Вы здесь

О любви к животным

По отношению к животным люди делятся на три группы: любящие животных, равнодушные к животным и садисты, причиняющие животным страдания. Представители второй группы не в состоянии понять ни первых, ни последних, они зачастую и выступают в роли обличителей за избыточную любовь к братьям меньшим: мол, она неугодна Богу. В христианской среде таких немало, потому я, как представитель первой группы, постаралась додумать вопрос до конца и разобраться в том, как надо относиться к животным.

Слова апостола Павла «и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим. 1:25) нередко приводятся как аргумент против любви к животным. И совершенно напрасно. Вот что говорит по этому поводу свт. Феофан Затворник: «И почтоша и послужиша твари паче Творца. Вот в чем состояло пременение истины Божией во лжу, или, как выше сказано, содержание истины в неправде! Вместо Творца, явно о Себе свидетельствовавшего, тварь почтили и ей послужили». Речь о создании идола, кумира, «вместобога». Грешно не вообще любить животных, а любить тварь больше Творца. Это касается не только животных, но и самого человека. Именно поэтому человекоугодие — грех.

О здравом же отношении к животным говорит прп. Иустин (Попович): «Личность: целостность — самосознание — богообразное самосознание —  богосознание, —  проникает через всю физическую часть личности, которая до падения органически простиралась на весь мир твари: всю совокупную тварь Адам ощущал как свое тело, как свое расширенное естество, оживляемое, поддерживаемое космической, всеединящей благодатью богообразного самосознания. Падение Адама: разрыв, отпадение, умаление личности, расстройство: тварь становится не своей, не личной, безличной, чужой...» (Подвижнические и богословские главы). Вероятно, и ветхозаветные приношения Богу — это не приношение из своего имущества (тогда бы Христос не мог заменить эти жертвоприношения Своей Жертвой), а приношение части себя (своей животной, телесной жизни). Животные приносились в жертву как часть тела человека, как продолжение человека — как часть от его животного (или растительного — плоды) начала.

Есть ещё четвёртая группа людей, которую условно можно назвать «учёные». Условно, потому что в ней возможно нахождение представителей вышеназванных трёх групп, но не в такой яркой форме, ибо процессы в их головах направлены в основном на научные достижения. Поэт Юрий Кузнецов в своё время высказался и об их отношении к животным в стихотворении «Атомная сказка», к которому, конечно, многие относятся скептически. И всё же поэт всегда говорит о мире что-то важное, к чему стоит прислушаться:

Эту сказку счастливую слышал 
Я уже на теперешний лад, 
Как Иванушка во поле вышел 
И стрелу запустил наугад. 
  
Он пошёл в направленье полёта 
По сребристому следу судьбы. 
И попал он к лягушке в болото, 
За три моря от отчей избы. 
  
– Пригодится на правое дело! – 
Положил он лягушку в платок. 
Вскрыл ей белое царское тело 
И пустил электрический ток. 
  
В долгих муках она умирала, 
В каждой жилке стучали века. 
И улыбка познанья играла 
На счастливом лице дурака. 
  «Атомная сказка». 2 февраля 1968

Животные помогают человеку оставаться в рамках человеческой природы (не падать ниже), их роль трудно переоценить в период тотального обесчеловечивания. И, как ни странно это прозвучит, у животных люди учатся человечности. Мода на любовь к животным — это костыль времени, помогающий устоять в адском водовороте. «Кто любит природу, того Бог не оставит», — сказал равноапостольный Косьма Этолийский.
Человек — словно канат, натянутый между тремя мирами, помогающими его становлению: миром животных, миром людей и Богом.  Животные внушают любовь, они — живой призыв к человечности. Люди необходимы для обретения человеческого лица, которое по определению стремится к Богу и обожению. Получается некое триединство путей спасения. Потому уничижать тех, кто любит животных как братьев наших меньших — бесчеловечно. 

А ведь есть ещё сердце милующее. «И что такое сердце милующее? — и сказал: возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы. От великой и сильной жалости, объемлющей сердце, и от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварию. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и были они помилованы; а также и об естестве пресмыкающихся молится с великою жалостию, какая без меры возбуждается в сердце его до уподобления в сем Богу» (прп. Исаак Сирин. Слово 48).

