Вы здесь

Григорие-Бизюков монастырь Херсоно-Одесской епархии в 1918-1921 гг.: святые насельники и преподаватели

Заключительный этап существования Пастырско-миссионерской семинарии при Григорие-Бизюковом монастыре Херсоно-Одесской епархии охватывает революционные 1917-1920 гг. Факт пребывания в семинарии и монастыре преподавателей и насельников, просиявших подвигом мученичества и исповедничества, общеизвестен, однако представляется немаловажным выявить 1) максимально полный список лиц преподавателей семинарии и насельников обители, стойко исповедавших веру Христову в годы гонений, как прославленных в лике святых, так и не прославленных, 2) обстоятельства жизнедеятельности монастыря и семинарии в 1917-1920 гг., а также в 1921-1922 гг., когда монастырь был обращен в приходской храм, 3) свидетельства исповедничества и мученичества преподавателей и братии на территории монастыря в 1918-1922 гг. Немаловажным представляется также устранение ошибок и стереотипов, связанных с историей монастыря и семинарии в 1918-1920 гг.

К важнейшим источникам по теме относятся публикации «Херсонских Епархиальных Ведомостей», документы, письма, воспоминания в различных архивах о новомучениках и исповедниках, документы и воспоминания в Госархиве Херсонской области, публикации в местной прессе. Наибольшего доверия заслуживают документы владения и описи имущества органов власти, публикации в «ХЕВ» и местной прессе. Воспоминания священнослужителей с чужих уст также заслуживают доверия, но могут давать ошибочные сведения, связанные с оценкой, локализацией событий, датировкой, биографическими данными. Не следует исключать из числа источников воспоминания участников карательных походов и литературные произведения, т.к. фальсификация и вымысел лишь отчасти скрывает документальную основу событий.

Несколько исследований последних лет касаются истории Григорие-Бизюкова монастыря и семинарии периода Гражданской войны: работа С. Гейко «Церков величність» [1], статья А. Паталаха «Чорні дні Григоріє-Бізюкова монастиря: 1918-1920» [2], статья В. Павленко и О. Ежовой «Історія Свято-Григорієвського (Бізюкова) монастиря» [3], в которой особое внимание уделяется вопросам монастырской собственности и взаимоотношений с властями. Все три исследования, опирающиеся на архивные источники, выполнены светскими историками. На сайте Григорие-Бизюкова монастыря собраны различные материалы по теме [4]; история монастыря и семинарии в 1918 г. рассматривается в нашей статье «Нападения на Григорие-Бизюков монастырь: «Страшный суд» 1918 года» [5] и неопубликованном реферате на тему диссертационной работы «Страшний суд» 1918 року у Григорівському Бізюкову монастирі: матеріали до новітньої історії монастиря» [6].

Хозяйственно-имущественное разорение монастыря

В течение 1917 г. неуклонно разрушалась та среда церковно-государственных и церковно-общественных отношений, в которых  существовала РПЦ. Епархиальные съезды в ряде епархий проводят выборы, смещают неугодных архиереев. Делегаты епархиального съезда Херсоно-Одесской епархии 19-26 апреля 1917 г. приняли осторожные, на общем фоне революционности духовенства и мирян России, формулировки резолюций, требуя выборности на всех уровнях, но, в то же время, утверждения избранных высшей церковной властью [7, 139, 259]. Вслед за вопросом выборности встал вопрос владения приходской и монастырской собственностью. При Временном правительстве церковная собственность находилась под его охраной, пока правительство и его милицейские подразделения контролировали ситуацию на местах. Уже в 1917 г. самозахваты монастырских и приходских земель сельской беднотой стали массовым явлением. В январе-феврале 1918 г. большевики захватывают власть на Херсонщине, у монастырей отбираются земли, но провести учет и перераспределение земли большевики не успевают: в марте Херсонский уезд оккупируют австро-немецкие войска.

