Доклад прочитан на третьей международной конференции «Церковь — Богочеловеческое общество», посвященной наследию митрополита Сурожского Антония (Блума) (23—25 сентября 2011 г.)
При осмыслении сегодняшних проблем церковной жизни, при попытках решения этих проблем обычно предлагаются два выхода: евхаристичность и общинность. Действительно, вне общины, без постоянного соотнесения себя с являемым в Евхаристии Христом, без соединения с Ним общины в Таинстве Причащения Церковь невозможна. Но многие и совершенно правильные мысли о евхаристичности и общинности, к сожалению, имеют не такое, какое хотелось бы, выражение в повседневной церковной жизни. Да и в самом практическом осуществлении евхаристичности и общинности наличествует нечто, что заставляет задуматься.
Я приведу примеры. На одной замечательной межцерковной конференции православные участники в один из дней решили отслужить православную литургию. Излишне говорить, что на конференции звучали многие прекрасные слова о том, что всё пространство церковной жизни должно быть пронизано евхаристичностью, что без неё невозможно выявление Церкви,
Как бы поступил в таком случае владыка Антоний? Я уверен, что он сократил бы Литургию, точнее сказать — так организовал бы литургическое время, чтобы служба закончилась точно в срок. Он не стал бы предпочитать длинные песнопения, уводящие в превыспреннее евхаристическое созерцание, обычным, адекватным обстановке, нуждам людей. Владыка Антоний, я уверен, сочетал бы всю важность Евхаристии с уважением к людям и к установленному распорядку — и этим на самом деле распространил бы евхаристичность за пределы храма на самую что ни на есть повседневность.
Это — один пример, касающийся богослужения. Примеры другого рода, и гораздо более печальные, мы видим повсеместно: многие люди, вполне себе «церковные», сознательно участвуют в Литургии, причащаются — и не становятся при этом христианами в своей повседневной жизни. Да что смотреть на других — не скажет ли каждый из нас, что даже самое частое, какое возможно, причащение, даже самое чистое, отчётливое евхаристическое сознание — вовсе не является гарантией улучшения, очищения и возвышения нашей жизни… Из этого делается очевидный вывод: евхаристичность — не «талисман», исправляющий церковные недостатки. Помимо евхаристичности нужно ещё
Что же именно позволяет правильно распорядиться евхаристичностью (как, собственно, и всем, что содержит Церковь)? Зададимся этим вопросом. Очевидно, что это вещь тонкая,
Так же, как и евхаристичность, и общинность вовсе не самодостаточна. Пример, для многих до сих пор очень болезненный — судьба общины самого владыки Антония. Стоило ему ослабеть, а затем и перейти в небесные обители — и много десятилетий существовавшей общине пришёл конец, сопровождаемый вдобавок рядом всеправославных скандалов. Да и каждый из нас, конечно же, знаком с ревностными членами тех или иных общин, которые исполнены превозношения, злобы и готовности к разделению. Стало быть, общинность сама по себе также ровно ничего не гарантирует. Вообще в общинности очень ясно, что она является следствием, выражением
Чего же именно? Поставим этот вопрос. Понятно, абстрактно рассуждая, что общинность в некотором смысле — производное евхаристичности (и, конечно же, жизни по Священному Писанию, о чём православные нередко, по традиции, склонны забывать). Но на примере общины владыки Антония очевидно, что прежде всего в самом Владыке было нечто, что одушевляло и цементировало общину, что передавалось от него лично и ставило на своё место и общинность, и евхаристичность, и весь строй церковной жизни.
Что же именно? Начнём отвечать на этот вопрос.
