Вы здесь

Наша задача – остаться со Христом

Беседа с отцом Игорем Йовбаком об удовольствии и веселости

Иерей Игорь Йовбак — настоятель храма Трех Святителей с. Трехсвятское Малоярославецкого района Калужской области (комплекс архиерейского подворья).

По благословению митрополита Калужского и Боровского Климента занимается восстановлением храма Трех Святых и строительством домового храма в Полотняно-Заводском детском доме-интернате для умственно отсталых детей.

Председатель Обнинского отделения Православной благотворительной миссии «Милосердный Самарянин» Калужской епархии.

Отец пятерых детей.

Чем выше человек по умственному и нравственному развитию,
тем он свободнее, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь
А. П. Чехов

— Согласно толковому словарю, удовольствие — это чувство радости от приятных ощущений, переживаний, мыслей. Можно ли в этом смысле, допустим, от вычитывания молитвенного правила получать удовольствие? И вообще, должна ли молитва приносить удовлетворение, ведь это же общение с любимым и Любящим Отцом («Авва, Отче!»» (Рим. 8: 15). Слово «авва» арамейского языка соответствует нашему «папа»)?

— Считаю, что молитвенное правило — это труд, который является нашим духовным мечом, оружием против духовных сил, всячески противодействующих нашему духовному возрастанию. Поэтому если человек способен от труда получать удовлетворение, то и от молитвы сможет стяжать духовную радость. Заставил себя правило прочитать — почувствовал радость, не прочитал правило — огорчился. Это вполне естественно для нормального человека. Хуже, когда человек «правило» не читает и ему уже все равно, помолился он сегодня или нет: ни радости, ни огорчения по этому поводу он не испытывает. Это уже, как говорят святые, окамененное нечувствие. Когда же человек возносит искреннюю молитву к Господу и внутренне ощущает, что молитва дошла до Бога, то, конечно, от этого бывает и радость, и удовлетворение от сего молитвенного труда. Иногда Господь дает как-то знать человеку, что услышал его. Существует весьма тонкая грань, перейдя которую легко впасть в определенный самообман, то есть ощутить фарисейское удовлетворение от того, что ежедневно вычитываешь правило. Любви нет, зато правило вычитываю… Я не сторонник такого удовлетворения.

— А вообще молитва может принести удовлетворение?

— Молитва — это разговор с Богом, с Отцом… Когда человек в своем духовном развитии переходит со ступени рабской любви к Богу на следующую ступень любви наемника, а затем достигает уровня сыновней любви к Господу, тогда он, действительно, может без всякого страха и опасения взывать: «Авва, Отче». Если это искренне, то, конечно, приносит радость. Тогда мы можем говорить, что получаем удовлетворение от общения с Богом. Если сын действительно любит Отца, то и Отец воздаст за эту любовь милостями и радостями духовными.

Если воля верующего совпадает с волей Божией, то человек имеет дух мирен. И в этом случае все препятствия между Богом и человеком либо уменьшаются, либо совсем исчезают. Когда такой человек прибывает вне суеты, отвлекающих попечений житейских, то у него возникает состояние созерцания. Такое созерцание, может быть, даже лучше сказать молчаливое спокойствие, внутреннее умиротворение, конечно, дает радость. Но такое бывает крайне редко, к сожалению…

— А что такое созерцание?

— Это особое духовное состояние… Созерцание, по моему мнению, — это молитвенное общение без слов, когда ты мысленно свою любовь возносишь к Богу. И понимаешь: Господь рядом, Он чувствует тебя, твою радость… Приходит осознание, что Господь услышал твою молитву: на сердце тепло и неизреченная радость. Это происходит, когда человек — в созерцательном состоянии, которое хорошо описано в известной беседе преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым о стяжании Духа Святого… Приведу еще пример из жизни. Это похоже на то, когда вечером у костра ребенок, днем еще бедокуривший, ничего не говоря, ласково прижимается к тебе, так как невзирая ни на что знает: ты его любишь… В ответ и ты его прижимаешь к себе, понимая, что вот это и есть счастье и радость. Так же и Господь поступает, Он же все равно любит всех нас вне наших прегрешений. Ему больно за наши грехи, но любить Он нас не перестает. Когда человек, вот так, как ребенок, внутренне к Богу приникает в своем созерцательном состоянии, в мирствии духа, Господь точно так же, как любящий Отец, его прижимает к Себе. Это состояние дает радость.

Суета сушит сердце, озлобляет душу и она становится более черствая. Достижение внутреннего покоя — это на самом деле колоссальнейший труд, высочайшее искусство. Это путь, которым православный христианин идет достаточно долго, может быть, даже всю свою жизнь. Бывает, что иногда некоторым дается это утешение.

— Чем удовольствие отличается от радости?

— Удовольствие — это лишь удовлетворение какого-либо желания. Удовольствие всегда от чего-либо, а радость может быть и беспричинной. Удовольствие — это положительная чувственно-физиологическая реакция, а радость имеет более высокую чувственно-психическую природу. Удовольствие — это сиюминутное, скоротечное ощущение «мне хорошо». Радость же — непреходящее понимание «это хорошо». Библейский стих «и увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1, 26) говорит не об удовольствии — о радости. Для радости (в отличие от удовольствия) нет ограничений ни во времени, ни в пространстве. Человек может радоваться тому, что было в его жизни, а также заранее тому, что только будет. Удовольствие не изменяет человека внутренне, а радость как глубокое переживание способно изменить человека в лучшую сторону.

