Вы здесь

Соловьиный овраг (из цикла "Сказки бабки Марьи")

Бабка Марья принесла новую сказку. Сказка  летняя, малинкой пахнет. А о чем наша сказка? – Как всегда, подумайте сами!

«Соловьиный овраг»

Ох, и пахнет на поляне!
Медом? Ладаном? Вареньем?
Собирают здесь крестьяне,
Православны христиане
Травы, ягоды, коренья…
Вечер длинный – дух малинный,
Пар над речкой – то-то благость.
Над цветами звон пчелиный,
И труды-то не в усталость.
Свежий ветер – звезды встали,
И роса кропит дорогу…
Божий день опять настанет,
Богоматерь не оставит,
Даст крещеному подмогу.
Соловьи-то распевают,
Богородице на радость,
Людям души раскрывают,
И труды-то не в усталость.

Шли Фрол с Ермилой – бочку сказок катили. Выглянуло солнце – выскочило донце! Сказки все - по борочку, по пригорочку, а остатнюю, самую славную, – я подобрала.

Стояла у села Вежева соловьиная роща. Что ни год, там соловушки селились, крещеный люд радовали. А с другого конца подходил к Вежеву лесной овраг – уж вот где малине раздолье было по пологим склонам бока греть, спелостью наливаться. Туда только ленивый с ведром по ягоду малинку не ходил. Как станет заезжий торговец или печник на заработках своими краями в трактире хвастать, ему тут же скажут: «Не надо нам всяких врак – у нас тут роща да овраг. Летом умиленье, а зимой – варенье!»

Вышло раз неладное. Выдалась весна хоть не ранняя, да сухая и ветреная. Снег сошел – и стоят рыжая трава да сухой бурьян, на солнышке небыстром подсыхают. Сохли, сохли и раз воробьиною ночью и занялись. Прошла сухая гроза и ударила молния в сухостой. А там пошло-поехало! Повыскочили люди на улицу – светло, как днем - соловьиная роща в огне! Хорошо, что соловушки еще из теплых краев не прилетали. А на избы не перекинулось – пруд большой загородил – и то, слава Тебе, Господи!

Вот через неделю и соловушки пожаловали. Покружились, поплакали по-птичьи – да и сели в Малинном овраге – в бузину, в боярышник. Прослышала про то барыня из ближнего имения Малинники и обрадовалась: «Сели низко, достать близко! Поставьте силки, раскиньте сетки! Наловите мне соловьев немедля! Клетки по комнатам развесьте – пускай поют!» А потом подумала и говорит: « А сотни две мне к воскресному обеду добудьте – удивлю гостей заморским блюдом – подам жаркое с соловьиными язычками, как у бар французских» Дочка барыни, Жюли, заплакала: «Матушка, пожалей птичек!» А та на нее прикрикнула и гувернантку ученую отругала, что пустила к барыне дерзкую девчонку. Стало смеркаться, Жюли (на селе ее по-простому Жулькой звали) вылезла в низкое окно и через сад - в Вежево.

Прибегает к подруженьке своей тайной – Аленке. – Аленушка, душка, выйди скорей, беда! – Рассказала она про матушкину затею, и решили девочки сход созвать. Забил колокол, люди сбежались – Что стряслось? Где горит? – Тут они все и открыли. – Негоже госпоже Мотылевой над соловьями суд судить – ни в чем они не виноватые! – кузнец Василий говорит, отец Аленкин. Женщины слезы утирают: «Божьих птичек обидеть – Богородица накажет!» А что делать? Царица небесная, помоги!

Вдруг от господского дома белая барынина кобыла трусит - везет коляску с самой госпожой Мотылевой. А при ней управляющий, а сзади барские слуги бегут – сытые, разряженные.
– Жуля, прячься… - Аленушка шепчет. А Жюли побелела, как березка, а не уходит.

