Очередным гостем писательского клуба в доме Набокова стал Андрей Битов. Он объяснил, почему упал спрос на литературу, и поделился секретами своей «творческой кухни».
Писателю, оказывается, не всегда важно знать, кто его читает. Но ему важно осознавать, что он не выпал из общественного процесса. Если при этом он сталкивается с тем, что его произведения, написанные полвека назад, трогают сегодняшнюю молодежь, он поневоле задумывается о том, что, наверное,
Об этом и о многом другом шел разговор в писательском клубе, гостем которого был Андрей Битов. В разговоре помимо постоянного ведущего Дмитрия Каралиса принимали участие редактор отдела культуры «НВ» Владимир Желтов и корреспондент Алина Циопа.
Дмитрий Каралис: Андрей Георгиевич, скажите, в Петербурге вы чувствуете себя иначе, чем в Москве?
Андрей Битов: Безусловно.
Д.К.: С чем это связано? С блокадным детством, которое вы здесь провели?
А.Б.: И с ним тоже. Зимние улицы, заваленные снегом и льдом, были очень похожи на блокадную разруху 1941–1942 годов.
Д.К.: Трудно жить на два дома — на петербургский и московский?
А.Б. У меня тут образовалась деревенька — из дома, где живет моя первая семья, я хожу через двор в свою последнюю семью. Мои внучка и сын росли как брат и сестра. Приезжаю в Питер главным образом
Д.К.: Может, лучше, если бы сын рос в Москве? Рядом с вами?
А.Б.: Он приезжал ко мне в Москву, но для него это совершенно пустой город. У него там нет компании, и скучно, нечего делать. Здесь он тоже ничего не делает, но ему не скучно.
Д.К.: Андрей Георгиевич, сын читает ваши книги?
А.Б.: Толкиен — самая сложная литература, которую он прочитал. Акунина читал. Он вообще не читает, он слушает музыку, играет. Это беда, конечно.
Алина Циопа: Но это ведь показательно. Сейчас в принципе молодое поколение читает гораздо меньше.
А.Б.: То, что очень упал спрос на литературу, объясняется довольно просто. Существует гласность, и любая чернуха, порнуха, светские сплетни могут быть просто прочитаны в газете. Это было абсолютно невозможно при советской власти. Тогда люди начинали читать художественную литературу, скажем тот же «Новый мир», потому что хоть там можно было наковырять немножко правды, гласности. Литература была глотком свободы. Сейчас для этого есть другие источники.
Д.К.: Как вы считаете, сегодня литература остается темой для разговора или она уже на обочине?
А.Б.: Она всегда может быть темой для разговора. Если вы найдете автора, о ком можно говорить. О литературном процессе говорить нечего — он выдумывается критиками, чтобы им было чем властвовать, что тасовать, как распределять репутации и так далее. А вообще существуют только совершенно одинокие, индивидуальные авторы. И их всегда немного.
Д.К.: В одном интервью вы сказали, что вас сделал Запад…
А.Б. Вероятно, фраза вырвана из контекста. Меня сделала семья и русская литература XIX века. Ничего больше читать было нельзя и неинтересно в то время. А на Запад меня не пускали, я попал туда после пятидесяти. И ни у кого я не учился. Конечно,
Я считаю благословением Божьим, что я оказался в Горном институте. Попал в среду, которая мне понравилась, и
За эти два года на курсах я посмотрел все кино мира, которое было запрещено в России и, видимо, конфисковано на таможне. Я подружился с сокурсниками, объездил весь Союз, завязал множество знакомств.
Д.К.: Ваша проза удивительно неровная. То, что вы писали об Армении, — первая ваша публикация, и то, что вы написали потом, — совершенно разные стили, настроения. Почему так?
А.Б.: Я не могу ответить. Этапы, периоды, развитие. Каждая вещь должна быть следующей. Это единственный принцип.
Д.К.: Вы пишете душой или чернилами?
А.Б.: Я вообще никогда не пишу. У меня в «Записках
Д.К.: Есть
А.Б.: Неожиданно я стал общественной фигурой. Я был с самого зарождения этого
Д.К.: На недавней встрече с Путиным вы о чем говорили?
А.Б.: Я пришел к
Д.К.: Какое впечатление произвел на вас Путин?
А.Б.: Слушает профессионально. Делает
Д.К.: У вас создалось впечатление, что это — человек мозга?
А.Б.: Не знаю, нужен ли мозг для настоящего правителя. Для настоящего правителя нужен прежде всего инстинкт, это гораздо выше. Путин им обладает.
А.Ц.: Как вы считаете, после той встречи, когда Путин сделал шаги навстречу писателям, поручил им помогать, премии давать, —
А.Б.: Надо посмотреть во времени. Потому что одно дело — дать указания, другое — их выполнить. Разговор о судьбе толстых журналов ведется уже
А.Ц.: Но каким образом знание иностранных языков поможет сохранить наш собственный язык?