Но удовольствие (как и радость) тоже бывает с разными оттенками, потому что люди по своей греховной сущности способны испытывать удовольствие не только от благих дел.

— Раз мы эту тему затронули, позвольте спросить: а что такое наслаждение? В словаре сказано, что это высшая форма удовольствия. А вы бы как ответили на этот вопрос?

— Человек может испытать наслаждение, во время зноя найдя источник в лесу и утолив жажду. Вот, путник склонил свою голову над родником, выпил оттуда прохладной воды… Насладился, почувствовал радость, пошел дальше. Так же и в молитвенной практике, в духовной жизни.

— Наверное, здесь нельзя забывать предостережение святителя Игнатия (Брянчанинова) «Не ищи в молитве наслаждений, они отнюдь не свойственны грешнику. Желание грешника ощутить наслаждение есть уже самообольщение… Не ищи преждевременно высоких духовных состояний и молитвенных восторгов».

— Конечно. Бывает такое, что человек пребывает в борьбе, в борьбе, в борьбе… А потом Господь посылает ему какое-нибудь утешение. С православной точки зрения, я бы рассматривал это не как наслаждение, а именно как утешение. В чем может быть подобное утешение? У меня, например, такое духовное утешение было, когда я впервые попал в усыпальницу наших патриархов: Пимена и Алексия I в. Троице-Сергиевой лавре. Пребывание там, возле этих великих людей, принесло мне такую духовную радость, которой я и тогда насладился, и каждый раз, приезжая туда, получаю все ту же великую радость и утешение. У каждого верующего это все индивидуально, но думаю, что некая передышка в духовной борьбе — праздничная радость, соприкосновение с благодатью — дает человеку возможность получить духовное наслаждение. И оно помогает человеку, освежая его силы, как источник живительной влаги в лесу, и позволяет потом двигаться дальше, как путнику в жаркий день. Потому что если нет этих точек, где человек получает духовную радость, наслаждается передышкой, пока пьет воду из источника, то можно переусердствовать в борьбе и вовсе сойти с дистанции.

— А чувство юмора вам помогает в служении?

— В служении не помогает. А выживать, то есть преодолевать какие-то житейские скорби и неприятности чувство юмора, конечно, помогает.

— А как православным относиться к смеху?

— Юмор у православного человека должен быть неоскорбительным для ближнего. Если наш юмор человека обижает, вводит его в смущение, то этот юмор, разумеется, неправильный. Но если какая-то шутка может человека и поддержать, и утешить, и как-то успокоить внутренне, то я — за такой юмор.

— Говорят, Христос не смеялся во время Своей земной жизни, Он только улыбался. А что вы думаете по этому поводу?

— Думаю, что вряд ли Он хохотал безудержно. Но добрый юмор и не предполагает хохота. Хохот — это истерическое состояние и бесконтрольность.

— А наши святые как относились к юмору и шутке?

— Наверное, можно рассматривать юродство как своего рода общение через «чудачество». Юродивые запросто могли пошутить над кем-нибудь, они же шутили над боярами, князьями. Например, преподобный Феофил (Горенковский) (Китаевой-Пустыни) Киево-Печерский мог пошутить над митрополитом Филаретом Киевским, который не успевал порой вычитать правило. Преподобный, сидя на дереве, читал вместо митрополита это правило. Шутка? Да. Обидно? Наверное, нет. Преподобный Феофил мог среди ночи встать и запеть «Се, грядет Жених в полуночи», призывая всех на ночную молитву. Шутка, но в ней скрыт глубокий духовный смысл.

— Преподобный Серафим Саровский учил, что «веселость не грех… она отгоняет усталость». А вы на практике это испытывали, что веселость отгоняет усталость?

— Конечно, когда человек начинает унывать, у него и последние силы иссякают. А когда улыбнется или вспомнит что-то доброе, то Господь дает силы преодолевать препятствия.

— Совместимы ли православие и «негреховные» удовольствия?

— Если современный человек все время находится в духовной работе, то он может себя надорвать, потому что для духовного возрастания нужен духовник. К сожалению, сейчас хороших, опытных духовников очень мало, их не хватает, и люди часто опираются на свое внутреннее делание, на чтение святоотеческих книг, беседы со священником, общение между верующими — таким образом формируется их некая духовная жизнь… Считаю, например, что резкий переход от мирских удовольствий (не сопряженных со грехом) к духовной жизни может очень сильно навредить человеку. Так как вообще путь Православия — это царский путь, путь середины, умеренности во всем.

— Как говорил великий подвижник преп. Серафим Саровский, все делай потихоньку-полегоньку, а не вдруг: добродетель не груша — ее вдруг не съесть.

— Мне нравятся слова преподобного Варсонофия Оптинского, который говорил о том, что духовная жизнь не нуждается в удовольствиях, полученных от чтения книг, прослушивания музыки, от созерцания каких-то живописных полотен. Радость, которую приносит искусственно созданная духовная жизнь, меркнет рядом с истинно духовной радостью. Иссякает потребность во всем этом, если человек духовно возрастает.

Например, если кто-то духовно неопытен, то на определенном этапе испытывает радость от просмотра хорошего фильма, чтения достойной книги, музыки. Удовольствие может доставить нахождение на природе, общение с хорошим человеком. Но в конечном итоге духовная жизнь потихонечку, постепенно отодвигает такого рода удовольствия на второй план, пока для человека они не перестанут вообще иметь значение. Общение с Богом для православного является самым главным. Неслучайно же подвижники удалялись в пустыни, чтобы оградить себя от лишних внешних воздействий. Но современному человеку без духовного руководства правильно перейти от мирской жизни к духовной, практически, невозможно, иначе можно впасть в прелесть и повредить себя весьма сильно.