Барыня юбки подобрала и к людям чуть не бегом. – Вы что сход собрали? Вы почто бунтуете? Мое слово уже не указ?! - А тебя, непокорная дочь, завтра же в закрытый пансион отошлю инда на пять лет подряд без вакаций летних! Ишь, с мужичкой сдружилась – стыдоба, моветон!

- Ах, барыня, не простят нас соловушки, коли обидим, – земский лекарь Федор Иваныч вступился (он к больной приезжал), - Улетят, не вернутся, в других местах сядут гнездоваться… Отмените вздорный свой приказ, Елена Игнатьевна! А Божьи твари за вас словечко Богородице замолвят.

Затопала ногами упрямая барыня. – Что заладили - «словечко замолвят», «обидятся» - да ни ума, ни чувства в них нету – головка с ноготок! А я – человек, душа бессмертная – в своем праве!
Расступились нежданно люди, и вышел вперед отец Николай, священник Троицкой церкви.
- Что ж ты, барыня, бессмертную душу-то свою губишь? Нет права такого без нужды Божьи создания губить – хоть и жабу, хоть и мышь летучую…

Не договорил священник – зашумело, засвистело, и села на ветлы вокруг людей соловьиная стая. Будто тоненькие флейточки запели, и не абы как – выводят голосочки хвалу Богородице. А там и слова различаться стали. Поют соловушки голосами человечьими: «Днесь верные людие духовно торжествуем, прославляюще Заступницу усердную рода христианскаго…» Бросился народ на колени и стал подпевать. Барыня побелела, села прямо посреди дороги в шелковых юбках – дыханье сперло, слово не молвится…

Умолкли соловушки, и пала мертвая тишина. Молчат люди благоговейно после чуда соловьиного, и собаки не лают, даже лягушки на пруду притихли. Отец Николай молвит наконец: «Явила Богородица – крестьянская заступница – чудо великое, защитила тварей Божиих»
Люди говорят: «Кабы мы сами Ее не поминали, слезно не просили, а кабы Жуля с Аленкой нас не собрали…»
- Какая она вам Жуля! – отец Николай сердится, - я сам эту девицу крестил. Ангелинушка она, - ангельская душа и есть!

Ангелинушка смутилась, головкой русой склонилась, а потом подошла к матери и поднимает ее с земли. – Поедем домой, матушка! – усадила мать, платком своим укутала.
Елена Игнатьевна как очнулась, из коляски обернулась: «Прости, батюшка, за жестокосердие да неразумие Христа ради! Внукам-правнукам накажу соловушек беречь. – Погладила Ангелинушку по головке - А ты, Ангелина, можешь прибегать к Аленке своей не тайком. Вижу, худому тут не научат.

В три дня насадил народ молодую рощу. Барыня сама саженцы купила, сама с лопатою ходила. Через пять лет из прутиков подросли белые березы, красавцы каштаны, липы золотые, серебристые тополя, поднялась роща краше прежней! Только соловушкам уж и овраг полюбился. Расселились они и там, и там! С двух концов теперь соловьиные песни гремели! Вот так-то, детки милые. 

Комментарии

Людмила Громова

Чудесная сказка! Слог замечательный,  по содержанию -  именно то, что нужно детям: и читается легко, с интересом, и  поучительно. Мне очень понравилось!

Храни Вас Господь, Мария!

Юлия Санникова

Прелесть, а не сказка, Машенька! Прям так и стоит в ушах соловьинная песня. И язык у Вас такой добротный, оставляет послевкусье хорошего малинового варенья!

Успехов Вам творческих!

Ирина Богданова

Машенька, прелесть, какая сказка. С каждым годом бабка Марья становится всё более искусной рассказчицей.

А от присказки про бочку сказок я вообще в восторге! Никогда такой не слышала. Чудо, а не присказка.

Мария Коробова

  Сказка недавняя, но не новенькая. Публиковала в "Православном слове" года два назад. А у меня самая любимая - "Парашенька-Хромоножка". Так приятно услышать слово одобрения именно  от автора "Лекарька" и  такого милого человека. как ты.

