Вы здесь

В ночь Хэллоуина

В школе №… готовились к необычному празднику — Хэллоуину. Много праздников перевидала в своих стенах эта старая школа. Но вот Хэллоуин — это было в новинку. Такого праздника здесь не проводили еще никогда. Поэтому и не знали толком, как же его отмечать, этот самый Хэллоуин… Однако требовалось непременно не только провести этот, так сказать, праздник, но и постараться сделать это как можно лучше. Дело в том, что как раз в это время в город собиралась прибыть делегация из города-побратима П. Если поискать этот город на карте, то окажется, что находится он в Америке. То есть в той самой стране, где принято праздновать Хэллоуин. В предполагаемую экскурсию по городским достопримечательностям входило и посещение школы №… — старейшей школы города.

Поэтому к приезду гостей в школе предполагалось устроить торжество. А так как день визита иностранцев совпал с тем самым днем, когда празднуется Хэллоуин, то было решено показать гостям, что и в России тоже умеют праздновать его не хуже, чем в Америке. Тем более, что, по слухам, гости собирались подарить школе новый компьютер. А за такой замечательный подарок стоило постараться.

После этого неудивительно, что во всех классах началась подготовка к проведению Хэллоуина. Проводилась она и в 3-а классе, где учился Вася Смирнов. Там учительница Марья Степановна объяснила ребятам, что это за праздник такой — Хэллоуин, и как его надлежит праздновать:

— Это такой старинный народный праздник. В этот день принято наряжаться чертями, ведьмами и разными другими страшилками, бегать по улицам и угощать друг друга сладостями. В общем, Хэллоуин — это такой веселый осенний карнавал.

Тут некстати подал голос Саша-маленький, вечно задававший разные каверзные вопросы:

— А разве Хэллоуин — это русский праздник?

Учительница немного смутилась.

— Нет, не русский. А что из того? Теперь будет и русским.

Тогда задала вопрос одна из девочек:

— А можно нарядиться принцессой?

— Да ты лучше Бабой-Ягой нарядись, - посоветовала Марья Степановна. — Это куда проще. Платок повяжи, лицо вымажь углем или сажей, а в руки возьми метлу. Знаешь, как здорово получится! Может, тебе за самый страшный костюм даже приз дадут!

Слова о возможности получить приз за самый страшный костюм возымели действие, и больше никто не задавал вопросов учительнице.

Придя домой, Вася сообщил маме и бабушке о том, что у них в школе собираются праздновать Хэллоуин.

— А что это за «хэлувин» такой? - спросила бабушка. И Васе пришлось рассказать все то, что он услышал об этом празднике от учительницы. И про «старинный народный праздник», и про то, кем надо в этот праздник наряжаться и что делать.

Надо сказать, что Васина бабушка была православной. Она не скрывала своей веры даже в те времена «воинствующего атеизма», когда веровать было опасно. Между прочим, у Васиной бабушки было одно замечательное свойство. Где бы она ни появлялась, она всегда приносила с собой мир и радость. Давным-давно, еще в 4 веке, один высокообразованный язычник восхищался тем, «какие замечательные жены у христиан». Если бы он увидел Васину бабушку, он мог бы снова повторить свои слова. За свою долгу жизнь она привела к вере многих людей. В том числе своего зятя — моряка, отца Васи. Причем она обратила их в Православие не столько убеждениями, сколько своей праведной жизнью.

Выслушав рассказ внука о предстоящем в школе празднике, бабушка насторожилась.

— Разве это хорошо — всякими ужастями наряжаться да народ пугать? Это не праздник, а бесовщина. Лучше бы ты, Васенька, на него не ходил.

Вася и сам не стремился участвовать в сомнительном празднике. Но, коль скоро в школе требовалось его провести, поневоле приходилось подчиниться желанию взрослых. Да и перед одноклассниками неудобно было. Засмеют. Одно Вася решил твердо — никаким чудищем он наряжаться не будет. А просто наденет хранящийся на антресолях прошлогодний костюм, который они с мамой и бабушкой смастерили к Рождественскому спектаклю в воскресной школе. В этом спектакле Вася играл одного из волхвов - с белой ватной бородой, в островерхом колпаке со звездами и в халате. Вполне сойдет за костюм сказочного звездочета.

Празднование Хэллоуина должно было начаться в школьном зале, часов в шесть вечера. Накануне Вася из любопытства забрел туда. В зале суетились старшеклассники, украшая сцену. Вернее, придавая ей как можно более устрашающий вид. По углам черного занавеса белой краской была нарисована паутина и силуэты летучих мышей. Тут же виднелись «привидение», сделанное из старой простыни с намалеванными на ней глазами и оскаленным ртом, а также вырезанный из старого резинового мяча «Джек-тыквенная-голова» - традиционный атрибут Хэллоуина, представлявший собой фонарь с вырезанными глазами и ртом, в который для подсветки были вставлены лампочки. Всеми этими приготовлениями руководил неизвестный и неизвестно откуда появившийся в школе молодой человек, одетый в черное, которого вполне могли звать Ваней или Сашей. Однако сам он гордо величал себя Атанасом.