— А как же преподобный Нектарий Оптинский? Он же помимо духовных книг много читал еще научно-популярных изданий, занимался математикой, историей, классической литературой, живописью, изучал иностранные языки.

— Старец Нектарий Оптинский был духовником величайшего режиссера Михаила Чехова, брата Антона Павловича Чехова. Про Михаила он говорил: у Мишеньки дар от Бога. Думаю, кругозор преподобного расширялся не оттого, что он интересовался всем этим. Господь через духовное зрение открывал ему, что в данный момент нужно получить человеку от искусства, от науки, военного дела. Эти знания для святого были даром Свыше.

— Вероятно, у него было такое служение. К нему же стекалась интеллигенция со всей России…

— Все эти люди прибегали к нему не для того, чтобы просто пообщаться на светские темы. Через эти разговоры как бы о творчестве и искусстве Господь открывал им нужные какие-то вещи духовного плана, необходимые для их спасения.

— Возможно, для него светская культура была своего рода средством приобщения людей к Богу.

— Иногда сталкиваешься с тем, что некоторые советы нынешних духовников ставят вопрошающего в тупик. Приходит, к примеру, на исповедь талантливый музыкант, лауреат международных конкурсов с каким-то духовным вопросом. И потом с недоумением говорит, что ему батюшка сказал: «Вам музыкой не надо заниматься». А он — профессионал, музыке посвятил всю свою жизнь. А ведь в подобных случаях нужно поступать с рассуждением. Лучше его труд, умение направить в русло познания Бога и служения Ему, чтобы человек через свое творчество сам приближался к Богу и других приближал. Например, музыка — это искусство, которое ближе всего стоит к духовной жизни.

— А что бы вы могли сказать об опытном Богопознании, раз уж коснулись этой темы?

— Это как раз и есть путь духовной радости. Если человек, постигая Бога, делает шажочек к Господу и видит, что где-то внутренне он себя преодолел, то сама собой приходит радость. Что такое путь к Богу? Это в первую очередь работа над собой и внутреннее смирение. У Бога милость превозносится над судом. Когда к Господу относимся правильно, то понимаем, что Бог есть любовь. И тогда все наши дела становятся путем любви. Если то, что мы делаем, не доставляет радости людям, а заставляет их огорчаться, то это не путь к Богу. Перефразировав Евангельские слова, можно сказать: что бы ты ни делал, если нет у тебя любви, — все тщета. А любовь всегда приносит людям радость. Когда ты внутренне себя смиряешь, сокрушаешь свой дух, осознаешь свое недостоинство перед Богом, то Господь за это внутреннее смирение дает тебе духовные радости: бывают услышаны твои молитвы, ты понимаешь, что Господь — с тобой Своей благодатью и милостью. Преподобный Серафим Саровский говорил: спасай себя и вокруг тебя тысячи спасутся, то есть, преодолевая себя, идя путем богопознания, через свою внутреннюю работу ты можешь помочь людям. Это не значит, что нужно налево и направо раздавать советы или кого-то поучать, но даже само присутствие человека, который искренне ведет настоящую православную духовную жизнь, уже притягивает людей.

Ты чувствуешь, что такой человек — рядом с Богом, поэтому хочешь и сам рядом с ним «подтянуться», быть чище и лучше. И если каждый из нас, с Божьей помощью, хоть немного изменит себя в лучшую сторону, то наше внутреннее преображение отразится и во внешней жизни и будет заметно всем. Люди, глядя на нас, внутренне будут понимать, что мы ведем духовную жизнь. И от этого осознания у них появится духовная радость. Тогда, общаясь с нами, они и сами внутренне будут приближаться к Богу. Думаю, именно об этом и говорил святой Серафим Саровский.

— Как определить ту грань, за которой удовольствие превращается в грех сластолюбия и чревоугодия?

— Неумеренность и невоздержание зачастую приводит к тому, что даже любую добродетель, не говоря уже о естественных потребностях человека, можно извратить до греха. Например, можно утолить голод, поесть, а можно объесться; можно с благодарением Богу кушать вкусную еду, а можно сделать культ из еды, став гурманом, жаждущим постоянно удовлетворять свою страсть. Хотя простого питания человеку вполне достаточно для того, чтобы чувствовать себя здоровым и веселым. Можно просто поговорить, а можно в разговоре кого-то осуждать или над кем-нибудь насмешничать, в результате, это уже превратится в грех. Можно поспать для того, чтобы восстановить свои силы и чтобы сердце не было «сухим», а было способным к любви, а можно валяться до обеда в постели. Собственно говоря, без добродетели рассудительности и чувства меры любое доброе дело превращается в сластолюбие.

— Патриарх Кирилл говорил: «Обязательно делайте утром зарядку, нагружайте свои мышцы… Занятия физической культурой так же важны, как духовная культура» В основном, регулярно делает зарядку только тот, кто получает от нее удовольствие. Допустимо ли православному через физзарядку каждое утро подпитывать себя удовольствием?