Отобрание у Григорие-Бизюкова монастыря земли в январе-феврале 1918 г. и разгром монастыря в начале Великого поста того же года [8] вызвали прекращение выделения средств на содержание Херсоно-Одесской епархии и Митрополичьего дома в Одессе. Именно эти пожертвования и государственные ассигнования были основным источником существования Херсоно-Одесской кафедры [9]. В результате двух разбойнических налетов, в пятницу первой седмицы [10, 48], 22 марта по н. ст. и два-три дня спустя, разграблено имущество и капиталы, отобраны личные вещи насельников, похищены святые чаши, кресты, разгромлены храмы, после чего монастырь вынужден закрыть свои благотворительные и просветительские учреждения [11, 49].

До 1918 г. монастырь имел обширные земли в Великоалександровской, Старошведской и Качкаровской волостях Херсонского уезда, по обширности и плодородию земель он входил в число богатейших монастырей России [12, 317-318], доходы монастыря уже в начале XX в. превышали 500 000 руб. в год [13, 155], на территории монастыря располагалось 70 капитальных сооружений, в т.ч. пять храмов, колокольня, наместнический дом, трехэтажный братский корпус на 76 комнат, гостиницы, фельдшерский пункт, больница, школа [14, 155], архиерейский дом с домовым храмом, детский приют. Хозяйственную деятельность монастыря обеспечивали мельницы, рыбзаводы, маслобойни, винодельни, кирпичный завод, гончарные, черепичные, слесарно-кузнечные мастерские, электростанция, локомобиль и водопровод. Обширными были посевные площади, сады, виноградники, стада крупного рогатого скота, лошадей и овец. Общая численность жителей монастыря, включая братию, преподавателей и семинаристов, приютских детей, прислугу, работников хозяйственных и благотворительных учреждений с семьями составляла 910 человек [15, 39]. Эта оценка численности не учитывает число жителей многочисленных хуторов, принадлежащих монастырю и расположенных в Старошведской, Великоалександровской и Качкаровской волостях. Крупнейшим учреждением монастыря, имевшего миссионерскую направленность, была Пастырско-миссионерская семинария, открытая в 1914 г.

Пастырско-миссионерская семинария

Семинария имела, ввиду своей миссионерской специфики, общероссийское значение. Как пишет Георгий Колыванов, семинария «рассматривалась в кругах ученого монашества, как образец будущих школ для подготовки пастырей» [16].

На V Миссионерском съезде, проходившем в 1917 г. с 25 июля по 5 августа по ст. ст. в Григорие-Бизюковом монастыре, было «постановлено, что должны быть введены следующие предметы в средних и высших богословских заведениях: история учения старообрядчества, история учения сектантства, история инославных исповеданий, сравнительное богословие и история православной миссии» [17]. Программа обучения семинарии в значительной степени предваряла резолюцию V Миссионерского съезда. Программу семинарии составляли предметы исключительно богословские и миссионерские, в т.ч. «История миссии, Проповедничество, Литургика, Церковная археология, Каноническое право, Церковная география, История и обличение старообрядчества и сектантства, Церковное чтение и пение. Кроме этого, в Семинарии проходились на практике столярное и переплетное ремесла и сельское хозяйство» [18]. В семинарии существовали кафедры по отдельным богословским наукам, фундаментальная и ученическая библиотеки, читальня, особое внимание в процессе обучения уделялось письменным работам, способствующим развитию самостоятельного мышления, а также участию воспитанников в ежедневном суточном богослужении [19].

Заведующим семинарии с 26 декабря 1916 г. был архимандрит Парфений (Брянских), впоследствии епископ Ананьевский, причисленный к лику святых в 2005 г. Свщмч. Парфений окончил Иркутскую Духовную Семинарию, затем Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, в семинариях Красноярска и Рязани преподавал Ветхий Завет, в Житомирском училище пастырства в сане архимандрита состоял помощником начальника и также преподавал Ветхий Завет.

