Вы здесь

«И кровь в висках твоих стучится в ритме вальса…»

«И кровь в висках твоих стучится в ритме вальса…»

Владимир Высоцкий.

20-ая творческая встреча в литературно – музыкальном салоне «Лампада» в городе Брисбен. Австралия. 

30 июня 2013 в литературно – музыкальном салоне «Лампада» состоялась 20-ая творческая встреча,  которая  была приурочена началу Великой Отечественной Войны (22 июня 1941).  Зрители и читатели журнала “Австралийская Лампада” собрались в зале библиотеки Garden City Брисбена, где была показана  литературно – музыкальная композиция  на тему «ХХ век – век войны и вальсов». 

На встрече присутствовали ветераны Великой Отечественной Войны Михаил Ильич и Жозефина Рувимовна Нисины, Консул Российской Федерации в Квинсленде Ирина Брук.

В композиции приняли участие музыканты и певцы Квинсленда. Впервые в салоне «Лампада» пела Наталья Семенеева, исполнив вальсы и песни  военных лет, «Тёмная ночь»,  «На безымянной высоте», «Прасковья». Она же прочитала стихотворение Л. Ларкиной «Русская земля кровью выжжена». «Вальс о вальсе», «Осенний сон» очень трогательно исполнила Инесса Макинтайр.   Евгения Бакопоулос под аккомпанемент баяниста Георгия Черных спела «Синий платочек» и песню на слова Л. Ларкиной  «Ветераны сидят на крылечке». Полюбившийся зрителями дуэт «Мелодия» исполнил попурри на тему  «Вальсы и песни военных и послевоенных лет». Аранжировку подготовил Константин Русаков. Он же совместно с Татьяной Китинг является организатором  дуэта «Мелодия».  Сценарий для литературно – музыкальной композиции написала  Ляля Нисина.  Композиция, буквально, заворожила зрителей, оставив  в душах благодарность и тепло воспоминаний. На протяжении всего мероприятия с экрана  звучали вальсы ХХ века в старой и в современной аранжировке, были показаны фрагменты фильмов из золотого фонда кинематографии.  История вальса была представлена со времён его истоков и до сегодняшних дней.   Основной акцент в исторической хронологии  вальсов был сделан на период Второй Мировой Войны.

        Вечный, нестареющий вальс – под его звуки кружились пары на придворных и домашних балах. Вальсы Шопена, Оффенбаха, Штрауса, Чайковского, Глинки, Свиридова никогда не станут старыми, немодными, забытыми. Осенний сон, Дунайские волны, Голубой Дунай, Весенние голоса, Вальс Цветов, Сказки Венского леса вошли в золотую копилку вальсов. Было и такое время, когда вальс был запрещён, а учителя танцев 18 века расценивали вальс как угрозу профессии. Вальсы не одобряли ни Екатерина II, ни Павел I. Особенно сильно не любила вальс императрица Мария Фёдоровна.  Затем пришло время,  когда вальс разрешили танцевать, но только замужним дамам.  При  дворе же вальс  еще оставался долго запрещённым  из соображений сохранения приличий. Неприличным считалось то, что партнёры близко располагались  друг к другу. Самым недопустимым было то, что мужчина обнимал партнёршу за талию. Ах нравы, нравы. Как вы целомудрены!  Жизнь же меняет людей и  их взгляды. 

После окончания Отечественной войны 1812 года, на Венский конгресс съехались императоры и короли со своими свитами, дипломаты и писатели со своими семьями. Днём решались судьбы Европы, вечерами разучивали и танцевали вальсы. Российские участники конгресса привезли модный танец в Петербург, и вскоре без вальса не обходился ни один бал, даже в провинции.

Второе дыхание моде на вальс  в 1830 – ые годы дали два великих австрийских композитора - Франц Ланнер и Иоганн Штраус. Их завораживающая  музыка усовершенствовала и облагородила  хореографию вальса. На фоне вальса разворачиваются интриги в драмах Грибоедова, Пушкина, Лермонтова и, даже, в комедиях Гоголя.
Начиная с начала ХХ века вальс в Росси  приобрёл особую  популярность. В 1910 году получила развитие новомодное увлечение – грамзапись. Вальс "На сопках Маньчжурии" стал настоящим хитом.  В 1912 году  трагическая гибель Титаника породила  многочисленные легенды о вальсе «Осенний сон». В ту трагическую ночь было немало благородных поступков на тонущем лайнере.  Одним из самых запоминающихся был поступок руководителя оркестра  33-летнего Уоллеса Хартли и семерых его коллег-музыкантов. С момента столкновения с айсбергом эти восемь человек, стоя на палубе, играли вальсы, чтобы приободрить пассажиров и помочь избежать паники. По одной из версий, последней композицией, сыгранной ими, стал церковный гимн середины 19 века «Ближе, Господь, к Тебе», по другой -  вальс «Осенний сон».

