Вы здесь

Две свободы человека: свобода в добре и свобода во зле

Можно рассмотреть в человеке две свободы: свободу в добре и свободу во зле. Свобода в добре — это свобода от зла (для творческого созидания), свобода во зле — свобода от добра. И та, и другая — относительны и являются результатом свободы выбора. Но только свобода в добре переводит человека на другой уровень личностной свободы, которую нельзя отнять, т.е. делает человека действительно свободным. Свобода во зле переводит очень быстро человека на другой уровень несвободы — в демоническую зависимость при полной ликвидации свободы выбора.
А что же такое правила для них, законы? На правила можно смотреть тремя способами: как свободный от зла, как свободный от добра и как несвободный (разница между несвободным в добре или зле личностно несущественна, т.к. определяется внешними, а не внутренними факторами, хотя принудительно участвовать в добре, безусловно, лучше).
Правила создают свободные: и во зле свободные, и в добре — те и другие. Несвободные только следуют правилам, установленным свободными (и теми, и другими). Несвободные не только не способны создавать правила, они не способны даже внятно различать правила, созданные свободными в добре, от правил, созданных свободными во зле.
В мире всегда шла схватка между теми и другими свободными, когда несвободных привлекали и в тот, и в другой лагерь. Могут ли свободные во зле победить свободных в добре? Могут — в рамках этого мира так и будет. Как свободные во зле (т.е. свободные от добра) могут победить свободных в добре (свободных от зла)? Из-за неполноты человеческой свободы в добре, паразитируя на несовершенствах несовершенных и только на социальном уровне — расставляя своих свободных во зле или несвободных во зле по ключевым социальным позициям, чтобы руководить несовершенными и направлять их на свои свободные от добра пути.
Захватив целое, можно диктовать свои правила порабощённым. Что такое социальное целое? Это социальный человек, который живёт в каждом из нас и связывает каждого со всеми на социальном (и не только!) уровне. Заметим, что Христос в нас — духовно-социальный феномен, т.е. осуществляемый нами при участии нашего социального человека. Любить Бога и ненавидеть ближнего — невозможно.

* * *

Равнодушие и бездействие добрых людей погубят мир, а вовсе не злоба злых. Если бы добрые действовали, зло не имело бы такой силы в мире, но добрые благодушно бездействуют. Так происходит потому, что злодеи движимы своей самостью, а добрые, чтобы действовать по-настоящему, должны быть движимы Христом, а не самостью. Неполнота добра незлых людей ленива, ибо вне Христа бездеятельна. Надо быть во Христе постоянно, актуализировать Его в себе постоянно, чтобы действовать во Христе. В противном случае получается то, о чём писал Н.С. Лесков в письме Л.Н. Толстому: «„Зверство“ и „дикость“ растут и смелеют, а люди с незлыми сердцами совершенно бездеятельны до ничтожества». О том же предостерегает  Бруно Ясенский: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но с их молчаливого согласия существует на земле предательство и ложь» (Заговор равнодушных).

* * *

Клетка-жизнь и свобода-клетка —
разносортицы наглой метка.
Разве в клетке летают люди?
Значит, в клетке мы птиц забудем?

Знаешь, прутья уже не те —
не подвержены высоте.
Всё лежат и лежат —
жужжат:
человек меж низов зажат.

Мы, устроив судьбу в клеть,
вмиг поверим не в песнь — в плеть.

И забудется сон-явь,
и отнимется синь-плавь.

Даже рыбой не стать — вглубь
разрастается лишь глупь.

29 января 2019*

Современный человек зажат между низостью и пошлостью, мало кому удаётся преодолеть в себе это и вырваться на свободу. На таких-то и будет направлено лукавство подлых и глупость пошлых, таких и будут атаковать те и другие, чтобы не чувствовать себя дискомфортно в своём новом-дивном-мире . Пошлые «добродетели» (лжедобродетели) будут бороться с непостижимой свободой свободных как с преступлением. Свободные — это новые «ведьмы» грядущей войны против «ведьм», а под какими лозунгами она будет осуществляться не суть важно. Подлое и пошлое найдёт хитроумное прикрытие для своих действий.
Всё недоброе в мире происходит по бездействую добрых и по усердию злых.
До плодов уже недалеко...

