Вы здесь

Презентация книги Л.Ларкиной «Чутырский бунтарь, он же первый русский регент в Австралии» К 110-летию перовго русского православного прихода в Австралии.

          В воскресенье 22 октября 2023 в Брисбене, в  концертном зале Свято-Николаевского собора, состоялось очередное в юбилейный год мероприятие,  посвящённое 100-летию со дня  создания первого, русского православного прихода в Австралии. После литургии  состоялась презентация книги Людмилы Ларкиной "Чутырский бунтарь, он же первый русский регент в Австралии ".

       Открыл презентацию настоятель Свято-Николаевского собора протоиерей Гавриил Макаров. На презентации присутствовали: Владимир Викторович Петров (Толстов) с супругой-правнук генерал-атамана Владимира Сергеевича Толстова, Почётный Консул Российской Федерации в штате Квинсленд и Виктории Ирина Брук, Шона Леппанен-Гибсон, президент Австрало-Малайзийского делового совета Квинсленда и сопредседатель Северного совета Австралии, Кионг Чан, председатель Международного дипломатического совета Малайзии, Дуку Форэ, амбассадор Африканской Ассоциации в Австралии. В память о первом русском регенте в Австралии, священнослужителях, русских эмигрантах, создавших и хранивших наследие первого прихода на 5-м континенте, был дан концерт, в котором приняли участие талантливые музыканты Ирина Льготкина (фортепиано, скрипка), Алёна Бреретон (скрипка); ведущая концерта Надежда Черных. Во время презентации книги в память о регенте- самодеятельном  художнике Д. К. Анисимове была представлена выставка картин Людмилы Ларкиной на тему "Храмы России" (масло, акрилик).

             Книга "Чутырский бунтарь, он же первый русский регент в Австралии " о Дмитрии Константиновиче Анисимове, прапорщике Армии Колчака, вынужденном покинуть  Россию в 1919 году после революции и гражданской войны, ставшем на 5-м континенте первым русским регентом, первым библиотекарем, создателем в Австралии первого хора «Русская песня», организатором первых русских балов в Брисбене и других мероприятий культуры. Дмитрий Константинович Анисимов и его супруга Юлия  Васильевна Анисимова (урождённая Луппова) принимали активное участие в жизни  церковно-приходской школы Свято-Николаевского прихода, преподавали музыку, русский язык в церковно-приходской школе. В Брисбен они прибыли из Китая в 1925 году с трехлетним сыном Ростиславом, родившимся в Харбине. В 1926 году, во время реконструкции купленного уральскими казацкими дома под храм  по адресу 344 Vulture Street Woollongabba,   Дмитрий Анисимов  писал иконы для иконостаса, хотя не был профессиональным художником. Реконструкция дома под храм подходила к концу, а икон не было. Тут Дмитрий и задумал писать иконы. Его друг Яков Бобров тоже писал иконы для прихода, хотя, как и Дмитрий, был не профессиональным, а самодеятельным художником. К сожалению, те первые иконы работы Д. Анисимова и Я. Боброва до нас не дошли. Вскоре в Брисбене появились профессиональные художники и при строительстве и освещении нового здания храма в 1936 году, первые иконы, написанные первыми прихожанами, убрали из храма, посчитав их малохудожественными. Где те первые иконы первого русского православного прихода, никто не знает, но они были бы очень интересны потомкам, музееведам, если бы сохранились в фондах прихода, или в чьих-то семьях. Пусть  малохудожественные, но написанные с большой любовью к Богу, с молитвой, с неопределимым желанием открыть русский, православный  храм в новой стране, в которую их забросила непростая судьба.

