Вам, Иван Демьянович, своего Колю в гимназию не определить? С такими способностями он далеко пойти может. Учителем станет, или врачом. А, сам знаешь, что учитель или врач на селе — первые люди. Опять же, и тебе почет будет, что такого сына воспитал!

Подумал-подумал Иван Попов, прикинул выгоду — и отвез младшего сына в Михайловск, в гимназию. А закончив ее, поступил Николай в учительскую семинарию и был там одним из первых учеников. Советовали ему дальше учиться, да он отказался: мол, хочу ближним послужить, нести им, так сказать, свет знаний. Тогда послали его учителем в деревню Щелье (это там же, в Л-ском районе). А в тамошней школе была молодая учительница рукоделия, из бывших епархиалок4, дочь местного священника. Звали ее Анной. Это была моя мама.

Владимир Николаевич поднялся и ушел в соседнюю комнату. Он вернулся оттуда, держа в руках альбом в темно-зеленом коленкоровом переплете. Перевернув несколько страниц, положил альбом перед Ниной:

— Вот мои родители вскоре после свадьбы. Взгляните.

Со старинной фотографии на Нину смотрели молодой светловолосый мужчина в костюме и юная девушка в светлой кофте с пышными рукавами и небольшой брошью на вороте. Казалось, они с радостью и надеждой вглядывались в расстилавшийся перед ними жизненный путь, еще не ведая, сколько горя он им сулит…

— Вот так мои родители и встретились, и полюбили друг друга, и поженились. — продолжал старый врач. А в 1915 году в Троицком соборе города Михайловска моего отца рукоположили в священный сан и направили служить в село Щелье, где он раньше учителем работал. Церковь там была в честь Преображения Господня, старинная, деревянная, конца 18 века, с пятью куполами и колокольней. Там он и прослужил до 1934 года. Правда, советская власть несколько раз пыталась закрыть церковь. Но отец всякий раз ее спасал: надо на голодающих Поволжья пожертвовать — все серебро, что в доме водилось, отдал, даже серебряные часы, отцовский подарок. Дом свой отдал под сельсовет, да сельчане ему вскоре новый купили. Любили они его. Я тогда совсем маленький был, а все равно помню: идет отец по улице, а, кто встретится, приветствует его и кланяется. И с председателем сельсовета, и с колхозным начальством у него были хорошие отношения. Да и как иначе? Ведь почти все они мальчишками у него грамоте учились… Но в 1934 г., по осени, ночью приехали из губернского города НКВД-эшники и арестовали отца, якобы за контрреволюционную агитацию. Хотя он никогда никого против власти не агитировал, только учил народ, чтобы Бога не забывали и жили по Его заповедям. Вот это ему в вину и вменили…

Мы в ту ночь до утра проплакали. А поутру приходит к нам Марфа…была в селе такая старуха: сына у нее в гражданскую войну убили, муж в море утонул, а больше у нее никого не было. Приходит и говорит маме: «ты, матушка, не плачь. Бог милостив, не оставит. Он видит, кого зазря обидят. А пока на-ка, поешь, маленько легче будет». И дает ей полкаравая хлеба…пока жив я, вкус того хлеба не забуду, соленым он был от наших слез..

Старик смолк, потянулся к чайной чашке, отпил — и лишь тогда продолжил рассказ:

— Вскоре после ареста отца выселили нас из дома. Все забрали: и скотину, и вещи…вот эти часы отец потом у одного тамошнего мужика выкупил. Потому что очень этими часами дорожил: они до того его отцу принадлежали… Поначалу мы очень бедствовали: жили в сарае, а на дворе поздняя осень была. Только Бог нас и впрямь не оставил, послал добрых людей: кто нам молока крынку принесет, кто хлеба, кто яиц. А Марфа нас в свой дом жить пустила — без нее вряд ли мы пережили бы ту зиму… Потом полегче нам жить стало: мама была хорошей швеей. Старший брат, Андрей, который потом на войне погиб, на лесозаготовки ходил, а ему тогда всего четырнадцать было… Да и мы с сестрой, чем могли, по дому помогали. Вот так и дожили до тех пор, пока отец из лагеря не вернулся — три года он там отсидел. Что там с ним было, о том он нам никогда не рассказывал: видно, больно ему было о пережитом вспоминать.