* * *

Люди доброй воли забыли о существовании людей злой воли. Позволили себе это забыть, впав в инфантильность, и решили, что та жизнь, которой они живут, дана им сама собой, а вовсе не является завоеванием людей доброй воли прошлых поколений.

Заповедь о почитании родителей могла бы их спасти, но они, словно неопытные подростки, решили, что умнее тех, благодаря кому живут на свете. Кровь прошлых поколений, пролитая за счастье будущих, теряет значимость в глазах этих самых будущих, растворяясь во множестве пустых слоганов и красивостей.

* * *

Когда говорят, что социальное зло остановить невозможно, хочется спросить: а добро — возможно? Чем, как не такими разговорами и установками зло и побеждает в нас добро? Лень с радостью соглашается: да, зло неизбежно. А добро? Добра, действительно, можно избежать, если ничего не делать, если не противостоять злу. Мы этого хотим?

Но если представить, как ленивые, инфантильные, одурманенные и деградировавшие люди начнут что-то делать в нынешних условиях, как бы стремясь к лучшему, понимаешь, что они, в большинстве своём, просто отработают заданную злыми программу. Так далеко уже всё зашло...

* * *

Человека создаёт система координат, в которой он движется, и вектор его движения (направление).

Человек-атом, оторванный от целого, изолированный от всех и от всего — дурак по определению, а встроенный при этом в ложные системные отношения — дурак в квадрате (ложное «мы» создаёт ложное «я»).
Задирать себя слишком высоко, а на другого смотреть как на ничто — самоубийство. Мы все зависим друг от друга и связаны друг с другом. Иллюзия, что это не так — порождает чудовищ.

* * *

Конфронтация или конформизм? Две крайние точки, между которыми располагается здравый смысл живущего в мире человека, в том числе христианина. Слишком активно сражаться против или слишком активно оправдывать всё, что творится в мире и соглашаться на это — не столь различные позиции на самом деле, ибо и та, и другая исходят из человеческой ограниченности и глупости.
Как искать и находить золотую середину? Да не надо её искать, искать нужно Христа, а когда Христос поселится в сердце, тогда можно не утруждать себя такими заботами — всё придёт само во Христе и Христом.
Неизбежны, конечно, ситуации, когда Господь оставит человека наедине с событием в том случае, когда это нужно — когда выбор должен осуществить сам человек. А в чём выбор? По большому счёту выбор всегда один и тот же: за Христа или против Христа. И тот, кто чаще выбирает Христа, наиболее защищён Христом. От чего защищён? От потери Христа, разумеется, а вовсе не от проблем и страданий.

* * *

Пошлость не безобидна. Стоит почаще вспоминать, что здоровы в обывательском понимании — лишь обыватели, в которых нет ни искры. Художник — это всегда отклонение от такой нормы (и святой — это художник, ибо Премудрость Божия делает человека художником, ненормальным с обывательской точки зрения**).
Пиросмани объяснял соседу, что такое искусство. «Понимаешь, — сказал он, — едешь ты на подводе. И вдруг кони понесли!» «Так это же несчастный случай», — возразил сосед.
«Искусство — всегда несчастный случай», — заключил Пиросмани.
Жемчужина в раковине — это песчинка, соринка, несчастный случай. Без такого несчастья мы остаёмся в рамках автоматики. Хотя и небесное в нас творится не нами, но мы выбираем метод преодоления несчастья, мы своим вопрошанием диктуем небесной реке пути, создавая этим формы.

---

* Стихи автора;
** «Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны» (1 Кор. 3: 18-20).​​​​​

Дневники 11 марта, 25 мая, 16 декабря 2017; 24 сентября 2018; 26, 27, 29 апреля 2020.

koppel.pro