«Пятдесятницу празднуем, и Духа пришествие...»
(Стихира на «Господи воззвах»)
Когда на Тайной Вечери Апостолы печалились о предстоящей им разлуке со своим Божественным Учителем, Он изрек им утешительное обещание: «Не оставлю вас сиры»... «Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, Да будет с вами во век — ДУХА ИСТИНЫ» (Ин. 14:16).... «Егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всякую истину» (Ин. 16:13): «Той вы научит всему и воспомянет вам вся, яже рех вам» (Ин. 14:26).
И вот это обещание Свое Господь исполнил через 10 дней по вознесении, в 50-ый день после Своего преславного Воскресения из мертвых. Обещанный Им «Утешитель» Дух Святый сошел на Апостолов, и с этого момента явилось на земле «Царствие Божие, пришедшее в силе», о котором неоднократно говорил раньше Господь (Мк. 9:1): ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА, которая есть не что иное, как сокровищница постоянно пребывающей в ней благодати Духа Святаго. Вот почему Святые Отцы именуют нередко день Пятидесятницы днем рождения Церкви Христовой, основать которую еще во время Своей земной жизни обещал Христос, когда говорил: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Матф. 16:18).
Для чего нужна Церковь?
Церковь это как бы корабль, который везет нас к тихому пристанищу вечной блаженной жизни, спасая нас от потопления в бушующих волнах житейского моря, руководимый дивным, премудрым Кормчим — Духом Святым.
Церковь Христова — это Царство Духа Божия. Дух Божий неизменно пребывает в истинной Церкви Христовой и одухотворяет ее, исполняя Собою души всех истинно-верующих.
Вот почему так велик и славен день Пятидесятницы, который и именуется поэтому «конечным» и завершительным праздником, в кругу всех прочих праздников христианских. Не напрасно великий отец Церкви св. Златоуст называет его «столицей праздников».
Велик и славен праздник Рождества Христова, несравненна слава «праздника праздников и торжества торжеств» преславного Воскресения Христова, но ни от того ни от другого не было бы нам никакой пользы, если бы не сошел в день Пятидесятницы Дух Святый. В этот день нисшествием Духа Святаго завершилось все величественное дело «домостроительства Божия» — дело спасения падшего рода человеческого от греха, проклятия и смерти.
А в этом деле принимали участие все три лица Пресвятой Троицы — вся Преестественная, Пребожественная Троица: Отец, Сын и Святый Дух. Вот почему в этот день мы празднуем не только Святому Духу, сошествие которого вспоминается, но всей Преестественной Троице — Единосущной и Нераздельной, «Та бо нас спасла есть», и праздник этот обычно называется «Троицыным днем», или «праздником Святой Троицы». «Чему быть благоволил Бог-Отец, — что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить верующим снисшел Дух Святый», как учит наш отечественный богослов Еп. Феофан, Вышенский Затворник, ибо спасение наше, «по прозрению Бога Отца, во святыни Духа, в послушание и кропление крове Иисус Христовы» (1 Петр. 1:2). Того ради и «крещаемся во Имя Отца и Сына и Святаго Духа», обязуясь «блюсти вся, елика заповедал Господь» (Матф. 28:19–20).
По словам св. Иоанна Златоуста, в день Пятидесятницы, «мы достигли до самой вершины благ, вступили в самую столицу праздников, пришли к самому плоду обетования Господня... Чрез Него (чрез Духа Святаго) мы освобождаемся от рабства, призываемся в свободу, вводимся в усыновление, вновь, так сказать, созидаемся, слагаем с себя тяжкое и смрадное бремя грехов; чрез Духа Святаго мы видим лики священников, имеем полки учителей; от этого источника и дары откровений, и дарование исцелений; и всем прочим, что обыкновенно украшает ее, Церковь снабдевается отсюда. И Павел взывает так: «вся сия действует Один и Тойжде Дух, разделяя властью коемуждо, якоже хощет» (1 Кор. 12:11).
Вот почему, кто желает пользоваться благодатными средствами, необходимыми для нашего духовного возрождения — ибо в этом и состоит сущность христианства: стать новою тварью — тот должен принадлежать к Церкви, но, конечно, к истинной Церкви, а не к какой-либо созданной людьми организации, называющей себя «церковью», каковых сейчас много. Без благодати Божией, подаваемой только в истинной Церкви, невозможно духовное возрождение, невозможно и вечное спасение!
Христос-Спаситель сказал ясно: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Матф. 16:18). Следовательно, Он создал одну Церковь, а не много разных церквей, ибо тогда Он говорил бы во множественном числе — «церкви». Вот почему странно слышать претендующие на авторитетность речи некоторых современных деятелей «движения», именующего себя «христианским», будто существование в христианстве различных «церквей»: римо-католической, протестантской и др. есть явление положительное, ибо каждый может выбрать для себя «церковь» по своему вкусу, какая больше ему нравится, больше подходит. Еще страннее было слышать нам выступление одного такого либерального профессора-прогрессиста, который красноречиво развивал мысль, что православие, римо-католичество и протестантизм — это одно и то же христианство, но только «с разных точек зрения»: «все равно, как», проводил он такое сравнение, «если аэроплан летит над городом, то с разных мест своего полета он видит город в различных частях его, и город поэтому представляется ему по-разному, смотря по тому, откуда на него смотрят».
