Вы здесь

В музей-заповедник Есенина передан архив британского литературоведа Гордона Маквея, насчитывавший более 4000 наименований

Памятник Есенину в Константиново

Поистине уникальную коллекцию документов, книг, фотографий, связанных с жизнью и творчеством Сергея Есенина, передал в дар музею-заповеднику в Константиново Рязанской области известный британский есениновед Гордон Маквей. Примечательно, что это произошло именно в 2016 году, объявленного Годом языка и литературы России и Великобритании, что ещё раз доказывает надполитичность литературных и культурных связей.

Гордон Маквей известный всему международному сообществу ученых литературовед, посвятивший большую часть своей жизни изучению творчества Есенина, а также Клюева, Чехова. Автор книг «Есенин. Жизнь» (1976) и «Айседора и Есенин» (1980).

Свой первый реферат о Есенине Гордон Маквей написал еще, будучи аспирантом Оксфордского университета. Труд произвёл большое впечатление на преподавателей университета, и в 1964г. молодой учёный был отправлен в Россию для исследовательских работ.

В своей первой командировке, длившейся десять месяцев, Гордон ограничился материалами, найденными в библиотеке им. Ленина. Но в свой следующий приезд в 1966г. значительно расширил ореол поисков. Он добился разрешения посетить все возможные архивы, в том числе Пушкинского дома, Института мировой литературы, Литературного музея и т.д.

Британский литературовед очень внимательно и кропотливо изучал все доступные письменные источники, наибольшее значение придавая сотрудничеству с современниками Есенина, литераторами, заинтересованными организациями. Порой в день он писал по несколько десятков писем. Постепенно круг знакомств рос и ширился. На сегодняшний день можно сказать, что подавляющая часть российских литераторов XX века состояла в переписке с британским учёным.

Среди знакомых Гордона были такие известные лица, как А. Миклашевская, Р. Ивнев, А. Никритина, Р. Судакова и А. Судаков; вдова, сестра и племянник А. Мариенгофа, Н. Стором и А. Яр-Кравченко, дружившие с Клюевым и многие другие.

Ему также удалось завязать связи с людьми, лично знавшими поэтов, входивших в «Орден имажинистов», действовавший в Москве в 1919–1925г., активным членом которого был и Сергей Есенин. Эти связи помогли выйти на архив, в котором хранились подлинники поздних стихов поэта Николая Клюева, тоже принадлежащего к числу имажинистов. Стихи были опубликованы отдельной книгой в Мюнхене в 1969 г.

Примечательно, что в Россию книга попала тоже благодаря предприимчивости Маквея. Каким-то образом он обошёл таможенный контроль и провёз в Москву семь экземпляров.

Изучая параллельно с Есениным и жизнь Айседоры Дункан, исследователь обратил особое внимание на её школу танцев. Вскоре в Лондоне случай свёл его с ученицей Айседоры Дункан, которая поделилась своими воспоминаниями о личной жизни преподавательницы.

На основе живых рассказов, а также документов, писем, записок, памятных предметов и прочих эпистолярных источников, предоставленных всеми этими людьми, Гордоном был собран уникальный, эксклюзивный материал, открывающий доселе неизвестные стороны жизни и творчества известного российского поэта, а также проливающие свет на деятельность кружка имажинистов.

В настоящее время коллекция Гордона Маквея насчитывает более 4000 наименований, в этот список входят и письма, написанные британскому литературоведу его многочисленными знакомыми. На некоторых документах содержатся его личные пометки и комментарии. Например, рядом с названием книги, повествующей о смерти Сергея Есенина, он написал: «ужасная, отвратительная книга, см. мои примечания при чтении!»

Всё это сокровище в полном объеме было передано учёным в дар музею в Константинове. Процесс передачи, включая время переговоров с Гордоном, при участии Министерства культуры России и Министерства культуры и туризма длился около полугода.

На вопрос директора музея-заповедника С.А. Есенина Бориса Иогансона, почему он решил сделать такой благородный жест и не тяжело ли ему расстаться с такой уникальной коллекцией, Маквей ответил, что он трудился над творчеством Есенина более пятидесяти лет, а теперь хочет в тишине и покое просто почитать книги других авторов.

Ну а российским учёным напротив предстоит колоссальная работа по изучению этого обширнейшего материала, и возможно в будущем мы станем свидетелями интересных открытий в области истории имажинизма, и нам будут приоткрыты доселе неизвестные тайны из такой короткой, но густонасыщенной жизни одного из самых популярных отечественных поэтов.