Без вальса  не мыслим ни Золотой, ни Серебряный век русской поэзии. Каждый из поэтов преподнёс вальсу ценные дары своей души, любви, тоски и нежности. Поэзия и музыка неразделимы. То, что опасно сказать вслух, звучит в стихах и в музыке. Так в 1937 году, когда началась война правительства против собственного народа, в жизнь и в сердца людей вошёл «Вальс 37 года».

В первые же дни Великой Отечественной войны вместе со знаменитой песней «Вставай страна огромная» в жизнь солдат и ожидающих их жён, невест, матерей, вошла  песня-вальс “Синий платочек”. На каком бы фронте  ни выступала Клавдия Ивановна Шульженко, бойцы всегда просили: “Спойте «Синий платочек»!”
Очевидцы рассказывают,  что когда эта песня звучала, немцы прекращали стрелять — у них дома тоже оставались невесты и жены.
Бойцы наизусть знали слова таких песен, как: «Жди меня»,  «Тёмная ночь», «Огонёк», «Соловьи», «Случайный вальс», «Катюша», «В лесу прифронтовом». 
Некоторые песни правительство старалось искусственно не пускать в народ, считая их непатриотичными.  Так песня «Враги сожгли родную хату»  (слова М. В. Исаковского, музыка М. И. Блантера),  прозвучавшая  на радио в исполнении известного тогда певца Владимира Нечаева, тут же была запрещена к дальнейшему исполнению. Поэт Михаил Исаковский позже рассказывал:
 

«Редакторы – литературные и музыкальные не имели оснований обвинить меня в чем-либо. Но многие из них были почему-то убеждены, что Победа исключает трагические песни, будто война не принесла народу ужасного горя. Это был какой-то психоз, наваждение. В общем-то, неплохие люди, они, не сговариваясь, шарахнулись от песни. Был один даже редактор – прослушал песню, заплакал, вытер слезы и сказал: «Нет, мы не можем». Что же не можем? Не плакать? Оказывается, пропустить песню на радио «не можем».

Стихотворение «Враги сожгли родную хату»   было раскритиковано «за распространение пессимистических настроений», и песня на долгие годы исчезла из репертуара официальной советской эстрады.
Возможно, что песня так и осталась бы под запретом, но в 1960 году Марк Бернес рискнул её исполнить на большом сборном концерте. После заключительных слов:
«Хмелел солдат, слеза катилась, слеза несбывшихся надежд…» зал устроил певцу бурную овацию. Песня «пошла в народ». А на «Голубом огоньке» Маршал В.И. Чуйков попросил исполнить эту песню, тем самым «прикрыв» её своим именем.

«Офицерский вальс» - еще одна песня, наполненная особой атмосферой военной поры. В ней отразились и тоска мирной жизни, и огромное желание победить ненавистного врага. Песня была написана после Сталинградской битвы. В ту пору слово «офицер» только приобретало право на существование, только проникало в обиход.

В 1979 году на долгие десять лет началась война в Афганистане. Эта война породила новые военные вальсы. Трагедия войны, потеря близких, невозможность сохранить детей от чьих-то имперских амбиций, душили людей. Созданная в начале 90-х годов  сразу после вывода войск из Афганистана, песня «Белый танец» или «Афганский вальс» в исполнении  Ирины Шведовой - буквально взорвала эфир.

Сегодня вальс расширил свои границы и  обрёл множество профессий: “Учительский вальс”, “Шахтёрский вальс”, вальсы лётчиков, моряков, “Сибирский вальс”, “Киевский вальс”, “Вальс Садового кольца”, “Вальс в ритме дождя”, «Свадебный вальс», «Вальс Александра» и др.  Еще можно много перечислять музыкальные произведения, но самыми трогательными остаются песни и вальсы времён Великой Отечественной Войны. Живя далеко  от своей Родины, нам нельзя забывать ни истории, ни вальсов, ни  людей, сочинявших и исполнявших их.  Мы все  - часть этой истории и, слушая вальсы, как сказал В. Высоцкий, «кровь в висках твоих стучится в ритме вальса…»

Журнал «Австралийская Лампада» благодарит музыкантов, исполнителей и чтецов, принявших участие в постановке литературно – музыкальной композиции. Большое спасибо и вам, дорогие ветераны, читатели и гости- соотечественники Квинсленда, кто пришёл на встречу  с вальсами ХХ – го века.

Следующая встреча в салоне «Лампада» состоится 18 августа 2013 в библиотеке Garden City Брисбена. Тема: «400 лет Дома Романовых».