Только больше отцу в Щелье служить не довелось: вскоре после его ареста Преображенскую церковь закрыли…так она до сих пор там и стоит пустая… И тогда надумал он уехать в Михайловск, где жила его сестра Ирина. Но и там ему места не нашлось: на весь Михайловск в ту пору всего два храма осталось: Ильинский да Успенский, да и то в Успенском обновленцы служили. И устроился отец работать в дорожную контору возчиком: то камень возил, которым дороги мостили, до дрова, а то и бочку с нечистотами. Я слышал, будто предлагали ему другую работу, получше да полегче, если от Бога отречется. Только он отказался. Так почти девять лет и проработал возчиком. Рабочие его уважали. Мол, «дядя Коля у нас такой возчик, что не ругается, и даже кружки пива не выпьет. Одно слово — правильный человек». Слышал я, что они во всем старались с него пример брать: «если дядя Коля подпишется на военный заем, то мы тоже подпишемся». А отец на этот заем первым подписывался, хотя на него каждый месяц надо было деньги отдавать, и немалые. Между прочим, его даже к награде представили: к медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Хотя все знали, что он — священник, да отец и не думал это скрывать. Вот только не надеялся, что когда-нибудь снова служить станет: он ведь уже весь седой был…

Тем временем настал 1945 год. В ту пору епископом у нас был Владыка Леонид, из вдовых священников, тоже в свое время в лагерях за веру отсидевший. При нем в области открылось много церквей. А в самом Михайловске Преображенский храм верующим вернули — прежде там склад был. Вдобавок настоятель Успенской церкви, бывший обновленец, принес покаяние Владыке Леониду…так что, можно сказать, на два храма в Михайловске стало больше. Тогда-то епископ Леонид и назначил отца священником в Успенскую церковь. Как же он этому радовался! Помню, заплакал даже, а прежде никогда мы не видели, чтобы он плакал… Жаль, мама не дожила до тех счастливых времен: она за пять лет до того от туберкулеза умерла. Ведь сколько ей, бедной, вынести пришлось! И когда она отца из лагеря ждала, и когда нас троих в одиночку поднимала. И в Михайловске, где мы в холодном бараке жили, и там, кроме нас, еще два десятка семей ютилось…а ведь она ни разу не пожаловалась, не посетовала: доколе, мол, терпеть? Только, как брата Андрея на войне убили, угасать стала и вскоре умерла.

…В Успенском храме отец пятнадцать лет прослужил. Из них тринадцать лет был настоятелем. Владыка Леонид его очень уважал. При нем отец получил все церковные награды. И прихожане его любили, и всегда верили, что он честен. Еще бы им его не любить! Он ведь с каждым человеком мог общий язык найти. С простыми людьми пошутить любил, вспоминал всякие забавные случаи из деревенской жизни — рассказчик он был отменный. С образованными да учеными тоже мог на любую тему поговорить — дивились они его знаниям. Кстати, видите эти книги? Большинство из них — отцовские. И Диккенс, и Куприн, и Пушкин, и даже медицинская энциклопедия. А сколько журналов он выписывал! От «Огонька» до «Знание — сила». Неудивительно, что кругозор у него был необычайно широким. И это удивляло людей, привыкших думать, что все священники — невежды и мракобесы. Один врач, знавший отца, мне о нем так рассказывал:

— Не думал я, что Ваш отец так много знает. А, как поговорил с ним, понял: куда мне до него! Это мне впору у него учиться.

Так же и мой командир о нем говорил. А поначалу, когда я еще только-только в армию пришел, он требовал, чтобы я от отца отрекся. Пока сам с ним не встретился. Встретились врагами, а расстались друзьями: командир потом к моему отцу не раз приезжал: поговорить о рыбалке, об охоте, о книгах и просто «за жизнь». Правда, приезжал тайно: в те времена за подобные визиты да знакомства по головке не гладили — наказать могли. Ведь статья антисоветчика, за которую мой отец в лагерь попал, на нем всю жизнь висела. Лишь в 1989 году его наконец-то реабилитировали. Только отца моего к тому времени уже почти четверть века как не было на свете…

— А правда ли, что ему Божия Матерь являлась? — задала Нина Сергеевна давно вертевшийся у нее на языке вопрос.