* * *
Очень важным и, несомненно, облегчающим нам понимание поставленных вопросов фактором является то, что митрополит Антоний был подлинным, и, я бы сказал — образцовым монахом. У нас нередко складывается образ монаха как ограниченного, а то и
Настоящий монах — не тот, кто опутывает себя (ну и, разумеется, других людей) с ног до головы уставными схемами, святоотеческими сентенциями
Здесь необходимо отметить, что это — вовсе не человеческое одиночество, от которого люди мучаются; не то, о чём Бог сказал: не хорошо быть человеку одному (Быт. 2, 18). И это не «убегание» от людей или «незамечание» их (как в вышеприведённом примере с литургией). Одиночество пред Богом — не отрицательное, не, я бы сказал, «отсекательное», а, наоборот, некое положительное, «приобретательное» явление. Дело в том, что человек в самой глубине своей один перед Богом. Метафизически, как личность, человек связан с Богом так, что между ним и Богом нет никаких промежуточных звеньев. Душа человека предстоит пред Богом одна, сама, безо всего — и эта единственная и первая связь души с Богом главнее и сильнее всего на свете. Как бы человек ни любил людей — предстояние души, самой в себе, Богу несравненно больше и сильнее и значимее. Это то, о чем говорит псалмопевец — на едине созда Бог сердца человеческие (Пс. 32, 15). «Ты создал нас для Себя, — говорит блаж. Августин, — и нигде не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе»2. И при этом здесь нет никакой раздвоенности; человек вовсе не поставлен в мучительную ситуацию «разрыва», когда с великой болью он должен отказываться от людей ради Бога; эти вещи удивительным образом сочетаются.
Очень важно здесь то, что это одиночество — не просто
Конечно, это — великое монашеское искусство (хотя и задание, и — в своих начатках — данность для всякого христианина, каждого в свою меру). И этим искусством, несомненно, владел митрополит Антоний. Такое одиночество пред Богом рождает подлинную молитву — и здесь нужно сказать несколько слов.
* * *
Молитва, пожалуй, самая сложная вещь в духовной жизни. Я не буду излагать святоотеческое учение о молитве — оно всем хорошо известно. Скажу лишь, что на уровне обыденного церковного сознания под молитвой понимается более или менее сосредоточенное, более или менее
Что же это за ответ? Большинство церковных людей считают, что его и быть не может, потому что мы грешные и недостойные, и наш удел здесь на земле — только лишь односторонний труд покаяния и молитвы. Но это глубоко ошибочно. Ответ Бога есть всегда, только мы его не замечаем. Не замечаем,
Итак, молитва — это не только произнесение молитвенных словес, и не только наш труд, но прежде всего состояние богообщения, некое живое предстояние перед Богом, когда человек говорит Богу: «Господи, я здесь», — и явственно слышит ответ: «и Я здесь». Такое состояние можно сравнить вот с чем: когда человек выздоравливает после тяжёлой болезни, он очень остро начинает воспринимать самые обыкновенные вещи — что он свободно дышит, беспрепятственно двигается
Несомненно, обо всём этом знал владыка Антоний. То, что это так, ясно свидетельствует всем известный случай, когда он посоветовал непрестанно молящейся Иисусовой молитвой старушке остановить поток слов и просто посидеть молча. Старушка ощутила присутствие Божие — и
Здесь необходимо обратить внимание ещё на один принципиальный момент. Мы сказали, что молитва, как и вся духовная христианская жизнь — это действие двух, синергия Бога и человека во Христе, Духом Святым. И суть христианства в том, что это действие двух осуществляется всегда, постоянно, ежеминутно, как дыхание; оно не ограничивается ни храмовым действом, ни богослужебным или аскетическим времяпровождением, ни теми или иными сторонами церковной жизни. Это чрезвычайно важно: часто православные воспринимают христианство как некие горные пики, для повседневности недоступные; как некие спортивные достижения, которые случаются несколько раз в жизни и к которым нужно идти через многие и напряжённые тренировки. Несомненно, без того или иного понуждения себя христианину не обойтись; но сама эта точка зрения является не просто ошибкой, но великим препятствием для богообщения. Оно должно быть и осуществляться ежеминутно, в самой что ни на есть повседневности — и, стало быть, и молитва, и то одиночество перед Богом, о котором мы говорим, также становятся не редкими моментами, достигаемыми великим трудом, но воздухом, которым непрестанно дышит христианин.
