СЕРГЕЙ АВЕРИНЦЕВ: ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
Посвящается Наталии Петровне Аверинцевой
«Крины молитвенные»
Принимаясь за это размышление о Сергее Сергеевиче Аверинцеве, я прежде всего обращаюсь к его стихам. Стихи эти хотелось бы назвать «молитвенными кринами», как иеромонах Киприан Керн назвал свою книгу о литургической поэзии, чьи слова, как стебли цветов, чуть сгибаются под легкой, бесплотной тяжестью молитвы.
Боже, слова отбегают
от утлого жилища человека
к чувству нашему плотскому
неразгаданно безучастны;
отбившись от руки, блуждают.
Как псы одичалые воют:
лучше им к Тебе возвратиться,
к Твоей приникнуть святыне.
«Процвела есть пустыня, яко крин, Господи…» — сказано в Ирмологионе. Когда думаешь о среде, о почве, из которой вырос «феномен Аверинцева», образ пустыни, «процветшей» как лотос (
«Многих людей города посетил и обычаи видел…».
Путь Аверинцева, который можно проследить по всем пройденным им городам и «посещениям», — это всегда молитвенное возвращение к святыне.
«Ключ» Гераклита
Всякое творчество можно рассматривать в разных «ключах», которые мы вправе одолжить у самых неожиданных авторов. С давних пор я пытался разгадать загадку Аверинцева, пользуясь «ключом Гераклита». В памяти моей засел один его фрагмент, оставшийся, как и все у него, темным и неразъясненным: Он гласит: «Многознание уму не научает; иначе научило бы…(В 40)» — и далее следуют имена гераклитовских оппонентов, Гезиода, Пифагора и других.
В те годы, когда имя Аверинцева уже элитарно шелестело по библиотекам, избранным аудиториям, толстым журналам, я, отталкиваясь от атмосферы клубного снобизма, обращал гераклитовский стих именно против него как горделивого носителя или, как мне казалось, носильщика бесполезных сведений. Познания, накопленные им, и тогда и теперь поражали блеском, казавшемся мне
Чем же было само внутреннее ведение, не желавшее найти себя ни в каких познаниях внешних? Оно казалось силой, действующей в вещах, противостоящей хаосу многих бесполезных инструкций о культуре и мире, самой скрытой сутью реальности, «алетейей» в толковании Мартина Хайдеггера
Говорю о том так подробно именно потому, что думаю теперь иначе.
Протест против бездушности информационных хранилищ был в данном случае поверхностным, не принимающим в расчет того аверинцевского «безмолвия Слова», которое может быть скрыто даже и в самой многословной разветвленной науке. Но, услышав однажды стоявшую за ним «ту полноту, какой названья нет» (Вячеслав Иванов), я уж не мог оторваться от этого богатства безмолвия, рассеянного, запрятанного в аверинцевских текстах с внешним обилием их культурных воспоминаний, от того, что с самого начала было насыщено напряженным молитвенным диалогом, растущим из удивления, которое передается слушателям.
Так что, если «поверять» гармонию алгеброй, а Аверинцева Гераклитом, коль скоро мы с него начали, я предпочел бы сегодня другой фрагмент, 54, который гласит:
«Неявная гармония лучше явной».
И вот эту неявную гармонию удалось построить из множества осколков, островов, по которым разбросано племя аверинцевских наук. Ибо «материальная сила — [даже когда речь идет о „материи“ мысли (В.З)] — позволяет сбыться духовному смыслу».
«Архипелаг Аверинцева»
Константин Сигов в своем послесловии к сборнику
Но при всем этом Аверинцев никак не стал ходячим тезаурусом, исполняющим должность энциклопедии мировой культуры.
Если вглядеться в путь его мысли, как будто перегруженной, но вместе с тем подвижной и легкой, мы почувствуем, что ее «А», ее «архэ», начало лежит до рождения слов, «у самого истока глагола», как он скажет впоследствии. Родившись из созерцания, его слово следует по своему «кружному пути», чтобы в конце его вернуться к тому же истоку. Именно этот исток, остающийся нераскрытым, притягивает и завораживает нас. Может быть, потому что в каждом из своих спутников Аверинцев ищет сообщника и собрата, совладельца общего секрета Премудрости, построившей себе дом или хотя бы временное утлое жилище, в
Словно эти острова находятся в перекличке и переписке между собой и с породившим их автором, которого
Ключ Мандельштама
«Только русский человек мог открыть этот Запад, который сгущеннее, конкретнее самого Запада», — писал Мандельштам о Чаадаеве, но, пожалуй, еще с большим правом можно отнести эти слова и к Аверинцеву.
