Вы здесь

Долг и любовь (вариант второй)

«Где за веру спор,
Там, как ветром сор,
И любовь, и дружба сметены!»
(И. Гете. Коринфская невеста)

Вера двигалась по комнате бесшумно, как тень. Вслепую оделась, нашарила лежащую на кресле сумочку. Если бы она могла включить свет! Однако тогда мать сразу поймет, что она уже проснулась. И испортит ей настроение на целый день. Ведь она умеет это делать, как никто. За сорок пять лет совместного проживания с матерью Вера убедилась в этом.

Наконец, сборы в церковь были закончены. Вере оставалось только проскользнуть в прихожую, быстро открыть дверь и выскочить на лестничную клетку. Еще миг — и она окажется на свободе! И тут под ногой предательски скрипнула половица… Вслед за этим послышался резкий, по-старчески дрожащий голос матери:

— Вика? Это ты? Вика!

По многолетнему опыту Вера знала: она должна поспешить в комнату матери. Иначе та будет снова и снова звать ее и не уймется, пока дочь, наконец, не явится. Это же надо быть такой назойливой!

— Помяни, Господи, Давида и всю кротость его. — мысленно прочла Вера молитву, которая, как значилось в ее любимом молитвослове «Молитвенный щит православного христианина», способна укротить злобу любого «видимого врага», подущаемого врагом невидимым. Это немного успокоило ее. Теперь можно было идти к матери. Интересно, что ей нужно?

Мать Веры, Галина Борисовна, невысокая худощавая женщина на восьмом десятке, как всегда, сидела в кресле у комода. Одна нога ее была обута в зеленую войлочную тапочку. Другая, забинтованная, покоилась на низенькой табуретке. Судя по тому, что в руках у Галины Борисовны была коробка с бинтами и бутылочкой облепихового масла, она намеревалась заставить дочь сделать себе перевязку. Что ж, для Веры эти малоприятные процедуры давно превратились в одно из множества больших и малых дел, которые она обязана была делать ежедневно во исполнение своего дочернего долга.

— Ты куда, Вика? — спросила Галина Борисовна, увидев появившуюся на пороге ее комнаты Веру. — В церковь?

— А куда еще-то? — хотела было огрызнуться та. — Нельзя, что ли? Неужели у меня даже в сорок семь лет нет права пойти, куда я хочу? И вообще, я не Вика, а Вера! Сколько можно это повторять? — Однако Вера вспомнила, что в таком случае на ближайшей исповеди ей придется опять каяться в непочтительном отношении к матери. И потому произнесла вслух совсем другие слова:

— Тебе перевязку сделать?

По правде сказать, это совершенно не входило в утренние планы Веры. Перевязка обычно занимала около десяти минут. А ей нужно торопиться. Ведь Свято-Ильинский храм, куда она идет, вернее, едет, находится на другом конце города. И автобусы туда ходят раз в полчаса. Ближайший будет как раз через десять минут. Если она пропустит его, то опоздает на воскресную Литургию…а ведь опоздать на Литургию — это не меньший грех, чем вовсе пропустить ее. Тем более, что она — певчая. И потому должна являться для прихожан примером дисциплинированности и благочестия. Однако ее мать любой ценой пытается досадить дочери. Ведь она сама может перевязать себе ногу. Но ей хочется задержать Веру дома. Сделать так, чтобы она опоздала в храм или вовсе не поехала туда. Вот оно, наглядное подтверждение Евангельских слов: «…и враги человеку — домашние его» (Мф. 10, 36)! Что ж, так и быть, она сделает ей эту злосчастную перевязку! Тем самым лишив себя благодати присутствия на воскресной Литургии. Пусть с ее стороны это будет жертвой, бескровным мученичеством, свидетельством того, насколько тщательно она соблюдает пятую заповедь: «почитай отца твоего и мать твою». И тем самым ведет себя по отношению к своей матери куда порядочнее, чем та — к ней…

— Нет. — прервал ее раздумья голос матери. — Ступай. Я сама справлюсь.