Можно сказать, что обычный человек мечется как бы меж двух полюсов, не достигая золотой середины. Но в связи с теми или иными наклонностями души, каждый держится ближе к тому или иному берегу.

И всё же мне кажется жестокостью обвинение, к примеру, старушки, за то, что кормит бездомных котов, а не бездомных детей. Это передёргивание и неправда. Во-первых, по силам и милостыня: чтобы помогать детям и вообще людям надо иметь гораздо больше средств и сил. И лучше делать посильное доброе дело, чем не делать. Во-вторых, нельзя к человеку относиться как к машине по производству добрых дел. Человек — не функция, а бытие, и мы знаем на примере очень многих людей, что бремя бытия порой вдавливает в землю слишком сильно. Порой любовь к животным — спасительная соломинка для тонущего в неустроенности сердца, для одинокого и несчастного человека.

Стоит вспомнить слова св. Алипии, что тот, кто кормит животных, никогда не умрёт от голода. Как  это не похоже на ханжеское высмеивание самоотверженных кормильцев братьев наших меньших. И очень похоже на притчи о взаимосвязи человека и животных, которых много у разных народов. Например такая: «Голубка прилетела к Будде, скрываясь от тигрицы, и Будда ее укрыл. Но к нему прибежала и тигрица, сказав: "Не я создала себя такой как есть, – питающейся мясом. Ты укрыл голубку. Скажи, чем мне кормить своих тигрят?" Тогда Будда отрезал кусок собственного тела и положил на одну чашу весов. На другую – голубку. Голубка перевешивала. Сколько бы кусков тела ни клал на весы Будда, голубка перевешивала. Тогда Будда сам встал на весы и весы уравновесились».

Современный учёный-биолог Константин Северинов в одной из своих лекций говорил о генетической «книге» кошки, что это практически та же книга, что и у человека, только с небольшими как бы опечатками — до такой степени мы похожи. В нас течёт одна на всех жизнь. Только человек ещё приобщён особым образом к Богу, он по сути является богом для животных, которые нуждаются в его заботе. Равнодушие к этому вопросу творит много зла на планете - многие виды животных и птиц исчезают на наших глазах по вине человека.

Злоупотреблений много на всех уровнях — это привычно для человека. У защитников природы они тоже не редкость, а порой создаётся впечатление, что это некое намеренное искажение, рассчитанное на девальвацию ценностей вообще.

Обычные же любители животных, напуганные разговорами вокруг темы, сами бывают обеспокоены своей страстью. Например, спрашивает девушка: «Начала за собой замечать, что мой пёсель получает больше заботы, ласки и добрых слов, нежели мои родные. Мне кажется так не должно быть, но ничего с собой поделать не могу». Её можно понять - вокруг так много говорят о перегибах. И они действительно есть на определённом уровне, но не здесь. Ибо пёсель может быть объектом любви, а люди -  это, прежде всего, субъекты. То есть, это разная — разного уровня любовь. Человека невозможно любить, как пёселя. И не нужно даже, там всё иначе. И дело совсем не в любви к пёселю. Даже если устранить из жизни любовь к пёселю, в отношениях с людьми ничего не изменится в лучшую сторону. А в худшую, кстати, может.

Нетрудно встать в красивую позу судии, но важнее явить милость - и к людям, и к животным. Ригоризм по отношению к другому очень часто подменяет собой любовь, вытесняет её даже в зачаточных состояниях. Кичение своей праведностью, чаще всего мнимой, напускной, являющейся скорее бесчувственностью, делает человека злым, как бес. Бессердечность потому и встречается так часто в среде верующих людей, что им неведома милость, рождающаяся в сердце из любви к Богу и сострадания к страждущей твари.

Более того, помня, что безвинные животные страдают по вине человека — тварь подчинилась суете не по своей воле (Рим. 8:20), по создании Богом она была хороша (Быт. 1:31) — человек непременно будет чувствовать обязанность помогать животным в беде, в нужде. Как братьям меньшим. И ведь неоднократно замечено, что милующие животных, более добры и к людям, а люди недобрые по отношению к животным, легко скатываются в злобу и по отношению к себе подобным (речь не столько об эмоциях, сколько о поступках).