— Не знаю, коллега. — ответил Владимир Николаевич. — Но киот на икону Божией Матери он и впрямь заказал. Это я хорошо помню. Точнее, тогда он заказал несколько киотов одному местному мастеру. Зайдете в Успенский храм — сами увидите. А вот почему он это сделал — врать не буду, он нам этого никогда не рассказывал. Но одно могу сказать точно — молился мой отец много и подолгу. Придет, бывало из церкви (мы тогда жили на улице Больничной), выпьет стакан горячего чаю — и к себе в комнату. Мы тогда старались вести себя тихо, потому что знали — он молится. Где-то через час он выходил, и тогда мы всей семьей садились обедать. Это я хорошо помню. И нас он учил молиться как можно чаще, и на все Праздники в храм ходить. А ведь тогда на Рождество и на Пасху возле храмов «комсомольские патрули» дежурили, с красными повязками на рукаве. Увидят, что парень или девушка в церковь идут, остановят и давай спрашивать: «как фамилия, где работаешь?» Да и в будние дни в церкви такие люди стояли — правда, без повязок, а тоже смотрели-примечали, кто туда вошел. Так что не всякий человек в ту пору осмеливался в храм зайти. И все равно на праздники в церквях было полно народу. Особенно на Пасху. За два часа до Богослужения храм уже был полон. Со всех концов города приезжали, и с окрестных деревень, и с соседних островов… Так же и на Рождество было. Между прочим, чтобы тем прихожанам, которые жили за городом, легче было в храм добраться и потом домой вернуться, мой отец попросил у Владыки Леонида благословения делить Рождественскую службу на две части, и одну из них совершать вечером, а Литургию служить как обычно, в девять утра. Как стали служить после того, как его за штат отправили — не знаю, а при нем так было…

Старик смолк и снова прихлебнул уже остывшего чаю. После чего заговорил снова:

— Отец умер перед Благовещением. В ту пору он уже третий год был за штатом. Утром поехал в собор, служил там вместе с епископом Нифонтом, который был у нас после Владыки Леонида. Исповедался, причастился. Ему предлагали вызвать такси, но он поехал домой на автобусе. Вышел, и тут почувствовал себя плохо, сел на лавочку у остановки. Одна прихожанка увидела его и побежала нас звать. Мы его еще в сознании застали. Увидел он нас и говорит мне: «Володя, я сегодня причащался». И потерял сознание. Вызвали мы «Скорую», отвезли его в больницу, и той же ночью он умер. Судя по всему, от инсульта. А где он похоронен — Вы уже знаете.

Владимир Николаевич отставил в сторону пустую чашку и добродушно улыбнулся Нине:

Ну вот, уважаемая коллега, я Вам и рассказал про своего отца. Думаю, теперь Вы узнали все, что хотели узнать, и удовольствуетесь этим. Я же напоследок скажу о своем отце словами шекспировского принца Гамлета: «он человек бы, человек во всем. Ему подобных мне уже не встретить»6.

…Лишь позднее, уже вернувшись домой, Нина Сергеевна поняла, что после разговора с Владимиром Поповым у нее не убавилось вопросов. Скорее даже, их стало больше. Потому что сын старца Николая рассказывал о своем отце совершенно иначе, нежели старуха-прихожанка. Вдобавок, в его рассказе напрочь отсутствовали упоминания о каких-либо знамениях и чудесах, связанных с личностью покойного священника. Никаких «непростых людей», покаявшихся надзирателей и сгоревших храмов. Разумеется, свидетельству ближайшего родственника отца Николая следовало доверять больше, чем россказням постороннего человека. И все-таки как обидно, что в жизни отца Николая не было ни одного, хотя бы самого малюсенького, чуда!

Сожалея об этом, Нина не сразу поняла, что Владимир Попов не ответил на самый главный из интересовавших ее вопросов: почему отец Николай похоронен не возле Успенского храма, а на отшибе? И что за странную фразу он обронил ненароком: «прихожане всегда верили, что отец честен»? Или кто-то посмел обвинить отца Николая в обратном?

Нина снова и снова до мельчайших подробностей вспоминала свой разговор с сыном старца Николая. И вдруг в ее уме промелькнула догадка, которая одновременно была и загадкой — уж не оттого ли Владимир Николаевич так охотно согласился рассказать ей об отце, чтобы за кажущейся правдивостью и подробностью рассказа скрыть от нее некую тайну, связанную с именем протоиерея Николая? Не случайно же он завершил свое повествование словами: «думаю, Вы узнали все, что хотели, и удовольствуетесь этим». Он явно не хочет, чтобы Нина Сергеевна продолжала выяснять подробности биографии его отца. Но почему? И не стоит ли Нине последовать его совету?