Это просто невыносимо! Продержать ее столько времени на пороге, вместо того, чтобы сразу сказать «я сама справлюсь». И вот теперь у нее остается всего несколько минут, чтобы добежать до остановки. Только бы автобус не ушел раньше этого времени! Господи, помоги! — отчаянно молилась Вера, выскакивая на лестничную площадку и нетерпеливо барабаня пальцем по кнопке лифта, словно это могло заставить его быстрее подняться на девятый этаж. — Господи, помоги!

* * *

Как видно, молитвы Веры оказались услышаны: когда она подбежала к остановке, нужный ей автобус был как раз на подходе. Мало того: в нем оказалось свободное место. Усевшись поудобнее, Вера достала из сумочки изрядно потрепанную от частого и долгого употребления карманную Псалтирь, намереваясь вычитать кафизму-другую. Она делала так уже почти четверть века, с того самого времени, как крестилась, помня мудрые слова святых отцов: «если ты впал в искушение, то почерпнешь в псалмах обильное утешение; если согрешишь, найдешь здесь тысячу готовых лекарств; впадешь ли ты в бедность или в какое несчастье — псалмы укажут тебе многие пристани»1. Не раз Вере на собственном опыте пришлось убедиться — это правда. Вот и сейчас она надеялась, что Богодухновенные строки Псалмопевца Давида помогут ей вновь обрести душевный мир после разговора с матерью.

«…Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя…»2 — читала Вера знакомые строки псалма. Она помнила их наизусть. Ведь они как нельзя лучше подходили к ее собственной судьбе.

«…Отец мой и мать моя оставили меня…»

* * *

О своем отце Вера не знала ничего. Потому что Галина Борисовна избегала разговоров о своем бывшем муже. Да, они были женаты около двух лет. А потом он ушел к другой. Вот и все. После этого стоит ли удивляться, что слово «отец» всегда было для Веры пустым звуком? «Отец мой оставил меня…»

Что до матери… Вера лишилась ее гораздо позже. Когда, будучи на пятом курсе мединститута, приняла Крещение. А вместе с ним — и новое, христианское имя, превратившись из Виктории — в Веру.

С того самого дня, когда она объявила Галине Борисовне, что стала православной и сменила имя, между ними и началась та бескровная война, которая длится вот уже почти четверть века. И в которой Вера, если не победила, то, по крайней мере, выстояла. Ведь теперь Галина Борисовна уже не пытается заставить дочь отречься от веры. Как видно, убедившись в бесполезности своих усилий. Хотя все еще продолжает звать ее по-прежнему: Викой… Но поначалу мать причиняла ей очень много страданий. Не проходило и дня, чтобы Вера не слышала от нее оскорблений в адрес верующих, священников, Самого Господа. Неудивительно, что вскоре она возненавидела Галину Борисовну. Ведь что может быть больнее, чем слышать, как хулят твою веру? Вдвойне больней — если это делают самые близкие тебе люди. Превращаясь из близких — во врагов.

Не раз, приходя на исповедь к престарелому протоиерею Иоанну, слывшему духовно опытным, едва ли не прозорливым, пастырем, Вера каялась в том, что ненавидит свою мать. И неизменно слышала в ответ: это грех. Ведь «кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь»3. И потому заповедал любить каждого человека, даже врага. Благословлять своих гонителей, а не проклинать их4. Не побеждаться злом, но побеждать зло добром5. Соблюдать заповедь о почитании родителей, которую Господь дал людям еще в ветхозаветные времена. Ибо, по словам святого Апостола Павла, это — «первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф.6, 2-3). Поначалу Вера пыталась возражать ему: разве должно соблюдать Господни заповеди в отношении безбожников и богоборцев? Таких, как ее мать… Однако старый священник, человек на редкость мягкий и добродушный, с неожиданной для него резкостью перебивал Веру:

— Молчите! Не смейте и думать такое! Не гневите Бога!