Комментарии

Людмила, когда я прочитала эту статью, то сразу вспомнила своё увлечение театром в подростковом возрасте. Мы тогда очень много работали над военной тематикой. Для ветеранов сделали музыкальную композицию по стихотворениям Юлии Друниной, пели песни военных лет, читали стихи поэтов того времени. Это было так важно для наших юных сердец!

А тема вальса... Вальс всегда завораживает и окрыляет. Если услышать вальс как настоящую музыку, то вальс не покажется легкомысленным танцем, как многие его пытались представить (в той же оперетте). У вас, на мой взгляд, очень хорошо и гармонично получилось соединить воедино тему войны и музыки, словно пропуская ниточку вальса через полотно военного времени.
Спаси Господи за Ваш труд! Это так сплачивает русских, я знаю как это дорого для эмигрантов!

С днём семьи Вас, дорогая Людмила! rainbow

Людмила Ларкина

Спасибо, Танечка, за воспоминания. Презентация, действительно, получилась  очень теплой и познавательной. Хотелось подать тему войны в необычном русле, чтобы встреча была интересна людям всех возрастов и всех волн эмиграции. 

Нет семьи, которая  не пострадала  во время  Второй Мировой Войны. В эмиграции, тоже, есть люди, которые потеряли не только близких, но и Родину. Многие из них были угнаны с Украины в Германию еще в юном возрасте, так  и никогда больше не увидев своих родителей.  Не мало и тех людей, которые потеряли своих близких с приходом "освободителей" в русский город Харбин (Китай). Тема очень серьезная, болезненная и подать ее надо очень деликатно. Вальсы всколыхнули воспоминания и, даже, до слез, но это были слезы не обиды, а  воспоминий юности. Вспоминать юность всегда приятно. Вальс и во время самых тяжелых испытаний может создать необыкновенное чувство восторга, подбодрить словами, музыкой.

 В этот день я еще раз поняла, что такие встречи, как проходят в литературно - музыкальном салоне "Лампада",  очень нужны людям, особенно в эмиграции, когда человек живет с  чувством  какой-то недожитости, всегда чувствуя, что он где - то в пути,  вне дома... 

И мы побывали на встрече. Только что не вальсировали)))
СпасиБо за фотографии, Людочка.

Какая же у вас там активность! Встреча за встречей - молодцы.

И это всё, безусловно, было интересно узнать:

В первые же дни Великой Отечественной войны вместе со знаменитой песней «Вставай страна огромная» в жизнь солдат и ожидающих их жён, невест, матерей, вошла  песня-вальс “Синий платочек”. На каком бы фронте  ни выступала Клавдия Ивановна Шульженко, бойцы всегда просили: “Спойте «Синий платочек»!”
Очевидцы рассказывают,  что когда эта песня звучала, немцы прекращали стрелять — у них дома тоже оставались невесты и жены.
Бойцы наизусть знали слова таких песен, как: «Жди меня»,  «Тёмная ночь», «Огонёк», «Соловьи», «Случайный вальс», «Катюша», «В лесу прифронтовом».
Некоторые песни правительство старалось искусственно не пускать в народ, считая их непатриотичными.  Так песня «Враги сожгли родную хату»  (слова М. В. Исаковского, музыка М. И. Блантера),  прозвучавшая  на радио в исполнении известного тогда певца Владимира Нечаева, тут же была запрещена к дальнейшему исполнению. Поэт Михаил Исаковский позже рассказывал:
 

Поэт Михаил Исаковский позже рассказывал:

«Редакторы – литературные и музыкальные не имели оснований обвинить меня в чем-либо. Но многие из них были почему-то убеждены, что Победа исключает трагические песни, будто война не принесла народу ужасного горя. Это был какой-то психоз, наваждение. В общем-то, неплохие люди, они, не сговариваясь, шарахнулись от песни. Был один даже редактор – прослушал песню, заплакал, вытер слезы и сказал: «Нет, мы не можем». Что же не можем? Не плакать? Оказывается, пропустить песню на радио «не можем».

Стихотворение «Враги сожгли родную хату»   было раскритиковано «за распространение пессимистических настроений», и песня на долгие годы исчезла из репертуара официальной советской эстрады.
Возможно, что песня так и осталась бы под запретом, но в 1960 году Марк Бернес рискнул её исполнить на большом сборном концерте. После заключительных слов:
«Хмелел солдат, слеза катилась, слеза несбывшихся надежд…» зал устроил певцу бурную овацию. Песня «пошла в народ». А на «Голубом огоньке» Маршал В.И. Чуйков попросил исполнить эту песню, тем самым «прикрыв» её своим именем.

Передавайте омилийский привет вашим лампадовцам bye