Впрочем, сможет ли тогда она написать книгу о старце Николае? Вдобавок, и отец Александр наверняка захочет, чтобы Нина Сергеевна продолжала поиски: он явно заинтересован в том, чтобы все узнали: возле его храма похоронен старец, исповедник, подвижник. Нет, отступать уже поздно.

Однако кто, кроме родственников и прихожан мог знать старца Николая? Разумеется, те, кто работал в Успенском храме в годы его настоятельства. И если при церкви существует какой-нибудь архив, там наверняка можно найти имена этих людей. Возможно, кто-то из них еще жив и согласится побеседовать с Ниной. Возможно, тогда в истории старца Николая поубавится тайн и «белых пятен». Возможно, тогда Нина узнает причину появления всех этих тайн.

(продолжение следует)

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Афоризм из известного сериала о Шерлоке Холмсе. Ватсон (Уотсон) — врач, друг знаменитого сыщика.
  2. То есть, из выпускниц епархиального училища, где учились девочки из духовного сословия. Впоследствии многие из них становились сельскими учительницами. В городе Архан… Михайловске было такое училище.
  3. Цитата из трагедии В. Шекспира «Гамлет» в переводе М. Лозинского. Акт. 1, сцена 2.

Комментарии

Могу послать продолжение. Только не помню, есть ли у меня Ваш адрес? Не могли бы Вы мне сейчас письмо послать на nunevfimia@mail.ru? Пришлю. Видите ли, тексты я сама вешать не умею, слава Богу, Светлана Анатольевна это за меня делает. Потом повесит все. А, если хотите знать, что просходит сейчас, на пороге развязки - напишите мне сейчас на мэйл, и я Вам пошлю. Собственно, осталось написать кусочка три-четыре. С Вербным Воскресеньем Вас! "Верба-хлест, бьет до слез"! Е.welcome

Ну вот, теперь Вы все и знаете, чем кончилось. Увы, кончилось вот этим. А все стиральная машина виновата...

Кстати, появилось много новых деталек, которых нет в первой редакции. Причем важных...вроде реплики сына: "мы ни на кого зла не держим". 

А "епархию" переместили гораздо раньше, при том Владыке, который здесь назван Иринархом. Прежнее же здание такое и было, включая вот этих "сибирских валенков"- котов. Причем котов с совершенно тупыми мордами...пресловутому Вовану из анекдота ("дубу, покрытому зеленью" до такой тупости не дожить). Было... Е.rainbow

Нет, уважаемая Наталья, там не Кристи, там Питерс. Была такая писательница - Эллис Питерс. И написала она серию (романов 20) детективов на краеведческом материале своего родного края, но с вымышленным героем - некиим отставным военным, бывшим крестоносцем и моряком, монахом Кадфаэлем, вымышленным насельником реальной обители. Книжечки маленькие, простые, с моралью, непременной влюбленной парочкой и "хэппи эндом". Цикл назвывается "Хроники брата Кадфаэля", и есть в интернете. До Кристи мне далеко, ну, а с Питерс можно и посоперничать, хотя тут - другие сказки. Уже написано дальше: если Вас адрес не пропал при смене компьютера - сейчас Вам пошлю. Собственно, развязка наступает - неугомонная Нина уже добралась до личного дела пресловутого старца. И выясняет то, о чем не сказал сын (в новой редактуре есть уточнения), и что знала еще одна очевидица (здесь этого куска нет).

С Вербным Воскресеньем Вас! "Верба красна бьет напрасно"...а там и Пасха ближится! Всегда Вас помнящая - м. Е.welcome

Тексты Питерс есть в интернете. Я лет пять назад читала первые две книги (сейчас читаю третью...и ведь читается!). Вот Кристи (каюсь!) не читала, кроме "Мести Неферт" ("Смерть приходит в конце"). Отчасти ее Кадфаэль похож на отца Брауна. Но умиляет вот это добротно-краеведческое описание времени-места-феодальных разборок. Все реально...точнее, очень многое. Есть том ("Мир брата Кадфаэля"), где написано, что в ее книгах правда (и кто из героев реален), а кто - нет). Я пошла в сторону большего фантазирования. В итоге появился город Михайловск. Е.rainbow

а все ж таки хотелось уточнения, о ком идет речь? о принадлежащих к РПЦ МП или других РИПЦ и т.п.
есть Владыка Леонид (Антощенко) причисленный к новомученикам российским и расстрелянный 7 января 1938 года,да-да - именно в Рождество...но в произведении речь не о нем...