Так что не будем маскировать своё равнодушие под что-то сверхправедное, не будем мнить себя святее той бабушки, что кормит кошек. И уж тем более, не будем мешать людям исполнять веления их милующих сердец. В некоторых странах уже и нищие вне закона:  милость по отношению к ним, а не только к птичкам или животным — в статусе преступления.

Животные — наши помощники уже потому, что делают нас добрее, отзывчивее. Они приходят на помощь всякому страждущему сердцу. Мы должны быть благодарны им за это, должны помогать им там, где они без нас совершенно беспомощны.

Вспомним добрым словом знаменитого кота Липу — любимца старца Николая (Гурьянова). Рассказывают, что старец отучил его от охоты на птиц. А когда отец Николай умер, кот шёл следом за гробом старца, отказывался уходить с его могилы и по-настоящему плакал.

Вспомним и кота оптинского старца Нектария. В житии преподобного, написанном в форме рассказа о его любимом коте, старец говорит: «Вот, преподобный Герасим (Иорданский, святой V века) был велик, и у него был лев, а мы малы, и у нас — кот». Преподобный Нектарий рассказывал легенду о том, как дьявол под видом мыши пробрался в Ноев ковчег и хотел прогрызть дно, да кот не растерялся, и изловил ту мышь. «И за это все кошки, — говорил старец, — непременно будут в раю».

О послесмертной участи животных обычно не говорят, т. к. у них нет бессмертной души (т.е. духа), а значит невозможно и пребывание в вечности. Но это утверждение — не последняя правда о животных. По большому счёту, они от нас не дальше, чем мы от Бога. И если Божия любовь приобщает нас к Нему, недостижимо высокому и великому Абсолюту, то и наша любовь к животным в некотором смысле должна приобщать наших четвероногих любимцев к нам. Общение — это уподобление, и, как знать, быть может животные, приобщённые любовью к миру людей, получат некий дар от любящего Бога-Отца уже хотя бы ради той любви, что испытывают к ним люди.

Сентябрь, 2015

ВОПРОС-ОТВЕТ:

Вопрос: Скажите, почему слово, которым мы называем наших самых преданных, самых верных, самых ласковых и любимых собак, является оскорбительным для человека? Почему так сложилось? Я думаю, что это слово могло быть комплиментом  для некоторых людей...

Мой ответ: Человека вообще нельзя сводить к биологическому объекту. То есть, называть человека животным - уже оскорблять его, хотя некоторые сегодня не дотягивают до нормального животного. Человек призван быть больше, чем животное в нём. Если копнуть глубже, то природа человека позволяет ему выходить за рамки природы - это только человеку по силам. Собака - всегда собака, а человек может быть и ангелом, и богом, и скотиной, и человеком, и собакой. Просто собака - всегда на глазах, всегда рядом, и потому всегда была наглядно унижена в сравнении. Но человек может преодолевать границы природы не только вверх, но и вниз - т.е. может оказаться, что обезьяна или та же собака более человечны, чем человек. Такова особенность человеческой природы.

koppel.pro

Комментарии

- Геронда, что означает сказанное псалмопевцем "Человеки и скоты спасеши, Господи" (Пс.35,7)?

- Это означает, что Бог помогает и животным тоже. Сколько есть святых покровителей животных! А самим животным, что им приходится терпеть, бедным! Мы и неделю не смогли бы понести того послушания, какое они несут, служа человеку. Если их накормят - хорошо, а если нет, остаются голодными. Если не делают того, что хочет хозяин, их бьют. А как трудятся без всякого вознаграждения! Мы за одно "Господи, помилуй" можем получить рай. Разве этого мало? Так что животные превзошли нас и в нестяжании, и в терпении, и в послушании.

Преподобный Паисий Святогорец

Умер человек. Его пес рядом лег и тоже умер. И вот душа человека стоит перед вратами с надписью "Рай" и рядом душа собаки. На вратах надпись: "с собаками вход воспрещен!". Не вошел человек в эти врата, прошел мимо. Идут они по дороге, вторые врата, на которых ничего не написано, только рядом старец сидит.
— Простите, уважаемый...
— Петр я
— А что за этими воротами?
— Рай.
— А с собакой можно?
— Конечно!
— А там, раньше, что за врата?
— В Ад. До рая доходят только те, кто не бросает друзей...