А она-то ожидала услышать от него слова утешения! Надеялась, что он посочувствует тому, сколь тяжкий жизненный крест ей приходится нести! Что ж, как видно, духовная опытность отца Иоанна была сильно преувеличена его почитателями и почитательницами. Ведь он так и не смог посоветовать Вере ничего лучшего, кроме неукоснительного соблюдения пятой заповеди и любви к ненавистной матери-гонительнице…

Мало того: он не благословил Веру уйти в монастырь, заявив, что она должна остаться в миру и ухаживать за больной матерью. Ибо сам «игумен земли Русской», преподобный Сергий Радонежский, в свое время показал пример сыновней любви, отложив свой уход на пустынное житие до тех пор, пока его родители не отошли ко Господу. Вера намеревалась было сказать ему, что преподобные Кирилл и Мария6 не идут ни в какое сравнение с ее мамашей-атеисткой. Но вовремя смолчала. Ведь он наверняка снова бы напомнил ей все о той же пятой заповеди: «почитай отца твоего и мать твою». Или о том, что Бог есть любовь…

И вот Вере уже сорок пять лет. А Галине Борисовне — за семьдесят. Она одряхлела и, после того, как у нее ампутировали пораженный гангреной палец на ноге, уже несколько лет не выходит из дома. Однако сколько еще она проживет, несмотря на свои многочисленные болезни?.. По крайней мере, в ближайшее время она не собирается умирать… А, по слухам, в монастыри сейчас принимают только молодежь… Так что Вера, скорее всего, никогда не осуществит свою давнюю мечту — стать монахиней… Опять-таки по вине матери. Не будь ее, Вера уже давно бы подвизалась в какой-нибудь обители. Зачем только она тогда послушалась отца Иоанна и не ушла в монастырь без его благословения? Ведь очевидно, что он попросту не понял ее тонкой, ранимой натуры…

Впрочем, и другие батюшки оказались не лучше. К кому только не обращалась Вера после смерти отца Иоанна с жалобами на мать и с просьбами благословить ее уйти в монастырь, все священники напоминали ей хорошо знакомые слова из Священного Писания: «почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле… (Исх. 20, 12), а также заповедь Спасителя о любви к ближним, даже к врагам.. Так что Вера была близка к отчаянию — неужели никто из них не может понять, что любить такую мать, как Галина Борисовна, просто-напросто невозможно?

Но однажды, когда кто-то из священников в очередной раз процитировал ей пятую заповедь, она вдруг поняла: ее не так сложно исполнять, как это может показаться на первый взгляд. «Почитай отца твоего и мать твою…» Значит, Вере достаточно просто ухаживать за матерью. И только. Большего от нее не требуется. Ведь «почитать» не значит «любить».

С тех она терпеливо несет свой жизненный крест без любви, прислуживая больной старухе, с которой она обречена жить под одной крышей, пока та, наконец-то, не умрет. Надо сказать, что поначалу Вера надеялась, что ее мать оценит жертвенность дочери, и, по ее примеру, захочет стать православной. Сколько раз она читала о подобном в житиях святых… Однако упрямство и неблагодарность Галины Борисовны оказались поистине беспримерными. Вместо того, чтобы попросить у дочери дать ей Евангелие или научить ее молиться, она часами пересматривает содержимое верхнего ящика своего комода, спешно задвигая его при появлении Веры. Что она там хранит? Наверняка золотые побрякушки, которые когда-то носила. Или вышедшие из моды тряпки. Или почетные грамоты, которые она получала, работая завучем. Какое же безумие — трястись над всем этим хламом! Впрочем, чего еще ожидать от такой, как ее мать? Как говорится, она жила смешно и умрет грешно. Вот только похоже, что это произойдет, когда Вера уже состарится…

А кода-то она думала, будто мать ее любит! Можно ли было не поверить в это, если тогда они вместе гуляли, ходили в кино, читали вслух книги… Мама помогала Вере готовить уроки и ухаживала за ней, когда та болела…Что ж, у святой великомученицы Варвары тоже был любящий отец. Который, тем не менее, бестрепетно предал единственную дочь на муки, узнав, что она христианка. Грош цена такой любви! Так что у нее нет ни отца, ни матери. У нее есть только ее вера.

«…Отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня…»

* * *

А тем временем в опустевшей квартире на десятом этаже мать Веры, Галина Борисовна, предавалась невеселым раздумьям о том, что сегодня ей снова придется допоздна коротать время одной. Вика вернется только вечером. Она проводит в церкви все выходные. Ей не хочется хотя бы один день побыть дома с матерью. Но почему, почему? Неужели этому ее учат там, в церкви?

