Отрывок из повести «Макаровы крылья»
Повсюду — глаза. Ожидающие, надеющиеся, голодные. До зарплаты еще неделя, даже больше, а мы уже недоедаем. Сидим на каше да хлебе. Нет, это, конечно, не голод! Что мы знаем о голоде? Да почти ничего, слава Богу!
Есть не досыта даже полезно. С духовной точки зрения. Вот только стыдно перед неразумными животными, которые ничего не знают о пользе недоедания. Они просто смотрят, даже не в глаза, а прямо в сердце, и умоляют.
«Я для собаки — бог», — поёт Шевчук. И верно, она именно так смотрит: как на бога, а в глазах — немая мольба. И кошка туда же… Сладкая парочка! Сидят и смотрят в одном направлении — на меня. И только решат, что иду на кухню — увяжутся следом, ибо я — бог холодильника. А в холодильнике, как известно, растут всякие косточки, курочки, колбаски…
«Колбаски!!!» — помню, так кричала одна старушка. Она вышла на улицу, вынесла стул (сама или кто-то вынес — не знаю) и, сидя возле дома, взывала ко всем прохожим: «Колбаски! Хочу колбаски!». Я тогда не мог помочь ей — в кошельке отмалчивалась пустота. Вышло, что я дважды прошел мимо нее, умоляющей.
Стыдно было. Пару раз оглядывался и удивлялся, что никто не реагирует на нее. Лишь некоторые косятся как-то непонятно, а большинство просто не видит, не замечает её…
— Колбаски ей подавай! Ведь не хлеба просит! — обратилась ко мне женщина, идущая навстречу. — Я вчера ей хлеба купила — так она не взяла! Неделю уже сидит и клянчит…
Я промолчал. Сытый голодному — не товарищ. Вспомнился дворовый пёс, который жалобно просил глазами, но почему-то не захотел съесть отломанный мной кусок хлеба. Наверное, тоже «колбаски» ждал.
Э-хе-хе! Денег-то осталось только на две буханки. И куда они деваются?! Моя собака хлеб съест, если дать кусочек. Я и даю. Её голод мучает не меньше моего, как не дать? Всё по-братски делим. Она не голодает!
Как-то увидал я действительно голодного пса: ребра, обтянутые кожей. Стоит, на ветру шатается, в глазах безысходность и равнодушие — уже не ждет, не молит, но чу-у-у-точку надеется. Точнее, даже помнит, что вроде как можно попытаться надеяться, но…
Страшно было глядеть в его глаза полупотухшие… Хорошо, что в холодильнике у меня тогда лежали куриные лапы сваренные. Я вынес ему три штучки, только он и съесть их не сразу решился. Боялся, что не осилит, видно. А может, забыл, как это делается, — не знаю. Но помаленьку таки сгрыз две лапы — а они когтистые, грубые. Я боялся, что ему и нехорошо может стать после такой кормежки, если не ел давно. Сбегал за водой…
Не думаю, что я спас беднягу. Скорее, немного продлил ужас его голодного существования. Но я часто вспоминаю его глаза, в них отражалось то, что приходит за гранью отчаяния, — некий странный и страшный покой, похожий на смирение…
Комментарии
вспомнилось
Гость, 05/09/2012 - 14:47
"Сидим на каше да хлебе. Нет, это, конечно, не голод! Что мы знаем о голоде? Да почти ничего, слава Богу!"
Несколько лет назад была полгода без работы и не знала, когда ее найду. Деньги были на исходе. Чай стал непозволительной роскошью - несколько чаинок в чашку. За какой-то надобностью пришла к подруге. Была голодной. Поговорили. Она поставила на стол вареную картошку и открыла банку необычного консервированного салата - огурцы, капуста, помидоры. Салат ее мама готовила. Положила себе в тарелку - как принято - немножко. А есть-то как хотелось! А есть не могу! Ком в горле, слезы наворачиваются. Ты голодна! Сама себе такое купить, приготовить не можешь!
Дома просто рыдала: "Господи, Ты же видишь, что мне уже скоро есть будет нечего! Ну, помоги, дай работу!".
Через очень короткое время меня пригласили на собеседование, и я получила работу на фирме, где сотрудников за счет хозяина кормили обедами. Проработала на этой фирме больше пяти лет.
А салат такой готовлю каждый год, и называется он "Любовь Исаковна" - именем мамы моей подруги.
Много времени спустя как-то рассказала подруге, почему этот салат всегда готовлю. Она с удивлением спросила: "А чего ты не сказала, что голодна?". Голод голоду - рознь. Можно быть очень голодной несколько часов. А когда голоден потому, что неоткуда взять еду - это другой голод.