            Судьба Дмитрия Анисимова необычна уже тем, что в 1968 году в Советском Союзе о нем вышла книга «Чутырский бунтарь». В книге, конечно, молодой, белый офицер Анисимов описывался в отрицательных красках, как и писалось в то время о колчаковцах.  Книгу о чутырском, белом бунтовщике я читала в детстве и, кто бы знал, что, уехав за тысячи километров  от Родины, мне будет благословение изучать жизнь этого человека, начиная с его детских лет и до самой  кончины. Кто бы мог подумать,  что встречусь я в Австралии с его сыном Львом Дмитриевичем, которому будет уже за 90 лет, что с подписью Дмитрия Анисимова из рук его невестки Натальи Владимировны получу библию с ценнейшими гравюрами,  чтобы передать эту библию в Свято-Николаевский собор к 100-летнему юбилею. Волей  судьбы я стала прихожанкой прихода,  в котором Дмитрий Анисимов  служил не только регентом, учителем, но и диаконом. Мало того, родом он оказался  из того же района, откуда и я, бывшая Вятская губерния, Саратовский уезд, (ныне Удмуртия). У нас с ним один районный центр (поселок  Игра). Храм, в котором Д. К. Анисимов прислуживал священнику, иерею Константину Анисимову – его родному отцу, знала я с детства. Храм Вознесения Господня находился в  селе Чутырь.  Через это село мы проезжали постоянно на старом автобусе и бегали вокруг храма детворой. Храм во время моего детства был недействующий, полуразрушенный, но величественный.                                      

Через много  лет слово Чутырь (Chutyr) я увидела  случайно в австралийском архиве, и оно мне показалось очень знакомым. Сначала я, даже подумала, что есть в английском языке такое слово, но потом поняла, что это название села, в котором родился один из прихожан нашего брисбенского кафедрального собора. Им оказался мой земляк регент Дмитрий Анисимов. Так раскрылась тайна слова Chutyr в австралийских архивах и мне захотелось, как можно больше узнать об этом человеке. В Брисбене  мне никто не мог ответить есть ли родственники Анисимовых в Австралии.  Наш старейший прихожанин Алексей Михайлович Дятлов вспоминал, что был у регента Анисимова сын, но он рано умер. Имени сына он не помнил. На одной из общих фотографий Алексей  Михайлович показал регента, рассказал, что регент Анисимов стал диаконом, протодиаконом, что кроме церковной жизни  много занимался со светской  молодежью, организуя мероприятия культуры, благодаря чему светская молодежь находила дорогу в храм.  Алексей Михайлович   вспомнил,  что жену Дмитрия  звали Юлией, что она умерла молодой.  Извинился,  что больше ничем не может помочь. Из общей фотографии, которую показал мне Алексей Дятлов, я вырезала фото Дмитрия Анисимова и это единственное фото, которое было на тот  момент, я разместила в книгу «Подвиг русского духа», которую писала к 90-летию Свято-Николаевского  прихода в Брисбене по благословению настоятеля протоиерея Гавриила Макарова. Книга вышла в свет в 2014 году. Книга небольшая, всего на 120 страниц, но она сыграла большую роль в том, чтобы встретиться в дальнейшем в России  с  родственниками Анисимовых и с другими семьями, из которых ушли восставшие ижевских и Воткинских заводов с Колчаковской Армией в 1919 году. В 2018 году  книгу «Подвиг русского духа» я привезла в Удмуртию, в Центральную Игринскую библиотеку, где увидела интерес библиотекарей, краеведов к теме колчаковского движения и к истории жизни земляков, осевших после исхода из России за границей.  После посещения Родины Дмитрия Константиновича Анисимова, вернувшись в Австралию, я написала  в журнале «Австралийская лампада» статью  «Прапорщик Колчака родом из Удмуртии».  В статье просила откликнуться тех, кто помнит в Брисбене регента Анисимова и, кто имеет хотя бы одну его фотографию. После публикации статьи поступил звонок, благодаря которому я узнала, что у регента  Дмитрия и его жены Юлии был еще один сын, который родился в Брисбене и проживает в городе Голд Кост. Получив номер телефона сына регента, Льва Дмитриевича  Анисимова, я тут же созвонилась с ним с просьбой о встрече. Уже на следующий день я была в доме благочестивой, немолодой четы Льва и Натальи Анисимовых, которые, любезно, предоставили мне возможность работать над их семейными архивами. В семейных архивах была раскрыта еще одна тайна: Дмитрий Анисимов оказался племянником и крестным сыном  известного в русском зарубежье  архиепископа Нестора.