Как же она изменилась с тех пор, как стала ходить туда! Прежде она была веселой, общительной девочкой. А после крещения… Откуда в ней появилась эта угрюмая замкнутость? Почему она стала одеваться в темное, как старуха? И с нескрываемой ненавистью отзываться о некогда любимых книгах и фильмах? Почему она порвала со своими подругами и даже с Сережей, который за ней ухаживал? Не случись этого, у Галины Борисовны, возможно, уже были бы внуки. А теперь их род пресекся. Да, пока Вика не одинока. У нее есть мать. Но что будет с нею, когда Галина Борисовна умрет? Кто тогда будет ее любить?

Вика была ее радостью, ее гордостью. Ведь самое ее появление на свет казалось чудом — врачи убеждали Галину Борисовну: ей никогда не родить ребенка. Но она не сдавалась. И, не жалея времени и денег, консультировалась и лечилась у лучших гинекологов. Она верила, что победит болезнь, и действительно победила ее. И именно поэтому назвала свою новорожденную дочь Викторией — победой.

Как она хотела, чтобы ее девочка была счастлива! Закончила институт, защитила диссертацию, вышла замуж, родила детей. Чтобы у нее были любящий муж, престижная работа, ученая степень, дом-полная-чаша… Но вместо этого ее Вика работает рядовым врачом в пригородной больнице. И семьи у нее нет. И живут они, едва сводя концы с концами. Разве такой судьбы она хотела для дочери? Она сама ее выбрала…после того, как стала ходить в эту свою церковь. Но разве посмеет Галина Борисовна упрекнуть ее? Нет. Во всем виновата она, мать, не сумевшая спасти свою дочь.

Да, она пыталась это сделать! Пыталась объяснить Вике, что религия — это удел темных и невежественных рабов, разочаровавшихся в жизни неудачников. Что верить в сверхъестественное — недостойно образованного человека. Как-никак, в свое время в институте Галина Борисовна изучала научный атеизм… Она постоянно твердила дочери об этом в надежде, что та услышит, поймет, одумается. И станет прежней Викой: веселой, общительной, живой. Да, может быть, где-то Галина Борисовна была слишком резкой… И все-таки: разве она не хотела добра для Вики? Увы, та все больше и больше ожесточалась. Так что уже не скрывала от матери своей ненависти к ней. И все попытки Галины Борисовны переговорить в Викой по душам оказывались бесполезными: дочь не хотела ее слушать.

И тогда она сдалась. Будь что будет. Пусть Вика живет, как хочет. Пусть ходит в свою церковь, если это доставляет ей радость. А она…ей достаточно только видеть дочь, слышать ее голос. Быть рядом с ней, чтобы она не чувствовала себя одинокой.

И пускай Вика держится с ней, словно с чужой. Галина Борисовна все равно любит ее. И живет этой любовью. Что еще у нее остается, кроме любви?

* * *

…Вера не торопилась домой. Что ей там делать? Коротать время с матерью? Но та вполне обойдется и без нее. Она в состоянии дойти до кухни и разогреть себе еду. А грязную посуду Вера вымоет вечером, когда вернется. Однако отчего у нее на сердце так неспокойно? Почему ей все больше кажется: она оставила дома что-то очень важное… Нет, это исключено. Ведь Вера еще с вечера положила в сумочку Псалтирь, платок, кошелек…все, что ей нужно. Так что эта необъяснимая тревога — просто искушение, на которое не стоит обращать внимания.

Чтобы отвлечься, Вера поспешила на церковную кухню. Благо, уборщицы, свечницы и певчие уже приступили к трапезе. А там, закончив Крещение, пришел пообедать и батюшка, отец Алексий. И, поскольку на кухне собрались преимущественно женщины, завел беседу о благочестивых женах былых времен, воспитавших своих детей в святости.