В семинарии Григорие-Бизюкового монастыря преподавали свщмчч. Онуфрий (Гагалюк) и Павлин (Крошечкин). Свщмч. Онуфрий окончил Холмскую Духовную Семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную Академию, кандидат богословия. По окончании Академии 15 июля 1915 г. определен на должность преподавателя русской церковной истории и обличения раскола, проповедничества и истории миссии семинарии при Бизюковом монастыре. Свщмч. Павлин окончил Московскую Духовную Семинарию, в 1916 г. окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и 16 августа того же года определен преподавателем Пастырско-миссионерской семинарии. Священномученики причислены к лику святых на Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г. в сонме новомучеников и исповедников Российских.

В 2007 г. был причислен к лику святых УПЦ прп. Варсонофий (Юрченко), исповедник Херсонский. С 1907 г. прп. Варсонофий стал послушником Киево-Печерской Лавры, в 1915 г. поступил в семинарию Бизюкова монастыря, в 1916 г. принял монашеский постриг. По окончании трехгодичного курса назначен преподавателем семинарии.

Последние годы монастыря и семинарии

В ближайшие часы после нападения на монастырь большевистского отряда в 1918 г. в пятницу первой седмицы Великого поста наместник архимандрит Арсений собрал братию, численностью около 60 человек, в трапезную, «преподавая им утешение в своем слове, дал благословение на оставление обители всеми, желающими уйти от «суда» большевистского. Стали собираться. Кто в лаптях, кто в советской (так в тексте источника – иер. Д.Ю.) одеже, кто подстриг волосы, - этот внешний показатель иноческого звания и, простившись, осенив себя крестом, пошли, кто куда знает. Остались лишь старцы и настоятель» [20]. К концу марта 1918 г. монастырь закрывает все благотворительные и просветительские учреждения: детский приют, церковную школу с ремесленными классами, лазарет для воинов, семинарию [21]. Средств на благотворительность нет, средств на финансирование епархиального центра также нет, молодой братии нет, в монастыре остаются наместник и старцы, а также часть преподавательского состава семинарии.

С приходом австро-германских войск и гетманской администрации начинается восстановление монастырской жизни, хозяйственной и просветительской деятельности, но в значительно более скромных масштабах. 7 августа 1918 г. и. о. наместника был назначен игумен Геннадий (Ребеза) [22], а 19 октября того же года он утвержден в должности [23]. Возобновила свою деятельность и семинария: в неофициальной части одного из выпусков «Херсонских Епархиальных Ведомостей» опубликована Патриаршая грамота Святейшего патриарха Тихона Пастырско-миссионерской Григорие-Бизюковской семинарии и благодарственное письмо святителю Тихону заведующего семинарией, преподавательского корпуса и воспитанников [24]. Игумен Геннадий (Ребеза), впоследствии архимандрит, был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских в 2000 г. В течение нескольких лет в начале XX в. он проходил послушания в Глинской пустыни, руководствуясь наставлениями глинских старцев, впоследствии в Кишиневе был рукоположен и занимал должность эконома Архиерейского дома [25].

В феврале 1919 г. обитель грабили отряды большевиков Дорошенко и Ивденко; двое послушников, Николай и Евтихий, бежали за помощью в Берислав, где стояли воинские части Директории. Комендант Бериславского и Нововоронцовского районов Осауленко 10 февраля отправил в монастырь сотню офицера Нечитайло, которая разбила «банды с главарями Ивденко и Дорошенко» [26, 204-205]. После этого из Каховки отправился карательный отряд большевиков под командованием Павловского. Согласно помяннику прот. Леонида Гошкевича, в монастырском винном подвале были замучены иеромонахи Иосиф, Мисаил, Мелетий, иеродиаконы Сергий и Василий, схимонах Пантелеимон, монахи Геласий и Феодосий, инок Иоанн (Алферов), послушники Николай и Евтихий [27, 205].   

В феврале-марте 1919 г. большевики закрыли монастырь, однако фактически он не прекратил существования; продолжала работать и семинария. В начале марта в семинарии завершились экзамены, 17 воспитанников получили места священников и миссионеров [28, 206]. Большевики дважды закрывали обитель: весной 1919 г., и, окончательно, – в начале 1920 г. Деникинская администрация декларировала возвращение земли законным владельцам; на короткое время во второй половине 1919 г. монастырь снова стал возрождаться. Несмотря на разгром в 1918-1919 гг. и окончательное закрытие обители в 1920 г., на ее территории продолжал действовать приходской храм. В с. Красный Маяк, образованном на месте монастыря, в 1921 г. проживали три священника, два диакона, шесть монахов [29, 40].