— Я бы подошел к этому вопросу несколько иначе. Являются ли одновременно и духовной, и физической зарядкой земные поклоны? Если бы я выбирал, как себя нагрузить физически, то сделал бы выбор не в пользу зарядки, которая длится 10 минут, а в пользу поклонов с молитвой в течение тех же десяти минут за своих близких и страждущих.

Я, будучи мирянином, задавал подобный вопрос своему духовному отцу и он сказал, что земных поклонов достаточно для организма. Отцы же еще говорят, что земные поклоны живот сушат. Поэтому физической нагрузки для тела, если поклоны делать правильно, достаточно для того, чтобы обойтись без утренней зарядки.

— Сколько раз тогда поклоны надо делать: 100, 200 раз?

— Это сколько кому по силам — один человек поздоровее, другой более слаб. Каждому православному его духовник должен определить это правило, чтобы человек не повредился ни физически, ни духовно. Ибо бывает такое, что человек в первое время делает очень много поклонов, а потом не может сделать ни одного. А вообще нужно делать поклоны так, чтобы всегда была потребность потихонечку их количество увеличивать.

— Если интервью будут читать светские люди, объясните, пожалуйста, как правильно делать земные поклоны.

— Земной поклон выполняется следующим образом: человек должен опуститься на колени, причем, одновременно на два колена, а не поочередно, руками сделать упор и лбом коснуться земли. Затем, поднимаясь, человек отрывает от пола две руки одновременно, выпрямляет колени и встает на ноги. Перед поклоном обязательно нужно перекреститься.

— А все-таки мирянину нужно делать зарядку, раз Патриарх призвал к этому?

— Хочу сказать, что здоровый человек больше способен к молитве, нежели больной. Если, скажем, физкультура укрепляет здоровье человека, то в этом ничего плохого нет. Несомненно, лучше заниматься физкультурой, чем пить водку или употреблять наркотики. Мои дети, к примеру, все занимаются в спортивных секциях.

— А удовольствие можно испытывать от физических упражнений?

— Конечно. Но главное, чтобы это удовольствие не переросло в страсть. Тут есть один момент. Если человек начинает заниматься спортом, чтобы получать удовольствие от выработки адреналина, то это уже превращается в страсть. По сути, в этом случае спорт становится тем же наркотиком. Я с большим сомнением отношусь к экстремальным видам спорта, таким, как альпинизм, парашютный спорт и т. д. Там очень много травм, смертей. Сказано же: «Не искушай Господа Бога своего». Человек, занимаясь такими видами спорта, конечно, испытывает радость от соприкосновения с природой. Но риск в спорте должен быть дозированным.

— Священник Д. В. Рождественский в книге «Нравственное богословие» написал: «Заботясь о душе своей, христианин должен печься и о сохранении тела своего и вообще о сохранении временной жизни и здоровья… Чем долее человек живет, тем он более, при правильном образе действования, может образовать свой разум, свое сердце, свою волю, тем более может сделать добра, тем более может приготовить себя к вечности…. Наконец, благо ближних наших заставляет нас помнить о своем здоровье….»

Медицине известно, что позитивные эмоции, удовольствие и хорошее настроение способствуют восстановлению и сохранению здоровья. Если, по слову ап. Павла, человек находит «удовольствие в законе Божием» (Рим. 7, 22), то будет ли это способствовать его здоровью и долголетию (выражаясь светским языком)?

— Если рассматривать с православной точки зрения, то здоровье человека непосредственно связано с его духовной жизнью. Бывает, что когда человек много грешит и не кается, то Господь ему за эти грехи попускает и поболеть, и скорби. Если верующий живет неправильно, соответственно и его здоровье повреждается. Как говорили на Руси, чем нагрешишь, тем и болеешь. Если внимательно рассмотреть каждое заболевание, то в большинстве случаев болезнь человека связана с какими-то его страстями и грехами. Например, любит человек покушать много — у него, скорее всего, может появиться либо гастрит, либо язва желудка, либо что-то еще, чтобы остановить эту страсть. Не случайно существует Таинство елеосвящения или соборования, когда мы молимся о прощении забытых грехов и о даровании здоровья. В этом таинстве соединены молитвы и о физическом, и о духовном здоровье человека.

— Бывает и обратное: если человек, допустим, студент, плохо питается, у него тоже может быть гастрит.

— Поэтому духовная жизнь и есть царский путь, середина, умеренность во всем. Не уберег здоровье свое — тоже грех. Что такое здоровье? Тело человека — это храм для души и для Бога. Поэтому от внутреннего духовного состояния человека зависит его здоровье. По свидетельству отцов, внутренний человек настроение свое приемлет от внешнего. Если телесная храмина повреждена, то и сохранить в этом сосуде огонь духа очень тяжело. Когда человек болеет, он уже не может полноценно молиться, вести нормальную духовную и церковную жизнь (ходить в храм на богослужения). Поэтому необходимо попечение о здоровье.

Попросили, допустим, подростка зимой надеть шапку, он не послушался, пошел на улицу в мороз без головного убора — заболел. Вот и все, полноценно молиться такой человек уже больше не может. Забота о сохранении здоровья и духовное делание взаимосвязаны. Человек физически крепкий способен больше молиться, а больной уже не в силах вычитать полностью молитвенное правило. Больной, например, не может земные поклоны делать, да и поститься, как положено, тоже не в состоянии. Тут уже начинаются ограничения.

Между здоровьем человека и его духовным состоянием существует обратная взаимосвязь. Здоровье помогает молиться. И еще раз повторюсь, если здоровый человек грешит и не молится, то он может свое здоровье потерять.