И вот наступил день приезда иностранных гостей и день Хэллоуина. Еще за сутки до этого Вася начал ощущать усталость и недомогание. Поэтому, придя домой из школы за несколько часов до праздника, он прилег, попросив бабушку разбудить его в пять часов.

Васин сон прервал грубый толчок в бок. Он открыл глаза. Было уже темно. Мимо него пронесся какой-то волосатый тип в плаще из косматой звериной шкуры. Именно он толкнул и разбудил Васю. Вслед за ним появилась еще целая толпа таких же людей в одеждах из грубого холста и звериных шкур. Вася понял, что перед ним - артисты, участвующие в массовке какого-то спектакля из жизни древних людей. Они оживленно разговаривали между собою, но сперва Вася не мог понять их слов, за исключением одного: «хэллоуин». Постепенно до него все больше и больше стали доходить отдельные слова, и он понял, что все эти люди собрались, чтобы отпраздновать этот самый Хэллоуин. Но как же хорошо играли эти артисты — они были совсем как настоящие древние люди! Интересно только — где директор школы нашел такое множество актеров?

Невдалеке от себя Вася увидел каменную плиту. Возле нее стоял старик в длинной одежде, с посохом в руке. На шее у него было ожерелье из кривых клыков какого-то зверя. Старик имел властный и величественный вид, и Вася догадался, что это — главный жрец какого-то племени. Вернее, артист, который исполняет роль жреца. Вокруг камня возились его несколько бородачей, судя по всему, его ассистенты. Одни складывали дрова для костра. Еще двое или трое доставали из мешков барабан, обтянутый звериной шкурой, какие-то костяные дудки — вероятно, это был музыкальный ансамбль, круто стилизованный под старину, вернее, под древность.

Вдруг старик поднял руку, призывая толпу к тишине. К этому времени его помощники уже разожгли большой костер, так что, при свете пламени, Вася прекрасно видел все происходящее. В тишине запищали дудки, загрохотал барабан. И вдруг раздался радостный рев собравшейся толпы. И Вася увидел, как над толпой на длинном шесте показался оскаленный человеческий череп со светящимися глазами. Казалось, череп торжествующе ухмыляется при виде приветствующих его людей. Жрец сделал повелительный жест рукой, и его помощник подтащил к камню двух испуганно блеющих козлят со связанными ножками. Блеснул нож в руке у жреца, и он, обращаясь к каким-то духам, перерезал козленку горло и бросил его в огонь. Толпа ликующе завопила. Следующего козленка ждала та же участь. Опять раздались торжествующие крики толпы. Дудки и барабан продолжали издавать дикие звуки, а оскаленный череп на шесте все ярче и ярче сверкал пустыми глазницами. И тут-то Вася понял, что присутствует не на спектакле, а на «настоящем» Хэллоуине. Понял, и почувствовал ужас и отвращение.

В это время жрец снова сделал повелительный жест рукой и толпа с восторженными криками упала ниц перед черепом на шесте. Только Вася остался стоять, как стоял.

Жрец заметил это и обернулся к нему. Люди из толпы тоже подняли головы, обернулись к Васе с угрожающим видом, готовые броситься на него по первому знаку жреца. Неожиданно жрец заметил блестевший на груди у Васи крестильный крестик. Васе показалось, что при этом в глазах жреца промелькнул страх.

— Сними это! — приказал жрец Васе, показывая рукой на крестик.

— Не сниму! — ответил Вася. В этот момент он заметил, что после его слов пылающие глаза черепа сразу померкли. И тогда он снова сказал:

— Ни за что не сниму. — И перекрестился. Жрец вздрогнул, но тут же совладал с собой и закричал:

— Убейте его!

Толпа с дикими, угрожающими криками кинулась на Васю. Последнее, что он успел вспомнить, теряя сознание, была молитва: «Господи, спаси меня»… Тут его закружило и понесло куда-то.

Когда Вася очнулся, то увидел, что лежит в своей постели, под иконой с горящей лампадкой, а возле него стоят мама с бабушкой и доктор, Иван Иванович, авторитетно разъясняющий им что-то про аспирин и клюквенный морс. Оказалось, что в самый вечер Хэллоуина у Васи внезапно поднялась температура, поэтому он прометался в бреду всю ночь и очнулся только утром. Стало быть, все виденное и пережитое Васей в ту ночь ему всего-навсего привиделось. Впрочем, сам он решил иначе — что Бог показал ему, что на самом деле представляет собой этот «старинный народный праздник». И избавил от участия в нем.

Когда Саша, проболев недели две, снова пришел в школу, оказалось, что празднование «Хэллоуина» там неожиданно сорвалось. Потому что иностранные гости в город не приехали — то ли рейс у них отменили, то ли еще что случилось. А, узнав об этом, и Атанас куда-то сгинул… Правда, администрация школы погоревала о том, что школе теперь не видать обещанного компьютера. Но Бог неожиданно распорядился иначе — спустя несколько месяцев школе подарили не один, а сразу четыре подержанных, но хороших компьютера. Сделал это один местный бизнесмен, человек православный, когда-то учившийся в этой школе. Между прочим, на святках он сам привез в школу эти компьютеры, а заодно устроил для учеников праздничное угощение с конфетами и пирожными. После этого о несостоявшемся Хэллоуине уже не жалел никто. А администрация школы решила, что в следующем году в школе непременно отпразднуют Православный Праздник Рождества Христова.