Он вспоминал Анну, которая вымолила у Бога своего сына, Самуила, и затем отдала его на служение в храм. И мужественную Соломонию, убеждавшую своих семерых сыновей не бояться умереть за веру отцов. И святую Еввулу, мать великомученика Пантелеимона. И купчиху Агафью Мошнину, благочестивую родительницу преподобного Серафима Саровского. И преподобную Марию Радонежскую, подарившую Русской земле великого и славного авву Сергия. Упомянул и о праведной Нонне, что своим примером и любовью обратила к вере мужа, и силой молитвы укротила морскую бурю, в которой погибал ее сын — будущий Святитель Григорий Богослов. «…Своими молитвами для своих возлюбленных чад утишила она море, и материнская любовь ее с пределов востока и запада свела вместе покрытых славою сыновей, когда не ожидали они такой встречи. Прежде своими молитвами избавила она и супруга от жестокой болезни. Но что всего удивительнее, молясь, внутри храма, кончила она жизнь»7. — процитировал священник одну из эпитафий, которыми великий вселенский учитель и святитель Григорий почтил свою праведную мать.

Сколько раз Вера жалела о том, что ей не посчастливилось иметь верующую мать! Она бы с детских лет учила ее жизни во Христе. А чему могла научить ее мать-безбожница?

* * *

Вера вернулась домой сразу после вечерни. Потому что необъяснимая тревога, не дававшая ей покоя весь день, не проходила. Напротив — она даже усиливалась. Вере все больше казалось — дома случилась какая-то беда. И, на всякий случай, она решила вернуться туда пораньше.

Однако сделать это оказалось не так-то просто. Сперва она долго ждала автобус, который отчего-то задержался почти на полчаса. Потом выяснилось, что в их подъезде сломался лифт, и Вере пришлось подниматься на десятый этаж «на своих двоих». Когда же она, пыхтя и отдуваясь после непривычного восхождения, открыла дверь своей квартиры, то поначалу не заметила ничего особенного. Напротив, вокруг было тихо, как никогда. Обычно мать с порога встречала ее вопросом: «это ты, Вика?» Но на сей раз в квартире царило безмолвие. Непривычное, и потому подозрительное. И тогда встревоженная Вера заглянула в комнату матери.

Галина Борисовна вниз лицом лежала на полу возле комода с приоткрытым верхним ящиком.

Вера бросилась к матери и перевернула ее на спину. Галина Борисовна была без сознания. Однако, когда перепуганная дочь принялась тормошить ее, на миг открыла глаза:

— Ви…ви… -похоже, язык не слушался ее. Она скривила рот, пытаясь не то расплакаться, не то улыбнуться. И снова потеряла сознание.

* * *

Спустя час вызванная Верой машина «Скорой помощи» увезла так и не пришедшую в себя Галину Борисовну в больницу. А Вера осталась дома, на всякий случай дав врачам номер своего телефона. И прекрасно понимая: скорее всего, вскоре ей позвонят из больницы. Ведь, судя по клинике, у ее матери тяжелый инсульт. Так что вряд ли она доживет до утра. Скоро Вера будет свободна. И наконец-то сможет осуществить свою давнюю мечту — уйти в монастырь. А, если ей не удастся это сделать, останется жить в миру. Благо, теперь никто не помешает ей молиться и ходить в церковь. Освободившуюся комнату она превратит в подобие монашеской кельи. Увесит ее иконами и лампадками, поставит складной аналой, а сбоку от него повесит четки. Чем не келья? Правда, сперва комнату придется отремонтировать и освятить. Что до вещей матери, то она их выбросит. Ей не нужна эта память. Она начнет новую жизнь, где уже не будет места тягостным воспоминаниям о прошлом. И началом ее станет телефонный звонок из больницы…

Вера вернулась в опустевшую комнату Галины Борисовны, чтобы выключить там свет и задвинуть полуоткрытый ящик комода. Но все-таки: что же за ценности хранила ее мать в этом ящике? Она заглянула внутрь — и отпрянула. Потому что вещь, лежавшая на дне ящика, была ей слишком хорошо знакома.

Это был старый альбом для фотографий. Вера извлекла его из ящика, открыла первую страницу. И увидела…себя.