— Сейчас много раздражительных людей, а ведь из-за беспокойства, стрессов здоровье теряется. Как бороться с раздражительностью?

— Если человек окружен раздражительными людьми и его это внутренне выводит из себя, значит, в нем этот грех тоже есть. Поэтому в первую очередь ему нужно бороться со своим внутренним раздражением. А его можно перебороть только через молитву. То есть когда чувствуешь, что начинаешь раздражаться, если ты знаешь человека, который тебя нервирует, то нужно за него помолиться: «Спаси Господи и помилуй раба Твоего (имя рек) и святыми его молитвами прости мои согрешения». Если ты не знаешь этого человека, то можно начать читать Иисусову молитву, в общем, молиться. Необходимо обращением к Богу вытеснить мысль о том, что тебя раздражает человек, который рядом с тобой находится, то есть заполнить внутреннее свое состояние молитвой. И до тех пор продолжать усердно молиться, пока это внутреннее раздражение не пройдет. Если же реагируем на провокации, раздражаемся, то это как раз про нас сказано, что нас окружают наши учителя. Это значит, что беспокойный человек, если вывел нас из себя, то показал нам нашу же немощь: мы такие же раздражительные, и порой можем точно также раздражать и его.

— Считается, что восстановление здоровья нужно начинать с восстановления нервной системы. Как православному нужно укреплять свои нервы?

— Если человек ведет здоровый образ жизни как в духовном плане, так и в физическом, то нервы его в норме. Здоровье нашей нервной системы во многом зависит от того, какое у нас было детство. Сейчас в новоначальных православных семьях у детей много заболеваний, связанных с поражением нервной системы. И детский аутизм, и детские неврозы. Скажу так: нервные заболевания начинаются у детей в этих семьях из-за того, что они видят двойственность. Родители призывают ребенка к одной жизни, а сами живут по-другому, в итоге происходит раздвоение. Собственно говоря, расшатывание нервной системы взрослого человека происходит приблизительно по той же самой причине. Потому что его внутреннее состояние просит нормальной духовной жизни, а человек занят своим попечением, выживанием, скажем так, обеспечением семьи… Добычей необходимых для жизни материальных благ тоже надо заниматься, но должна быть разумная черта, которую переходить нельзя. Если ты ради попечения о семье начинаешь решать свои проблемы только собственными силами и забываешь о Боге, Который может помочь гораздо лучше и быстрей, чем человек сам может себе помочь, то начинается раздвоение. В душе человек понимает, что к Богу надо идти, однако же этого не делает — возникает внутренний конфликт. Часто приходится слышать от людей: я не могу прийти на исповедь, в храм, потому что у меня очень много работы и сил уже никаких нет. А душа и в таком состоянии все равно просится к Богу… Повторюсь, если человек нормальный, разумный, не умственно отсталый, то его душа просится в храм, к Отцу. Если этого не происходит, то возникает внутренний конфликт и развивается невроз, всевозможные депрессии.

— Почему многие миряне, стремящиеся к духовности, не разрешают себе радоваться и испытывать «невинные» удовольствия? Должен ли их отказ от земных радостей быть скомпенсирован радостью реального пребывания с Богом?

— У людей, которые делают первые шаги в православии, понимание православности гипертрофированно.
Неофиты очень часто искусственно создают себе внутреннею духовную среду или радикально меняют свой образ жизни. И получается своего рода перекос, потому что это очень близко к фарисейскому пониманию духовной жизни: резкий отказ от искусства, общения с природой и подобных вещей, которые доставляют человеку радость. Если резко это все прекращается, то рано или поздно может произойти духовный срыв... Да, на первом этапе человек будет молиться, чувствовать какую-то радость. Такой неофит внутренне создает для себя иллюзию общения с Богом, потому что на первом этапе благодать дает человеку радость. Но настоящая духовная работа начинается чуть позже. И когда это происходит, в сознании человека, который совершил такой резкий переход, может возникнуть эффект пружины: новоначальный верующий будет отброшен далеко назад в своей духовной жизни. Я наблюдал такие ситуации: человек на первом этапе из храма, практически, не выходит, утром и вечером — на каждой службе, а потом, глядишь, через пару лет он уже с бутылкой пива и какими-то словами против церкви на устах. А вообще скажу так: синяя плюшевая юбка до пола, солдатские ботинки и рюкзак за плечами, платок на глазах и четки, которые волочатся по полу, — это не признак православия. Это все внешнее. Настоящее православие — внутри, то, которое настоящую духовную радость приносит. А внешние все эти действия без духовного наполнения приносят страдания и самому «подвижнику», и окружающим. Часто бывает, что жена приходит к Богу, а муж — нет.

Вот она начинает кадить и свечи возжигать, лампадками и иконами извешивать всю комнату. Начинает от мужа требовать, чтобы он постился, шел немедленно за ней в храм. А муж в ответ противодействует всему — возникает конфликт. Страдает и она, и муж, и дети. А почему страдают? Потому что любви в этом нет, все внешнее. Начиная таким образом свое воцерковление, человек наполняется внешним, а внутренним — нет. А когда нет внутренней работы над собой, то внешнее очень быстро разрушается и происходит откат от той цели, к которой Господь нас зовет. А Господь нас зовет к спасению. Через смирение и любовь.

Святыми сказано про христиан последних времен, что они будут спасаться не духовными подвигами, а тем, что сохранят свою веру. Наша задача — остаться со Христом.