Получив работу с неплохой зарплатой, где-то около года не могла позволить купить себе пирожных. Могла потратить достаточно большие суммы на хоз. покупки, одежду. Но потратить всего одну гривню на пирожное не могла. Потом, конечно, потихоньку попустило.
Но что такое голод, помню. И на улице глаза голодные отличаю.
А ведь в народных сказках гостя как встречали: сначала накорми, напои, спать уложи, а потом уже и спрашивай. Мудрость народная.
Трудно, наверное
Светлана Коппел-Ковтун, 05/09/2012 - 15:12
Трудно, наверное, вспоминать такое. Хотя, я замечала, что люди, не прошедшие трудности, - это совсем другие люди. В них не хватает какого-то важного измерения. Словно о жизни они не знают чего-то важного - главного. Легкомысленность, самодурство, самомнение - всё это утрачивает человек, когда сталкивается с настоящими трудностями - всё равно какими. Он познает и немощь свою, и цену вещам, которыми обладает.
Есть у меня одна знакомая, котра вышла замуж и отправилась жить на хутор - вдали от всего. Обчитавшись "Анастасии и её звенящими кедрами". Они там пытаются жить полностью создавая всё своими руками. И вот я помню её слова: "Вы даже не представляете, насколько мало у человека еды". Она и похудела заметно, и постарела. Трудятся они с утра до ночи, а еды всё равно мало. Сеять пшеницу отказались, решили: муку таки проще покупать.
Да, тема... СпасиБо Вам за такой пространный отзыв. Рада, что Ваше сердце отозвалось на текст...
Помощи Божией и РАДОСТИ!
Хотела одним выстрелом двух зайцев...
Елена Шутова, 12/09/2011 - 01:11
Но не смогла удержаться от еще одного, на ночь глядя. "Колбаски хочется!" - потрясающе и с любовью! Глубоко психологичная аллегория. Даже животинке, например, кошке, кроме куска на зубок требуется еще рукой хозяйской по шерстке. Что же - о человеке? Ему не милостынька нужна, не кусочек любви - вся любовь. И только такая способна спасать.
Если бы я могла благословить Вас на труд, Светлана, то прямо сейчас бы это и сделала. Божьей помощи и скорейшего воплощения замысла.
Леночка, благодарю
Светлана Коппел-Ковтун, 12/09/2011 - 01:14
Леночка, благодарю и принимаю Ваше благословение, как сестринскую любовь и читательское вопрошание.
Очень точно сказано.
СпасиБо Вам за искрящуюся искренность!
Вы правы. Жить больно
Монахиня Евфимия Пащенко, 07/02/2011 - 20:41
Вы правы - жить больно. Но вот в том-то и суть: кто-то приучается "по-волчьи выть". И проигрывает. А кто-то сопротивяется, как может. И побеждает. Старая тема: моральная победа. Вынести куриные лапки голодной собаке, опустошив холодильник. Поступок Человека. Но какие у Вас образы! "В холодильнике растет колбаска и куриные ножки". Хоть смейся, хоть плачь. Спасибо! Утешили, право слово! Е.
жизнь как боль
Светлана Коппел-Ковтун, 08/02/2011 - 01:20
Да, м. Евфимия, тут мы с Вами похожи, переживаем жизнь как боль, прежде всего. Неутихающую боль.
СпасиБо за отзыв!
про собаку
Ольга Максимова, 06/02/2011 - 20:25
Когда читала про собаку, вспомнилось Шмелевское "Солнце мертвых", гениальная вещь в русской литературе 20 века. Впечатление то же - прочитаешь немного - и уже нельзя. Как у Вас страшно и сильно - собачьи глаза!
Даже дыхание перехватило
Светлана Коппел-Ковтун, 06/02/2011 - 20:57
Даже дыхание перехватило от такого сравнения! Оля, Вы написали очень дорогие мне слова. "Солнце мёртвых" - непревзойденная, потрясающая книга, там сплошная боль и правда. Как я понимаю, автор таким образом сохранял в себе человека. Некоторые критики удивлялись, как Шмелев смог написать ТАКУЮ книгу, а мне кажется, что он НЕ МОГ НЕ НАПИСАТЬ ее.
Шмелевский павлин стал для меня символом голода, одним из самых сильных образов; он словно проявление человечности в мире, утратившем все условия человеческого существования.
А шмелевское "живое солнце" помните? Курочка! Да, животные значат для нас куда больше, чем мы думаем. Их любить легче и сохранить в себе человечность с ними бывает проще, чем среди людей...