Новомученики и исповедники – преподаватели и насельники обители в 1918-1921 гг.

В жизнеописании прпмч. Геннадия архим. Серафим (Вербин) пишет: «После вышеупомянутой трагедии и захвата всего монастыря красными шайками, отец Геннадий с одним спутником, из оставляемого отступавшими на Каховку последними добровольческими частями Берислава, рискуя жизнью, по степной открытой полевой равнине добрался до Херсона, к епископу Прокопию с докладом» [30]. Автор жизнеописания, получивший сведения от самого прпмч. Геннадия, смешивает два события: захват монастыря весной 1919 г. и наступление красных частей, сопровождавшееся восстаниями в тылу белых, осенью 1919 г. Следует подчеркнуть, что прпмч. Геннадий в ноябре 1919 г. не бежал из монастыря со спутником, монахом в священном сане, но прибыл к святителю с докладом о плачевном состоянии монастыря. В Одессе бывший наместник отклонил предложение митр. Платона (Рождественского) ехать с ним в эмиграцию и получил назначение на приход в епархиальном центре. Другого насельника монастыря, прибывшего с прпмч. Геннадием, митрополит Платон определил в Вировский монастырь Тираспольского уезда [31].

Во время нападения на монастырь 22 марта 1918 г. большевики особенно часто приступали к архимандриту Парфению (Брянских), заведующему семинарией и преподавателю Ветхого Завета. По свидетельству анонимного источника «ХЕВ», его «кроткий и смиренный вид слишком уж не по духу им был» [32]. В 1918 или 1919 гг. он переехал в Херсон, «где проживал в архиерейском доме при епископе священномученике Прокопии (Титове), выполняя обязанности секретаря до 1921 года» [33].

Вместе с заведующим архим. Парфением иером. Онуфрий (Гагалюк) был делегатом от семинарии на Епархиальном Соборе Херсоно-Одесской епархии в январе 1918 г. [34], что говорит о его высоком авторитете в монастыре и семинарии. После очередного нападения на обитель одной из банд крестьяне близлежащих хуторов, принадлежавших ранее монастырю, избиенного иеромонаха Онуфрия увезли в Берислав, где, по избранию прихожан, он был назначен настоятелем Успенского собора. Спустя некоторое время епископом Прокопием он возведен в сан игумена и архимандрита [35, 26]. Время перехода свщмч. Онуфрия в Берислав может датироваться концом 1919 г. или началом 1920 г., так как в письме к брату Андрею Гагалюку, отправленном Великим постом 1921 г., священномученик описывает труды и болезни в Успенском соборе Берислава, причем такая работа ему по духу, и трудится он [в Бериславе] второй год. Лучшей деятельности, как православного священника и архиерея, восклицает в письме подвижник, он не знает [36]. Свщмч. Онуфрий высказывает сожаление, что благодаря наплыву посетителей  «ни на один день не мог отлучиться куда-либо, хотя бы в свою родную обитель, которая в восемнадцати верстах от Борислава» [37], что подтверждает существование полулегального Бизюкова монастыря весной 1921 г.

Одним из насельников монастыря и преподавателей семинарии, которые не покинули свое служение, насколько это было возможно, был прп. исповедник Варсонофий (Юрченко). После очередного захвата монастыря большевиками в начале 1920 г. последовали репрессии и иеромонах Варсонофий бежал под покровом ночи, но «был арестован, сидел в ужасных условиях, в душных сырых помещениях, где, по собственному его рассказу, ряса истлела от сырости, а насекомые, донимавшие заключенных, были в таком количестве, что их приходилось сгребать как мусор. Через некоторое время о. Варсонофий был освобожден и получил назначение на должность приходского священника в село Высокие Буераки... где своим искренним и ревностным служением вскоре приобрел всеобщее уважение, как среди верующих, так и среди духовенства» [38].

