В ночь на 24 августа 2016 года отошёл ко Господу раб Божий Николай Васильевич Суханов. Мне сложно сейчас назвать определённое поприще, на котором подвизался новопреставленный: отдав несколько десятилетий общеобразовательной школе и выйдя на пенсию, Николай Васильевич полностью посвятил себя служению Церкви. Многие годы он являлся старостой Лявлинского прихода в Приморском районе Архангельской области, разыскивал места убиения и захоронения жертв Гражданской войны и мучеников за веру, был издателем, основателем Музея новомучеников и исповедников Русского Севера, основателем Архангельского православного братства, организатором крестных ходов — всего не перечислишь…
Последним и, пожалуй, самым масштабным делом в жизни Николая Суханова стало создание огромной базы данных — Виртуального музея новомучеников и исповедников земли Архангельской. Значительной частью экспозиции должны были стать материалы о северных храмах-мучениках: как ни парадоксально это звучит, но не только люди пострадали за свою веру в ХХ веке — множество церквей были убиты-разрушены, подверглись разграблению и кощунственному осквернению. Николай Васильевич, чтобы сохранить память об этих святынях, мечтал собрать информацию о них в одном месте.
Весной этого года очередь рассказать об истории своих страданий в прошедшем столетии дошла и до нашего Свято-Никольского храма г. Архангельска. Подобрав для виртуального музея подходящие фотографии и написав необходимые тексты, я отправился в гости к Николаю Васильевичу. Закончив сверку и обсуждение подборки материалов, мы долго пили с ним чай и беседовали о жизни Церкви. Вернее, чай пил я — оказалось, что хозяин дома давно несёт добровольный пост, лишая себя ужина и вообще всякой еды в вечернее время. Мы много говорили с ним о таком явлении, как новая православная художественная литература, «накрывшем» Церковь на волне успеха Олеси Николаевой, Юлии Вознесенской и других авторов. Оказалось, что когда-то Николай Суханов за одну ночь написал венок сонетов, весьма высоко оценённый знатоками. Впоследствии автор уничтожил своё творение и дал себе обещание никогда более к этому вопросу не возвращаться, оценив меру ответственности писателя или поэта за каждое произнесённое/записанное слово. В связи с этим Николай Васильевич крайне негативно высказался о веянии последних времён — художественной литературе, создаваемой священниками и монашествующими. По его мнению, до революции такого явления попросту не было: перед человеком стоял выбор — либо писательство, либо пастырское служение Христу. И это, по его мнению, было честно как по отношению к важнейшему литературному поприщу, так и ответственейшему поприщу священства.
Вместе с этим два года назад мне посчастливилось поучаствовать ещё в одном проекте, организованном Николаем Сухановым: написании и издании воспитанниками епархиальной воскресной школы и воскресной школой при Свято-Никольском храме г. Архангельска книги сказок «Рождественская сказка и другие истории». Книга вышла с замечательным предисловием руководителя отдела религиозного образования епархии отца Артемия Ведерникова и была отмечена специалистами в самых различных областях: психологами, педагогами, писателями. Нужно было видеть, с каким азартом работал с детьми её главный редактор. И оставалось только удивляться, как в одном человеке сошлось завышенно-ответственное отношение к литературному творчеству и написание сказок вместе с детьми… В этом, по-моему, обнаруживается некая противоречивость, свойственная любой неординарной личности.
Тогда же Николай Васильевич поделился со мной и своей мечтой: он многие годы думал о создании в Архангельске православной гимназии. Владыка Тихон (Степанов) (†2010), встречая Николая Суханова, так и обращался к нему: «директор нашей гимназии». Покойный епископ верил, что православная гимназия в Архангельске обязательно будет и возглавит её именно Николай Васильевич…
P.S. Весь вечер, не переставая, звонил телефон Николая Васильевича — на следующий день проходил очередной организуемый им крестный ход.