        На следующий год, в  2019 году в Удмуртии мне удалось разыскать родственников Анисимовых, которые потеряли Дмитрия и его жену Юлию (Луппову), несколько десятилетий назад. Я привезла им весточку, фотографии и видеозаписи от  Льва и Наталии Анисимовых из Австралии.  Состоялись встречи родственниками регента, как по лини Дмитрия, так и по линии Юлии в  поселке Чутырь, в поселке Игра, в городе Ижевске. Мне удалось собрать и архивировать многие бесценные фотографии, документы, записать воспоминания родственников, проживающих в Удмуртии и в Австралии. Более пяти лет работала я над материалами и в 2023 году книга вышла в свет. Издала книгу Международная Гильдия Писателей в Германии, в издательстве «Стелла. Рецензию на книгу написала доктор исторических наук, кандидат философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Отдела социально-политических исследований Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Дударенок Светлана Михайловна.  В конце сентября и в начале октября 2023 года состоялись три презентации данной   книги на научной конференции в Харбине, а 22 октября – в Брисбене.  В ходе презентаций присутствующие  знакомились со страницами жизни Дмитрия Анисимова, его семьи и прихожанами Свято-Николаевского прихода.

 

      Дмитрий Константинович Анисимов родился 29 февраля 1896 года в селе Чутырь Сарапульского уезда Вятской губернии. Ныне Игринский район Удмуртии – автономной республики России. Навсегда в памяти мальчика осталась Вознесенская церковь, которая была самой большой достопримечательностью в селе Чутырь, построенная по проекту архитектора Дудина в 1829 году.   В роду Анисимовых было много священников, служивших в Вятском крае. Священнослужителем был и отец Дмитрия Константиновича-иерей Константин Анисимов. С ранних лет Дмитрий прислуживал отцу в алтаре и проникся любовью не только к Богу, но и к церковному делу. В девять лет, в 1906 году родители определили Дмитрия на обучение в церковно-приходское училище. После окончания приходского училища в 1911 году он поступил учиться в Вятскую духовную семинарию, которую должен был окончить в 1917 году, но   28 июля 1914 года началась Первая Мировая война и к 1 сентября 1915 года были оставлены западные губернии России.   Русская армия столкнулась с острым дефицитом младших командиров. Историк Алексей Волынец в своей статье писал: «Прапорщики жили в среднем не больше 12 дней…»”. На объявленную мобилизацию в Вятском крае на фронт 1-й мировой войны, первыми откликнулись молодые люди и, не окончив учебные заведения, рвались на фронт. Не окончив семинарию, Дмитрий Анисимов в 1915 году тоже поступил на срочные курсы в «школу подготовки прапорщиков пехоты». На курсах прапорщиков Дмитрий учился три месяца, изучая стрелковое дело, тактику ведения боя, окопное и пулеметное дело, службу связи, воинский устав, основы армейского законоведения, административное право, топографию. После прохождения курса прапорщиков, как и многие другие соученики, Дмитрий подал рапорт о своем желании добровольно уйти на фронт.  Приняли его в действующую армию в чине прапорщика.