До 1919-1920 гг. продолжалось служение в Бизюковом монастыре преподавателей свщмч. Павлина (Крошечкина) и архим. Нила (Жукова). Архим. Нил в 1913 г. окончил Казанскую Духовную Академию в сане иеродиакона со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом при кафедре Пастырского богословия, аскетики и гомилетики. По свидетельству архим. Серафима (Вербина), назвавшего бывшего преподавателя и насельника Бизюкова монастыря Нилом (Безбородым), в застенках одесского ЧК подвижника обвиняли в сокрытии монастырских ценностей, хотя, как преподаватель, он к ним не имел отношения. Во время одного из нападений на монастырь банда из Гуляй-Поля выбросила из Дарохранительницы Святые Дары, сняла ризы с икон, отобрала копию Касперовской иконы. Архим. Нил скончался в застенках ЧК в сорокалетнем возрасте «не без пыток» [39].

Заключение

Неполнота источников не позволяет воссоздать достаточно подробную и целостную картину обстоятельств жизнедеятельности монастыря и семинарии, однако выяснены некоторые важнейшие события: 1) уточнены приблизительные даты крупнейших разгромов монастыря, в марте 1918 и в феврале 1919 гг., и их последствия, 2) определена приблизительная дата временного закрытия семинарии в 1918 г. – конец марта (вместе с тем, семинария не только продолжала работу, но и провела выпускные экзамены в марте 1919 г.), 3) монастырь терроризировали большевистские отряды и большевистские власти; вероятно, на монастырь совершали набеги также махновцы и григорьевцы, 4) наместник прпмч. Геннадий покидает монастырь в ноябре 1919 г., заведующий семинарией свщмч. Парфений – в 1918 или 1919 гг., исповедники докладывают положение дел и получают назначения, наместник в Одессу, заведующий семинарией – секретарем свщмч. Прокопия в Херсон, 5) насколько позволили источники, собраны воедино свидетельства о жизни в монастыре и семинарии, о репрессиях и стойкости в вере новомучеников и исповедников в период 1918-1921 гг.

Данная работа призвана наметить пути дальнейших исследований о монастыре после 1917 г., о новомучениках и исповедниках, насельниках монастыря и преподавателях семинарии, духовенстве и мирянах близлежащих к монастырю приходов в 1917-1922 гг. и позднее. Немаловажным представляется исследование предпосылок и значения исповеднического служения в эти годы на жизненном пути новомучеников и исповедников, насельников монастыря, преподавателей и семинаристов, о влиянии духовных школ, приходского служения и крупных монастырей, в которых подвизались новомученики и исповедники. Отдельный вопрос стоит о случаях чудесной помощи Божией: зафиксировано чудесное исцеление свщмч. Онуфрием двух женщин, Татианы и Елены, приговоренных врачами к смерти, в бериславском Успенском соборе, во время Таинства Елеосвящения [40, 22]. В 1919 г. группа подростков решила ограбить устроенный в юго-восточной башне монастыря склеп епископа Иустина, скончавшегося в 1903 г. Когда святотатцы сделали проломы, из них вырвался сноп огня, и хулиганы разбежались [41]. Это только два примера чудесной помощи Божией на пути исповедничества и мученичества XX века.

Список использованной литературы и источников:

1. Гейко, С. О. Церков величність (з історії церков Бериславщини кінця XVIII – першої чверті XX ст.) / Сергій Гейко. – Берислав-Херсон : Просвіта, 2000. – 44 с.
2. Паталах, О. Ю. Чорні дні Григоріє-Бізюкова монастиря: 1918-1920 рр. / О. Ю. Паталах // Наукові записки : Херсонський обласний краєзнавчий музей :  Проблеми археології, історії, історіографії, джерелознавства, літературознавства, мистецтвознавства, музеєзнавства, ономастики, фольклористики, етнографії – Херсон : Айлант, 2007. – С. 203 - 206.
3. Павленко, В. Я., Єжова, О. В. Історія Свято-Григорієвського (Бізюкова) монастиря / В. Я. Павленко, О. В. Єжова // Південний архів: Історичні науки: Збірник наукових праць – Херсон : Айлант, 2001. – Випуск 4. - С. 152 - 158.
4. Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь.
5. Юревич, Д., свщ. Нападения на Григорие-Бизюков монастырь: «Страшный суд» 1918 года / Священник Димитрий Юревич. – К.: Православіє в Україні, 2011.
6. Юревич, Д., свщ. «Страшний суд» 1918 року у Григорівському Бізюкову монастирі: матеріали до новітньої історії монастиря. / Священик Димитрій Юревич / Архив прихода Покрова Пресвятой Богородицы Новокаховской епархии УПЦ с. Качкаровка Бериславского района Херсонской области. Рукопись.
7. Савва (Тутунов), игум. Епархиальные реформы / Игумен Савва (Тутунов).  – М.: Духовная библиотека, 2011. – 496 с.
8. Юревич, Д., свщ. Нападения на Григорие-Бизюков монастырь: «Страшный суд» 1918 года / Священник Димитрий Юревич. – К.: Православіє в Україні, 2011.
9. Херсонские Епархиальные Ведомости / Одесса, 1918, №9.
10. Херсонские Епархиальные Ведомости / Одесса, 1918, №8.
11. Херсонские Епархиальные Ведомости / Одесса, 1918, №8.
12. Зырянов, П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX – начале XX века / П. Н. Зырянов. - Монашество и монастыри в России. XI - XX века : Исторические очерки.- М.: Наука, 2002. – С. 302 - 331.
13. Павленко, В. Я., Єжова, О. В. Історія Свято-Григорієвського (Бізюкова) монастиря / В. Я. Павленко, О. В. Єжова // Південний архів: Історичні науки: Збірник наукових праць – Херсон : Айлант, 2001. – Випуск 4. - С. 152 - 158.
14. Павленко, В. Я., Єжова, О. В. Історія Свято-Григорієвського (Бізюкова) монастиря / В. Я. Павленко, О. В. Єжова // Південний архів: Історичні науки: Збірник наукових праць – Херсон : Айлант, 2001. – Випуск 4. - С. 152 - 158.
15. Гейко, С. О. Церков величність (з історії церков Бериславщини кінця XVIII – першої чверті XX ст.) / Сергій Гейко. – Берислав-Херсон : Просвіта, 2000. – 44 с.
16. Колыванов Г. Е. Лихолетье: Русские Православные Духовные Семинарии в годы Первой мировой войны / Г. Е. Колыванов. – М.: Московская Православная Духовная Академия, 2006.
17. V Миссионерский съезд / М.: Портал Миссия.ru : Официальный информационный ресурс Миссионерского отдела Московского патриархата.
18. Колыванов Г. Е. Лихолетье: Русские Православные Духовные Семинарии в годы Первой мировой войны / Г. Е. Колыванов. – М.: Московская Православная Духовная Академия, 2006.
19. Колыванов Г. Е. Лихолетье: Русские Православные Духовные Семинарии в годы Первой мировой войны / Г. Е. Колыванов. – М.: Московская Православная Духовная Академия, 2006.
20. Юревич, Д., свщ. Нападения на Григорие-Бизюков монастырь: «Страшный суд» 1918 года / Священник Димитрий Юревич. – К.: Православіє в Україні, 2011.
21. Юревич, Д., свщ. Нападения на Григорие-Бизюков монастырь: «Страшный суд» 1918 года / Священник Димитрий Юревич. – К.: Православіє в Україні, 2011.
22. Херсонские Епархиальные Ведомости / Одесса, 1918, №№ 16, 17.
