17 сентября 2014 г. исполняется 75 лет со дня начала воссоединения западно-украинских земель с Украиной в составе СССР. Должно быть, сегодня это — самая удивительная дата в украинском политическом календаре в контексте отечественной и мировой истории. Потому что это, наверное, — единственный пример, когда день воссоединения народа в составе единого государства не только не празднуется на высоком официальном уровне, но, напротив, подвергается хуле, объявляется, по сути, днем преступления против народа или же замалчивается!
Три года назад Италия торжественно отметила 150-летие рисорджименто (возрождения) — объединения страны в борьбе против иноземного господства, осуществлённого в 1861 году при решающем руководстве Джузеппе Гарибальди. Правда, окончательно Италия объединилась только в 1870 году после ликвидации Папской области и фактического переноса столицы в Рим.
Скоро Германия будет праздновать 25-летие падения Берлинской стены — события, за которым последовало (октябрь 1990 года) воссоединение немецкого народа, расплатившегося за преступления гитлеровского режима.
А на следующий год очередь праздновать юбилей воссоединения придёт к Вьетнаму. 30 апреля 1975 года северо-вьетнамские войска и повстанцы Южного Вьетнама, завершая операцию «Хо Ши Мин», вступили в Сайгон. Был свергнут тамошний проамериканский режим, завершилась долгая, разрушительная и кровавая война, в которой вьетнамский народ, боровшийся за свою независимость и единство, проявил подлинные чудеса стойкости. В итоге летом 1976 года произошло объединение Демократической республики Вьетнам (ДРВ) и Республики Южный Вьетнам в единое государство Социалистическая республика Вьетнам (СРВ).
Для итальянцев, немцев, вьетнамцев годовщины воссоединения их стран — крупные национальные и государственные праздники, предмет гордости народов. И только для сегодняшней националистической Украины 17 сентября — траурная дата, привязанная к преступному пакту Молотова-Риббентропа.
* * *
Уже набило оскомину постоянно объяснять критикам Договора о ненападении между Германией и СССР (пресловутого пакта Молотова-Риббентропа), что, нападая на него, они подыгрывают западным соседям Украины, давая им в руки юридический козырь в обосновании их притязаний на западно-украинские земли. В какой-то степени понятно неприятие пакта Молотова-Риббентропа поляками и прибалтами, но чем же он плох для Украины, раз уж она в результате подписанного договора смогла воссоединиться? И более того, благодаря ему на Западную Украину Вторая мировая война пришла почти на 2 года позже, чем могла бы прийти. В сентябре 1939-го боевые действия регион почти не затронули: на Львов, например, за первую неделю сентября упало незначительное число немецких авиабомб, которые не причинили существенных разрушений и человеческих жертв.
Пакт Молотова-Риббентропа, говорите, был «аморален», представлял собой «сговор двух тоталитарных режимов»? Но вся история дипломатии — это история закулисных переговоров и секретных соглашений. Дипломатия — это вообще, можно сказать, «искусство возможного»...
И ведь, как известно, Советский Союз вынужденно пошёл на соглашение со своим злейшим врагом — нацистской Германией — лишь после того, как не смог договориться с Англией и Францией о создании единого фронта против Гитлера. Не смог договориться, потому что «демократические» державы Запада очень уж рассчитывали направить гитлеровскую агрессию дальше на восток, против СССР, и потому как та же панская Польша была больше склонна к союзу с Германией против СССР, чем к военному блоку с Советским Союзом против Германии!
Судьба Польши была предрешена. К тому моменту, когда Красная армия выступала в свой поход на земли Западной Украины и Белоруссии, польское государство уже фактически перестало существовать. Немцы уже к 13 сентября достигли предместий Варшавы, власть бежала, польская оборона распадалась на отдельные очаги сопротивления, и отпор врагу всё больше становился делом самоорганизующихся польских патриотов, как это было, в частности, при героической обороне Варшавы. По логике украинских «разоблачителей» событий 17 сентября было бы, очевидно, лучше, чтобы немецкие полчища уже в 1939 году, не встречая сопротивления, «освободили» всю Западную Украину и Львов!
