Заканчивается великий пост, приближается Страстная седмица. И хотелось бы поговорить о тех чувствах которые возникают и спустя какое-то время гаснут в наших душах в эти дни ожидания Светлого Христова Воскресения. Во время предстояния на службах, или дома за чтением Священного Писания, или размышления о библейских событиях, мы ощущаем действительно насыщенную палитру чувств, которая затем конечно блекнет среди нашей суеты, но не исчезает. И потом когда мы уже остаемся наедине с собой среди ночной тишины, волна чувств возникает вновь и становится еще ярче, отчетливей, но и разнообразней. Давайте же поговорим о тех двух чувствах, которые сильнее всего мерцают и предстают пред нами возбужденные событиями Страстной седмицы.
«Страх» и «совесть», — вот два чувства которые среди прочих мы явно чувствуем, осознаем и представляем в своей душе вспоминая евангельское повествование о событиях последних земных дней Спасителя нашего, Иисуса Христа. Но неодинаковый страх и разные «голоса совести» мы встречаем соприкасаясь и как бы становясь свидетелями тех событий. Вспомните событие «иссушения смоковницы покрытой богатой листвой, но бесплодной», о котором Церковь вспоминает в Великий Понедельник. Смоковница служит здесь образом лицемерных книжников и фарисеев, которые не принесли истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
И вот уже в нас проснулся наш страх и встрепенулась наша совесть. Как часто мы похожи на эту смоковницу. Мы «цветем» вроде бы православными всходами, но не можем принести плода. Постоянно и всюду крича о своей православности, мы на деле оказываемся лишь притворщиками, словно бы актерами принявшими на себя облик православия, внутри же отнюдь не старающимися усердно следовать заповедям Христа. Мы сами себе определяем степень «православности» необходимую для проявления в той или иной среде. Мы «договариваемся» или скорее «уговариваем» совесть на то чтобы она свыклась с нашей «вариативностью православной жизни». Приходя в Церковь мы принимаем серьезный и сосредоточенный вид и внешне пытаемся проявлять себя как смиренного и добродетельного человека. Но, вот мы выходим из храма, и уже в кругу семьи. И здесь мы уже, «снизив планку», по другому проявляем свою «православность», опять таки часто за внешним теряя внутреннее.
И вот работа и отдых с друзьями, — другие два места, где мы иной раз и вовсе скрываем даже и свою внешнюю принадлежность к православию. И так, договариваясь с совестью, будучи в разных местах «по разному православным», мы всё более и более становимся похожими на упомянутую нами смоковницу. Да и опередили мы в своей изощренном притворстве и книжников с фарисеями вместе взятыми. И вот, как молния среди ясного неба, звучит евангельский приговор смоковнице… наш приговор. Ещё не один раз мы «встрепенемся» от евангельских слов Страстной седмицы, обращенных вроде бы не к нам, но так ясно нас обличающих. Возможно тут именно страх Божий возникнет, или же обновится в нашей душе, от услышанных слов Спасителя. А может и не услышим их, или услышав не разберем…
Великий Вторник вспоминает о тех, кто услышал голос Божий и, заблаговременно подготовив светильник своей души и совести, радостно пошел на пир Небесного Жениха. Притча о десяти девах вновь напоминает нам о том, что необходимо постоянно очищать свою совесть и душу, чтобы они светили добрыми делами и молитвой. Не «время от времени» быть христианином, а, сознавая свою греховность, бояться и страшиться одного, — быть подготовленными к нашей встречей с Богом. Ведь она может наступить внезапно и не должна быть для нас «пугающей неожиданностью». Достижению этой цели конечно же служат Таинства, молитва и данные нам от Бога дарования. Т. к. разумное использование и умножение данных нам об Бога даров также очищает и предохраняет нашу душу от греха и убеляет и укрепляет нашу совесть. Об этом мы также слышим в притче о талантах, воспоминаемой в вторник Страстной седмицы.
И вот время как бы увеличивает и одновременно замедляет свой ход. Начиная с Великой среды, мы проходим вместе с Христом скорбный путь, на котором всё чаще встречаем соприкосновения страха и совести. Два предательства встают перед нашими глазами. Одно из них порождено животным страхом, страхом за свою жизнь. Затем мы увидим, что именно это предательство апостолом Петром своего Учителя, разительно отличается по своим последствиям произошедшим в душе от другого предательства, тоже несомненно низкого и страшного, предательства Иуды. Наиболее ясно об этих событиях, по моему мнению, об этом говорит в своих сочинениях митрополит Антоний (Сурожский): «Петр отрекся от Христа; Иуда Его предал. Оба могли бы разделить ту же судьбу: либо оба спастись, либо оба погибнуть. Но Петр чудом сохранил уверенность, что Господь, ведающий наши сердца, знает, что, несмотря на его отречение, на малодушие, на страх, на клятвы, у него сохранилась к Нему любовь — любовь, которая теперь раздирала его душу болью и стыдом, но любовь. Иуда предал Христа, и когда он увидел результат своего действия, то потерял всякую надежду; ему показалось, что Бог его уже простить не может, что Христос от него отвернется так, как он сам отвернулся от своего Спасителя; и он ушел…».