23. Херсонские Епархиальные Ведомости / Одесса, 1918, №№ 19, 20, 21. Официальная часть.
24. Херсонские Епархиальные Ведомости / Одесса, 1918, №№ 18, 19, 20, 21. Неофициальная часть.
25. Серафим (Вербин), архим. Краткое жизнеописание архимандрита Геннадия (Ребезы) / Архимандрит Серафим (Вербин). Одесса : Андреевский вестник : Одесская  Духовная Семинария.
26. Паталах, О. Ю. Чорні дні Григоріє-Бізюкова монастиря: 1918-1920 рр. / О. Ю. Паталах // Наукові записки : Херсонський обласний краєзнавчий музей :  Проблеми археології, історії, історіографії, джерелознавства, літературознавства, мистецтвознавства, музеєзнавства, ономастики, фольклористики, етнографії – Херсон : Айлант, 2007. – С. 203 - 206.
27. Паталах, О. Ю. Чорні дні Григоріє-Бізюкова монастиря: 1918-1920 рр. / О. Ю. Паталах // Наукові записки : Херсонський обласний краєзнавчий музей :  Проблеми археології, історії, історіографії, джерелознавства, літературознавства, мистецтвознавства, музеєзнавства, ономастики, фольклористики, етнографії – Херсон : Айлант, 2007. – С. 203 - 206.
28. Паталах, О. Ю. Чорні дні Григоріє-Бізюкова монастиря: 1918-1920 рр. / О. Ю. Паталах // Наукові записки : Херсонський обласний краєзнавчий музей :  Проблеми археології, історії, історіографії, джерелознавства, літературознавства, мистецтвознавства, музеєзнавства, ономастики, фольклористики, етнографії – Херсон : Айлант, 2007. – С. 203 - 206.
29. Гейко, С. О. Церков величність (з історії церков Бериславщини кінця XVIII – першої чверті XX ст.) / Сергій Гейко. – Берислав-Херсон : Просвіта, 2000. – 44 с.
30. Серафим (Вербин), архим. Краткое жизнеописание архимандрита Геннадия (Ребезы) / Архимандрит Серафим (Вербин). Одесса : Андреевский вестник : Одесская  Духовная Семинария.
31 Серафим (Вербин), архим. Краткое жизнеописание архимандрита Геннадия (Ребезы) / Архимандрит Серафим (Вербин). Одесса : Андреевский вестник : Одесская  Духовная Семинария.
32. Херсонские Епархиальные Ведомости / Одесса, 1918, №8.
33. Парфений (Брянских). Сщмч. Парфений (Брянских). Древо :  Открытая Православная Энциклопедия, 2011.
34. Херсонские Епархиальные Ведомости / Одесса, 1918, №№ 5, 6, 7.
35. Софроний (Макрицкий), иеродиак. Священномученик Архиепископ Курский и Обоянский Онуфрий (Гагалюк) / Иеродиакон Софрроний (Макрицкий). – М.: Техинвест-3, 2004. – 320 с.
36. Дамаскин (Орловский), игум. Священномученик Онуфрий (Гагалюк). Житие / М., Благолюбие.ру : Люберецкое благочиние Московской епархии Русской Православной Церкви.
37. Дамаскин (Орловский), игум. Священномученик Онуфрий (Гагалюк). Житие / М., Благолюбие.ру : Люберецкое благочиние Московской епархии Русской Православной Церкви.
38. Пасенко В. прот. Документы к канонизации преподобного Варсонофия исповедника Херсонского / Українська Православна Церква.
39. Серафим (Вербин), архим. Краткое жизнеописание архимандрита Геннадия (Ребезы) / Архимандрит Серафим (Вербин). Одесса : Андреевский вестник : Одесская  Духовная Семинария.
40. Софроний (Макрицкий), иеродиак. Священномученик Архиепископ Курский и Обоянский Онуфрий (Гагалюк) / Иеродиакон Софрроний (Макрицкий). – М.: Техинвест-3, 2004. – 320 с.
41. Паталах, О. Ю. Чорні дні Григоріє-Бізюкова монастиря: 1918-1920 рр. / О. Ю. Паталах // Наукові записки : Херсонський обласний краєзнавчий музей :  Проблеми археології, історії, історіографії, джерелознавства, літературознавства, мистецтвознавства, музеєзнавства, ономастики, фольклористики, етнографії – Херсон : Айлант, 2007. – С. 203 - 206.