Да, это были ее фотографии. Детские, школьные, студенческие…Темноволосая девочка в распашонке, испуганно смотрящая в объектив фотоаппарата. Дошкольница с пышным бантом в волосах, прижимающая к груди плюшевого котенка. Мечтательная первоклассница в белом школьном фартуке. Нарядная выпускница — королева школьного бала. Улыбающаяся студентка в медицинском халате. А дальше — пустые страницы. Потому что жизнь Вики оборвалась в тот самый миг, когда четверть века тому назад отец Иоанн, окропляя ее голову водой из купели, произнес: «Крещается раба Божия Вера…»

Она забыла об этом альбоме. Ибо старалась не вспоминать о своей жизни до крещения. Годы, в которые она была далека от веры, казались ей прожитыми впустую. А вот ее мать, похоже, жила воспоминаниями о них. Именно поэтому она так бережно хранила заветный альбом. Хотя, казалось бы, зачем? Ведь Вики не существовало уже почти четверть века. Что до Веры, то она лишь «почитала» Галину Борисовну во исполнение заповеди. Она несла свой жизненный крест по отношению к ней. Но этот крест был крестом без любви. Разве такая мать, как Галина Борисовна, была достойна любви? Разве она сама любила Веру? Разве неверующий человек может быть способен на подобное чувство?

И вот теперь Вере вдруг открылось: неспроста ее мать так дорожила старыми фотографиями дочери. И не случайно так часто пересматривала их. Она любила ее той безумной, безответной любовью, на которую бывают способны только матери. Не ради соблюдения заповеди, и даже не ради того, чтобы добиться взаимной любви…просто ради того, что мать не может не любить свое дитя. Даже если эта любовь в чем-то ущербна, как бывает ущербна любовь без Креста. Напрасно Вера думала, что неверующая мать неспособна научить ее ничему. Какой урок любви она дала ей сейчас! Увы, Вера поняла это слишком поздно…

Или «поздно» все-таки лучше, чем «никогда»? Наверняка все еще можно исправить. Сейчас она вызовет такси и поедет в больницу. И всю ночь продежурит у постели матери. Ведь она не должна умереть, если дочь будет рядом! А завтра она возьмет отпуск, чтобы ухаживать за ней. Не ради соблюдения заповеди — а просто из любви к ней. Может быть, тогда она простит ее. Может быть, тогда Бог, Который «есть любовь», простит ее…

Отчаянно молясь: «Господи, помоги! Господи, помилуй!», Вера отыскала в справочнике номер службы вызова такси. Оставалось лишь набрать его… И в этот миг раздался телефонный звонок. А потом еще, и еще раз… Телефон звонил, не умолкая, словно человек на другом конце провода непременно хотел сообщить Вере какую-то крайне важную весть.

А она стояла, со страхом вслушиваясь в эти настойчивые, беспрерывные звонки. И не решаясь снять трубку.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Цитата из Святителя Иоанна Златоуста. Помещена в Православном молитвослове, изданном Московской Патриархией в 1980 г., а также ряде в его переизданий.
  2. Пс. 26, 10. В Синодальном переводе эти строки звучат так: «…ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня».
  3. 1 Ин. 4, 8.
  4. Рим. 12, 14.
  5. Рим. 12, 21.
  6. Таковы монашеские имена родителей преподобного Сергия Радонежского.
  7. Эпитафия праведной Нонне цитируется по книге: Святитель Григорий Богослов. Песнопения таинственные. — М., 2000. — С. 491.

Комментарии

Людмила Громова

Матушка, во втором варианте мне больше понравились выводы. В первом – сравнивается, кто выше из героинь. Но у них обеих души находятся в довольно плачевном состоянии. У одной – отрицание Бога и земная (сильная, но эгоистичная) любовь к дочери, у другой – искаженная ее душевной слепотой вера и ненависть к матери. У них совершенно разные духовные болезни, поэтому сравнивать их нельзя. Это все равно, что сравнивать слепого и глухого. Поэтому, наверное, и было неприятие такого категоричного утверждения из первого варианта:

Лишь теперь ей открылось: в их многолетнем духовном противоборстве победила не она, а мать, чья любовь оказалась сильнее дочерней ненависти. Увы, Вера поняла это слишком поздно…

А в последней версии рассказа на данном месте утверждение, с которым полностью согласна:

Напрасно Вера думала, что неверующая мать не способна научить ее ничему. Какой урок любви она дала ей сейчас! Увы, Вера поняла это слишком поздно…

И хорошо, что дочь поняла свою неправоту. Жаль только, что мать не успела понять этого о себе. Увы, это жизнь...
 