Не случайно мы вспомнили об одном из самых близких ему поэтов, у кого легко найти множество словесных троп, которые могут привести нас и к феномену Аверинцева. Искать и находить подобные, часто неожиданные пути от одного к другому — в этом один из его стилистических секретов. «Предметы друг от друга далековатые», по ломоносовскому определению поэзии, но связуемые воедино, создают эффект плотности, сгущенности и исторической конкретности. Такая вот плотность была своего рода сопротивлением слова в те годы, когда в гнилых или мумифицированных словах можно было увязнуть как в смрадном болоте. Сегодня, оглядываясь на вчерашнее это болото (кем только не протоптанное тогда), мы не найдем в нем аверинцевских следов.
«Я чувствую почти физически нечистый козлиный дух, идущий от врагов слова» , — писал Мандельштам в 1921 году в статье «Слово и культура» . Это может быть было самым точным определением той эпохи, которая вскоре убьет самого поэта. В те годы, когда юный Сергей Аверинцев только начинал свои тончайшие отношения со словом, козлиный дух уже не нес в себе запаха смерти, по крайней мере физической, но был так тяжел, гнетущ и вездесущ, что давно уже казался всем нормальной человеческой атмосферой. Уже тогда, когда не веяло ни малейшей надежды, что все это однажды распогодится, он умудрялся дышать иным воздухом, который, казалось, выветрился десятилетия назад. Даже не говорить, а просто дышать, не принимая легкими болотных испарений, не становясь в позу врага врагов «козлиного духа» (героическое это противостояние, увы, так часто становилось губительным именно для того иного, высшего духа, который мы хотели бы защитить).
Поначалу скорее интуитивно, а затем, думаю, вполне сознательно, он решил иметь дело только с первыми граждами республики мыслителей и поэтов, которых он так безошибочно умел находить. Я думаю, что сама его эрудиция рождалась не от неразборчивой жадности к многознанию, но из потребности дружбы, той именно дружбы, которая на эллинском языке назывется philia, и отсюда его
«Глубокая радость повторенья охватывает его, головокружительная радость» (Мандельштам), потому что Аверинцев умеет и любит находить себя в любом из собеседников. Оттого он остался удивительно свободен от охватившего всех (в особенности с началом эпохи свободы) неистового
София, Шехина, Слово
Своего читателя Аверинцев всегда повышает в чине, вводит на равных в избранный, хоть и вовсе не тесный круг доверительных друзей, и всякий приглашенный им поневоле следует за ним, хотя и не всегда чувствует себя уютно на его широтах.
Таким выглядит его приглашение к паломничеству к Софии. «Лично мне кажется невозможным произносить имя города Киева, — говорит он в начале лекции в
«Тема этой работы одновременно и узка, и широка до неисчерпаемости», — начинается другая, более ранняя работа о Софии, и вот, начавшись от апсиды киевского храма, нить его
Мы минуем острова, на которых Премудрость оставила свой след, и причаливаем к Библии, к Слову, ибо в конце концов именно к этому материку приводит нас
Шехина не только присутствует, осеняет или вселяется в нас (по словам молитвы Духу Святому), ее роль у Аверинцева более деятельна: то, что рождается от нее, то, что озаряется ею, она собирает как птица под крылья. Она «художествует» в человеческом деянии, искусстве, устроении общества, молитве. «Собирая космические тела в устроенное мироздание, собирая мысли людей в дисциплинированный интеллектуальный космос, Премудрость собирает и земли, города, страны в централизованную сакральную державу. Ибо государство тоже есть ее „дом“» .
Позволю себе рискованную аналогию: «интеллектуальный космос» Аверинцева возникает из соединения многих «культурных» тел, фрагментов, лиц, встретившихся как бы случайно, без заранее обдуманного плана, но становящихся только благодаря интуиции, родившейся раньше текстов, неким культовым зданием, государством добрых знаний, державой открытий, обществом любителей премудрости, разумеется, чисто человеческой премудрости, слагающейся воедино в
Ведь можно исповедовать веру и так — рассказывая о накопленных богатствах просветленного ею разума. «Веровать в единого Бога, — говорит Аверинцев о митрополите Иларионе, авторе „Слова о законе и благодати“, но, наверное, был бы вправе сказать и о себе, — не просто святее, но и умнее, и потому умнее, что святее» . Впрочем, никогда бы он о себе ничего подобного не сказал и по смирению своему даже бы и не подумал. Но он на деле выявил этот, если не открытый им, то
«Capax Dei»
В «радости повторения», удивившей Мандельштама,
В этом суть его новизны, неповторимости, его аверинцевской вести. Он обращается к Слову, которое «было в начале у Бога» не для того, чтобы рассуждать о нем или описывать его опыт у других, но в нем свободно творить и просто быть. Не для того, чтобы его осмыслить и создать еще один словесный памятник своему осмыслению, но остановиться в удивлении перед его тайной. Тайна заключается не в
«Capax Dei» — дар человеческому слову, ставший возможным благодаря Воплощению, чей отсвет отныне лежит на всех человеческих словах, либо отталкивающих эту способность «светиться Богом» либо ее на себя принимающих, ищущих озариться Им. Слово стало плотью в Иисусе из Назарета, и это единственное событие в человеческой истории не может не отражаться (или затемняться) во всех человеческих словах. И не только словах, но и во всех логоносных актах человека, будь то любое из искусств, любое из наших действий. Открытие Аверинцева, одно из открытий, — в ощущении и подтверждении на множестве примеров этой неотклоняемой ответственности, коей облечен всякий человек христианской эпохи. Быть «capax Dei», значит быть способным выразить, пусть даже своими косноязычными средствами, присутствие Божие среди людей, или Шехину, Премудрость, Благовестие, которые нуждаются в нашей речи, будь эта речь словом, образом или поступком.