* * *
«Сознательные» украинцы вообще — удивительные люди! Неоспоримый факт: Украина в границах 1991 года была сформирована в исторических и политических рамках Российской империи и СССР трудами и ратными делами деятелей этих ушедших в историю государств. Екатерина II, А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков освободили от турок то, что сейчас снова начинают называть Новороссией. В. И. Ленин, руководствуясь правом украинского народа на самоопределение в союзе с братским русским народом, учитывая сложные реалии, сложившиеся на Украине после 1917 года, создал государство Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР), которое укрепили включением в него пролетарского этнически русского Донбасса. И. В. Сталин присоединил к нему Галичину, Волынь, Буковину, Бессарабию и Закарпатье, а Н. С. Хрущёв подарил Крым. Но сегодня всех вышеперечисленных деятелей (за исключением Хрущёва — про него все попросту забыли) исключительно проклинают, объявляют «врагами» и «палачами» Украины; Ленина низвергли почти со всех уже пьедесталов, да и к памятнику Екатерине Великой в Одессе протягивают руки местные «свободовцы»!
Хотя всем им, по идее, памятники на Украине должны-то как раз ставить!
Существовала бы сегодня Украина в том виде, в котором она существует (вернее, существовала до недавнего времени, пока не начался майданный беспредел), если бы не походы чудо-богатырей Суворова, если бы не политическая позиция, занятая в годы Гражданской войны большевиками во главе с Лениным, если бы не внешняя политика и военные победы СССР сталинского периода?
Правда истории, которую сегодня категорически не хотят признавать «патриоты Украины», состоит в том, что только Советский Союз был способен решить грандиозную задачу воссоединения всего народа после его более чем полутысячелетнего разделённого бытия. Восстановив при этом единство восточнославянского мира, уходящее корнями к эпохе Киевской Руси; исполнив то, о чём мечтали, но не могли осуществить, начиная со времён Богдана Хмельницкого.
Была попытка вернуть Галичину в 1914 году: русская армия освободила Львов и почти все области нынешней Западной Украины. Но сил не хватило: уже в 1915 году из-за нехватки боеприпасов и других причин пришлось отступить. Причём тогда воссоединению помешали и западно-украинские националисты, воевавшие против братьев-славян за интересы славянофобской Австро-Венгерской империи.
Попытались вроде бы воссоединить УНР и ЗУНР в 1919 году. Только государство у них получилось нежизнеспособным, быстро усохшим до масштабов «под вагоном территория». Показательно, что на момент принятия «Акта злуки» Львов давно уже находился под контролем поляков. Сыграли тогда свою чёрную роль и западные «союзнички», вставшие в украинско-польском конфликте целиком на сторону Польши: Франция (прежде всего) видела в Польше сильный противовес как Советской России, так и Германии, отчего постаралась укрепить новообразованное польское государство.
Итогом всех этих комбинаций стало то, что народ Западной Украины оказался под властью Польши.
* * *
Нравится это кому-то или нет, но именно в ходе событий 1939-1945 годов формировалась и расширялась территория УССР. И вот что крайне опасно: в выступлениях лидеров постмайданной Украины всё отчётливей звучит идея отказа от того положения, что независимая Украина — правопреемница Советской Украины. Что «предками» нынешней Украины являются УНР, ЗУНР и прочие эфемерные образования времён смут, но никак не УССР, выступившая, помимо всего прочего, одним из основателей ООН. Поскольку, дескать, вся «история украинцев» в составе Российской империи и СССР была сплошным кошмаром и «геноцидом», то от этого «дурного наследия» надо поскорее и полностью отказаться.
Опасность таких идей, ежели их юридически оформят, состоит в том, что из отказа от правопреемственности прямо следует отказ от нынешних границ Украины.
Но этого, похоже, «вожди» Украины понять не могут...