Что ж, тогда создам гибрид. Первовариант с тем эпиграфом и этим выводом. Видимо, проблема в том, что я сделала мать не такой, какой она была в действительности... Но тогда это была бы слезливая история про демоницу-мать и страдалицу-дочь. А они "обе хороши"... Увы, в реальности и дочери (типа Веры) редко доходят до понимания своей неправоты. Слишком любя себя. Слишком ненавидя других. Впрочем...не все ли равно?!.. Спасибо, что прочли и этот ляп! Е.

Согласна - эпиграф из Гете куда лучше отражает суть происшедшего с героинями. Хотя...сколько у драматурга Островского пьес с названиями из поговорок! "Не в свои сани не садись", "Не все коту масленица", "Без вины виноватые"... Короче, я решила пустить в ход оба варианта! Кому что. Кому, по поговорке, арбуз, а кому - офицера. Так веселее! Е.

Нет, не вижу я материнской любви Галины Борисовны. Любовь ведь все равно каким-то образом выражаться должна.
Воспоминания о дочке? Чувства, эмоции и только лишь.
Очень и очень против я в этом варианте, так это против эпиграфа. Предыдущий был "супермощным" касательно данного вопроса. Родителей беречь надо обязательно и безоговорочно. Как угодно. И делами и не расстраивать их и по-человечески к ним относиться и защищать их всячески и молиться обязательно за них, за живых. Потому что НИКТО больше них в этой жизни, лично мне, добра не сделал. И не сделает. Вот об этом надо всегда помнить.
Спаси Господи Вас.

Ага! И вы того ж мнения: первый вариант был лучше. Правильно! Там не было такой категоричности. "Все виноваты". Кстати, так ведь и есть. Где-то виновата мать, где-то дочь. И, если их примирение произойдет, то не в этой жизни. В этом отношении первый эпиграф к месту, еще как к месту! Они обе "не хранили, что имели", и потерявши, плакали. И мать, и дочь. Видите ли, в рассказе есть два момента, где объясняется многое. Первый: Вера не знает отца. В свое время, учась в Свято-Тихоновском, читала в учебнике нравственного богословия: человек, имеющий проблемы с отцом земным, может иметь проблемы и с Отцом Небесным. Понимаю: можно оспорить. Но, кстати, именно так было с печально известным протоиереем-ренегатом Александром Осиповым. Вот и у Веры тоже некие проблемы с верой... Второй момент: Вера вспоминает свое детство. Она до поры верила, что мать ее любит... Потому что мама гуляла с ней, помогала готовить уроки, ухаживала за ней, когда дочь болела... Разве это не любовь? Только что Вера об этом забыла... Это важные моменты для понимания характеров героинь. Меня учили по возможности обращать внимание на детали. Они многое могут сказать. Помните, у Пушкина в "Пиковой даме" Лиза выходит замуж за "любезного" молодого человека. Слово не случайно: он ее не любит. Он мило держится - и все. Понятно, тут не Пушкин. Но...хотя бы на уровне анекдота про русского шипона, "погоревшего" на том, что он не-знаю-где-именно не вынул из чашки чайную ложечку... А Вам (и всем) спасибо - помогли увериться, что первый вариант был лучше. Что ж, его и оставлю. Е.

Инна Сапега

А ведь все же Вера-Вика любила свою мать. хотя бы даже потому, что ненависть всегда приходит только на смену любви - является искажением любви этой....

Я вот все читала другие комментарии. Действительно - кто одобряет дочь и осуждает мать, кто наоборот. Но как и Вам, мне ближе мысль, что все же дети виновнее родителей в том, что отношения портятся, потому как Господь именно детям заповедал почитать отца и мать, а не родителям - заботится о детях своих. Но как часто мы становимся Хамами по отношению к своим матерям и отцам. И за то получаем немилость Божию.