Всего хорошего тебе, Ирочка! (и помолись за мою защиту - зависла на финише - все отсылают и отсылают с переделками - уже руки опускаются)

Ирина Богданова

Помогай, Господи, Маша! Знаю, как трудно защитить диссертацию. А уж в педагогике и подавно - ко всему можно придраться, это тебе не цифры, где либо правильно, либо нет.

 

"Лекарёк", кстати уже на выходе. Будет называться "Жизнь как на ладони".

Мария Коробова

 Я, правда. глубоко тронута, дорогая Лидия - сказки бабки Марьи - немножко мои дети. Приятно. когда похвалят свое детище.

Успехов  Вам, шлите в "Омилию" почаще такие прелестные новеллы, как та. что я уже прочитала.  

Мария Коробова

 Это из цикла "Сказки бабки Марьи" (это, понятное дело, я) - почти все есть в "Омилии"; многие - с экологическим уклоном. Мне. как автору, очень приятно, что эта православная сказка понравилась.

Успехов Вам и доброго здоровья.

Дмитрий Кульпин

Читаю ваши строки и как будто чувствую, этот малиновый дух и рощи соловьиные. Кстати в Америке, почему-то ни разу ни слышал соловья, хотя живности всякой очень много. Неприходилось, как в былые времена, прсыпаться под соловьиную трель. Спасибо за воспоминания.

Мария Коробова

Это сказка из целого цикла - они у меня почти все в "Омилии". Любите сказки - почитайте на досуге. Я специализируюсь  на биологической этике, поэтому там и другие звери есть...

С любовью  написано, и не только к соловьям
Я представляю как твои сказки, Машенька, читают деткам в программе "Спокойной ночи, малыши" или вроде того - каждый вечер по сказочке. Сама бабка Марья и читает, брибаутничает...

Был у нас такой Дед Панас. Детство вспомнилось

Мария Коробова

 - Это моя хрустальная мечта - выйти на православный радиоканал (то есть и от  теле-  тоже не отказалась бы). Хочу говорить и писать о нужном для сегодняшних запущенных детей. Спасибо за милый отзыв. А сказка с биоэтической начинкой, как и "Красавушка и Отрадушка" (я, кажется, ее у вас размещала).

До свиданья! Не болей, пожауйста. Вот у нас в соборе будет молебен об успехе в учении - я там буду и свечку за тебя поставлю  к любимому образу "Нечаянная радость" -  старинная-старинная икона, ее даже реставрировали в прошлом году, очень намоленная. - Все! Убегаю...

Наталья Трясцина

 У него он более тяжелый, мужской, можно сказать малахитовый. Стилизация хорошо сделана, но больше всего радуют образы. Особенно, собирательный образ соловьиного облака, наполненного ангельским пением. Для меня соловьи архетипичны и здесь они органично вписывается в текст.

Мария Коробова

     Не бажовые, не книжовые, а народно-воображовые.

     Не фрейдистские, не архетипичные,

     А мои - то есть. очень личные!

 Наташенька, не сердись за эту выходку. Спасибо за милый и умный комментарий 

  

Хорошо! Вспоминается П.Бажов, его сказки. Может, наш С. Писахов тоже...хотя это наше, слишком северное... И с прибауточками, и с чудом, и с вразумлением взбалмошной, себялюбивой барыньки, с дружбой двух девочек ("Жулька" эта хороша!) Насчет тонкостей стилизации под сказочную народную речь - не филолог, судить не буду. Но читается легко, и сказка с умом. Спасибо! Утешили! Е.

Мария Коробова

 Дорогая матушка Евфимия! Я несколько раз слышала сравнение сказок моих со сказами Бажова от разных людей. (Кстати в "Омилии" лежат почти все мои православные сказки) Хочу заметить. что не стремилась к подражанию. Может, просто реалистичность истории и одно-два сказочных, чудесных допущения в каждой сказке. Благодарю за внимание к моим писаниям и неизменно интересный и полезный комментарий.

Спокойствия Вам душевного и радости.

Страницы