— Сейчас некоторое продвинутые православные женщины уже осознали, что юбка до пят, платок на глазах — не лучший вариант, и они уже разрабатывают православную женскую моду, красятся, а также хорошую литературу читают. В общем, больше идут к светскости в поведении.

— Скажу даже больше. Когда человек, живущий в миру, начинает внешне себя активно проявлять, то это, скорее всего, признак духовной болезни, повреждения. Знаю людей, которые живут в миру, и по их внешнему виду вообще никак не определишь, что они православные христиане. Для них духовная радость связана с пребыванием на богослужении, такие верующие настоящую радость от этого испытывают. А внешнего впечатления «православности» они не производят.

Во времена советских гонений на Церковь мы потеряли преемственность и поэтому вынуждены создавать православную культуру сами. Конечно, делаются какие-то ошибки, потому что духовники и священники не всегда бывают опытными в таких вопросах. Не знают, что говорить, а если и знают, то люди зачастую неправильно их понимают.

Считаю, что внешний вид должен соответствовать внутреннему состоянию. Когда есть только внешнее, а внутреннего нет, то получается перекос.

— Значит, православным женщинам можно красиво, модно одеваться?

— В 19 веке женщины красиво одевались, хотя практически все были верующими. Заметьте, они одевались так красиво, что с них портреты писали, и все получали эстетическое удовольствие, а не искушение….

— Церковь не против земных радостей. Почему же тогда Православие с большей опаской относится к «чистому» наслаждению жизнью, которая есть дар Божий?

— Потому, что чистое наслаждение — грань между радостью, которая не противоречит Божественному устроению и спасению души, и нашим выбором страстей, которые являются для нас на определенном этапе удовольствием. Когда человек грешит, он испытывает удовольствие. Если бы в это время он не испытывал удовольствие, то он бы и не грешил. Тогда не было бы смысла в борьбе: ему грех был бы противен. Лишь будучи верующим, человек понимает: не от всех удовольствий получишь спасение и духовную радость.
Греховное удовольствие приводит к потери благодати. Поэтому не все земные радости, по крайней мере, не во всех количествах, не противоречат спасению.

— Если подумать, сейчас мы живем в современном Содоме и Гоморре: кругом разврат, извращения, причем все это явно, и даже не считается чем-то зазорным…

— В свое время много размышлял: а как бы я жил в монастыре? Но, уже имея пять детей, понимаю, что жить в семье, приобщать детей к духовной жизни, воспитывать их, давая им хорошее образование, — колоссальный ежедневный труд. И это своего рода послушание от Бога, потому что ты от своих детей, точно так же, как монах в монастыре, деться никуда не можешь. И постоянные проблемы, ошибки, искушения, которые происходят в семье, приводят к тому, что ты сам внутренне укрепляешься, пытаясь своих детей все-таки правильно воспитать. Стараешься подавать какой-то достойный пример, чтобы они, глядя на тебя, не искушались, а хотели быть такими же, как папа и мама.

— И потом материальная тоже есть сторона, потому что когда приходит куча счетов, которые нужно оплатить, судорожно начинаешь думать: где брать деньги? Здесь очень тяжело оставаться духовным человеком.

— Мне нравится выражение: нас воспитала спина работающего папы. Это очень важный момент. К сожалению, в последнее время весьма часто приходится слышать, что люди просто не работают и не хотят работать, ничего им не надо, живут на шее у своих престарелых родителей или еще как-то приспосабливаются. Поэтому считаю попечение, забота о семье приучают человека к ежедневной работе, к ответственности, как духовной, так и нравственной. Когда это получается, то приносит определенную радость.

— Себя надо настраивать на радость?

— Конечно. Радость — это чувство, которое помогает человеку быть с Богом. Например, уныние — это грех недоверия Богу, оно опустошает человека. Почему человек радуется? Потому, что он всегда с Богом! Православный знает, что если даже он ошибся, допустил какой-то промах, но искренне в этом покаялся, то Господь простит по Своей милости и любви. Он Отец, Он любит нас! Поэтому человек знает, чему радуется, и радость помогает ему благодушно претерпевать скорби. Человек веселый, жизнерадостный легче преодолевает какие-то препятствия, чем человек унывающий.

— Я имел в виду настраивать себя на радость через волевое усилие. Например, плохое настроение, проблемы какие то, а ты все равно стараешься улыбаться, не подавать вида.

— Думаю, буду прав, если скажу, что духовный человек не показывает своего внутреннего состояния, даже печального, болезненного. Много старцев в истории Церкви были болящими, тот же преподобный Амвросий Оптинский. Он под конец своей жизни был лежачим, но при этом и шутил, и подбадривал других. Его любви хватало на всех. Любовью своей он покрывал многих людей, приходивших к нему за духовной помощью…

Несмотря на то, что здоровье да и внутреннее твое состояние могут быть достаточно тяжелыми, такой подвиг приносит духовную радость. Это уже настоящая работа. Если человек обратился к тебе за помощью, а ты сам унываешь, то не сможешь его поддержать никогда. А если ближний видит твое радостное лицо, устремление твое к спасению, чувствует, что ты можешь поддержать каким-то образом, несмотря на то, что у тебя на душе, он переключается от своего скорбного состояния в радость. И ему становится легче.

— Протестанты постоянно улыбаются, они всегда стараются выглядеть веселыми и жизнерадостными. Как вы считаете, это чисто внешнее?