Я эту собаку запомнил, как человека...
Случилось такое в сорок четвёртом. Зимой.
Игрался спектакль "Охота XX века"
Перед шеренгой, застывшей от страха, немой.

У коменданта была привязанность к догам.
И был экземпляр - казался слоном среди всех.
Даже эсэсовцы боялись верзилу-дога,
И вот этот зверь шагнул величаво на снег.

И вывели жертву...
Стоял мальчишка продрогнув.
Куда тут бежать? Он давно ослабел.
Комендант наклонился, подал команду догу,
И тот в два прыжка расстояние преодолел,

Обнюхав смертника, прошёлся спокойно рядом.
Был он великолепен в размашистом, лёгком шагу!
Вернулся дог к коменданту и честным собачьим взглядом
Сказал человеку пёс:
"Ребёнок ведь - не могу..."

Лагфюрер пожал плечами; ему-то разницы нету.
Раскрыл кобуру у пряжки с надписью "С нами Бог"
Но, едва сверкнула воронёная сталь пистолета,
В эсэсовское горло впился красавец дог!

...Дога четвертовали, пустив под лопасти шнека...
Я вряд ли теперь найду в Сан-Пельтене свой барак...
Но эту собаку я вспоминаю, как человека,
Единственного человека среди фашистских собак.

Э.Асадов

Светочка, какая же милостивая тема у тебя получилась - не могла оторваться...
Полностью с тобой согласна - без милости к слабым и зависимым от нас, о какой любви можно говорить! Милость ко всему, что создал Господь! Спасибо за статью. Обнимаю с любовью, Валя.

Высказывание диакона очень мудро и как бы подводит черту под нашим спором. Действительно -люби тварь, как тварь. Сейчас передача на радио была, как обращаться с собаками. Кинолог сказал, что неверно относиться к собаке, как к ребенку и первая заповедь при дрессировке -нельзя "очеловечивать" собаку. В интернете много это обсуждают любители собак и много материала на эту тему.
.

Нельзя очеловечивать собаку, принимать ее постоянное внимание к вам за понимание ваших слов. В то же время знайте, что по тону вашего обращения собака способна всегда понять - одобряете или осуждаете вы ее.

Однако строить взаимоотношения с собакой, в том числе и со щенком, следует продуманно, уравновешенно и разумно. Одинаково вредны как холодное и, тем более, грубое обращение с собакой, так и излишне ласковое. В первом случае вы настроите вашего воспитанника против себя, не добьетесь заинтересованности в работе по воспитанию и начальной дрессировке.
10 июля на радио "Вести-фм" была передача в утреннем эфире "Очеловечевание животных опасно для людей" Речь шла о том, что у нас появляется мода, которая распространена на Западе -относиться к животным, Как к человеку. Водить в кафе, кормить за столом и т.п. Так что чрезмерная любовь к животным может далеко завести. Должна быть НОРМА, еще раз восхищусь краткой и точной формулой, высказанной диаконом Олегом Рыжковым.

На первый взглд кажется, что это конец. Но на самом деле это ОЧЕНЬ ВЕРНОЕ правило - лишь начальный ориентир, и наш разговор происходит как бы после него. Произнести эту формулу крайне важно, но потом начнется выянение, а что же такое любить собаку как собаку? Посадить в будку на цепь? Но ведь не все собаки таковы. Или вот, к примеру, породы крохотных декоративных собак, которые в наших нетеплых краях нуждаются в том, чтобы их одевали в холодное время года? Сколько садистов покупают себе таких собак и морозят из принципа - а оно крохотное дрожит на ветру, потому что его создали не для таких людей.

Различать, а не смешивать - вот принцип, который следует усвоить. Именно РАЗЛИЧАТЬ! Злоупотребление начинается с неразличения. То, что одному хорошо, для друго - зло.

Или если вот одинокое женское сердце перенесет часть своей материнской любви на кота, разве так уж оно грешно будет? Господь часто спасает человека именно такими костылями - хромого разумеется человека.