Видите ли,здесь имеет место виртуальный город Михайловск. На самом деле - это Архангельск. Там в комментариях есть ссылка, что это на самом деле за город такой. Владыки реальные, но я дала им другие имена (то же самое делает, например, Б. Акунин, у которого К. Победоносцев - это Победин (в романах про монахиню Пелагию), в епископе- Митрофании-бывшем-военном угадываются (могу ошибаться) черты Свт. Игнатия (Брянчанинова), но все-таки Россия Акунина - это не совсем реальная Россия - она романная. У меня нечто похожее. Умерший Владыка Иринарх - это епископ Тихон (Степанов), Владыка Михаил - это нынешний митрополит Даниил (Доровских), которого я очень уважаю. Ну, а епископ Леонид - это реально существовавший епископ Леонтий (Смирнов). Он не канонизирован, но в лагерях и впрямь сидел, там ему глаз повредили...а похоронен у Свято-Ильинского собора. На могиле надпись из Евангелия от Иоанна (Ин. 15, 17) (прежде была другая: "Чада, любите Церковь, веруйте в Бога"...цититую по памяти, т.к. краеведческие фотографии остались в Архангельске), но власти велели ее изменить. Его преемник Нифонт -это покойный Владыка Никон 2-й (Фомичев), т.к. до него в 30-е гг. был еще Никон (Пурлевский). Михайловск и эти архиереи проходят в ряде рассказов (например, в "Архиерейском даре" и "Возвращении чудотворной"). Но не стоит отождествлять их с реальными прототипами - это не совсем так, хотя обо всех их говорится уважительно - да они и заслуживают - кто уважения, кто - еще и доброй памяти.  Как и Нина (не я) кочует сквозь ряд краеведческих историй (все они тут есть, лучшая - "До Последнего Суда"). А прототипом цикла (чего я не скрываю) были краеведческие романы Эллис Питерс о монахе Кадфаэле - с реальной страной и эпохой, многими реальными героями (кроме главного и еще кое-кого), и с реальным Петропавловским монастырем, на реставрацию которого, как написано, перечисляла покойная Э. Питерс свои гонорары за "Хроники брата Кадфаэля". Свою авторскую "кухню" я держу почти открытой - она достаточно забавна.

Что до места действия - то это один из реальных храмов города (иногда я называю его Свято-Лазаревским - это прямое указание на то, что это за храм...). И все же Михайловск - не совсем Архангельск...скорее, этакий Зурбаган. Некоторые краеведческие подробности я сознательно изменяю...ну, например, герой этой истории был отнюдь не о. Николаем Поповым. И на это есть основания...собственно, намек на то "почему оно так" уже есть. Е.rainbow  

Ох и мастерица Вы, матушка, загадки загадывать. Так ничего и непонятно. Читается - не оторваться.

А вообще подумалось, в очередной раз, конечно, сколько же выдержать пришлось нашим людям? Какая силища духа в них была. А мы - таковы ли мы окажемся? Страшно... alarm

Спасибо Вам! Тайну отца Николая Вы знаете... Кстати, я цитирую подлинные опубликованные воспоминания сына того священника, который был его прототипом. Сейчас будет третий рассказчик: вымышленный персонаж. И он расскажет нечто иное. Потом будут документы...подлинные. Как видите, герой неординарный: герой, да. Но герой, в момент благополучия оказавшийся слабым. Человек во всем. Осудить его невозможно...известно-кто каждого ловит на свой крючок. И такова правда. И такому герою, возможно, больше веры и сочувствия. Ну, а амбиции Нины и отца Александра, естественно, потерпят полный крах...и слава Богу, что так.

Спасибо, что текст повесили. Я-то вот, не могу... 

А у нас идет дождь. Скорей бы вылезли листики!cloudrainbow