Когда мы говорим об американском фермере, то в голове складывается образ самостоятельного работяги, который ни от кого не зависит и всё делает сам: копается в земле, доит коров и способен починить трактор своими руками, если надо. Но в век информационных технологий даже тракторы работают под управлением программного обеспечения. И теперь фермеры столкнулись с неведомым врагом — мутным законодательством о копирайте, которое запрещает им ремонтировать собственные тракторы.
Такая проблема возникла у фермера Дэйва Алфорда (Dave Alford), который уже тридцать лет работает на семейном ранчо. До этого здесь десятилетиями работали его предки, и они никогда не сталкивались с вопросами интеллектуальной собственности, пишет NPR. Наверное, предки вообще не подозревали о существовании законов о копирайте, тем более о том, что эти законы могут коснуться фермеров.
Алфорд считает себя мелким хозяйственником — у него всего 400 гектаров земли в Сан-Луис-Обиспо, вдоль побережья центральной Калифорнии. Здесь он выращивает горох, фасоль, семена сельскохозяйственных культур, заготовляет сено. Но он шутит, что чувствует себя скорее механиком, чем фермером: так много времени приходится проводить за ремонтом техники. «Я считаю, мне выгоднее самому починить всё, что я могу починить, поэтому стараюсь всё делать сам», — говорит Дэйв.
Но теперь ему стало труднее придерживаться своего правила. Во время встречи с журналистом NPR он показал кабину новенького трактора John Deere 8520T. Трактор современный, с кондиционером. На приборной панели светится дисплей маленького компьютера, показывает состояние двигателя.
Если с агрегатами трактора что-то не в порядке, то информация будет на дисплее. К сожалению, Дэйву запрещено исправить неисправность самостоятельно. Фермер просто не сможет этого сделать, потому что не имеет доступа к проприетарным диагностическим инструментам. Ему придётся завезти трактор к официальному дилеру (ближайший в 65 километрах) или ждать, когда приедет техник из компании John Deere. Год назад был случай: ремни привода, судя по бортовому компьютеру, потеряли натяг, и пришлось ждать целый день, когда приедет официальный представитель компании.
«Техник приехал. Ему понадобилось несколько часов, чтобы диагностировать, что вышел из строя один сенсор. Всего один маленький сенсор, и это обошлось в 120 баксов», — жалуется экономный фермер.
С такой системой проблема в том, что теряется много времени. А во время жатвы и пахоты оно на вес золота: есть небольшой промежуток, когда урожай созрел или когда почва достаточно рыхлая для вспашки.
Алфорд говорит, что мог бы взломать цифровую защиту DRM и самостоятельно диагностировать неисправность, но таким образом он становится преступником. Это нарушение закона Digital Millennium Copyright Act от 1998 года. Компания John Deere при желании легко выиграет дело в суде, а фермер будет долго расплачиваться или вообще сядет в тюрьму. За нарушение DMCA грозит штраф до $500 000 и/или тюремное заключение сроком до пяти лет. Правда, фермеров за нарушение DMCA пока ни разу не сажали, но мало ли.
Изначально закон придумали для борьбы с цифровым пиратством для защиты компьютерных программ и DVD, а сейчас защиту DRM ставят на всё подряд, даже на кошачьи туалеты.
По закону, каждые три года собирается бюро регистрации авторских прав при Библиотеке Конгресса и пересматривает список исключений из DMCA. Ассоциации фермеров, механиков, специалисты по компьютерной безопасности и представители обществ по защите прав потребителей сейчас упорно сражаются, чтобы расширить список исключений.
John Deere и другие производители пытаются не допустить этого и хотят сохранить контроль над программным обеспечением в оборудовании — ради безопасности и для блага самих пользователей. Мол, неквалифицированные владельцы могут повредить сложную технику или по незнанию причинить себе вред.
Очередное заседание бюро регистрации авторских прав при Библиотеке Конгресса состоится в октябре 2015 года. Даже если сельскохозяйственную технику внесут в список исключений, то исключение действует всего три года. После этого фермерам придётся доказывать свою правоту снова. И снова. До тех пор, пока Конгресс не изменит закон DMCA.