Понимаете, любой принцип работает примерно таким образом. Вот, скажем, человек - это «двуногое неблагодарное» по Достоевскому. А если он потерял одну или даже обе - это уже не человек? Человек, но инвалид. Так и с душой, Лена. И если обычному двуногому не нужны ни костыли, ни инвалидная коляска, то инвалиду - необходимы. Тоже самое и с кошками или медведями, или.... Вон ученые-биологи любят львов, как детей. И те их - тоже. Это что - грех будет? Да нет же!

И всё потому, что важно РАЗЛИЧАТЬ, А НЕ СМЕШИВАТЬ. Принципы для того и существуют, чтобы различать. И ни один из них не является абсолютным и самодостаточным, кроме принципа любви.

И уж сразу, чтоб завершить тему для себя, скажу: не человек для субботы, а суббота для человека. Сам Господь показал нам, что законы и условности ограничены в действии. В народе об этом говорят так: принципы существуют для того, чтобы их нарушать. Можно по-разному понимать эту присказку, но правильно её именно так понимать - по-евангельским. Ветхий Завет и Новый тем и отличаются.

Вот нашла сейчас об православном отношении к животным. Исчерпывающе, по-моему.
"У иных людей тварь - животное (преимущественно собаки и кошки) - становится кумиром, вытесняет из их сердца все то, что должно преимущественно занимать сердце христианина. Вот это так описывает старец Силуан: "Есть люди, которые привязываются к животным, и гладят их, и ласкают, и разговаривают с ними, и оставили они любовь Божию.

Душа, познавшая Господа, всегда в любви и страхе предстоит Ему, - и как возможно при этом любить, и гладить, и говорить со скотом, с кошками, собаками? Неразумно так делать.

Животному и скотине дай пищу и не бей их, в этом милость к ним человека. К животным не должно иметь пристрастия, но должно только иметь сердце, милующее всякую тварь.

Звери, скотина и всякое животное есть земля, а мы не должны привязываться к земле, но "всем сердцем, всею душою, всем разумением" (Мф. 22, 37) любить Господа, Его Пречистую Матерь, нашу Заступницу, святых, благоговеть перед ними".

Вы правы, лучше делать посильное добро, чем его не делать. Заумь многих берет за голову, и тогда вырастают вместо нимба рога. Всему нужна мера и рассуждение, а с этим как раз у всех проблемы. Соразмерность мышления - залог успеха.
Спасибо вам за труды!

Заумь многих берет за голову, и тогда вырастают вместо нимба рога

 

Совершенно верно. У меня даже была поговорка (я уж и забыть её успела) примерно такая: не чеши свой нимб об меня, или почеши об дерево свой нимб. Как-то так, но звучнее. Забыла. Но суть Вы поняли girl_crazy

В 2012 году вышла в свет книга "Животные рядом со святыми", довольно объёмная, в ней очень много примеров из жития святых - их взаимоотношениях с животными. Думаю, что в книге содержится исчерпывающая информация по этой теме. А на сайте "Радонеж" можно почитать интервью со священником протоиереем Константином Буфеевым, автором этой замечательной книги.

Милующее сердце всех жалеет. Не помню. где я читала, как святые отцы понимали правильное отношение к животным. Животных надо кормить, не обижать, но не надо излишне привязываться и ласкать. Потому что все-таки- мы образ Божий, и нам надо стремиться к общению с более высокими сущностями. Примеров с животными много в житиях святых, Преп. Марии Египетской могилу вырыл лев. К преп. Серафиму Медведь приходил за угощением и брал из его рук хлеб. Мое мнение- я люблю животных и мне интересно за ними наблюдать, открываю просто невероятный мир. И даже думаю. что людям можно кое-чему поучиться у них- и смирению, и верности. Но все-таки надо помнить, что это- не духовная, бессловесная тварь, а мы созданы выше ее и призваны к духовной жизни. Излишняя привязанность к животным унизительна для человека. Меня коробит, когда животное называют членом семьи.
И, к сожалению, очень часто приходиться сталкиваться с тем, что люди, любящие животных, в то же время ненавидят людей. Да вот недавно видела, как пенсионерка злобно кричала на ребенка с собакой, что он ей распугал ее кошек, которых она подкармливает. В медиагалерее в "Омилии" есть интересный пример отношения к собаке монахов. В фильме про Паисия-Святогорца. Во время беседы подошла собака, видимо, живущая где-то рядом. Стала так трогательно ласкаться к монахам, прося, чтоб ее погладили. Монахи ответили, но сдержанно, скупо. Потом прогнали ее. Ну т.е. велели уйти. Этот эпизод примерно на 10-11 минуте фильма. Меня даже удивило такое отношение. Но это правильное, трезвое, строгое, монашеское отношение.