Такое мнение, конечно, в корне противно учению Слова Божия, которое ясно учит:"Да будут вси едино" (Ин. 17:11); «Един Господь, едина вера» (Ефес. 4:5); «быть в единомыслии между собою» (Рим. 15:5); «Будьте единодушны и единомысленны» (Флп. 2:2); «Будьте все единомысленны» (1 Петр. 3:8); «Будьте единомысленны между собою, не высокомудрствуйте, не мечтайте о себе» (Рим. 12:16).
Призыв к единомыслию и единодушию христиан в Церкви проходит красной нитью через все Священное Писание, ибо какая «церковь» может быть там, где каждый мыслит и чувствует по-своему, «по своему вкусу». Церковь есть «столп и утверждение Истины» (1 Тим. 3:15), а Истина только одна, а потому и истинная Церковь может быть только одна.
Вот к этой-то единой истинной Церкви, основанной Самим Господом Иисусом Христом и утвержденной Его святыми Апостолами, мы и должны принадлежать, если хотим духовно возродиться и наследовать вечное спасение.
Но принадлежать к ней, само собой разумеется, надо не только формально, а всей душой — всем внутренним существом своим: надо жить в Церкви, исполняя ревностно все ее наставления и предписания и принимая благодатные таинства, установленные для нашего духовного очищения и возрождения — для возсоздания нашей падшей грехом человеческой природы.
Без этого одна только внешняя принадлежность к Церкви нас не спасет, а может даже послужить к большему осуждению — за пренебрежение к великому дару Божию, которым мы обладали, но презрели, не пожелали им воспользоваться.
Единая истинная Церковь, к которой необходимо принадлежать и в которой надо жить для спасения, это Церковь Восточная — Православная, которая вот уже почти 20 веков свято и нерушимо хранит догматическое и нравственное учение Евангелия и весь канонический дисциплинарный строй, основанный на нравственных требованиях евангельского учения.
Что это действительно так, об этом свидетельствуют как раз обвинения, которые бросаются ей, будто она «закоснела», «окаменела», «находится в параличе», «противится прогрессу», «не хочет идти в ногу со временем». Все эти обвинения и заключают в себе высочайшую похвалу для нее, как единой истинной Церкви, хранящей неизменно все то, чему учил Христос и Его Святые Апостолы, Им наученные.
Но в наше время, особенно после падения Православной России, разрушенной врагами христианства, и в Православной Церкви появились грозные симптомы Отступления от истинной веры.
Это — всякаго рода своеумие, вольнодумство, рационализм, либерализм, модернизм, приведшие, в конце концов, все поместные православные церкви к так называемому «экуменизму», ставящему своей задачей объединение всех вероисповеданий без внутреннего их единения, без единомыслия и единодушия, к которому призывает Слово Божие.
Согласно ли такое единение с первосвященнической молитвой Христовой: «Да будут вси едино; якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут» (Ин. 17:21) — судить не трудно!
Это не единение в Боге, а в ком-то другом, кому нужно всех крепко соединить в полном подчинении себе для его темных, адских, нечистых целей. Так будет стремиться объединить всех в подчинении себе противник Христов — Антихрист, как об этом предрекали еще Святые Отцы первых веков христианства.
И вот сейчас идет усиленная работа по внутреннему разложению Православной Церкви, как единственной Церкви истинной, стоящей на пути Антихристу в осуществлении им своих планов.
Там, где колеблются догматы, где подрывается нравственное учение Евангелия и основанный на нем канонический строй Церкви, там явна работа слуг грядущего Антихриста, как бы они себя ни называли и в какие бы одежды ни облекались.
«Врата адовы» не одолеют Церкви, но они одолевали и вполне могут одолеть многих мнящих себя быть столпами Церкви, как свидетельствует церковная история, поскольку они своемудрствуют, оставляя единомыслие и единодушие со всей Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью и полагаясь на свои собственные домыслы и соображения, идущие вразрез с учением Евангелия, святых Апостолов и Отцев Церкви.
«Блюдите убо, како опасно ходите!» предостерегало Слово Божие еще в Апостольские времена (Ефес. 5:15) всех христиан.
Не с большим ли еще правом должны мы помнить и всем и каждому постоянно напоминать это апостольское предостережение в наши дни, которые стали теперь столь «лукавы», как никогда прежде?
Будем же усердно молить Пресвятую Троицу, да помилует и избавит нас от лукавства наших времен, которое стало уже как бы второй природой многих. И станем хранить свое единение с истинной Церковью Христовой, чуждой всякаго лукавства, моля благого Утешителя:
«Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны!..»
«Прииди к нам, Душе Святый, причастники Твоея содевая святости!..»
«Прииди к нам, Утешителю, Твоего утешения исполняяй!..»
В переживаемое нами время общего осквернения всех сторон современной жизни, глумления над святостью и постоянных скорбей от господства нечестия, мы особенно нуждаемся в благодатной помощи и утешении Духа Святаго, ниспосылаемого нам Промышлением Всесвятой Троицы в истинной Христовой Церкви.
«Троице Святая, слава Тебе!»