И здесь и происходит, говоря казённым языком, реализация и выявление христианства (простите меня за столь убогие слова). То самое «действие двух», проистекающее из глубины главной и единственной связи, существующей в мире, связи между человеком и Богом, не может не излиться многими дарами Божьими. Что же это за дары? Не высоты исихазма, не поразительные чудеса в Житиях святых, не совершенно недоступная нам умозрительная аскетика великих Отцов
* * *
Итак, подведём итог. Я поставил вопрос: что именно так ярко светило в христианской личности владыки Антония, что позволяло ему ставить на своё место и мудро распоряжаться всем, что содержит Церковь — в том числе и столь важными и необходимыми сторонами церковности, как евхаристичность и общинность? Ответ: то самое «действие двух», которое можно назвать и богообщением, и молитвой, и одиночеством перед Богом, и хождением перед Ним в радости и свободе и одновременно тонкости и осторожности. Как видите, я не сказал ровно ничего нового. О чём, собственно, шла у нас речь? О подлинном и единственном источнике православной духовности, о жизни во Христе, в онтологическом предстоянии Ему — предстоянии внимательном, повседневном, ежеминутном, и вот именно что двусторонним, когда и Христос тонко, но реально действует в нашей жизни. Ответ, данный нами, показывает и главную проблему нашей церковной жизни: большинство православных христиан этого не знает и не понимает; церковная дидактика их этому не учит — и люди просто боятся богообщения, отгораживаются от него. Следствием такого положения вещей является то, что Церковь на самом глубинном уровне перестаёт быть Церковью, источник духовной жизни подменяется стихиями мира сего, и христиане не получают подлинного духовного плода.
И ещё две вещи в заключение. Конечно же, призыв брать пример с владыки Антония прямо предполагается нашей конференцией, посвящённой ему. Мне бы хотелось, чтобы на его примере мы увидели, в числе прочего, и то, что в церковной жизни нет и не может быть никаких гарантий. Одушевляет всё содержание церковной жизни только личный подвиг одинокого предстояния перед Богом — каждого в свою меру. И второе — нужно решительно отказаться от привычных православным унылых и лжесмиренных представлений: «ах, нам это недоступно», «ах, это удел только святых»,
ПРИМЕЧАНИЯ:
- Святитель Феофан Затворник. Созерцание и размышление. М, 1988, стр. 259–261.
- Перевод по: Die Bekenntnisse des heiligen Augustinus. Regensburg, o. J., S. 18.
- Епископ Феофан. Начертание христианского нравоучения, М. 1895, стр. 36.
- Преподобный Макарий Египетский. Семь слов. Слово 1, гл. 13.
Комментарии
Очень хорошая, нужная сегодня
Инна Сапега, 28/09/2011 - 11:51
Очень хорошая, нужная сегодня статья. Рада!
Спаси Бог!
СпасиБо, отче Петре, за весточку с далекой Родины.
Елена Шутова, 28/09/2011 - 01:10
Сердце встрепенулось. От избытка его растекаюсь мыслею. Думается, что одиночество пред Богом - самое естественное состояние человеческой души (по замыслу творения). Все призваны быть святыми, иметь одно общее Тело. Не будучи причастны Ему, люди обречены на вражду, непонимание, недопонимание... Действия по отношению к ближним в таком состоянии (даже благие по умыслу) всегда не полноценны, ущербны и воспринимаются не адекватно. Настоящую церковную общину может создать только тот, кто одинок перед Богом. Вот, кажется мне, в чем феномен владыки Антония. Это - любовь всепобеждающая. Прикоснувшись к ней, невозможно не встрепенуться. Дальше - притча о сеятеле. Увы, не все семена дают урожай, да и не одинаковый.
И о монашестве - верно. Думается, что ради одиночества перед Богом покидали отшельники монашеские общежития и становились пустынниками, затворниками...
И о блаженстве уже здесь, а не только там...
СпасиБо, отче, сердце согрели.