С недавних пор мы начали благочестиво повторять мысль о. Павла Флоренского о происхождении культуры из культа, разумея культ премущественно как богослужение и не оставляя современной культуре иного права на выживание, кроме воспроизведения культовых богослужебных форм, прежде всего, живописных или пластических. То, что в основе культуры, созданной Аверинцевым, лежит именно культ, несомненно, потому что в ней слово человеческое утверждает свою способность принять у себя присутствие Божие, которое поселяется в нашей славе, в доме, построенном нашими руками, и такое храмостроительство есть призвание каждого из нас.
«Отче, Чье имя заповедно»
«Многознание, как мы помним, уму не научает», однако ум может распорядиться многими знаниями так, чтобы даже их сделать домом молитвы. Все знают, стелющийся и тающий дым, благоухание ладана, иератический характер жеста способны
Вся тяжеловесная и в то же время столь легкая на подъем культура Аверинцева становится тонким, изысканным, но вполне православным культовым действием, служением перед иконой Имени Божия. Оно яснеет в густом кадильном дыме человеческих слов. Эта густота дает Имени проявиться и вместе с тем позволяет ему остаться незамеченным. Потому что на глубине своей Имя Божие совпадает с безмолвием, безмолвие же требует целомудрия и покоя. Возможно, по тугоухости я бы не расслышал безмолвия в текстах Сергея Аверинцева, если бы не пришли на помощь его стихи.
Отче, как в немощи детской,
у самого истока глагола,
да будут слова наши тяжки,
до краев безмолвием исполнясь.
Слова о немощи неслучайны. Только человек изведавший до такой изощренности и глубины силу слова в себе и в других, во многих своих собратьях по культу Премудрости, по служению Шехине, знает лучше других, что означает детская немощь, которая овладевает словами, когда мы пытаемся приблизиться с ними к «самому истоку глагола». Тайна иконы Имени или Слова Божия не всякой речью выговаривается, но скорее являет себя в предстоянии, молчании, молитве.
Мы молимся Тебе Слово,
от начала бывшее у Бога,
выговаривающее без речи
молчания Его глубины…
Но еще до дивных этих стихов я понял, что все многие, доверху нагруженные «многознанием» речи Аверинцева несут в себе глубины молчания, именно того молчания, в котором каждый человек может лучше всего услышать, понять и принять другого. Ведь все наши речи спососбны служить осколками Имени, исполненного до краев безмолвием, безмолвием, хранящим то заповедное имя, коим надлежит нам спастись.
Боже, Чье Имя заповедно,
дай каждое слово увидеть
на чернети смерти нашей,
на золоте Твоей славы,
ограненный гранями света,
словно камень ясный и твердый,
со всех сторон огражденным
сторожевою тишиною.
Секрет или «модель» Аверинцева
То, что я пытаюсь здесь выразить — вовсе не панегирик одному человеку. Признаться, с трудом я выношу
Пусть за спиной у нас не тысяча островов, населенных диковинными именами и трудными языками, а всего, может быть,
Суть культурной удачи не в размахе, поражающем глаз, но в
Просвещение может стать языком этого Имени, причем каждая попытка построения культуры, каждый образ ее служения может донести нам нечто неведомое, то, что еще не открылось, но то, что может открыться только в
В Евангелии от Матфея есть фраза, которая многих может смутить. Говоря о приближении Страшного Суда и Втором Пришествии, Христос пророчествует: «Не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий» (Мф.10,23). Мне всегда казалось, что мы, христиане, лишь едва начали обходить «города Израилевы», что Евангелие еще далеко не проповедано полностью, что заповедное Имя Божие не нашло и малой доли тех человеческих имен, в которые оно должно облечься, что Слово еще не раскрыло всей ошеломительной своей новизны и прямизны, что полнота его далеко не разлилась по всем человеческим емкостостям и сосудам, какие должна была бы наполнить, что священная тайна Троицы еще не взыскала, не успела призвать всех своих сотаинников и служителей, что «города Израилевы», рассеянные в нашей истории и в наших культурах, нашем будущем, не только не обойдены, но еще и не открыты…
На пути к тем городам, начавшемся, как в апостольские времена, еще в эпоху гонений и глухоты, Сергей Аверинцев стал одним из самых крепких, неутомимых паломников.
«Истина и жизнь», апрель 2004, № 4
www.sfi.ru