Комментарии

Тема, может, и правильная, и злободневная, но написано как-то неинтересно. Что это - стилизация под "книжку для самых маленьких"? Нарочито упрощенный язык, "детский" синтаксис, да и вообще... Есть такая типичная ошибка писателей - слишком длинные предложения, которые для удобочитаемости редакторы разбивают на два-три коротких. А здесь у Вас наоборот: короткие предложения неплохо бы кое-где склеить, чтобы мысль не рвалась на части.
Понимаю, всё понимаю, что детская сказочка. Может, ребёнку бы и понравилось. Но для меня слишком сладко.
Извините.

Вы правы. После того же "Чуда" или "Дневника неизвестного" - слабовато. Говорить об этом не стесняюсь. Что ж, "и на старух бывает прорух"... Единственное дельное - герой погибает. Там, в своем сне. И трагикомическое "прогибание" под благодетелей - за подачку и Хэллоуин сделаем русским праздником. Кстати, и Хэллоуин-то описан неправильно - мне потом говорили, что его совсем не так праздновали. Вот про стилизацию - нет, это я не умею. Пока, по крайней мере. Нет, вру, есть у меня пародия на одну книгу, стилизованная под... Лидию Чарскую..., под названием "Бедный Звездик". Как говорится, кто поищет, тот легко найдет. Вот там да, стилизация, причем очень злая... Ну, да и ладно! А то одни похвалы отдают некоей ложью. Можно и опочить на лаврах, как тот портной из басни Михалкова. Слава Богу, вот и критики появились. Сама Вам с радостью подпою... Ура-ура, в носу дыра! "Шаг вперед, два назад, автор плачет, критик рад". Сама смеюсь, право слово! А Вам мое хлоп-хлоп! Утешили! Е.

Иван Нечипорук

Злободневная вещица! Эта страсть угождания западным гостям, эти западные праздники, я до сих пор не пойму, почему в угоду америке Украина не празднует день благодарения. Наверное потому, что бесовщина интереснее.

Увы.

В точку попали! При всех недостатках рассказа (с вышевисящим комментарием я согласна - он не из моих лучших, но не все ж гнать перлы, можно иногда и перловку состряпать), тема-то именно эта. Слепая погоня за "заграничными наклейками" (ага-а, "а сало русское едят...") и выплясывание на задних лапках за подачку. А получили бы ее - еще, кстати, вопрос. Поверьте, в России то же самое...пляшем. Как там, у Маяковского: "энчеленца, прикажите, аппетит наш невелик..." Эх-ма, да что тут говорить... Е.

Рассказ очень интересный и поучительный - спасибо.
"Когда Саша, проболев недели две"
В это строке Вы имя мальчика спутали - в начале у Вас был Вася:)
С уважением, Елена.

Ой, простите, этим страдаю. Было и посмешнее - издавала книжку, в самом первом рассказе - тр-рягичнейшем "Доме на песке" сестра героини сперва была Розой, потом стала Ритой. Одно утешно - получается, фашисты убили Риту, а Роза выжила. Эх, нет худа без добра - спасла от собственных рук хоть одного персонажа... Как говорится, "Гарри Поттер снова выжил"... Спасибо, узрели "очепятку"! (это есть такой древний журналистский анекдот: объявление в газете: "просим простить за очепятки, допущенные в предыдущем номере"... Е.

Мария Коробова

 Матушка Евфимия, адресность рассказа не вызывает сомнений. Как хорошо показана сущность  этого весьма странного праздника в сновидении мальчика, которого Бог отвратил от бесовщины. Подкупает реалистичность и откровенная сатира в сценах отчаянного стремления угодить иностранцам. В общем, ужасно понравилось. как всегда. 

Нижегородская Омилийка

Охтеньки, не перехвалите. Вон, самый первый комментатор дело сказал: я сама не числю оный опус среди лучших. Реалистичности, кстати, нет. Этот Хэллоуин...или Самхейн, как мне говорили, праздновали не так. Но- в том-то дело, что прибредиться может всякое, главное - суть - язычество, смерть, антихристианское. Правда, читаю сейчас такого американского фэнтэзста Стивена Лохеда (есть у него трилогия "Пендрагон" о короле Артуре, Мерлине...и иже прочие, заказывала в Ваших краях), ну, там друиды вполне готовы уверовать во Христа. Как волхвы.Кстати, кое-кто из них и уверовал потом. Какие они были не в этой книжке, а на самом деле - Бог весть, не знаю. А сказка - на мою тему - неравное противостояние человека и... А побеждает все равно Господь сил! Е. 

Ага, и Вы хвалите. А вот первый комментатор пишет дело. Скажу так: сказка не из лучших. "Девочка и рыцарь" на голову выше. Но - написано было давно, "под тему", и суть вполне дельная - и один в поле воин. Конечно, когда он борется за Божие дело. И когда с ним Бог. Е.