— У пятидесятников-неохаризматов есть такое понятие, как «бомбардировка любовью». В основном, это лишь внешнее. Но очень часто людям как раз этого и не хватает, им не хватает любви. И неохаризматы используют эту искусственную, то есть ненастоящую любовь, потому что это вменено в закон, у них порядок такой, внешнее правило. А человек, который исстрадался, измучился из-за проблем в семье и на работе, попадая в такую среду, зачастую покупается на то, что его любят. Это потом приходит осознание того, что любовь-то была странной, но первое время многим людям это очень помогает. Я считаю, что когда человек входит в православный храм, он должен видеть радостные лица, а не шипящие указующие персты, тыкающие в тебя. Любви, к сожалению, нашим людям тоже не хватает. Очень много болящих, грешных людей приходит в храм в поисках Бога. Ищут поддержки, спасения, понимания и любви, а получают тычки в спину: шапку не снял, не так перекрестился, не так повернулся, не через то плечо свечку подал, не на то место встал, — и это вместо того, чтобы получить утешение и поддержку. И они уходят от нас… Многие в течение долгих лет не могут повторно сделать этот шаг к храму и порой попадают в сети пятидесятников, «бомбардирующих любовью».

— Один православный публицист рассказывал: недавно стою в храме, был большой праздник. Я повернулся, оглянулся на лица людей — праздник, все должны радоваться — все угрюмые, смурные… У людей чувства праздника почему-то нет.

— Пришла ко мне одна женщина и говорит: по телевидению один батюшка не благословил пользоваться термоэтикетками и вообще какими-либо красителями пасхальных яиц… Понятно, что можно покрасить шелухой, какими-то естественными красителями, но лишать людей праздника не стоит. Нам так часто не хватает радости, как раз праздничной атмосферы.

— Человек и один может чувствовать тихое удовольствие, но веселие, которое он разделяет с ближними, неизмеримо слаще. Можно ли сказать, что удовольствие более эгоистично, по сравнению с радостью, так как им нельзя поделиться с другими?

— По поводу удовольствия, которым нельзя поделиться. У нас в храме, например, есть такая традиция: после пасхальной службы мы разговляемся все вместе. Хочу сказать, что яйцо, съеденное на кухне в одиночестве после службы, радости столько не принесет, сколько застольное соревнование — чье пасхальное яйцо крепче. То есть всем приходом и молиться легче, и радоваться легче. Мы друг друга заражаем этой радостью. Все — уставшие после службы, тем не менее, радости больше.

— У нас нет как бы правильного поведения за общим столом, у прихожан имею в виду, что темы разговоров светские. Духовные вопросы за трапезой не затрагиваются. Это не обязательно затрагивать?

— Считаю, что при храмах обязательно должны быть трапезные. Не случайно же на заре христианства существовали Агапы, трапезы любви. Знаю такие приходы, где люди собираются и со священником, и даже без священника, после службы. Они не только трапезничают, но у них идет беседа, и вопросы можно задать и священнику, или духовно-опытным людям и получить какие-то ответы. И когда один человек задает вопрос и получает ответ для себя, то люди, находящиеся рядом, не задавая вопросов, получают духовную пищу. И вообще, разделенная трапеза, праздник, проведенный вместе, всем приходом, дает радость. Я сам когда-то пережил такие минуты счастья. Мой путь ко Христу начался с того, что я был окружен людьми, которые вместе пытались понять, что такое духовная жизнь. Обращались с вопросами к священнику и я, находясь рядом с ними, стесняясь задавать эти вопросы, получал какие-то полезные советы, которые до сих пор мне помогают.

— Один священник написал: «Веселые души по природе склонны более к добродетели и человеколюбию, а недовольные… находят удовольствие в том, чтобы и других делать скучными… Чистое сердце, естественно, уже производит чувство веселое. Кто недоволен сам собой, тот убегает тихого удовольствия». В каком смысле православный христианин может быть доволен сам собой? Почему некоторые верующие не испытывают радости жизни?

— Православный христианин не может быть доволен в полной мере, например, своим духовным возрастанием. Если верующий сказал себе: я хороший, я достиг прекрасных результатов, то этот человек точно уже в прелести. Это как в искусстве: для художника смерть, если он считает, что достиг творческой вершины. Точно так же и у православного. Но радость испытывать человек может. Удалось, скажем, Великим постом обидеть на одного человека меньше — это радость; получилось съесть на один кусок меньше какой-то запрещенной еды — духовная радость; воздержались, например, от каких-то удовольствий, сегодня не посмотрели телевизор — всё, радость. Вот этот миллиметр, пройденный по пути к Богу, доставляет радость. И когда, преодолевая себя, ты не скатился вниз, а поднялся вверх, пускай, хотя бы на миллиметр выше, чем ты был вчера или 40 дней назад, это уже радость. Поскольку духовная жизнь для человека — это его внутреннее наполнение и все он делает ради Бога, то конечно, любые результаты в духовной жизни, помогающие спасти душу, приблизиться к Богу, дают человеку радость. Думаю, тихой радости убегать нельзя, тихой радостью нужно тихо радоваться (улыбается). Тихо радуется человек, когда приходит благодать.

— Что бы вы еще хотели сказать по данной теме?