Дорогая Елена, в духовной жизни всё не вообще, а частности. Кокретика решает всё. А вам не доводилось видеть монахов - чудовищ, злых как демоны, смовлюблённых до беснования, да ещё и с содомскими наклонностями? Бесчувственность, бездушевность - страшнее душевности в разы.

То, что видите Вы, и то, что есть - далеко не одно и то же, ибо видимое трактует смотрящий.

Теория от практики отличается тем, что берет в расчет реальность. Симпатичный Вам принцип порой необходим, а в другой раз - просто преступен. В этом соль. Но если говорить о принципе максимально близком к духу христианства - то это будет именно заботливая любовь.

Милая Елена, читая Вас понимаю, что Вы из непуганных т.с., в отличие от меня. Вы не представляете какая скотина - человек, когда в нём мертво сердце. А высокодуховная скотина - это вообще диавол. Настоящий враг сидит в другом месте. Но это, видимо, ещё не Ваша тема. Прошу об одном - не абсолютизируйте свои духовные пристрастия, в них много относительного. А относительное вознесенное в ранг абсолютного - ересь, всегда приводящая к нехорошим последствиям. Просто поверьте мне на слово: всё чуть-чуть не так, как Вам представляется, хотя в какой-то точке места и времени, на каком-то отрезке пути можно так мыслить и видеть.

Храни Вас Господь!

Дорогая Светлана, не понимаю, что Вас так сильно задело в моем комментарии. Я всего лишь против излишней привязанности к животным, потому что мы призваны к духовному, а животные духа не имеют. Кроме того, я выразила мнения Святых отцов об отношении к животным . Неужели Вы считаете, что кто-нибудь из них одобрил причисление к члену семьи собаки или кошки? Для меня их отношение является ориентиром. а для Вас?
И разве я говорю, что животных не надо любить? Но только к Вашим словам, я добавлю -заботливая любовь, но без пристрастия. Заботливая любовь к животным, но людей любя больше. А Вы так не считаете?
Насчет моей непуганности. Это даже интересно. Нет, Светлана, Вы не правы, пугана-перепугана и давно знаю, что люди -страшны, злы, лживы, предатели. В том, что казалось бы, там. где ведется много разговоров о духовности, встречаешь самого невероятного грешника и скотину, в этом я с вами соглашусь. Но считать человека высокодуховным мертвецом только за то, что он за любовное, но трезвенное отношение к животным, я не могу.
Животных любить легче. Любить недостойного человека- это душевный подвиг. Но именно эту заповедь дал нам Господь
Ведь, как в Вашем стихотворении, не хочется смотреть на болезнь без лица, ( Да, наверное, и не всегда полезно) хочется уйти. Но все-таки Вы заканчиваете тем, что сквозь болезнь НАДО пролезть. И для меня именно эта концовка придает тот глубокий смысл, о котором я писала, всему Вашему стихотворению. Ну, это я просто перебросила мостик к предыдущему разговору,чтобы его закончить.
Наверное, бывают и монахи, как Вы описали. Но и любители животных бывают страшнее демонов.
Вы посмотрели этот эпизод, о котором я говорила? Что скажете?

Да, животных любить легче, но это не значит, что их любить - грех. Если говорить о т.н. причислении к членам семьи кошки или собаки - смотря в каком смысле, Лена. За словами стоит реальность, одни и те же слова могут значит разное и пониматься по разному. Я против абсолютизации СВОЕГО набора инструментов - это главное. Когда продвинетесь дальше, поймёте, что даже Ваш собственный путь на разных этапах руководствуется разными принципами,  опирается на разные основания. По мере роста человек меняется порой до неприятия, до полного отрицания того, за что был готов умереть. Непонимание этого производит фанатиков, которые легко отнимают чужие жизни якобы из благих соображений.

Страницы