Понятие «личность» ныне четко ассоциируется с либеральной демократической идеологией. Постоянно говорится о правах личности, ее достоинстве, возможностях. Личность воспринимается как «Я», как «эго» — нулевая координата социального космоса. Все через нее, и ничего без нее. Но нулевая координата не зря имеет такое название: как у бублика, здесь все самое интересное — на поверхности, внутри — дырка. Внутренний мир — сугубо интимная сфера, и, как часто бывает, чем беднее, тем интимнее. Важен только статус. Между тем подобная смысловая стерилизация отнюдь не изначальна. Появление слова «личность» в применении к отдельному человеку имело для России значение поистине эпохальное.
Еще в XVIII и в начале XIX столетий словом «личность» называли оскорбление, пристрастность, самолюбие. Так,
Иная брань, конечно, неприличность,
Нельзя писать:
Козел в очках, плюгавый клеветник,
И зол, и подл: все это будет личность.
Иногда под «личностью» понимали также особенность, отличие. Именно в этом значении слово употреблял
Первым, кто придал понятию «личность» новое — именно духовное — значение, был выдающийся русский государственный деятель
Дитя своего века, Сперанский в течение всей жизни увлекался самыми различными мистическими учениями, но духовный опыт семьи (он был сыном священника) и время обучения в семинарии даром не прошли. В 1816 году Сперанский с изумлением прочел Добротолюбие (в 1793 году оно было переведено на славянский язык преподобным Паисием Величковским) и, по его собственному признанию, нашел в нем все то, что ранее искал у французских и латинских
В Добротолюбии, которое столь поразило Сперанского, были помещены наставления святого Макария Великого, где были и такие слова: «Как муж тщательно собирает в дом свой всякие блага, так и Господь в доме Своем — душе и теле — собирает и полагает небесное богатство Духа… Как тело без души мертво и не может ничего делать, так без небесной души, без Духа Божия и душа мертва для Царства и без Духа не может делать того, что Божие»5. «Первообразная власть духа», о которой пишет Сперанский в своем определении личности, означает именно это.
Незавершенное «Руководство к познанию законов» было опубликовано в 1845 году. К этому времени в сердцах русского образованного общества царил Гегель. Под его влиянием понятие «личность» становится популярным. Однако что оно в данном случае значит? Для Гегеля «личность» — это субъект, самосознание, «Я»6. Философ высоко ценил роль христианства и считал, что именно оно принесло человеку осознание себя как личности, но упор делал именно на интеллектуальную сферу. Христианство и Сам Бог тут воспринимаются как идея, факт сознания.
Уже в 1847 году в России разгорелся первый спор о «личности». Молодой профессор юридического факультета Московского университета
Кавелин был западником, и его статья была резко раскритикована славянофилом
Гегельянское понимание не было полностью отброшено; наоборот, позднее оно проросло и укрепилось в оппозиционной — преимущественно социалистической — среде (
Активное использование слова «личность» славянофилами в середине
О любви как единственной силе, способной сохранить человеческую личность, писал
Достоевский четко противопоставил те два понимания личности, о которых уже было сказано. Писатель, переживая смерть первой жены, в свою записную книжку в Великий четверг 1864 года занес такие слова: «16 апреля. Маша лежит на столе. Увижусь ли с Машей? Возлюбить человека как самого себя, по заповеди Христовой, — невозможно. Закон личности на земле связывает. „Я“ препятствует. Один Христос мог, но Христос был вековечный от века идеал, к которому стремится и по закону природы должен стремиться человек. Между тем после появления Христа, как идеала человека во плоти, стало ясно как день, что высочайшее, последнее развитие личности именно и должно дойти до того (в самом конце развития, в самом пункте достижения цели), чтоб человек нашел, сознал и всей силой своей природы убедился, что высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего „Я“, — отдать его целиком и каждому безраздельно и беззаветно. И это величайшее счастье»15. «Закон личности на земле», о котором говорит Достоевский, вступает в силу именно тогда, когда эта личность замыкается на своем «Я». Противопоставить этому можно только «первообразную власть духа». Без самопожертвования (то есть любви в духе), без «Ты» личность деградирует, распадается ее внутренняя иерархия.
Таким образом, уже в XIX веке в России сформировалось два понимания человеческой личности: одно было основано на новозаветном и святоотеческом понимании и предполагало самореализацию человека в духе и любви, конечной задачей личности выступало обожение; второе происходило от идеалистической (гегелевской) философии и было связано с самосознанием и переживанием собственного «Я». Раскрытие личности, иными словами, предполагало два прямо противоположных пути — в Боге и через Бога или в себе самом и через самого себя.
ПРИМЕЧАНИЯ:
- Карамзин
Н. М. История государства Российского: В12-и т. Кн. 1. Т. 1–2. М., 1993. С. 14. - Сперанский
М. М. Руководство к познанию законов. СПб., 2002. С. 52. - См.: Сперанский
М. М. Письма кФ. И. Цейеру // Русский архив. 1870. С. 176–187, 191, 193–194; СперанскийМ. М. Письмо кС. М. Броневскому // Русский архив. 1870. С. 199–202. - Феофан Затворник, святитель. Письма о духовной жизни. Письма 1–3.
- Добротолюбие. Т. 1. Сергиев Посад, 1992. С. 157, 197.
- См.: Гегель Г.-В.-Ф. Философия права. § 33, 35, 39.
- Кавелин
К. Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М., 1989. С. 19–20. - Там же. С. 20.
- См.: Там же. С. 68–94.
- Белинский
В. Г. Собрание сочинений: В3-х т. М., 1948. Т. 3. С. 437. Г. А. Обозрение журналов за апрель // Московский городской листок. 1847. 30 мая. С. 465.- Киреевский
И. В. Разум на пути к истине. М., 2002. С. 281. - Хомяков
А. С. Письмо кг-ну Бунзену // ХомяковА. С. Сочинения : В2-х т. М., 1994. Т. 2. С. 207–208. - Достоевский
Ф. М. Зимние заметки о летних впечатлениях // Полное собрание сочинений: В30-и т. Т. 5. М., 1973. С. 79. - Достоевский
Ф. М. Записная книжка1863—1864 гг. // Там же. Т. 20. М., 1980. С. 172.