В условиях духовно-нравственного кризиса современного российского общества возникает проблема поиска средств приобщения подрастающего поколения к нравственным основам культуры. Действенным воздействием на внутренний мир и ценностную сферу личности обладает волшебная сказка как особый литературный жанр и метод психотерапии, возможности которой в современных условиях исследуются многими учеными.
Первые научные теории, посвященные проблеме волшебных сказок, относятся к XVIII веку. Речь идет не только о целенаправленном собирательстве фольклорных сказок, предпринятом братьями Якобом и Вильгельмом Гримм, но и о попытках интерпретаций их содержания (И.И. Вилькельман, И.Г. Гаман, И.Г. Гердер, К.Ф. Моритц и др.) Так, например, И.Г. Гердер видел в сказках символическое отражение древних забытых верований.
Расхождения во взглядах представителей различных научных школ, появившиеся в XIX веке, особенно ярко проступают в отношении к вопросу о причинах поразительного сходства мотивов сказок, бытующих у разных народов. Так, можно говорить о трех основных точках зрения на эту проблему:
1)«индийская версия», согласно которой все основные сказочные сюжеты и образы родились в Индии и позже распространились по Европе (Т. Бенфей);
2)«вавилонская версия», утверждающая, что именно Вавилон является родиной сказок, а перевалочным пунктом на их пути в Европу был полуостров Малая Азия (А. Йенсен, Х.Винклер, Е. Штукен);
3)«версия многих центров», настаивающая на невозможности указать одно конкретное место рождения всех волшебных сказок в разных странах («финская школа», основанная К. Кроном, и А. Аарне).
В настоящее время широко известна типология сказок, предложенная Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой [3], которая включает в себя художественные (народные и авторские). В понимании исследователя сказкотерапия – это не просто направление в психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. В связи с этим выделяются четыре этапа в развитии сказкотерапии (в историческом контексте):
1 этап – устное народное творчество;
2 этап – собирание и исследование сказок и мифов (К.Г.Юнг, М.-Л. Фон Франц, В.Пропп и др.);
3 этап - психотехнический (применение сказки как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности);
4 этап – интегративный, связанный с формированием концепции комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии, в соответствии с позицией И.В.Вачкова, как «природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков» [2]
Балансируя на грани литературного творчества, дидактической работы и психотерапии, психолог-сказочник получает возможность влияния на внутренний мир ребенка сказочным инструментарием, понятным и доступным ребенку. Примером могут служить, психологические сказки Д.Соколова, А.В. Гнездилова, И Вачкова. Целями психологической сказки являются: раскрытие перед ребенком глубин его собственного мира, развития его самосознания, знакомство с основными психологическими понятиями, помощь на пути становления его личности. В качестве рабочего определения психологической сказки мы используем определение И.В.Вачкова, характеризующего ее как содержащую вымысел авторскую историю, содействующую оптимальному ходу естественного психического развития детей через развитие самосознания; и содержащую в метафорическом виде информацию о внутреннем мире человека.
В нашей практической работе с дошкольниками и младшими школьниками мы активно используем авторскую сказку как средство психотерапевтического воздействия и формирования базовых ценностей детей. Рассмотрим возможности авторской сказки в решении данных задач.
В «Сказке о жадном Аисте» [4] ребенок знакомится через одушевленные образы птиц, с жизнью взрослых людей. События, происходящие с героем, похожи на реальные бытовые ситуации. Они заставляют задуматься ребенка над особенностями характера главного героя, в котором превалируют эгоистические тенденции, приводящие его к беде. Выходу из сложной ситуации способствуют второстепенные герои, которые вносят в сюжет духовно-нравственные ценности, такие как доброта, терпение, забота, и как результат - оказание психологической поддержки и избавление от страданий и негативных переживаний главного героя. Психокоррекционное воздействие в данной сказке осуществляется как психологическое воздействие на отдельные структуры психики с целью позитивного изменения. Под коррекцией подразумевается «замещение» неэффективного стиля поведения на продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
Авторская сказка «Бычок и Бабочка» [4] предоставляет ребенку возможность осознать свои собственные переживания в процессе общения главных героев – маленького бычка и бабочки. Психотерапевтический эффект достигается через обращение к глубинному «Я» ребенка, к его важнейшим смыслообразующим содержаниям; через стремление помочь в более осознанном отношении к самому себе - миру, другим людям, а при необходимости - в изменении этого отношения.
В психосказке «Каша из одуванчиков» [5] - главные герои – современные дети- младшие школьники - попадают в волшебную страну. Сказка помогает детям увидеть разные грани ситуаций и найти в них новые смыслы, а также альтернативные модели поведения. Ее психокоррекционный смысл – в осознании истинных ценностей и в моделировании способов преодоления препятствий ради них.
Применение авторских сказок в контексте психоаналитического подхода позволяет гармонизировать сознательные и бессознательные переживания ребенка, ориентируют его в поиске ответов на вечные вопросы о добре и зле, познании бытия, принятии нравственных моделей поведения, приближают к раскрытию сокровенных тайн, спрятанных за внешней формой вещей предметного мира и явлений собственного внутреннего мира.
Литература:
1.Вачков И. В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке. М.: Ось-89, 2001.
2.Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку.М.:Ось-89, 2007. С. 43-50.
3.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб,1998.- С. 25-29.
4.Шмакова М.А. Сказки. Книга для чтения и творчества. К.:АКФ Политоп, 2010. – С. 36.
5.Шмакова М.А. «Каша из одуванчиков». Книга для чтения и творчества. К.:АКФ Политоп, 2010. – С. 20