             В ноябре 1918 гражданская война закончилась, и все прапорщики из студентов при демобилизации армии подлежали увольнению из офицерского корпуса. После демобилизации Дмитрий решил продолжить богословское образование и поступил учиться в Санкт-Петербургскую Духовную Семинарию. Через некоторое время приехал в отчий дом, в село Чутырь, где встретил девушку из села Завьялово по имени Юлия Лупова.  Юлия Васильевна Луппова родилась 12 мая 1900 года в селе Завьялово Вятской губернии в семье священника, протоиерея Василия и матушки  Марии Лупповых. На время знакомства с молодым прапорщиком, семинаристом Санкт-Петербургской семинарии Дмитрием Анисимовым, Юлии было  восемнадцать лет. Она только что окончила Казанскую женскую гимназию, учрежденную В.А. Ряхиной и 31 мая 1918 получила свое первое свидетельство об образовании.  Вскоре Дмитрий сделал Юлии предложение руки и сердца. 29 мая 1919 года 22-летний Дмитрий Анисимов и 19-летняя Юлия Лупова обвенчались в Чутыре, в церкви Вознесения. Выросшая в многодетной семье священника отца Василия Луппова и матушки Марии, Юлия мечтала с детства стать, как ее мама, благочестивой матушкой, чтобы вести тихую, молитвенную жизнь, во всем помогая мужу на приходе. Молодожены были влюблены друг в друга, были счастливы и строили планы на счастливую жизнь, мечтая отдавать себя не только на благо своей семьи, но и на благо односельчан и церкви. Мечтам не дано было сбыться. Планы молодой семьи разрушились из-за прихода красных и начавшегося террора. Дмитрий в срочном порядке, спасая жену от бесчинств большевиков, отправил Юлию поездом на Дальний Восток, куда начали уезжать многие семьи, не принявшие советскую власть.  Сам Дмитрий с женой не поехал, а присоединился к восставшим, к армии Колчака, надеясь совместными усилиями восстановить мир и порядок в своем краю. После разгрома Белой Армии Дмитрий Константинович стал искать Юлию на Дальнем Востоке. Встретившись с любимой женой, вместе с ней бежал в Манчжурию (в Китай). В судьбу их вошел город Харбин, где в 1922 году  родился их  первенец  Ростислав.    В конце 1925 года Дмитрий и Юлия с сыном через Японию добрались до Австралии и с первых же дней влились в жизнь Свято-Николаевского прихода. Настоятель прихода отец Александр Шабашев  и прихожане понимали, что Свято-Николаевскому приходу нужен постоянный регент со знаниями церковной службы. Такими знаниями владел единственный человек на приходе -Дмитрий Константинович Анисимов, уже с детства прислуживающий в алтаре своему отцу иерею Константину Анисимову. Знания и навыки ведения церковной службы Дмитрий получил,  также, обучаясь в духовной семинарии в Вятке и в Санкт-Петербурге, владел нотной грамоты, обладал красивым голосом, был хорошим организатором, имел офицерскую выправку и умение уважительного общения с людьми в любых ситуациях. Дмитрий и Юлия подружились с семьей второго священника на приходе, с иереем Адрианом Турчинским и его  матушкой Лидией, которые  привезли в Брисбен библиотеку из Харбина и организовывали поэтические чтения в своем доме. К сожалению, отец Адриан скончался в 1927 году в возрасте 42 лет  от туберкулеза. Накануне он  подарил Дмитрию библию со своей подписью, которую в 1956 году Дмитрий подарил своему сыну Льву и невестке Наталье в день их обручения.  В день обручения и венчания младшего сына Юлии уже не было. Она скончалась за год до этого  события, так и  не узнав, что девушка, которую она хотела познакомить со своим  сыном, стала его женой и познакомились Лев и Наталья на кладбище, на похоронах Юлии. Не узнала Юлия и о том, что священник Василий Луппов-ее  родной отец был замучен на Родине.

              В  1929 году Дмитрий Константинович Анисимов был назначен постоянным регентом Свято-Николаевского прихода в Брисбене. Многостороннее развитие молодого регента Анисимова, выполнявшего на приходе еще и роль библиотекаря, очень помогало в развитии прихода. К регенту тянулась молодежь, которая желала оставаться на приходе, помогая не только на клиросе, но и в хозяйственных делах.  Прихожане видели организованность молодого регента, его образованность, сдержанность, ответственность. Все эти качества прививались в дореволюционной России в духовных семинариях, в которых получал воспитание и образование Д. К. Анисимов. Более 30 лет служил Дмитрий Константинович Анисимов на благо процветания Русской Православной Церкви заграницей.  Своим трудом и усердием во время Второй Мировой войны, когда настоятеля Свято-Николаевского прихода протоиерея Валентина Антоньева отлучили от церкви и отправили в лагерь, Д. К. Анисимов спас церковный хор от распада. Дмитрий стал управлять хором Греческой церкви, куда вместе с ним пришел и весь певческий коллектив Свято-Николаевского прихода. После освобождения отца Валентина, хор в полном составе вернулся на свой приход. Все это, казалось бы, обычные дела, но по большому счету, это большой, человеческий подвиг.

 

Имя прапорщика Колчаковской Армии Дмитрия Константиновича Анисимова, пролежавшее столетие под спудом вековой пыли и с большими усилиями поднятое на свет, не должно снова попасть под слой архивного забвения. Имя его, по праву, должно войти  в историю первого русского, православного прихода в Австралии, как регента, диакона, протодиакона, организатора духовного и светского хоров, учителя пения в приходской школе, прихожанина, написавшего первую икону для первого  русского, православного прихода.

Людмила Ларкина. Брисбен.

Фото Максима Ларкина, Елены Шевель, Марии Бреретон.

Черно-белые фото из семейных архивов Анисимовых, Лупповых,  Бабайловых, проживающих в Удмуртии и в Австралии.

Комментарии