Правда жизни
Ольга Клюкина, 04/02/2011 - 21:34
Дорогая Света, спасибо. Сразу вспомнились голодные 90-е, как я каждый день оладьи пекла, которые уже никто видеть не мог, но ничего, кроме муки, в доме не было... Мне тоже увиделось, что это - набросок, часть большого и интересного целого. А то, что от лица мужчины - психологически опраданно. Этот как раз тот период, когда многим женщинам пришлось стать мужчинами, обнаружить в себе мужество и сверхспособности по выживанию. Желаю продолжения.
Это не начало
Светлана Коппел-Ковтун, 04/02/2011 - 22:00
Это не начало - из серединки. Мне показалось, что вполне можно вывесить пока как отдельную зарисовочку. И продолжение будет непременно, если только моей повести не надоест толкать меня в спину
Но я долго буду писать -увы
СпасиБо, радость моя, что не прошла мимо!
Долго - это хорошо!
Ольга Клюкина, 04/02/2011 - 22:15
Долго - это очень хорошо, Света! Я ведь много лет работала журналистом, а это, как ты понимаешь, всегда нацеленность на быстрый результат. Сегодня узнала - завтра написала, ну, или через неделю. Но всегда держишь в уме, как бы скорее и удачней закругиться. И когда я начала писать прозу, оказалось, что самое для меня трудное - полюбить процесс, вот эту всю самую неясность, маяту, когда не знаешь когда и куда тебя выведет, когда что-то толкает, а ты - ни тпру, ни ну.. И внутренне на это злишься, потому что в журналистике ты всегда на коне, только напишешь первые строчки - а уже и заголовок откуда-то выскакивает...
Это я все к тому, что мне кажется - ты на правильном пути, который будет и должен быть у тебя долгим и куда-то вывести.
Дорогая Светлана, очень
Юлия Санникова, 04/02/2011 - 13:13
Дорогая Светлана, очень сильная миниатюра, глубокий психологизм без излишней сентиментальности и обнаженная правда бытия!
СпасиБо!
СпасиБо
Светлана Коппел-Ковтун, 04/02/2011 - 13:31
СпасиБо, дорогая Юля! Психологизм - мой конек, на нем я только и умею скакать/летать
Радости!
Больно читать... Но об этом
Светлана Борновалова, 04/02/2011 - 13:12
Больно читать... Но об этом надо писать. Помоги нам, Господь! Спаси и сохрани!
жить больно
Светлана Коппел-Ковтун, 04/02/2011 - 13:33
Я бы сказала: жить больно. Но надо! СпасиБо, Светлана, что не прошли мимо.
Очень хороший и довольно
Марина Алёшина, 04/02/2011 - 13:00
Очень хороший и довольно сильный кусок.
Но я восприняла именно как набросок, как часть целого. У тебя вообще психологичность здорово выходит.
"Я для собаки - бог" напомнило "Джерри-островитянина" Лондона, и по схожести образа, и по той же обнаженности бытия.
Ты взялась за повесть?
Да, Мариша, взялась
Светлана Коппел-Ковтун, 04/02/2011 - 13:19
Да, Мариша, взялась за повесть. Или, точнее, повесть взялась за меня - дай ей Бог осилить меня!
Эта вечная нехватка сил и времени...
Кстати, эта повесть - моё слово о крыльях (одно из, вернее). Помнишь, я как-то обещала тебе сказать кое-что на эту тему?
Если о крыльях - тогда я
Марина Алёшина, 05/02/2011 - 14:35
Если о крыльях - тогда я очень жду! Тема неисчерпаемая, одна, и в то же время разная у каждого.
"Повесть взялась за меня" - точно, так и бывает!
Молодец, Светочка, давно пора
Ирина Богданова, 05/02/2011 - 09:42
Молодец, Светочка, давно пора твоему таланту вылиться в глубокую посуду.
А про колбаску, мне всех жалко.
Спасибо за правду
Мария Коробова, 04/02/2011 - 10:04
Это сильнодействующее средство от равнодушия людского. Честно, мне душу больше собаки задели. Нора у нас три недели и уже перестала походить на горбатый собачий склет с ребрами - даже лопатки куда-то исчезли. Она была как раз такая, как в твоей миниатюре. Оказалось, что ей примерно год или меньше. Она стала резвиться и шалить. А главное - глаза не стали такими страшными - как перед концом. Ненавижу жестокость и равнодушие! Писать об этом могу не всегда - слишком больно. Спасибо тебе за мужество.Кстати, новеллочка от лица мужчины - это авторская задумка?
Крепко жму руку, успехов!
Страницы