Вы здесь

По дороге сказки

  Мы оставляем ровно столько места безумию взрослости, сколько не оставляем его сказке...

 

Есть такое шотландское предание, что «Однажды Роберт Бернс оказался свидетелем того, как матрос спас преуспевающего купца, свалившегося в воды бухты Гринок. И, когда толпа возмутилась скупостью торговца, предложившего своему спасителю шиллинг, великий шотландский поэт не удержался и воскликнул: "Пусть его! Он лучше знает себе цену».

 

Сказка умеет всё расставлять на свои места. Китайский мудрец Конфуций говорил, что наше сердце исцеляется тогда, когда мы даём увиденному настоящие имена. А ведь люди совершенно непривычны это делать. Так, слыша убогую проповедь, в каком-нибудь храме, они говорят совершенно по-чеховски "ничего, гладко", боясь даже помыслить о том, что они могли бы подумать, взвесить эту проповедь, и найти её слишком пустой и легкой. Но нет, – для них такое совершенно невозможно, ведь им кажется, что они не могут оценивать священника, иначе как положительно. Но на самом деле они просто извращают имена вещей, давая имя подлинности тому, что называется не так.

И здесь на помощь приходит сказка, зрением которой возможно увидеть всё, как оно есть на самом деле. Потому Андерсен и говорил, что "Если мы боимся называть вещи своими именами в жизни, то будем это делать, хотя бы в сказке".

 

Я знаю одного современного подвижника старца, который молится об Андерсене. Но скажи об этом обычным верующим, и они решат, что такое невозможно. И здесь снова помогла бы сказка, в которой говорится о милосердии и о том, как важно называть красоту красотой.

 

Одна моя студентка рассказывает, что наслушавшись банальных передач и проповедей о христианстве, она спешит к сказочникам и сказкам, чтоб увидеть веру во всей её полноте.

 

Урсула Ле Гуин в романе "Обездоленные" пишет: "Если ты можешь увидеть что-то целиком, оно всегда будет красивым. Планеты, живые существа... Но когда смотришь с близкого расстояния, видишь, что планета состоит из грязи и камней. И день за днём, изо дня в день – жизнь ведь штука тяжёлая – устаешь, перестаешь видеть всю картину полностью. Нужна дистанция, промежуток. Чтобы увидеть, как прекрасна земля, надо видеть её как луну. Чтобы увидеть, как прекрасна жизнь, надо смотреть с позиции смерти".

 

А сказка существует ещё и затем, чтобы люди могли увидеть жизнь и мир целиком, увидеть и восхититься этим. Воистину, миру нужен поэт, чтобы люди видели красоту Вселенной. Нужен святой, чтоб они знали о красоте веры. И нужен сказочник, чтобы было ясно, что всё существующее вокруг – это повод для благодарности перед Богом. Целый мир дан нам для восхищения и торжества. Всё вокруг существует для радость. Но как увидеть это людям, привыкли все оценивать через уныние, для которых даже радость под подозрением?

Я много встречал в жизни таких, которые боялись явных подарков Господних, считая, что за радость они непременно понесут наказание, и что за счастье придет страшная расплата. И они ничего не могли поделать с этой своей болезнью души, имя которой – недоверие Богу.

 

Если сказка, что делает в этом мире (а труды её велики), то прежде всего, она дает пережить тревожащимся и страдающим, что Господь стоит доверия, и что всякий, идущий по пути доброты, однажды приходит к счастью.

Как правило, люди знают о таких вещах лишь умозрительно, а сказкой они начинают их видеть.

 

И неудивительно, что всевозможные умники и серые, скучные взрослые не любят сказок – ведь не для них сказка обещает счастье в конце пути.

Умники и взрослые смеются над сказками. Они презрительно морщатся на слова сказочника о том, что все добрые приходят к счастью.

– Что ж нам теперь, в его сказки верить?

– Верить в сказки – это высоко́ – отвечает мудрец, – для начала попробуйте поверить хотя бы в факты…

 

Сказка дает христианину пережить веру во всей её полноте, а это то переживание, о котором почти никто из верующих не знает. Ведь сказка дает человеку прикоснуться к Богу, ощутить, что Он знает, что делает, и умеет вести добрых в свет.

Средневековый католический мыслитель Фома Аквинский однажды в жизни пережил чувство небесной реальности и воскликнул: «Я не могу писать. Я видел то, перед чем все мои писания — простая солома».

 

Так и сказка ошеломляет нас тем, что нам тоже готовят счастье.

 

Вспоминаю, как я очень нуждался в том, чтобы заработать хотя бы какую то сумму, и спрашивал жену, что я могу сделать для этого.

– Делай сегодня весь день что-то доброе для других – отвечала моя мудрая эльфийская супруга.

Я послушался её и посвятил этот день волонтерству и всякой другой помощи людям.

– Как же так? – возмутились бы умники и взрослые, а с ними и многие унылые люди – он желает заработать, и вместо труда для себя, идёт трудиться для других! – да он просто псих и болван!

Но мы с супругой доверяем Господню закону сказки, согласно которому Небо заботится о каждом, кто имеет смелость заботиться о небесном. Весь день и вечер я трудился, но не заработал ни копейки.

– Ну вот, мы же говорили! – закричали бы умники и взрослые.

Но за несколько минут до полночи мне на карточку один друг перечислил деньги...

 

Таков мир Господень. И не зря Андерсен говорил, что "лучшей сказки чем жизнь не существует". Просто перед нами каждый день стоит выбор: то ли быть как все и потратить жизнь на то, что её и нас не достойно, то ли стать странствующим рыцарем, доверяющим пути доброты. На этом пути нас ждут приключения и обязанности, ждут переживания и удивление. А самое большее из удивлений то, что Господь всякий раз приходит на помощь, и даже когда все умники и все взрослые вопят кругом, что согласно их логике и пониманию тебя ничего не ждет хорошего, но ты продолжаешь путь доброты, а сказка жизни заботиться о том, чтобы ты пришел к счастью.

Комментарии