А.Б.: Посмотрите, великий русский язык все абсолютно поглощает, в нем есть латынь, греческий, французский, английский, — я не имею в виду засорение языка. Я говорю о самом способе думать, когда появляется через Пушкина французский оборот ума, через Набокова или Бродского выглядывает английский… Это развитие языка. Язык мудр, это самая большая библиотека, которая у нас есть. Из любого слова может получиться целая книга. Владимир Даль, создатель словаря, — именно он, европейский человек, датчанин с немецкими кровями, последовательно сделал столько, сколько не сделает десять
Владимир Желтов: Вы говорите, народ разучился читать. Но в метро читают не меньше, чем при советской власти. Другое дело, что читают? В книжных магазинах самые длинные полки заняты детективами и фантастикой…
А.Б.: Совершенно нормально: это отпущенный рынок. Русская литература была свежа и хороша тем, что не являлась профессиональной. Но при этом была великой. Она зародилась в обеспеченном дворянском классе и только к концу ХIХ века стала кормить некоторых хороших писателей.
И вот началось производство в русской литературе. Этому периоду буквально 100 лет, потому что от зрелого Пушкина до гибели Блока — как раз столетие, сущие пустяки. ХХ век был загнан и подвержен идеологии… Когда в
Д.К.: А ваш «Улетающий Монахов»? Это достойная вещь, которую читают…
А.Б.: Чтобы написать такую книжонку, которую еще не всякий прочтет, и бог знает, какими тиражами она будет напечатана, мне понадобилось 40 лет. Значит, это абсолютно непрофессионально, и это хорошо. Я не профессионал. Борис Акунин, интеллигентный и куда более образованный, чем я, придумал гениальную вещь — надо писать детективы, отражая то время, когда они в России должны были родиться, — времена
Дело в том, что критериев для оценки, строго говоря, нет. Успех можно измерять гонорарами, всенародной любовью, числом показов по телевизору… Всенародная любовь в эпоху запретов досталась Высоцкому и Жванецкому. По праву. Солженицын сдвинул мир, а они сдвинули внутреннее сознание — люди пели и смеялись, несмотря на давление и запреты. Причем смеялись от низов до верху, включая Политбюро. Такие явления крайне редки. Я к ним не принадлежу. Я не знаю, каким бы я был писателем, если бы я возник в эпоху рынка. Например, меня никогда не заботил читатель. Но он у меня тем не менее появился — тот, который со мной вместе образовывался, со мной вместе постарел. Но — возникла следующая волна чтения, и оказывается, что мой текст пережил эпоху забвения — вот это уже интересно. У меня остались живыми тексты с
Д.К.: Вы были председателем петербургского
А.Б.: Да, это была моя инициатива. Там произошла
Д.К.: Кого из современных российских писателей вы назовете настоящими классиками?
А.Б.: Юрий Казаков первым начал писать качественную прозу в России в условиях соцреализма. Он и Шукшин — чудесные самородные и в то же время традиционно русские классические явления. До таких высот никто не поднимался. Шукшин — я имею в виду только в области рассказов, без его сценарной деятельности. Думаю, еще Фазиля Искандера и Людмилу Петрушевскую можно отнести к очень крупным писателям. И востребованным. Может быть, Юз Алешковский на Западе особняком стоит.
Д.К.: У меня до сих пор хранится дома ваш альманах «Багажъ». Вы человек, который постоянно старается в общественной жизни страны
А.Б.: Для меня это не общественная жизнь. «Багажъ» — это была во время застоя попытка объединить моих друзей в
А.Ц.: Вы
А.Б.: Я не хочу говорить, что собираюсь написать следующую книгу и что она будет самой лучшей, — это пошлость. Я вдруг осознал, что у меня в чудовищной запущенности мои личные дела — мои дети, мои квартиры. Если бы я успел это сделать, я был бы честным перед памятью жены. Я должен это доделать. Остальное все идет само собой во многом. Халтурить я не умею и иногда беру на себя лишнее. Надо учиться от
В.Ж.: Можете дать читателям совет, с чего и в каком возрасте начинать детям читать, какие книжки? Вот вы сами на чем росли?
А.Б.: Какие тут могут быть рекомендации? Для меня чтение в детстве началось с двух книг, которые я одолел самостоятельно, — это был «Робинзон Крузо» и «Записки охотника». Мать к моему дню рождения пошла и обменяла
В.Ж.: И
А.Б.: Вы правы, писателем я себя осознал тогда, когда готовился к выпускному экзамену в
Д.К.: Андрей, мне кажется, что главные герои ваших произведений — вы сами.
А.Б.: Я гораздо более положительный, чем мои герои. Если хотите знать, я подумал уже на склоне лет: зазнайство мне тоже иногда свойственно. Моя правда в чем? Человек себе всегда врет. А потом он обвиняет, что ему врет государство, общество и другие — близкие и так далее. Но он себе врет! Я со своим героем поступал жестоко. Меня всегда интересовал вообще не