Вы здесь

Мы — не такие?

Было это несколько лет назад, но так врезалось в душу, что до сих помнится до мелочей. На Центральном рынке, среди рядов, где на прилавках громоздились крупы, желтоватые бруски масла, сыры, увидела толпу. Слышались возгласы: «Вот так! Дай ей! Чтоб знала!»

Что случилось? Прошла вперед. И в центре, в кругу, образованном столпившимися людьми, увидела… совершенно голую женщину. Она металась в ужасе, пыталась убежать, но толпа смыкалась, преграждая путь, и там, где раньше было какое-то пространство, тут же образовывалась глухая стена. Разгоряченная краснощекая продавщица хлестала несчастную одеждой, которую держала в руке.

 — Что вы делаете?! Немедленно отпустите ее! Милиция! Где милиция? — закричала я.

 — А недостачу ты будешь покрывать? — Рявкнула на меня продавщица. — Сердобольная нашлась! Ты знаешь, что она у меня кусок масла сперла? Таких только так учить и надо!

Впрочем, то ли уже натешившись, то ли действительно подумав о возможном появлении милиции, она швырнула все-таки женщине одежду. Та схватила ее и молча, без слез и всхлипываний — и от этого безропотного молчания становилось по-настоящему страшно, — метнулась куда-то в сторону. Исчезла, будто сквозь землю провалилась.

Она убежала, а те, кто участвовал в этой омерзительной сцене, остались. Постепенно и они стали расходиться. Продавцы заняли свои места за прилавками. Все так, словно ничего и не произошло. И ведь с ними, зрителями этого ужаса, действительно ничего не произошло. Они не воровали, их не били. Они — хорошие? Наверное, кто-то так и считает. Придут домой и будут домочадцам рассказывать. Вот, какие, мол, воришки на базаре бывают. В таких многолюдных местах нужно ухо держать востро. А то ведь не только кусок масла у продавщицы, а и кошелек из сумки спереть могут. Спасибо Тебе, Господи, что мы и наши близкие не такие, как та несчастная.

Спасибо, что мы не такие… Сколько лет, столетий — да нет, два тысячелетия уже — живет на земле притча о мытаре и фарисее. Благодарят фарисеи Бога за свою «хорошесть», а Он не хочет почему-то принимать такой благодарности. Не хочет, чтоб мнимые праведники грешников осуждали?

А осуждение — такой сладкий грех…

Но нет человеческой души на земле, в которой грех не оставлял бы трудноизлечимых ран и шрамов. Мучитель ли ты, жертва или всего лищь наблюдатель — ни для кого не пройдет бесследным совершившееся зло. И дело здесь даже не в законе возмездия. А в том, что когда человек уродует свою душу, ему приходится жить с этим дальше. И ведь далеко не всегда дело кончается собственным покаянием.

Однажды мне довелось прочитать фантастический рассказ. Суть его в том, что человеку дана была власть внушать окружающим совершение любых, по его усмотрению, поступков. Он этим радостно пользовался. Одних наказывал, потому что видел в них своих обидчиков, других — просто чтобы позабавиться. Например, преуспевающего музыканта заставил в разгар славословий по его адресу влезть на стол и трижды прокричать: «Кукареку!» Другого человека — в присутствии своих сотрудников — ползти на четвереньках по коридору. Еще одного, болезненного и нерешительного, толкнул своим внушением к хулиганам, которые в этот миг избивали кого-то. Правда, в последнем случае осечка случилась! Не поняв, что перед ними не мужественный защитник, а еще одна слабая жертва, хулиганы сами испугались и убежали.

А вот что произошло потом. Единичные поступки, совсем нехарактерные для людей, повлияли на их дальнейшую жизнь. Музыкант, кричавший петухом, перестал давать сольные концерты. Перепробовав безуспешно несколько профессий, он в конце концов стал… клоуном в цирке. Тот, что полз по коридору на четвереньках, спился. А нечаянно разогнавший хулиганов превратился в сильного, уверенного в себе человека. Наверное, существуют какие-то закономерности, что побуждают людей, совершивших однажды тот или иной поступок, двигаться в этом же направлении дальше, по нарастающей.

Кто знает, что произошло дальше с участниками происшествия на рынке? Ясно одно: пострадала не только та, которую «наказывали» за воровство.

Каждый из них украл — только у себя. Частичку человечности, сострадания. А прибавили к своей жизни — безумную жестокость, осуждение, страх. И возможность двигаться в этом направлении дальше.

Как часто мы сами воздвигаем каменную стену между собой и Богом. Ведь у нас столько проблем в этой жизни! Мы болеем, мы попадаем в неприятные ситуации, нас обижают. Как тут оставаться добрым, милосердным, всепрощающим, не позволить себе сладостно осудить кого-то (а я, мол, не такой), бросить камень. И даже когда у нас просят прощения, отвечаем вроде бы правильно: «Бог простит!» Но не гнездится ли иногда в глубине души другой ответ: «Все равно Он тебя накажет!»

Читая житие одного святого, я встретила поразительный эпизод: человек молился Богу и просил наказать грешников. А Бог явился ему и сказал: «Не молись больше так никогда. Я за грешников умер».

Как надо нам всегда помнить об этом.

Комментарии

Всегда надо помнить об этом! Верно, спаси Бог, Надя, за материал! Сцена в начале текста потрясает трагизмом. У меня часто всплывают в воображении фото жертв львовских погромов 1941-го: толпа гонителей и их жертвы - голые, беспомощные.

На кого сегодня укажет палец, кого сегодня  общественная мораль разрешит казнить без милости? Страшен человек, не ведающий милости - в его сердце нет места Богу.

«Бог простит!» Но не гнездится ли иногда в глубине души другой ответ: «Все равно Он тебя накажет!»

А ещё такой вариант: Бог простит, а я - не обязан. Я выше всего этого, меня эта  проблема не касается.

Люди не понимают, что касается - не чувствуют этого.