— Для современного человека очень важно устраивать свой духовный путь естественным образом, не создавая каких-то искусственных условий. Если человек выпадает из окружающей среды, он и сам страдает и другие от этого страдают. Надо стараться делать так, чтобы внутренняя духовная жизнь не лишала человека любви. Если человек лишается настоящей любви, то он начинает скорбеть, появляются препятствия для духовного возрастания. Настоящая радость и заключается в этой любви, когда мы, исправляя себя, можем помочь нашим близким своим трудом и молитвой. Порой люди хотят помочь «всему человечеству», а помощь нужна и соседу, и голодному ребенку, который вопрошал у тебя на улице какие-то копейки. Радости становится гораздо больше, когда можешь тихо, незаметно помочь. Порой помощь, для нас не представляющая никаких затруднений, людям помогает просто выжить.

Комментарии

Божьей благодати Вам, Андрей, для новых трудов во славу Св.Церкви. Мне кажется, хорошо было бы, когда это возможно, после прочтения таких статей, иметь общение с теми, о которых Вы пишете, Андрей.

Андрей Сигутин

Дорогой отец Василий! Спаси Вас Господи за искренние и теплые слова! Действительно, отец Игорь уникальный батюшка, с которым очень приятно общаться. Слава Богу, что у нас есть такие священники.

Я также очень рад и знакомству с Вами, отец Василий.

С благодарностью, Андрей

СпасиБо, Андрей! Снова порадовали нас интересной беседой.

Особо понравилось про воспитательное воздействие "спины работающего папы" и вот это:

"то как раз и есть путь духовной радости. Если человек, постигая Бога, делает шажочек к Господу и видит, что где-то внутренне он себя преодолел, то сама собой приходит радость. Что такое путь к Богу? Это в первую очередь работа над собой и внутреннее смирение. У Бога милость превозносится над судом. Когда к Господу относимся правильно, то понимаем, что Бог есть любовь. И тогда все наши дела становятся путем любви. "

Разницу между удовольствием и радостью, действительно, важно почувствовать. Мне кажется, что настоящая, чистая, радость - чувство не совсем даже земное. Вот, если обратиться к примеру путника, нашедшего ручей, то удовольствие он испытывает от погружения себя в воду, от омовения, освежения. Бремя на время оставлено, уды тела отдыхают "на воле" - отсюда и слово УДО-ВОЛЬСТВИЕ.

Но радость он будет испытывать только в том случае, если его путь имеет смысл, если его поступки приближают его к цели, если ему удается реализовать себя, исполнить свое предназначение. А еще, он может просто радоваться тому, что этот самый ручей с чистой ключевой водой существует. Вообще, а не только в частности (в приложении к его личным нуждам). Это переживание красоты и целесообразности мироустройства вообще, для всех, а не только для меня лично - тоже дарует радость.

И мышцы в некотором смысле "чувствуют радость", если освобождены после трудной работы и напряжения. А вот если они просто "праздны" и ненагружены, хоть и вольствуют уды, радости не будет - лишь удо-вольствие возможно. Но тому, кто познал уже радость, удовольствия мало )

И еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание. Фраза "любовь всегда приносит радость людям", по-моему, не совсем верна. Некоторым людям любовь приносит страдание, иначе почему распяли Любовь воплотившуюся - Христа? Не все способны любить и радоваться любви, потому и существует ад. Вернее, наверное, говорить о том, что ЛЮБОВЬ ВСЕГДА приносит БЛАГО, даже если это благо не осознается его получателем ;)

У Тагора, кажется, встречается мысль, что друг познается не столько в горе, сколько в радости. Когда мы сопереживаем чужому горю, мы имеем возможность надмеваться, представлять себя выше того, кому помогаем. А вот разделить чужую радость бывает сложно даже тем, кто, кажется(!), умеет хоть немножко отзываться на чужое горе.

Андрей Сигутин

Дорогие Светлана и Андрей! Большое спасибо за такой глубокий отзыв и интересное наблюдение!  Действительно,  в отношении удовольствия и радости всё намного глубже, чем может показаться на первый взгляд.

Для меня сейчас большая радость общаться с вами. Тем более после того, как у меня неделю не работал компьютер и потом еще пару дней - интернет. Вы, наверное, понимаете, что такое для меня хоть пару дней находиться в вынужденном информационном затворе...

Здесь по поводу удовольствия среди наших священников возникло некое разногласие. Одни говорят, что во время законной близости между мужем и женой от сексуальных отношений "негрешно" испытывать удовольствие, а другие - что духовный человек удовольствие не должен испытывать от интимных отношений. А вы как думаете?

Если нет Интернета - жизнь останавливается. Правда, сразу находится время для каких-то реальных, а не виртуальных дел, но об этом мы скромно умолчим Да, Андрей, мы тебя понимаем!

 А что касается интимных отношений, то, лично мне так кажется, греховны чрезмерности, а не природные нормы. Сексуальное удовольствие ненормально лишь для монахов. Интимные отношения любящих друг друга супругов не опускаются до скотства, мне так кажется. Помню, как-то батюшка один - вполне благочестивый - говорил, что даже молитва его во время супружеских отношений не прекращается. Он благодарит Бога за подаренное счастье и радость общения (секс ведь тоже - общение, если он не просто удовлетворение физиологической потребности, а составляющая любви).
Андрей думает так же.

Нашла у Влахоса: "очищение — это освобождение человека от наслаждения и страдания, иначе говоря, избавление человека от тирании наслаждения и страдания. Когда человек очищается, он освобождается от их господства. В нем воцаряются духовные радости, и человек не впадает в скорбь или уныние, если какие-то люди, проблемы, невзгоды причиняют ему страдания".