А еще - отчего-то забываем про силу родительского слова - благословения или проклятья. А ведь - они могут быть решающими в нашей судьбе - монашеской ли или семейной. И пока нет этого благословения, нет понимания - лучше выбор не делать, и тихонечко жить и помогать родителю, и молится за него. И пример прп Сергия, действительно, ярко показывает, что там где есть терпеливое послушание родителям - там есть и мудрость, и любовь, и присутствие Божие. И хоть прп Сергий мог и немного поспорить с матерью и несмотря на её уговоры, продолжая свои подвиги поста и молитвы, но в главном - у него всегда было это послушание. А что - некоторые святые бегут в монастырь наперекор родным - да, бывает, но все же случаев этих меньше и у оставшихся родных обычно в миру есть еще и другие дети, кто могут о них позаботиться.

Но я глубоко понимаю героиню и не осуждаю её - сама подобное псевдо благочестие проходила и до сих пор мучаюсь совестью своей, так как раны или рубцы от них остаются навсегда.

простите мое многословие и личное мнение, выссказанное скорей по слабости своей

Храни Вас Господь.

Да, она ее любила! Там есть фрагментик, позволяющий это предположить. Только Вера решила, что ее мама - этакий Диоскор в юбке... Ненависть и любовь - вещи взаимосменяемые. Кстати, там есть еще одна забавная деталька: слово "отец" для нее ничего не значит. Во время оно, учась в ПСТБИ, читала в книжке по нравственному богословию: если у человека проблемы с отцом земным, могут быть проблемы и с Отцом Небесным. Ну, пусть это останется на совести автора оного тома...не психолог, не знаю. Я тоже понимаю Веру-Вику (один из двух ее прототипов- я), и псевдоблагочестия нахлебалась достаточно. А потому сводить эту историю к: мать-злодейка, дочь - мученица - не считаю возможным. В этом варианте, кстати, эта тема виновности дочери усилена. Ей говорят: Бог есть любовь. Но она отбрыкивается, ссылаясь на то, что мать у нее - атеистка, а атеисты и вовсе любить не могут, и не должно их любить... И эпиграф тут сильнее. Уж и впрямь - такие споры за веру иной раз идут в семьях, что, как говорится, кровь и слезы рекой... Только насчет Вашей последней фразы не согласна: Вас нельзя назвать слабым человеком. Скорее, умным. Пользуясь случаям, кланяюсь всем - сами-знаете-кому. Е. 

>>Ненависть и любовь - вещи взаимосменяемые

Потому, что это не любовь. Вообще страшно, как легко мы употребляем это святое слово - по сути, Имя Бога.

Когда-то мне мой духовник по поводу того, что я не ощущаю теплых чувств к близким сказал, что мы не должны руководствоваться чувствами, они обманчивы. Есть дела любви (т.е. попытка исполнить заповеди), а источник Ее - Бог, может подать и любовь.. вот только не стоит забывать, что она есть последняя(!) ступень Лествицы... и даруется, здесь, совсем не многим. (Кто дерзнет сказать, что его любовь "не ищет своего" ?.. Вот то-то и оно...)
Это еще одна сторона Вашего рассказа, по которой внутренне несколько оправдывается дочь. И нужно либо увеличить "штришки" в рассказе о ее "негодности" (прелести?), или он будет все же вызывать справедливые возражения, т.к. "чувствования" - весьма обманчивая штука... (Не потому ли захотелось переделать концовку, внутренне несколько оправдать дочь?) ;-)

Скажу так: я пыталась сделать эксперимент. Дописать малость конкретнее, с учетом дискуссии. И решить - какой вариант удачнее: с уточнениями, или первый. Вышло хуже. Значит, в дело пойдет первый вариант. В чем я и убедилась, "вывесив" (не сама, сама не умею!) второй. Читатели почуяли фальшь во втором варианте. Согласна. Е.  

Алла Немцова

 Матушка, а мне странно было читать дискуссию о том, кто из Ваших героев виновнее. В рассказе нет положительных героев. Оба хуже, как говорится. Единственный положительный герой за кадром. Это автор, не побоявшийся честного рассказа, почти исповеди.

А вот финальная точка, по-моему, является на самом деле отправной. И здесь есть повод для оптимизма. 

Все так. И я все-таки придерживаюсь мнения: обе хороши. Проблема в том, что первый вариант оказался лучше. Хотела сделать второй с учетом дискуссии - вышло хуже. Эх, "взглянули гости на пейзаж и прошептали: ералаш". Ну, ладно! А автор...автор знает, какие темы выбирает... Самому ему больно. Е.