Стоит нам обратить внимание на свою жизнь, и внимательно посмотреть нет ли в ней месту отречению и предательству Христа. Несомненно, что многие из нас считают, что и вовсе бы не поступили так. Но вот мы в обычной жизни нарушаем заповеди, грешим, часто заходим увлекаемые в своих пороках очень далеко. А совесть всё это время не молчит, она напоминает нам как «навигатор духовной жизни», что мы идем не по той дороге которую следует избрать. Но мы стараемся «отключить» совесть. И тут у каждого из нас наступает свой «час икс», то время или момент в который мы отчетливо понимаем что совесть всё не умолкает и она всё же права. И вот перед нами два пути. Надеяться на любовь Божию и, покаявшись, стараться вернуться на путь спасения. Или же, будучи обуреваемыми лживым, но ужасным страхом, внушенным нам дьяволом, уйти самовольно из этой жизни. Враг рода человеческого способен настолько исковеркать и вывернуть наизнанку нашу советь, что для нас уже Бог будет представляться только лишь как Судья способный нас ввергнуть на вечные страданья. Дьявол как всегда человеку говорит часть правды искажая и её. Какое же неимоверное горе ждет человека поверившему этой искаженной «полу-правде».
«Компромисс», -слово которым часто мы оправдываем свои не вполне праведные поступки. Мы находим вроде бы для всех выгодную «полу-истину» и, наплевав на совесть, ощущая только лишь страх быть не понятым другими людьми, возводим её в разряд «действительно единственно возможного решения». Так поступил когда-то Пилат, предав на страдания Христа, и умыв при этом руки, этим действием как бы засвидетельствовав свою непричастность к последействиям принятого решения. Им руководил страх. Трусливый страх быть снятым с должности и не почитаемым уже в народе. «Мнение окружающих» пересилило жажду истины и свет совести в его душе. Это трусливое и постыдное «мнение окружающих» когда-то застило глаза царю Ироду и сподвигло дать свое согласие на отсечение головы Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна.
Как часто мы становимся пленниками этой компромиссности? Мы предаем Христа и православную веру и при это «умываем руки», а точнее сказать «заглушаем совесть». Мы поступаем так когда ищем оправдания себе в каких-либо вроде бы не особо тяжких грехах, или же перекладывая свою ответственность на других людей неважно или подчиненных, или начальствующих над нами. Но совесть не может замолчать совсем. Да и Господь любит нас не смотря ни на что, ожидая всегда нашего покаяния. Даже порой Он вмешивается в естественный ход вещей, только чтобы мы избегли своего грехопадения. Вспомните незначительный казалось бы момент, описанный в Евангелии, когда к Пилату посылает людей его жена с просьбой: «не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф.27:19). Как часто Господь и нам через окружающих нам людей посылает такие «предупреждения», чтобы мы, заменив в своей душе «страх низменный» на «страх Божий», не стали бы грешить и так отчаянно марать свою совесть.
И вспомним наконец проявления «страха Божия» у креста, на котором был распят наш Спаситель. Слова благоразумного разбойника обретшего веру в Бога и боящегося Его вдруг потерять. И вера воина Лонгина, стоявшего при кресте, выраженная им в словах: «воистину — это Сын Божий». В последствии, у сотника Лонгина, страх потерять обретенного Бога стал выше даже страха смерти, и он пострадал за Христа приняв мученическую кончину.
Заканчивается страстная седмица и вот уже погребено тело Спасителя. Рано утром спешат ко гробу, не страшась ничего и никого, жены-мироносицы. Страх окончательно побежден в их душах любовью к своему Учителю. Побежден совестью, которая говорит им, что они несмотря ни на что, а точнее вопреки всему, должны пусть в последний раз проявить свою заботу, любовь и сострадание. И конечно их вера и любовь вознаграждаются. Так и мы способны и призваны побеждать в своей жизни низменные и приземленные страхи, тянущие нас к греху. Побеждать светом совести, источником которой является исполнение заповедей данных нам Богом в Евангелии.