Вы здесь

Прокомментируйте, пожалуйста, формулу самооценки: «Я не хуже других, но я и не лучше других»...

Здравствуйте уважаемые православные психологи!

Я прочитал статью психотерапевта Валентины Москаленко, и в этой статье психотерапевт говорит, что формула здоровой самооценки проста: убеждение в том,что «я не хуже других», но тут не точка, а запятая. Это уже трудно представляют клиенты. До этого места они неплохо воспринимают, но я говорю: запятая, «...но я и не лучше других». Дальше психотерапевт Валентина Москаленко говорит: Есть здоровая самооценка «Я не хуже других, но я и не лучше других», — это уравновешено.

Прокомментируйте, пожалуйста. Спасибо.

Ответ

Когда мы говорим о здоровой (адекватной) самооценке, то подразумеваем критичное самовосприятие, а так же взгляд на себя соответственно духовным критериям христианства. Таким образом, дополняя вышеприведённую формулу здоровой самооценки можно сказать: «Я не хуже других, но и не лучше. Перед Богом все равны».

У Михаила Пришвина есть такие строки:

«Источник радости.
Какая буря поднимается в душе, когда оглянешься вокруг в природе и почувствуешь себя в ней, как все, обречённым на всеобщую пользу стать частицей гумуса. Когда же буря проходит, начинаешь свой разбросанный хлам приводить в порядок, и эта работа над порядком делается источником радости, и мало-помалу являются силы для охоты за порядком вне себя: так строил человек из века в век свои небеса».

Именно «работа над внутренним порядком» становится «источником радости» при адекватной самооценке: человек, меняя свою внутреннюю суть, стремится служить ближнему через дары, данные ему Богом. 

Я бы хотел поблагодарить за ответ на интересующую мной тему. Разрешите уточнить, можно ли эту формулу «я не хуже других, но я и не лучше других» применять в обыденном житейском смысле? Извините за занудство, просто хочется уяснить до конца. Спасибо.

Руководствуясь формулой «Я не хуже других, но и не лучше. Перед Богом все равны», человек  соотносит свои возможности с реальным уровнем притязаний, т.е. верно соотносит свои силы с теми реальными задачами, которые человек сам ставит перед собой. Это подобно тому, если бы человек видел в своём внутреннем личностном пространстве, одинаково освещённым светом, как свои недостатки, так и достоинства. При этом зрелая личность, хотя и опирается на оценки окружающих людей, но не является зависимой от их мнения.

Говоря об освещённости личностного пространства, нужно понимать, что нравственная интуиция, являющаяся одной из составных частей «Духовного Я» как раз и является тем прожектором, который освещает наши внутренние проблемы. Незрелая личность подобна человеку, идущему на ощупь, спотыкающемуся о проблемы и трудности и постоянно оглядывающемуся назад или на тех, кто идёт рядом. Нам нужно понимать, что и те люди, которые нас окружают, возможно не обладают адекватной самооценкой, и потому не могут быть ориентиром в нашей жизни во всей полноте. Поэтому-то мы и говорим, что главным ориентиром является Господь.